Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Григол Катамадзе: «Я не ясновидящий, но мой внутренний голос говорит: Украина обречена на успех»

Віталій Хворостяний
журналіст

№7-8(54-55)(2016)

С момента начала реформ в Украине прошло два года. Насколько изменились правила ведения бизнеса в стране? Каких решений и изменений ожидают предприниматели от правительства?

Прокомментировать ситуацию и высказать свое мнение по поводу актуальных проблем и способов их решений мы попросили президента Ассоциации налогоплательщиков Украины, бывшего посла Грузии в Украине, экс-директора по международному развитию коммерческого банка Грузии, основателя и президента компании TNK Global Group Григола Катамадзе.

7-8-54-55-120-1

Виталий ХВОРОСТЯНЫЙ, журналист

Григол Шалвович, как Вы оцениваете проведение реформ в Украине, в частности относительно упрощения правил ведения бизнеса? Видны ли конкретные результаты?

Это достаточно сложный вопрос. Прежде чем на него ответить, хотелось бы сделать небольшое отступление. 

Скоро Украина отпразднует 25-летие независимости, точнее восстановления своего независимого государственного строя. На территории постсоветских стран Украина – единственная страна, которой на протяжении очень долгого времени удавалось избегать резких социальных колебаний, конфликтов и кровопролития. Это позволило государству изначально оказаться на гораздо более выгодной стартовой позиции для проведения реформ, чем, например, Польше того периода. Но, к сожалению, украинцам не удалось воспользоваться создавшимся преимуществом, которое сохранялось еще 10–15 лет тому назад, чтобы провести радикальные изменения. Скажу больше, много лет назад я услышал, как украинцы говорят про самих себя: «Долго запрягаем, быстро едем». Долгие 25 лет украинцы «запрягали». Теперь пришло время «ехать». 

Что касается сегодняшней ситуации, то результаты реформ видны уже сейчас – экономика Украины «оттолкнулась от дна» и начала расти. Даже в самые тяжелые времена, когда горел Крещатик (в январе-феврале 2014 года) и многие люди смотрели в будущее с пессимизмом, уже тогда я говорил, что 2014 год будет тяжелым, 2015-й будет нелегким, но 2016 год станет переломным – все так и происходит. Например, мы каждый день видим реальные шаги исполнительной власти, направленные на улучшение ситуа­ции в стране.

После недавнего визита Премьер-министра Гройсмана в США уже через неделю из Америки прилетела группа высококлассных специалистов из таможенной службы, которые займутся изучением оптимальных условий для работы украинской таможни, что отобразится также и на бизнесе. По моему мнению, американская таможенная служба лучшая в мире. Они приехали, изучают ситуацию и после анализа сложившейся обстановки предоставят свои выводы, решения и предложения по наведению порядка в украинской таможенной службе. И я считаю, это во много раз лучше, чем та абсурдная идея, которую озвучили год назад – отдать (в виде эксперимента) таможню в руки частной компании. Если в этом вопросе мы прислушаемся к мнению американских специалистов, я вас уверяю, уже через год Украине не потребуется просить МВФ о выделении каких-либо кредитных средств. В этом не будет необходимости.

Многие эксперты отмечают «заторможенность» большинства важных процессов и начинаний, проходящих в Украине, в отличие от Грузии, где все изменения проводились стремительно и кардинально. Как Вы считаете, чем это можно объяснить, и можно ли что-то предпринять для изменения создавшегося положения?

В 2003 году, до момента, когда в Грузии поменялась власть, страна находилась в таком упадке, что возникал вопрос о самом существовании Грузии как независимого государства. Большинство государственных институций присутствовали исключительно на бумаге – они не функционировали. К тому же бюджет грузинского государства в 2003 году составлял всего $500 млн. Налоги почти никто не платил и государство, в свою очередь, практически не предоставляло народу услуги (большинство людей проживали без электричества и центрального отопления), это был достаточно яркий показатель неэффективности гос­системы. К тому же когда приходило время выборов, людям говорили, что вне зависимости от того, как они проголосуют, на результатах выборов это не отобразится. Когда у людей «отобрали» право волеизъявления, это вызвало протест, народ вышел на улицы и потребовал смены правительства. После смены власти буквально через три-четыре месяца ситуация изменилась. Были проведены реформы, многие из которых продолжаются до сегодняшнего дня. В итоге ровно через пять лет бюджет Грузии увеличился в пять раз. В Украине все произошло немного иначе.

Ну почему же? У нас сложилась схожая ситуация.

Нет. Вы просто не знаете, какие условия были в Грузии в 2003 году. Какие-то элементы грузинских событий сейчас встречаются в Украине, особенно учитывая военные действия на Востоке. Но в целом я бы не хотел, чтобы Украина пережила события, аналогичные грузинскому сценарию того периода.
Грузии удалось быстро и радикально провести реформы, потому что иначе она бы попросту исчезла, перестала существовать как независимое государство. Это тогда понимали все. Например, в Украине был хороший момент для радикальных реформ во время «оранжевой» революции, когда новое правительство получило огромную поддержку граждан. Кстати, именно поэтому удалось провести реформы в Грузии, поскольку новое руководство страны принимало жесткие и непопулярные, но необходимые решения, а народ за счет высокого уровня доверия к действиям правительства не протестовал. Тем более что в грузинском обществе и правительстве наблюдалось единство, в отличие от Украины.

Невозможно проводить быстрые и эффективные реформы в условиях, когда президент говорит одно, правительство – второе, а парламент делает третье. Поэтому лишь сейчас, точнее в последние несколько месяцев, в Украине сложилась достаточно хрупкая, но рабочая модель, когда президент, парламент и исполнительная власть работают в унисон. Кстати, большинство грузинских реформ не сразу дали результат. Какие-то реформы сразу же отобразились на ситуации в стране, но некоторые результаты видны лишь сейчас, когда уже сменилось правительство, начавшее реформы.

Сравнивая украинские и грузинские реформы, можно для примера рассмотреть ситуацию, связанную с условиями ведения бизнеса, а это в первую очередь подразу­мевает принятие нового Налогового кодекса. У меня уже «кожа с языка слезла» от разговоров о необходимости такого шага – не о внесении изменений в существующий кодекс, а о создании нового, который в первую очередь будет либеральным для бизнеса.

Если сравнивать налоговые кодексы Украины и Грузии, какие ключевые отличия можно выделить между этими двумя сводами правил?

Если сравнивать глобально, то в Грузии правительство сделало все возможное для того, чтобы правила налогообложения были простыми, понятными и чтобы в страну приходили инвестиции, а бизнес имел возможность спокойно работать и развиваться. В стране действует всего шесть налогов.

Если рассматривать ситуацию более детально, то можно выделить один пример, который продемонстрирует отличие грузинской налоговой системы от украинской. В Грузии, после того как был изменен и упрощен Налоговый кодекс, пригласили на встречу бизнесменов и сказали: вы все в «золотом списке». Мы вас не трогаем – работайте. Например, в Грузии до сегодняшнего дня работают компании, которые не проверялись по семь-восемь лет. Они вовремя сдают электронные отчеты и спокойно работают. Если появляются подозрения, что какая-то компания нарушает правила, к ней не выезжают «маски-шоу» от налоговой инспекции, как это происходит в Украине. Процедура проверки проводится удаленно. Все это стало возможным благодаря четкой и максимально простой налоговой системе и электронной системе администрирования.

В Украине также была принята система электронного администрирования документов. Но, в отличие от Грузии, здесь почему-то до сих пор в нее вмешиваются (в ручном режиме), что-то пытаются в ней изменять и никто никакой ответственности за это не несет.

В 2015 году высшие чиновники Украины и представители бизнеса «преломили копья» во время разработки нового Налогового кодекса. Как Вы считаете, насколько оправданным и рациональным было принятие так называемого кодекса Яресько, не отличавшегося особо либеральными условиями для бизнеса?

Ну, во-первых, давайте называть вещи своими именами. Не кодекс Минфина и Яресько, а налоговый проект, разработанный британскими специалистами по заказу украинского правительства. Наверняка в разработке проекта принимали участие профессионалы, но он был создан в отрыве от украинских реалий и пожеланий украинского бизнеса. Я считаю, что нужно идти другим путем. Конечно, это сложный вопрос и по нему нелегко будет найти консенсус. Но в этом случае следует прислушиваться к мнению большинства. А большинство – это украинский бизнес. Он хочет одного: четких и понятных налоговых законов. А затем, как сказал Премьер-министр Украины Гройсман, следует несколько лет его не трогать, не устраивать этой «чехарды», которую мы видели в конце 2015 года, когда «впопыхах» принимали изменения в бюджет и в налоговое законодательство. То есть через три дня после принятия новые правила игры вступили в силу, а многие даже не могли разобраться в этих правилах – им просто не дали на это времени. Получилось, что ответственность появилась, но мало кто понимал, за что именно.

Понять всю абсурдность украинской налоговой политики можно благодаря простому примеру. Например, я решил купить автомобиль. Кстати, нигде в мире нет таких необоснованных налогов на автомобили, как в Украине. Я пользуюсь автомобилем. Проходит три года. Государство видит, что у него не хватает средств на «латание дыр» в бюджете, и оно вводит новый налог – на роскошь. На роскошный автомобиль. Многие со мной согласятся, что в Украине достаточно много людей (не олигархов), которые могут позволить себе покупку дорогого автомобиля. Возникает вопрос: почему я после покупки и эксплуатации (со всеми вытекающими расходами, на налоги в том числе) автомобиля должен платить еще один – новый налог? Вряд ли такие действия поднимут уровень доверия граждан к государству.

Одним из ключевых вопросов, постоянно возникающим на повестке дня у предпринимателей, является проблема возмещения НДС. Приходилось ли Вам сталкиваться в своей практике с подобной проблемой?

Это действительно проблема. Ведь что такое НДС? Это деньги бизнеса, которые государство забрало в долг для содержания армии, судебной и правоохранительной системы и т.д. Эти деньги государство обязано вернуть бизнесу для того, чтобы тот мог развиваться. Кстати, когда я говорил, что в Грузии до сих пор продолжаются реформы, мне вспомнился еще один пример. В прошлом году грузинское правительство приняло решение запустить программу «Произведи в Грузии». Основная цель программы – создать льготные условия для грузинских и иностранных компаний, чтобы они могли запустить производство на территории страны.

Мои друзья решили создать собственное производство одноразовой посуды, поскольку в Грузии она не производится. Они пошли в банк, договорились о кредите (под 9 % годовых), взяли $1,6 млн и пришли с этим проектом в Министерство экономики. Следует заметить, что Минэкономики Грузии имеет право самостоятельно принимать решения по проектам, стоимость которых не превышает $2 млн. В течение недели этот вопрос был решен и проект включили в программу. Что это дает предпринимателю? Государство выделило под производство 15 со­ток земли в Тбилиси. Из 9 % годовых 8 % кредитных средств будет выплачивать государство на протяжении двух лет. Предприниматель платит 1 %, и у него есть отсрочка на два года по выплате тела кредита. При этом земля передается в собственность предпринимателю. В таких условиях всем становится предельно ясно, что аналогичные производства начнут появляться, как грибы после дождя. Но даже на этом этапе правительство Грузии не остановилось. В парламенте было принято решение (оно вступит в силу с 1 января 2017 года), что при реинвестировании прибыли в производство бизнес освобождается от уплаты налогов на прибыль.

7-8-54-55-120-2

А теперь вернемся в Украину. Возьмем один простой пример – ИТ-сектор. За последние три года ИТ-компании каждый год приносят в реальный сектор экономики Украины $2,6 млрд. При этом они не требуют от государства каких-то льготных условий или преференций. Единственное, что им нужно, – четкие правила игры. Если создать нормальные условия для работы таких компаний, прекратить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов, буквально за пару лет они приведут в страну $5–6 млрд реальных денег. Но сегодня мы видим, что их «прессует» налоговая полиция и не дает спокойно работать. А что такое ИТ-производство? Это не завод с массивным оборудованием и громоздкими станками. Это в первую очередь мозги.

Иногда кажется, что вот просыпается руководитель налоговой службы, приходит на работу и дает указание: проверьте тот или иной бизнес. То есть он не думает о том, что такие действия могут привести к нежелательным для государства последствиям, что завтра этот бизнес свернется, переберется в более комфортную обстановку, где-то за границу, и ему самому не с кого будет собирать налоги.

Еще один пример. К нам в Ассоциацию налогоплательщиков Украины обращаются представители страховых компаний. Суть большинства вопросов заключается в том, что после прошлогоднего изменения налогового законодательства идет двойное налогообложение страхового сектора. Когда мы начали поднимать этот вопрос и искать выход из сложившегося положения (мы предложили оставить один налог), то столкнулись с абсурдными аргументами, которые приводили представители Министерства финансов. Они заявили, что все наши действия проводятся в интересах «схемных» страховых компаний. По их мнению, страховые компании у нас – схемные, банки – схемные, ИТ-сектор – схемный. Давайте тогда все перейдем в одну большую схему и будем нормально работать!

Складывается впечатление, что руководство контролирующих органов не понимает одной простой вещи: как только для бизнеса упрощаются условия работы, моментально появляется результат в виде прибыли, улучшения показателей инвестиционного рейтинга и привлекательности страны в целом.

На данный момент я не понимаю, почему чиновники ездят по городу, видят множество пустующих торговых площадок, сдающихся в аренду, но у них не возникает вопросов о том, почему пустует такое огромное количество коммерческой недвижимости и как это можно изменить в лучшую сторону.

В Украине, как и в любой другой стране, должно действовать правило: если вы хотите привлечь инвесторов, создавайте благоприятные условия, желательно более выгодные, чем у ваших соседей. Сегодня в мире вращается огромное количество денег, многие просто не знают, куда эти деньги девать. Украину окружает огромное количество стран, в том числе страны ЕС, и сейчас она должна создать такую экономическую модель, чтобы «свободные» деньги устремились сюда. И прежде всего следует обеспечить комфортную работу для отечественных инвесторов.

Когда говорят, что инвесторов останавливает война на Донбассе, это не так. Когда Грузия в августе 2008 года столкнулась с российской агрессией, их танки находились в 25–30 км от Тбилиси, но инвесторов это не останавливало. Можно посмотреть статистику, как в октябре инвесторы активно приходили в Грузию, они все равно не боялись вкладывать деньги. Инвестор – игрок и очень часто – рисковый игрок. Это следует учитывать, особенно когда речь идет о такой большой стране, как Украина, где оккупированная территория и зона ведения боевых действий находится в сотнях километров от мирных городов, таких как Киев, Львов или Одесса.

Ранее в одном из интервью для СМИ Вы упоминали о создании собственного бизнеса. Расскажите, пожалуйста, более подробно о выборе направления и работе Вашей компании?

В августе 2014 года я зарегистрировал компанию TNK Global Group в Грузии. Аббревиатура TNK – это инициалы основателей компании. Кстати, регистрация заняла около 15 минут времени. Когда разрабатывалась стратегия работы компании, было принято решение направить наши усилия по нескольким направлениям. Первое – это консалтинг, предоставление консультаций грузинским и украинским компаниям из разных сфер. Тогда, в авгус­те 2014 года, я не думал, что в Украине окажется столь значительный по количеству «грузинский десант» различных консультантов, поэтому изначально рассчитывал, что мои советы, возможности и связи будут востребованы в стране. Но получилось, как получилось. Хотя сейчас это направление приносит свои плоды, поскольку наша организация обладает неплохими контактами и опытом проведения консультаций.

Второе направление деятельности нашей компании – корпоративный туризм. Следует заметить, что когда основывалась TNK Global Group, я преследовал две цели: развитие самой компании и демонстрация успешных реформ на примере Грузии. Чтобы бизнес видел механизм и успех реформ, а вернувшись в Украину, со своей стороны, оказывал давление на власть с целью проведения аналогичных изменений у себя на родине. Скажу откровенно, как есть: за все время услугами нашей компании воспользовались пять украинских организаций – это около 400 человек, но мы практически ничего не заработали, поскольку это были больше ознакомительные туры, чем коммерческие, за исключением одной из последних поездок, когда мы получили прибыль – $500.

Так получилось, что я уже целый год не уделяю должного внимания руководству компанией, поскольку занимаю пост главы Ассоциации налогоплательщиков Украины, и все мои силы сконцентрированы здесь. Но у TNK Global Group есть неплохие перспективы. Даже при отсутствии массовой рекламы многие, кто воспользовался услугами нашей фирмы, передают информацию о нас и качестве наших услуг при помощи «сарафанного радио». Так что процесс идет.

Как Вы считаете, насколько сложно начинать собственное дело в Украине?

Сегодня это достаточно сложно. Для того чтобы с нуля построить бизнес в Украине, необходимо как минимум быть уверенным в стабильности банков, которые смогут обеспечить начальным стартовым капиталом под ра­зумные проценты. Помимо этого, как мы уже обсуждали, требуется принять новый Налоговый кодекс, ориентированный на поддержку и сервисное обслуживание бизнеса. Хотя, следует отметить, что возможности и потенциал Украины гораздо выше, чем Грузии.

Честно говоря, у меня есть мечта о создании собственного производства. Мне даже как-то в детстве приснился сон на эту тему: я построил и запустил в работу кирпичный завод. Но пока что это лишь мечты и планы, я еще не знаю, каким будет это производство, его концепция еще не разработана. Ранее я думал, что оно будет основано в Украине, но, скорее всего, это будет сделано в Грузии, там на данный момент более привлекательные условия для ведения бизнеса. Тем не менее, у меня оптимизм относительно производства в Украине все равно присутствует, особенно в связи с последними событиями и шагами, которые предпринимает высшее руководство страны.

Григол Шалвович, скажите, что именно побудило Вас – видного дипломата, к тому же гражданина Грузии, заинтересоваться и принять участие в работе украинской Ассоциации налогоплательщиков?

Хороший вопрос. Слава богу, я уже не нахожусь на дипломатической работе и могу говорить то, что лежит на сердце, прямо и откровенно. Дело в том, что 2 октября 2012 года в Грузии поменялась власть. А в 20 числах января 2013 года заканчивалась моя каденция посла. Мне могли продлить ее на год, но сложившаяся тогда ситуация побудила меня отказаться от продления каденции. Я сейчас впервые откровенно расскажу о том, что подтолкнуло меня уйти. Начиная с 2 октября 2012 года и до момента, когда я публично заявил об отставке в декабре 2012 года (не только с поста представителя дипмиссии в Украине, но и вообще с государственной службы), прошло два с половиной месяца. За все это время мне, дипломату, послу в огромной европейской стране, не было сделано ни одного предложения со стороны Министерства иностранных дел Грузии. И мне это было непривычно.

Поймите, я никогда не боролся за какие-то назначения. Я не просил, чтобы меня назначили заместителем министра обороны Грузии в самое тяжелое время для моей страны. Я не просил, чтобы меня назначали заместителем министра иностранных дел. Я не просил, чтобы меня назначали послом. Просто так складывалась жизнь, что мне всегда предлагали должности на тяжелых участках. За все мои 54 года меня ни разу не приглашали в такую организацию, где можно было сидеть на месте и «жить припеваючи». Все время приходилось что-то начинать заново (восстанавливать, перестраивать и т.д.). Когда за два с половиной месяца мне никто ничего не предложил, я принял решение подать в отставку. И с января 2013 года несколько месяцев провел в Грузии. Посмотрел на то, что изменилось. Для себя я решил, что не буду принимать участие или становиться на сторону каких-либо политических сил или партий.

Потом мы создали компанию. Далее, чего греха таить, также откровенно скажу: мне предложили работать советником по международным вопросам в компании ВЕТЭК. Я работал на этой должности с сентября 2013 по январь 2014 года. К сожалению, ни один мой проект не был реализован, пока я там работал. Когда в 2014 году началась горячая фаза на Майдане, я увидел отношение руководства к происходящим событиям и ушел оттуда.

Потом, в течении 2014 года, я занимался развитием компании TNK Global Group. В апреле 2015 года мне предложили попробовать свои силы на посту президента ассоциации. Меня выбрали на очередных выборах большинством голосов. Но скажу честно, когда туда шел, я не знал точно, чем именно мне придется заниматься. Я очень переживал о том, что у меня отсутствует опыт в таком виде работ, но мне очень не хотелось подвести людей, которые меня порекомендовали. Когда я возглавил ассоциацию, мне довелось столкнуться с огромным количеством трудностей (не хочу о них сейчас говорить, это уже пройденный этап). Могу отметить, что за год работы нам удалось очень много сделать. Скажу откровенно, за весь год мы практически не увидели какой-либо поддержки со стороны государства, хотя ранее ассоциация с момента ее основания всегда пользовалась поддержкой как минимум налоговой службы. Мы же этой поддержки не имели и не видим ее по сегодняшний день. Но продолжаем работать. Не все получается, но, по крайней мере, мы пытаемся консолидировать украинское бизнес-сообщество для того, чтобы отстаивать свои цели и доносить до государственных служб проблемы и потребности бизнеса.

Возглавляя Ассоциацию налогоплательщиков, Вам, вероятно, доводится общаться с представителями практически всех существующих видов предпринимательства. Можете ли выделить общие проблемы, с которыми приходится сталкиваться как малому, так и крупному украинскому бизнесу?

Я сначала хотел начать перечислять проблемы, но, пожалуй, выскажу общую проблему любого украинского бизнеса: нет четких правил игры. То, что я сейчас скажу, это будет не только моя мысль. Я выступлю в роли рупора, транслирующего мысль любого украинского бизнеса: необходим новый либеральный, понятный и простой Налоговый кодекс.

Оценивая сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в правовой, экономической и законодательной сфере, каковы будут Ваши прогнозы на текущий, а также следующий – 2017 год?

Я, в хорошем смысле этого слова, заложник своей интуи­ции. Я не ясновидящий, но мой внутренний голос говорит: Украина обречена на успех. Не буду приводить какие-то конкретные примеры или аргументы, при помощи которых можно попытаться убедить читателей в правоте моих слов. Но интуитивно чувствую, что Украина в ближайшие три-пять лет сделает такой рывок вперед, подобного которому Европа еще не видела. И действия правительства Украины подтверждают мои прогнозы.

Знаете, один аргумент в пользу своей интуиции все же приведу. Когда в 2000 году приехал в Киев в качестве посла Грузии, я уже тогда предсказал строительный бум, о котором еще никто не подозревал, поскольку строительная отрасль активизировалась начиная где-то с 2003 года. Так что мои прогнозы строятся не на пустом месте. Тем более что уже в 2014 году я не мог знать наперед, что будет происходить со страной, правительством и всем остальным, но, как видите, снова мой прогноз оказался верным: Украина набирает обороты и идет вперед, хотя нерешенных проблем еще осталось много. Анализируя тенденции и работу руководства страны, могу отметить, что все делается правильно. Как я уже сказал: 2016 год будет переломным, а в 2017-м Украина продемонстрирует стремительный рывок вперед.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%