Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Новини законодавства

№6(53)(2016)

Обнародован план приоритетных шагов правительства на 2016 год

Согласно документу, который в конце мая представил Премьер-министр Владимир Гройсман, основная цель правительства – обеспечить рост уровня жизни граждан благодаря устойчивому развитию экономики.
Определены следующие приоритеты:
– макроэкономическая стабилизация;
– повышение качества государственного управления и государственных услуг;
– установление верховенства права и противодействие коррупции;
– восстановление безопасности граждан;
– создание благоприятных условий для развития бизнеса.
В частности, планируется обеспечить прозрачность деятельности Кабмина и усилить ответственность министерств, внедрять реформу госслужбы.
Админуслуги будут переводиться в электронную форму: планируется, что в 2016 году это будут 10–15 приоритетных админуслуг, а к 2018 – уже 50–60. Соответственно, правительство будет развивать портал е-услуг.
В плане говорится о создании условий для формирования территориальных общин – поддержке их финансовыми, организационными и другими ресурсами.
Важная часть документа отведена реформированию налоговой системы, запланировано:
– упрощение и улучшение процедуры админобжалования решений контролирующих органов для бизнеса;
– подготовка программы повышения осведомленности налогоплательщиков о возможностях представления единой отчетности НДФЛ;
– разработка законопроекта об изменениях в НКУ по возмещению НДС, налогообложению акцизом энергопродуктов, усилению контроля за трансфертным ценообразованием;
– реформа ГФС – уменьшение бремени налоговых проверок, снижение возможности взяточничества налоговиков, оптимизация структуры ГФС и др.
В рамках приватизации госсобственности планируется введение механизма защиты предприятий от внеприватизационного отчуждения в случае снятия запрета на приватизацию, приватизация предприятий АПК на общих основаниях, в частности возможность конкурса с открытостью предложения цены.
Для господдержки сельского хозяйства ожидается утверждение Государственной целевой программы развития аграрного сектора до 2020 года, разработка и внесение в ВР законопроектов для поддержки аграрного бизнеса, особенно малого и среднего.
Еще один важный пункт плана – адресное предоставление соцпомощи. Планируется стимулировать граждан к экономному использованию ресурсов, монетизировать определенные льготы (в том числе и на проезд), ввести централизованный учет субсидиантов и льготников, а также открыть в качестве пилотного проекта прозрачные офисы в пяти областных центрах.
Отдельно упоминается о развитии мира и безопасности. В частности, запланировано установление гарантий прав переселенцев, упрощение механизма пересечения линии соприкосновения на Донбассе.
Также в плане говорится о реформе рынка газа, финансировании дорожного хозяйства, активизации привлечения инвестиций, развитии патрульной полиции, дебюрократизации системы образования и др.

Национальный банк Украины снизил учетную ставку до 18 % годовых

С 27 мая Правление НБУ решением «О регулировании денежно-кредитного рынка» от 26.05.2016 г. № 25-рш снизило учетную ставку до 18 % годовых.
По информации Нацбанка, в апреле впервые за два года потребительская инфляция в годовом измерении снизилась до однознакового уровня в 9,8 %. В то же время в месячном измерении она была выше, чем в предыдущие месяцы – 3,5 %, прежде всего из-за отмены скидки на природный газ для населения, которая действовала до 31 марта. Несмотря на это, с начала года инфляция составила 5,1 %.
Кроме того, в НБУ прогнозируют продолжение постепенного смягчения монетарной политики для поддержки восстановления экономической активности в случае дальнейшего снижения рисков для ценовой стабильности и замедления прогнозной инфляции.

Принят Закон об индексации алиментов

Верховная Рада 17 мая приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно индексации размера алиментов» (законопроект № 2426, принятый за основу 12 мая).
Согласно изменениям, внесенным в законы «Об исполнительном производстве» и «Об индексации денежных доходов населения», устанавливается индексация алиментов, в том числе определенных судом в твердой денежной сумме.
В Законе говорится, что индексация таких алиментов будет происходить за счет средств лица, на которое возложена обязанность по содержанию, а саму индексацию будут проводить государственные исполнители.

Принят Закон о повышении социальных стандартов

Депутаты проголосовали за Закон «О внесении изменений в  Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (относительно социальных стандартов и объема субвенции на предоставление льгот и жилищных субсидий)» (законопроект № 4534).
Так, с 1 декабря 2016 года прожиточный минимум и минимальная зарплата вырастет с 1550 до 1600 грн.
Кроме того, для отдельных групп населения прожиточный минимум повысится:
– для детей возрастом до 6 лет – до 1355 грн (на 42 грн);
– для детей в возрасте от 6 до 18 лет – до 1689 грн (на 52 грн);
– для лиц, которые потеряли работоспособность, – до 1247 грн (на 39 грн).

Чергові кроки з дебюрократизації операцій на валютному ринку

Із 25 травня 2016 року набрала чинності постанова Правління НБУ «Про внесення змін до деяких нормативно-правових актів Національного банку України» від 24.05.2016 р. № 331, яка передбачає наступне:
– відтепер клієнти вповноважених банків, які бажають здійснити валютну операцію, зможуть не подавати документи, які перебувають у публічному доступі, а саме: виписку з ЄДРПОУ та копію сертифіката суб’єкта оціночної діяльності, виданого Фондом державного майна України;
– клієнти вповноважених банків зможуть не надавати переклад SWIFT-повідомлень і документів, текст яких викладено водночас і іноземною, і українською (або російською) мовами;
– відповідно до пропозицій ЄБРР спрощено валютні операції за кредитними договорами, укладеними резидентами з міжнародними фінансовими організаціями. Відтепер до валютних операцій за такими договорами вповноважені банки не застосовуватимуть додаткові заходи для виявлення ознак фінансових операцій, які можуть призвести до здійснення вповноваженим банком ризикової діяльності, що загрожує інтересам вкладників або інших кредиторів банку;
– спрощено порядок повернення іноземних інвестицій. Раніше іноземні інвестори, які мають намір повернути інвестиційний вклад, мали подавати до впов­новаженого банку виписку (довідку) упов­новаженого банку про фактичне надходження іноземної валюти в Україну чи документи, які підтверджують формування інвестиційного вкладу за рахунок реінвестицій. Відтепер ця вимога скасовується.

Продаж нерухомого майна посеред року

Податківці в листі від 10.05.2016 р. № 10299/6/99-95-42-02-16 роз’яснили, як уточнювати податкові зобов’язання з податку на нерухомість при продажі майна посеред року.
Фіскали пропонують декларувати зміни про об’єкт оподаткування та уточнювати відповідні податкові зобов’язання так:
– якщо державна реєстрація припинення права власності на об’єкт нерухомого майна відбулася до 20 лю­того звітного року, а «звітну» декларацію вже подано, то до закінчення граничного терміну її подання платник податків-юридична особа подає декларацію за типом «звітна нова», а після його закінчення – «уточнююча»;
– у разі уточнення податкових зобов’язань протягом року (після граничного терміну подання декларації, тобто після 20 лютого) або за минулі роки у заголовній частині декларації у рядку 03 «Уточнююча» проставляється відмітка «Х».
При цьому у графі «з урахуванням уточнень» декларації зазначається місяць, з якого здійснюється уточнення відповідних показників.
Окрім того, у додатку до декларації «Відомості про наявні об’єкти житлової нерухомості» у колонці 3 слід вказати відомості про документи, що підтверджують виникнення, перехід та припинення права власності на об’єкти житлової нерухомості (свідоцтво про право власності, договір купівлі-продажу тощо).

Факсимиле при оформлении первичных документов

Налоговики в письме от 04.05.2016 г. № 4582/Л/99-95-42-01-14 в очередной раз подтвердили свою точку зрения относительно того, что использование факсимильного воспроизведения подписи при оформлении первичных документов при наличии письменного соглашения сторон, в котором содержатся образцы соответствующего аналога их подписей, не нарушает законодательства Украины. Исключение составляют первичные документы типовых и специализированных форм, в которых не предусмотрено использование факсимиле.
Положение о документальном обеспе­чении записей в бухучете от 24.05.1995 г. № 88 определяет, что документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Использование при оформлении первичных документов факсимиле допускается в порядке, установленном законом, другими актами гражданского законодательства.
Статья 207 ГКУ предусматривает, что использование факсимиле с помощью средств механического или другого копирования, электронно-цифровой подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях, установленных законом, другими актами гражданского законодательства, или по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей.
Фискалы отметили, что вопрос относительно факсимильного воспроизведения подписи должностного лица на организационно-распорядительных, финансовых и других бухгалтерских документах, не связанных с исчислением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, не относится к компетенции органов ГФС.

Как изменить данные в таможенной декларации

Налоговики в письме от 27.04.2016 г. № 9798/6/99-99-12-03-03-15 отметили, что внести изменения в графы, которые касаются расчета таможенных платежей и перечисления таких платежей в государственный бюджет можно оформив расчет корректировки.
Оформление листа корректировки возможно при условии получения органом доходов и сборов сведений о доплате таможенных платежей декларантом или подтверждения Казначейством факта возврата из государственного бюджета средств после окончания таможенного оформления.
Внесение изменений в таможенной декларации на бланке единого административного документа путем оформления листа корректировки осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 06.11.2012 г. № 1145.

Когда составлять налоговую накладную и расчет корректировки, если возвращен оплаченный товар, но деньги за такой товар покупателю не возвращаются?

В письме от 10.05.2016 г. № 10328/6/99-99-15-03-02-15 ГФС рассказала, что на дату возврата товара поставщик должен составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной по операции по поставке данного товара. Такой расчет корректировки подлежит регистрации получателем в ЕРНН.
При этом налоговики добавили, что в случае если средства, которые не возвращаются покупателю за возвращенный товар, на основании дополнительного соглашения приобретают статус предоплаты за другой товар/услугу, на дату заключения такого дополнительного соглашения поставщик обязан составить налоговую накладную на сумму такой предоплаты и зарегистрировать ее в ЕРНН.
Напомним, в п. 187.1 ст. 187 НКУ установлено, что датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедших ранее:
а) дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные – дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а в случае отсутствия таковой – дата инкассации наличности в банковском учреждении, которое обслуживает плательщика налога;
б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров – дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная согласно требованиям таможенного законодательства, а для услуг – дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.
На дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи упол­номоченного плательщиком лица и зарегистрировать эту накладную в ЕРНН в установленный НКУ срок (п. 201.1 ст. 201 НКУ).
Согласно п. 192.1 ст. 192 НКУ, если после поставки товаров/услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг лицу, которое их предоставило, или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленного в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированного в ЕРНН.
Расчет корректировки, составленный поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, которая выдана их получателю – плательщику налога, подлежит регистрации в ЕРНН:
– поставщиком (продавцом) товаров/услуг, если предполагается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировки количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяют сумму компенсации;
– получателем (покупателем) товаров/услуг, если предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю.

Законопроект об отмене налогообложения пенсий принят за основу

Верховная Рада 19 мая приняла за основу правительственный законопроект № 4542 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения пенсий».
Законопроектом предлагается отменить налогообложение пенсий для всех категорий граждан Украины.
Для этого из НКУ будет исключен пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 (в котором говорится о налогообложении пенсий, включая сумму их индексации, свыше трех минимальных зарплат), а также п. 167.4 ст. 167 (о ставке налога на пенсии 15 %). Соответственно, пп. «е» пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 НКУ будет изложен в новой редакции.
Законопроект решено доработать ко второму чтению по сокращенной процедуре. Будет решен вопрос относительно возможности отменить налогообложение пенсий работающих пенсионеров, а также планируется оставить налогообложение сверхвысоких пенсий.

Правительство предлагает усовершенствовать бухгалтерский учет и финансовую отчетность

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 4646 «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», инициатором которого является Кабмин.
Законопроектом предлагается:
– дополнить Закон № 996 новыми терминами, в частности «расходы», «доходы», «отчетный период», «отчет о платежах в пользу государства», «отчет об управлении», «таксономия финансовой отчетности» и «предприятия, представляющие общественный интерес»;
– установить для целей бухучета критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупным предприятиям в соответствии с положениями Директивы № 2013/34/ЕС;
– установить, что предприятия, которые осуществляют добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, должны составлять финансовую отчетность по МСФО;
– распространить этот Закон на операции по исполнению бюджетов и составлению финансовой отчетности о выполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства;
– сократить перечень обязательных реквизитов для первичных документов;
– уточнить период составления промежуточной финансовой отчетности для обеспечения однозначности в опреде­лении периода, за который она составляется;
– позволить не составлять консолидированную финотчетность малым группам, которые отвечают критериям, преду­смотренным этим законопроектом;
– усовершенствовать порядок представления и обнародования финансовой отчетности (предприятия, применяющие МСФО, должны будут подавать отчетность в едином электронном формате), а также обязать предприятия предоставлять копию финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации».

Депутаты хотят упростить применение РРО

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 4658 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выдачи/приема наличных средств и упрощения администрирования при применении регистраторов расчетных операций».
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон о РРО и Закон о платежных системах, а именно:
– исключить обязанность использования РРО субъектами хозяйствования (в том числе интернет-магазинами), которые получают платежи за предоставленные товары (услуги) в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.);
– отменить обязанность юрлиц вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, установив обязанность ведения такого учета в со­ответствии с Законом о бухучете и финотчетности;
– устранить противоречия в законодательных актах относительно предоставления возможностей некоторым субъектам хозяйствования осуществлять выдачу/прием наличных средств;
– исключить обязанность заполнения КУРО в обычном порядке, установив обязанность заполнения такой книги в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии.
Ожидается, что принятие законопроекта будет способствовать улучшению общего состояния предпринимательской среды, налаживанию партнерских отношений между бизнесом и контролирующими органами, положительно повлияет на финансовое положение субъектов хозяйствования и повысит позиции Украины в рейтинге Doing Business.

В Раде предложили запретить участие граждан и юридических лиц в офшорах

В парламент подан законопроект № 4678 «О мерах по деофшоризации».
Законопроект предусматривает до восстановления украинской экономики запретить как умышленное уклонение от уплаты налогов участие граждан и юридических лиц Украины в офшорных компаниях: выступать доверенным лицом при регистрации офшорной компании, иметь регистрацию (фактическое место нахождения) в пределах офшорной налоговой юрисдикции или иметь компанию по управлению активами, которая подпадает под опреде­ление офшорной компании, или осуществлять любую выплату в пользу анонимного лица – своего бенефициара или посредством анонимного лица в пользу анонимного лица или в пользу компании по управлению активами такого фонда, имеющего статус офшорной компании, и/или осуществлять выплату в пользу анонимного лица, офшорной компании или другого офшорного бенефициара.
Кроме того, проект предусматривает поручить ГПУ совместно с НБУ, НАБУ, ГБР, ГФС осуществить мероприятия по выявлению участия граждан и юрлиц Украины в офшорных компаниях и привлечению их к уголовной ответственности.
Цель изменений – обеспечить условия для восстановления украинской экономики, прекратить хищение бюджетных средств и предотвратить уклонение от уплаты налогов, отмывание средств, полученных преступным путем, через офшоры.

Утвержден план мероприятий по реформированию транспортной отрасли

Приказом от 13.04.2016 г. № 146 Мининфраструктуры утвердило План мероприятий по реформированию транспортной отрасли и дорожного хозяйства в 2016 году.
Планом предусмотрено образование конкурентного рынка ж/д перевозок и определение процедуры расследования транспортных происшествий на данном виде транспорта с органом расследования на ж/д транспорте.
В авиационной сфере планируется упростить доступ авиаперевозчиков на рынок авиационных перевозок, создать прозрачную разрешительную систему на рынке международных грузовых перевозок.
Решено реформировать рынок таксо­мотор­ных перевозок, сформировать благоприятный инвестиционный климат для обеспечения обновления подвижного состава пассажирских и грузовых автоперевозчиков.
Также Мининфраструктуры хочет повысить ответственность за перегрузки транспортных средств и ввести систему сбора платы с транс­порт­ных средств общей массой более 12 тонн, движущихся по автодорогам госзначения.
Планируется упорядочить хоздеятельность в сфе­ре перевозок на такси, легковыми автомобилями на заказ и информационно-диспетчерских служб, ввести госрегулирование, которое позволит создать в этой сфере прозрачную конкурентоспособную среду. Рыночные условия будут создавать и для работы автоперевозчиков на местных рынках.
Предусмотрено урегулирование механизма тарифообразования путем предоставления органам местного самоуправления полномочий в части разработки и утверждения тарифов.
Кроме того, план включает введение не­­за­висимого контроля качества дорожных работ, установление требования по обязательному привлечению независимых инженеров-консультантов для контроля качества.
Планы в сфере водного транспорта предусматривают развитие объектов портовой инфраструктуры, привлечение инвестиций и т.п.

Подписано Соглашение о взаимной помощи между таможнями Украины и США

23 мая состоялось подписание Соглашения между правительством Украины и правительством США о взаимной помощи между таможенными администрациями. Со стороны Украины Соглашение было подписано председателем ГФС Романом Насировым, со стороны США – руководителем таможенной и пограничной службы США Гилом Керликовски.
Проект инициирован украинской стороной. В 2012 году американской стороне было предложено рассмотреть вопрос подписания нового Соглашения между Кабинетом Министров Украины и правительством США о взаимной административной помощи в таможенных делах.
Целью Соглашения является совершенствование сотрудничества между Украиной и США в таможенной сфере, создание правовых оснований для развития двустороннего сотрудничества, оказание взаимной административной помощи в таможенной сфере между Украиной и США и их таможенными администрациями, а также содействие принятию мер для прекращения противоправных действий, которые наносят ущерб экономическим интересам обеих стран.

В Минкультуры решили, как штрафовать за запрещенные российские фильмы

Министерство культуры приказом от 19.02.2016 г. № 70 утвердило Порядок наложения Государственным агентством Украины по вопросам кино административно-хозяйственных штрафов за нарушение требований ст. 15-1 Закона «О кинематографии».
Напомним, этой нормой запрещено распространение и демонстрация фильмов, содержащих популяризацию органов государства-агрессора, советских органов государственной безопасности.
Госкино в соответствии с актами проверок Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания накладывает на субъектов кинематографии штрафы за следующие нарушения:
– распространение и/или демонстрация фильмов, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, создающих положительный образ работников государства-агрессора, работников советских органов государственной безопасности, оправдывающих или признающих правомерной оккупацию территории Украины;
– трансляция (демонстрация путем показа каналами вещания) фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами государства-агрессора (в соответствии с актами проверок Нацсовета).
Размеры штрафов определяются должностными лицами Госкино, которые принимают решение об их наложении, в пределах, определенных ст. 15-1 данного Закона (от 10 минимальных зарплат за первое нарушение до 50 МЗП за последующие).
Штраф может быть наложен на субъектов кинематографии в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня его совершения.
Основанием для наложения штрафа является протокол о наложении административно-хозяйственного штрафа, который составляется не позднее 10 рабочих дней с даты выявления нарушения.
Штраф должен быть уплачен не позднее 15 рабочих дней со дня получения субъектом кинематографии копии постановления. В случае обжалования субъектом кинематографии постановления его действие приостанавливается.
Данный документ может быть обжалован в течение 10 рабочих дней со дня получения субъектом кинематографии, по которому он вынесен, в суд в установленном законом порядке.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%