Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Мертвые души. Кому грозит верификация соцвыплат?

Виталий Хворостяный
журналист

№5(52)(2016)

По словам экс-министра социальной политики Павла Розенко, украинский бюджет ежегодно теряет от 6 до 12 млрд грн из-за действий мошенников, которые получают финансовую помощь от государства в обход законов и норм социальных служб. Возникновение целой отрасли жульничества, связанного с получением различных социальных выплат, стало возможным из-за несовершенства украинского законодательства, а также ввиду отсутствия информации о дислокации граждан, выехавших из зоны боевых действий. Основная проблема, с которой сталкиваются представители социальных служб, – отсутствие единого реестра получателей помощи, а также слабая коммуникация между различными государственными ведомствами.

5-52-10-1

Социальная помощь мошенникам

В 2014 году, чтобы материально поддержать вынужденных переселенцев, в Украине приняли Закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 20.10.2014 г. № 4490а-1, а немного ранее КМУ принял постановление «О предоставлении ежемесячной адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО, для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг» от 01.10.2014 г. № 505. 

Согласно документу, материальная помощь предназначена для граждан Украины,а также лиц без гражданства, но постоянно проживающих на территории, подконтрольной украинской власти. При этом получатели помощи должны состоять на учете в органах соцзащиты.

После аннексии Крыма и начала активных боевых действий на Востоке Украины с последующей оккупацией части украинской территории российскими захватчиками и различными пророссийскими бандами все украинские государственные учреждения и банковские структуры были эвакуированы в соседние области, контролируемые государством.

Спасаясь от войны и репрессий, свои дома были вынуждены покинуть около 2 млн граждан. В то же время часть жителей, оставшаяся на захваченных территориях, решила воспользоваться сложившейся ситуацией для улучшения своего материального положения. Получив возможность перемещаться между свободными и оккупированными областями (после оформления соответствующих документов), многие жители Донбасса на короткое время выехали на свободные территории. Обзаведясь необходимыми справками (зачастую поддельными), подтверждающими их вынужденное переселение, они оформили себе материальную помощь от государства и благополучно вернулись назад, под протекторат оккупационных сил. При этом помощь от украинских социальных служб продолжала еще некоторое время поступать на счета псевдопереселенцев.

По данным СБУ, около 40 % жителей оккупированных территорий успешно обходят условие, касающееся проживания в областях, подконтрольных Украине. Исходя из материалов, предоставленных СБУ и работниками социальных служб, в Минсоцполитики и Пенсионном фонде временно прекратили выплаты подозреваемым в мошенничестве гражданам.

Следует отметить, что материальная поддержка, выделяемая государством, рассчитана на 6 месяцев с момента ее оформления, но временной лимит касается лишь трудоспособных граждан. Нетрудоспособные граждане могут рассчитывать на регулярные выплаты пособий без ограничений по срокам.

Оказываемая государством финансовая помощь предназначена для различных слоев населения, а ее размер и сроки выплат зависят от трудоспособности получателя. Материальная помощь не может превышать сумму в 2400 грн в месяц на семью. Для нетрудоспособных лиц, к которым относятся инвалиды, дети и пенсионеры, начисляется сумма в размере 884 грн на человека. Для трудоспособных членов семейства – 442 грн в месяц. При этом социальное пособие не учитывается при подсчете дохода семьи (что немаловажно при оформлении различных субсидий).

Кроме того, если работоспособный переселенец в течение 2 месяцев не устроится на работу, его выплата будет сокращена вдвое. Если ничего не изменится в течение следующих 4 месяцев, выплата социальной помощи будет прекращена.

Ежемесячная адресная помощь выплачивается в течение 10 дней после подачи заявления.

Основные ограничения, которые могут стать преградой на пути получения материальной помощи – это наличие в семье 2 или более автомобилей, жилья на подконтрольной Украи­не территории, а также банковского депозита, на котором хранятся средства в размере свыше 10 ми­нимальных зарплат. В частности, сюда же относят случаи, когда люди выехали с оккупированных территорий в другие области еще до начала военных действий. В любом случае, причины отказа должны быть четко сформулированы, аргументированы и оформлены в письменном виде.

Несмотря на то, что основную часть «нарушителей» составляют представители оккупированных территорий, с украинской стороны также присутствуют граждане, которые всячески пытаются обойти ограничения и получить толику средств от государства. По информации, предоставленной службами Минсоцполитики, после жителей оккупированных территорий, основные нарушители условий программы проживают в Киевской, Днепропетровской, Харьковской и Одесской областях. Тем не менее Павел Розенко заявил, что выплаты подозреваемым в мошенничестве всего лишь приостанавливаются, а не прекращаются навсегда. Если информация о нарушениях не подтвердится, выплаты будут во­зобновлены. В случае подтверждения фактов о неправомерном использовании льготных средств адресату придется возместить сумму, равную выплаченной социальной помощи.

На основании информации, полученной от СБУ и полиции, еще в 2015 году были приостановлены выплаты более чем 150 тыс. человек, которых заподозрили в предоставлении неправдивой информации о постоянном месте жительства и собственном материальном состоянии (в числе заблокированных получателей помощи оказались и пенсионеры с оккупированных территорий).

Пенсионный туризм

Немалые проблемы для Пенсионного фонда и Минсоцполитики создают и так называемые пенсионные туристы, которые, как и в случае с псевдо­переселенцами, проживают на оккупированной территории, но предпочитают получать украинские пенсии.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию исключительно с гуманистической точки зрения, то, с одной стороны, таких людей понять можно. Пенсионеры, не имеющие других средств к выживанию, кроме невысокой пенсии, стараются максимально использовать доступные ресурсы. Пусть даже и незаконные.

Самопровозглашенные лидеры террористических сил, захватившие власть в нескольких регионах Украины и назначившие какие-то пособия для пенсионеров, не справляются с регулярным обеспечением незащищенных слоев населения Донецкой и Луганской областей. Пенсионеры, став заложниками сложившейся ситуации, вынуждены мириться с властью агрессора. Многие из них выехали на неоккупированные территории, но немалая часть (в основном это те, у кого нет родственников в других областях или выехать не позволяет состояние здоровья) осталась в оккупации.

С другой стороны, пенсионеры, наравне с другими жителями захваченных регионов, причастны к появлению самопровозглашенных республик на Донбассе, поскольку в большинстве своем принимали активное участие в призывах к беспорядкам и свержению украинской власти.

Рассчитывая поначалу на помощь российских наемников, которые обещали аннексию восточных территорий Украины и включение их в состав РФ (по аналогии с Крымом) и, соответственно, введение российских пенсий, донбасские пенсионеры всячески поддерживали силы, обещавшие им «сытую старость». Но после того как обещания остались всего лишь обещаниями, многие из них выехали на неоккупированные территории и оформили себе украинские пенсии. Это стало возможным благодаря упрощенной схеме регистрации, не требующей множества подтверждающих документов и различных выписок. Многие пенсионеры воспользовались услугами «посредников», которые за определенный процент от начисляемой суммы брались переоформить их пенсии на неоккупированной территории. Мошенники, получив документы граждан, не проживающих на подконтрольной Украине территории, оформляли реципиентов как беженцев и пенсионеров.

По данным социальных служб, только в Луганской и Донецкой областях количество пенсионеров (по бумагам) увеличилось на 70 %, а смертность сократилась на 20 %. Получается, там не зона боевых действий, а какой-то пенсионный заповедник. После первых поверхностных проверок были выявлены десятки «бумажных долгожителей», которым в прошлом году исполнилось от 100 до 120 лет, а по некоторым адресам были зарегистрированы до 10 тыс. переселенцев (как, например, в Константиновке). Все эти факты требуют внимания со стороны государственных структур, поскольку наведение порядка в льготной сфере – это важный этап «ремонта» государственной казны.

Верификация социальных выплат

Потребность в верификации (подтверждении подлинности данных) социальных выплат назрела уже давно, поскольку о злоупотреблениях государственными средствами говорят еще с 2007 года. Ранее все инициативы тормозились на уровне руководства Пенсионного фонда и Минсоцполитики, но в феврале 2016-го процесс сдвинулся с мертвой точки. 

Кабинет Министров Украины на заседании 18 февраля 2016 года принял последние четыре постановления, необходимые для запуска процесса верификации. Суть верификации заключается в следующем: будут сверены между собой списки получателей различных льгот, предоставленные Минсоцполитики, Минюстом, Миграционной службой и Пенсионным фондом. После того, как будет проведена проверка получателей социальных выплат и из списков будут убраны «мертвые души» и мошенники-двойники, а также будут проверены банковские счета получателей помощи, органы соцзащиты примут решение, следует ли продолжать выплачивать социальную помощь и пенсии или нет.

План проверки разделен на три этапа:

  • Электронная верификация. Данные разных ведомств будут сверять между собой.
  • Телефонная верификация. Получателей помощи и пенсий будут обзванивать представители социальных служб для уточнения информации.
  • Физическая верификация. Подтверждение дан­ных соцработниками, банковскими сотрудниками и другими верификаторами о том, что получатель соцпомощи – реально существующий человек.

Следует заметить, что проверка банковских счетов получателей соцвыплат обусловлена необходимостью выкристаллизовать тех, кто действительно нуждается в средствах и имеет право на них по закону. Одним из этапов проверки является получение представителями Минфина информации от банков о том, имеется ли у получателя субсидий депозитный вклад в каком-либо банке. Если да, то не превышает ли он 16 тыс. грн (10 прожиточных минимумов)? Подобные меры коснутся лишь тех, кто оформил субсидию на оплату ЖКХ (вообще государство предоставляет около 60 различных видов помощи гражданам).

В Минфине утверждают, что доступ к конфиденциальной информации будет строго ограничен, тем более что работникам министерства не требуется конкретная информация о сумме на депозитном счету. Для проведения проверки нужен лишь общий ответ на вопрос: больше или меньше 16 тыс. грн находится на банковском счету?

Также проверке будут подвергнуты те граждане, кто по документам Миграционной службы не проживает в Украине, а по данным Минсоцполитики, все это время пользуется льготами на оплату коммунальных услуг – это является поводом для приостановки выплат и проведения расследования. По информации министерства, под проверку также попадут около 5 млн людей из числа льготников, которые оплачивают коммунальные услуги при помощи государства (одинокие матери, участники и дети войны, пенсионеры-преподаватели, медики, сотрудники МВД и т.д.).

По словам Натальи Яресько, инициировавшей процесс верификации, будучи на посту министра финансов, в дальнейшем материальная помощь и пенсии будут предоставляться по системе адресных выплат. Что это значит? В основном изменения произойдут в системе начислений социальной помощи и коснутся схемы расчета полагающейся суммы выплат.

Для более четкого понимания изменений можно привести пример, основываясь на системе расчета выплат матерям-одиночкам. Раньше расчет размера пособия производили, отталкиваясь от 50 % прожиточного минимума для ребенка дошкольного возраста (брали 50 % прожиточного минимума для ребенка до 6 лет и отнимали сумму среднемесячного совокупного дохода на одного человека в семье). Начиная с 2016 года расчет производится исходя из 100 % прожиточного минимума для ребенка дошкольного возраста минус среднемесячный доход на одного человека в семье. Таким образом, для матерей-одиночек с маленьким доходом размер пособия увеличится. Уже с 1 января 2016 года максимальный размер выплаты на ребенка до 6 лет составляет 1167 грн, на ребенка от 6 до 18 лет – 1455 грн.

То есть, по сути, размер выплат меняется благодаря введению 100 % прожиточного минимума в формулу расчета. Но не стоит забывать о том, что матери, которые имеют высокий доход, наоборот, будут получать меньше, чем до введения изменений.

Для тех, кому будет отказано в льготах, государство предусматривает оформление субсидий.

В Минфине утверждают, что такая система позволит нормализовать деятельность социальных служб, к тому же это уменьшит расходы из государственного бюджета примерно на 5 млрд грн в год. Для сравнения: в 2015 году на соцобеспечение населения было использовано 103,7 млрд грн бюджетных средств, из которых 94,8 млрд грн получил Пенсионный фонд (с учетом собственных поступлений фонда на пенсии было направлено в общей сложности более 262 млрд грн). На обеспечение выплат вынужденным переселенцам, по данным Пенсионного фонда, было выделено 34 млрд грн.

Следует отметить, что вынужденным переселенцам, помимо материальной компенсации, дано право на:

  • бесплатное предоставление местными органами власти транспорта для перевозки вещей и бесплатный проезд в общественном транспорте при возвращении на освобожденную территорию;
  • устройство детей в детские сады и школы, а также вузы;
  • медицинское обслуживание на новом месте проживания;
  • прочие социальные услуги, предусмотренные законо­дательством.

Если переселенцы получали пенсию, материнское пособие и другие государственные социальные выплаты, их можно возобновить на новом месте проживания.

Обратная сторона медали

Анализируя программу помощи переселенцам и программу, направленную на социальную помощь льготникам и малообеспеченным слоям населения, становится ясно: средства, которые выделяются государством, не способны в полной мере обеспечить всех нуждающихся и решить их основные проблемы. На выделенную сумму в 2,4 тыс. грн для одной семьи вынужденных переселенцев выжить нереально. Тем более что до сих пор не решен вопрос с ресурсами, которые требуются для обеспечения людей продуктами, работой, средствами для покупки одежды, оплаты лекарств и медицинских услуг. Также следует учитывать, что большое количество ограничений делает невозможным получение скромной государственной выплаты всем категориям переселенцев.

До сих пор львиную долю социальных проблем, выпавших на долю сбежавших от войны людей, решают негосударственные организации, в том числе волонтеры. Это не снимает ответственности с государственных структур, в чьи обязанности входит опека над переселенцами. Но, к сожалению, остается констатировать факт: даже те малые денежные пособия и материальная помощь, которые выделяются государством, становятся средством наживы для разного рода мошенников и нечистоплотных государственных служащих, поскольку без их участия манипуляции с социальными средствами вряд ли бы стали возможны.

Процесс верификации займет немало времени. Но это позволит создать ресурс, при помощи которого можно не только с легкость отследить перемещение и распределение средств, но и существенно облегчить доступ рядовым украинцам к базе данных и перечню льгот, на которые они могут рассчитывать. Тем более что первый этап верификации успешно подходит к завершению. В Минфине утверждают, что начальный этап проверок будет завершен к 1 июня 2016 года.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%