Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Александр Мукомелов: «Разработка любого нового продукта начинается не с дизайна, а с исследований»

№5(52)(2016)

Промышленный дизайн является одним из перспективных, но малоисследованных направлений украинского бизнеса. Более подробно рассказать об отрасли мы попросили одного из самых известных украинских специалистов, основателя собственной студии промышленного дизайна Александра Мукомелова.

5-52-108-1

Беседовал: Виталий Хворостяный

Александр, в любом деле очень важен личный опыт. С чего Вы начинали собственное дело, и почему Ваш выбор остановился именно на промышленном дизайне, а не на архитектуре или, например, веб-дизайне?

Наверное, в первую очередь на мой выбор повлиял пример отца. Он работал инженером-проектировщиком и еще при СССР разрабатывал новые модели телевизоров. Поэтому выбор профессии был сделан не «на пустом месте», тем более что у меня самого два близких по профилю образования: архитектурное и инженерное. Поначалу я помогал отцу работать над его проектами, ходил к нему на работу, вникал в процесс, а в дальнейшем начал собственную практику. Кстати, наша студия занимается не только промышленным дизайном. Мы работаем и над архитектурными проектами, а также создаем дизайн интерьеров, но это все-таки не основное направление нашей деятельности, а сопутствующее. Скорее всего, в ближайшем будущем мы более плотно займемся дополнительным видом работ, параллельно с основным направлением, поскольку архитектурные решения являются неотъемлемой частью формирования целостной среды, где не только отдельные предметы оказывают влияние на восприятие человека, но и окружающая обстановка.

В свое время архитектор Антонио Гауди высказался о совершенстве формы яйца. Существуют ли у Вас какие-то убеждения или представления о совершенстве?

Конечно. Но я думаю, что совершенство кроется не в форме, а в мысли. И если говорить о совершенстве замысла, особенно когда речь идет о промышленном дизайне, то все должно подчиняться определенной логике. Например, при выборе любого продукта (машины, дома и т.д.) мы в первую очередь стремимся найти функциональную вещь, которая будет максимально эффективно выполнять поставленную задачу. Хотя внешний вид также способен привлечь внимание – новизной, необычной формой и т.д., но этот эффект недолговечен, особенно если предмет используется ежедневно. Следует заметить, что поиск «формы» продукта происходит достаточно медленно и отнимает много времени, но в любом случае главное в разработке продукта – логика, практичность и функцио­нальность.

Каким образом Вам удается находить баланс между практичностью какой-либо вещи и эстетической составляющей (дизайном внешнего вида)?

Какой-то определенной формулы не существует. И могу сказать, что в этом как раз и заключается основная сложность моей работы. Поиск баланса между функциональной составляющей и эстетической стороной вопроса занимает около 70 % рабочего времени. Если предположить, что проект будет направлен исключительно на поиск эстетической составляющей, то он поначалу сможет вызвать удивление, восхищение и заинтересованность, но в конечном итоге последует разочарование, поскольку отсутствие функциональности сделает его бесполезным. Поэтому поиск баланса между функцио­нальностью и красотой невероятно сложен, а сведение всех составляющих к одной удачной позиции является ключевым моментом работы нашей компании.

Как легче реализовать проект – когда приходит определенный запрос от компании, и Вы работаете по заданным парамет­рам, или когда сами предлагаете свои проекты организациям?

На самом деле сложно в обоих случаях, и у каждого вида проектов есть свои «подводные камни». Более артовые идеи, с ярко выраженной творческой позицией и балансом, смещенным в сторону эстетики, мы в основном продвигаем сами, пытаясь заинтересовать таким проектом потенциального заказчика. При этом следует учитывать, что мы не предлагаем какие-то бессмысленные или глупые решения, лишенные логики. Но сложность заключается в том, что для реализации одной такой идеи требуется проработать как минимум сотню вариантов. При этом из 100 лишь 30 идей попадет в категорию более-менее нормальных, из 30 можно выбрать 10 хороших, а из 10 лишь одну, годную к реализации. Также сложность вызывают организационные вопросы. Например, мы работаем с мебельными фабриками, которые берут что-то из нашей продукции в свою коллекцию, и помимо вышеописанной селекции идей, сложности возникают на этапе согласования условий сотрудничества, поскольку в таких организациях сложная система принятия решений. Причем это касается не только отечественных, но и зарубежных компаний.

Немного проще решаются организационные вопросы, когда клиент сам приходит к нам. Заказчик приходит с конкретной задачей, требующей решения, и у него уже имеются определенные параметры будущего проекта, а также собрана команда, которая имеет представление о том, как проект будет реализовываться в дальнейшем. Когда же мы приходим со своим проектом, вся эта цепочка «нужных людей», решающих организационные вопросы, зачастую отсутствует. Это усложняет работу, но в принципе все вопросы решаемы.

В любом случае, прежде чем предложить какой-то продукт или взять в работу заказ, мы внимательно изучаем будущее поле деятельности и решаем – беремся за это или нет. Изучаем компанию, ее продукцию, бизнес-процессы, логис­тику и перспективу будущего проекта. Следует заметить, что дизайн-часть – это внешняя сторона, которая составляет 10 % от всей работы, а 90 % приходится на смежные отрасли. Нужно работать над совмещением практичности и эстетики, заниматься решением вопроса: как добиться экономической целесообразности, чтобы продукт оставался актуальным ближайшие 3–5–7 лет.

При работе с любым клиентом важно помнить, что большинство компаний, завоевавших место на рынке, четко осо­знают границы той ниши, которую они заняли. Это очень важно понимать, особенно в том случае, когда дизайн-студия предлагает компаниям собственные проекты.

Используете ли Вы в работе какие-то исследования (фокус-группы) для понимания общественного настроения или, наоборот, стараетесь предложить что-то абсолютно новое, что способно совершить революцию в сознании масс?

Зачастую разработка нового продукта начинается не с разработки дизайна, а именно с исследований. Но фокус-группы привлекаются для этого довольно редко. Хотя это не совсем корректно сказано. Скорее, они не всегда эффективны. Например, фокус-группы могут оказаться полезны, когда продукт уже проходит этап тестирования, но все равно для получения более-менее достоверного результата требуется этот продукт «прогнать» не через одну или две фокус-группы, а через десятки.

Первичные исследования и сбор информации о потенциальном успехе будущего продукта обычно проводятся представителями компаний, которые уже работают на этом рынке, добились определенных результатов и имеют статистические данные о популярности того или иного вида товаров. Наша компания также занимается сбором информации, пользовательских данных, в этом мы имеем достаточно большой опыт. Процесс сбора необходимой информации довольно сложный, трудоемкий и запутанный. Нужно четко структурировать исходящий запрос, а также иметь представление о подходящих источниках информации, которые способны предоставить необходимые данные. Это довольно обширная тема, требующая отдельного разговора.

5-52-108-2

Существуют ли какие-то авторитеты или признанные страны-лидеры, «задающие тон» в развитии промышленного дизайна?

США, Китай, Германия, Англия, Син­га­пур – это страны-лидеры, формирующие мировой рынок промышленной дизайн-индустрии. Сразу могу сказать, что лидерство той или иной страны зависит от концентрации компаний, имеющих за плечами большой опыт работы. Там, где работают компании, которые занимаются производством продукции, формируется рынок, что, в свою очередь, влечет за собой развитие дизайн-индустрии, исследовательских и проектировочных компаний и т.д. Недаром говорят, что спрос рождает предложение. Как только появляется запрос на новый вид продукции, тут же находятся люди, организации, которые готовы претворить эти идеи в жизнь.

Кто в вашем коллективе является основным генератором идей?

В нашей компании это в основном моя прерогатива, а также моего главного партнера и супруги Елены. В коллективе нам с женой приходится больше всего времени уделять проработке идей, но наши сотрудники также подключаются к процессу. Все зависит от поставленной задачи. Креативная команда формируется на этапе рассмотрения технического задания (ТЗ). В зависимости от того, в какой области планируется что-то разрабатывать, к процессу привлекается необходимое количество специалистов и формируется цепочка взаимодействия. И, конечно же, в коллективе присутствует диалог. Роли в команде могут меняться в зависимости от поставленных задач, особенно в тех случаях, когда ведется разработка какого-то инновационного продукта, которого еще нет на рынке, и для его проектирования не существует универсального подхода. Но в основном мы приступаем к формированию рабочей группы в самом начале, когда заказчик четко формулирует ТЗ, и нам становится ясно, кому из специалистов поручить работу над проектом.

Какой своей работой Вы больше всего гордитесь, и с чем это связано?

Есть немецкая компания, с которой мы сотрудничаем около 6 лет, мы им сделали 5 серий кухонных моек. Казалось бы, что такое мойка? Обычное кухонное «корыто», которое монтируется в кухне, но тем не менее при разработке этого проекта была проведена очень серьезная маркетинговая работа, различные исследования, которые в конечном итоге были использованы и удачно реализованы в продукции. За все эти годы около 70 % новых серий компании были разработаны нашей студией. При этом 3 серии стали абсолютными «мировыми бестселлерами». И если первую серию мы разрабатывали для потребителей из стран СНГ, то следующие были ориентированы на всемирный рынок, где они получили признание и стали популярными.

Ваши работы завоевали немало престижных международных наград, это как-то существенно повлияло на продвижение и развитие студии? Насколько вообще важно участвовать в конкурсах и выставках, способно ли это вывести начинающую компанию на более высокий уровень?

Конечно же, подобные награды повышают значимость проектной команды. Пожалуй, я могу сказать, что премия «Red Dot Design Award» и ряд других наград помогли продвижению компании, точнее, привлечению внимания к компании на западном рынке промышленного дизайна. К сожалению, на постсоветском пространстве, за редким исключением, мало кто знает, что это такое. Правда, следует учитывать, что сама награда не присуждается исключительно разработчику продукции. Премии удостаиваются разработчики продукта, производители и сам продукт – это три составляющих, объединенные одной идеей. Ради справедливости следует отметить тот факт, что в странах СНГ подобные награды воспринимаются как своеобразный знак качества (часто используемый в рекламных целях). Поэтому они важны не только для нас – дизайнеров и разработчиков, но и для производителя.

Вообще, существует статистика, которая демонстрирует повышение продаж продукции на 12–15 % при наличии наград, полученных на престижных международных конкурсах, таких как «Red Dot Design Award», «IF design awards» и «Good Design Awards». На первый взгляд, это не так уж и много, какие-то 15 %, но для производителей высококонкурентной продукции (например, бытовой техники) это существенные показатели.

Говорят, что творческим людям редко удается стать хорошими продавцами. Сложно ли совмещать творческую деятельность и функции менеджера?

Трудно, но это суть нашей работы. Главное, изначально правильно построить рабочий процесс, добиться слаженной работы команды, вникнуть в бизнес-составляющую (разобраться с образом мысли и подходом к работе клиентов). Правильно говорят, что художнику может быть непонятен какой-то бизнес-процесс, направленный на развитие и продвижение компании на рынке. Поэтому мы не художники, а проектная компания, где каждый выполняет свою работу. Даже с учетом того факта, что у нас в студии работает небольшая команда, и, например, мне приходится брать на себя несколько функций, но дизайнеры у нас занимаются творческими процессами, а менеджеры – ведением клиентов и бизнесом. Конечно же, какие-то ключевые решения не принимаются без моего участия, но в основном каждый занимается своим делом.

5-52-108-3

Насколько трудно работать в Украине по сравнению с западными странами? События последних лет как-то повлияли на Ваш бизнес?

Повлияли и достаточно сильно. После начала военных действий на Востоке число украинских клиентов резко сократилось. Точнее, не само количество клиентов, а число «живых» проектов. Даже сегодня их можно сосчитать на пальцах одной руки. Ситуацию спасли зарубежные заказы. Мы оказались (хоть и непреднамеренно) подготовлены к кризису.

Честно говоря, положительные изменения начали появляться лишь в последние полгода, рынок стал оживляться, клиенты адаптировались к тому, что происходит в стране и на рынок промышленного дизайна снова начали поступать инвестиции. Можно сказать, что в производственном секторе наметилась положительная тенденция. Если два года назад рынок промдизайна испытал шок и замер, то сейчас компании начинают «размораживать» проекты и запускают их в разработку.

С момента, когда Вы только начали работать, произошли какие-то кардинальные изменения в организации рабочего процесса?

Пожалуй, нет. Дело в том, что оставаясь относительно небольшой компанией, мы все еще должны вести борьбу за выживание на рынке, постоянно держать «руку на пульсе» и вникать во все процессы. Иногда приходится работать и по выходным, и в праздники. Мы, в отличие от европейских компаний-гигантов со штатом по 200 человек и более, по-прежнему остаемся развивающимся стартапом, которому еще далеко до монолитного, с запасом «жирка», предприятия. Учитывая тот факт, что в Украине число компаний-производителей не так велико, как хотелось бы, рассчитывать на существенный рост и достижение стабильности пока не приходится. По крайней мере, я не вижу, как этого сейчас достичь.

Оптимизм внушает обилие украинских проектов, вышедших на краудфандинговые платформы (пусть даже и не всегда успешно). Дело в том, что активность новых компаний способна повысить спрос, в том числе на наши услуги, поскольку мы уже имеем достаточно большой практический опыт в разработке инновационных продуктов. Позитивная динамика есть, но развитие украинской промышленности пока что не так велико и оставляет желать лучшего. Надеюсь, в ближайшем будущем мы также запустим свой проект на краудфандинговой платформе, но обладая немалым опытом в разработке, мы также знакомы с теми трудностями, которые могут помешать успешному завершению процесса, поэтому запуск краудфандингового проекта требует серьезной подготовки.

Насколько трудно продвигать свои идеи в Украине по сравнению с западными стра­нами?

Все зависит от проекта. Точнее, работа над любым проектом проходит более гладко (вне зависимости от страны), когда у компании-заказчика есть опыт продвижения и реализации продукции на рынке. Это существенно облегчает реализацию проекта. Суть в том, что наша компания не является штатной единицей предприятия-заказчика, поэтому мы не попадаем в сферу влияния этой компании, и вся наша работа проходит по контракту. Мы – подрядчики. Когда у компании имеется практический опыт ведения таких дел, гораздо проще справиться с организационными вопросами и согласовать все нюансы. Поэтому территориальная составляющая не имеет абсолютно никакого значения.

Каким образом Вы определяете сроки, необходимые для выпо­лнения заказа?

Все зависит от технического задания. ТЗ никогда не бывает однострочным. В нем обычно прописаны все составляющие проекта, все этапы и предположительные сроки выполнения. Бывает (очень редко), что представители компании не совсем четко представляют определенные этапы разработки проекта, но зачастую всегда есть время на обсуждение всех насущных вопросов и определение реальных сроков. Конечно же, к нам может прийти стартапер, у которого кроме идеи больше ничего нет, и сказать, что он хочет запустить новую линейку телефонов. А своим конкурентом он видит iPhone. Для разработки такого проекта может потребоваться 5 лет – и это небольшой срок. Но скорее всего, за такой проект мы не возьмемся, поскольку для подобных разработок требуется провести обширную работу, а ввязываться в конкурентную борьбу, не имея абсолютно никаких наработок, просто нереально. Впрочем, в большинстве случаев компании-заказчики знают, чего хотят, и сроки реализации проектов определяются адекватно.

Скажите, Александр, а существуют ли какие-то ограничения или «табу» в работе, возможно, проекты, за разработку которых Вы бы никогда не взялись?

Да. Наша студия принципиально не работает с проектами, связанными с продвижением на рынке алкоголя, табачных изделий и оружия. Сразу замечу, что подобные предложения были и до сих пор поступают. Поначалу мы брались за работу, предложенную табачными компания­ми, и это негативно сказалось на дальнейшей мотивации в работе. Отказ от таких разработок – это исключительно идеологическая позиция, поскольку я считаю, что в мире и так достаточно негатива, да и «карму» портить не хочется. Мы не одни такие принципиальные – многие студии дизайна выработали себе аналогичные негласные правила, которые регулируют их деятельность.

5-52-108-4

Существуют ли в Украине какие-то обучающие ресурсы, где начинающие дизайнеры могли бы почерпнуть информацию о промышленном направлении профессии?

Конечно, есть. Например, Харьковская академия дизайна и искусств. Но вся проблема в том, что украинская образовательная система (в целом) вряд ли заслуживает «бурных оваций», и обучение производственному дизайну в украинских вузах, не побоюсь это заявить, преподается достаточно однобоко. Основная проблема заключается в том, что дизайнеров и инженеров учат отдельно. В текущей системе образования отсутствует система обучения, которая предполагала бы коммуникации между этими двумя специальностями. Да, каким-то азам производственного дизайна обучают и тех, и других, но в конечном итоге получается, что дизайнеры рисуют то, что крайне трудно реализовать, а инженеры проектируют неактуальные конструкции или оборудование, которые (с точки зрения мировых тенденций) лишены эстетической составляющей. На самом деле эта проблема присутствует не только в Украине, но в других странах пытаются эти вопросы решать, выстраивая некий «диалог», организовывая смежные кафедры, налаживая взаи­мосвязь между искусством и инженерией, эстетикой и функцией. Поэтому в Украине есть над чем работать.

Как Вы оцениваете перспективы развития украинского промышленного дизайна? Насколько отечественные компании и студии конкурентоспособны?

В Украине работает от силы 3–4 компании, которые оказывают услуги по промышленному дизайну, но это не означает, что ниша не занята и можно запросто выйти на отечественный рынок. Дело в том, что в Украине присутствует более сотни инжиниринговых компаний, исследовательских институтов и конструкторских бюро. Конечно, если рассматривать европейские страны, там таких компаний тысячи, и в этом плане конкуренция за границей существенно выше, чем у нас. Но и запросы (список требований и задач), которые требуют решений, намного обширнее. Украинские компании стараются работать на небольшом украинском рынке и в то же время пытаются выйти на международный. Дело в том, что наша экономика все еще остается ущербной по сравнению с европейской. Поэтому, несмотря на положительные тенденции украинского рынка промышленного дизайна, европейский остается более перспективным, по крайней мере до тех пор, пока мы не начнем производить всемирно востребованную продукцию, а не только будем заниматься продажей ресурсов.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%