Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

По ту сторону социальных выплат. Опасные игры в социальное государство

Андрей Козориз
финансовый аналитик

№9-10(56-57)(2016)

Что ни делает дурак,
Все он делает не так.
Начинает не сначала,
А кончает как попало.
С потолка он строит дом,
Носит воду решетом…
(Самуил Маршак, «Не так»)

9-10-56-57-19-1

Нашим политикам не надоедает играть в социальное государство. Власть меняется, но принцип остается нерушимым: в тщетных попытках наладить «социальную справедливость» и «защитить незащищенных» государство продолжает разбазаривать деньги налогоплательщиков. Так уж повелось, что любая программа, в том или ином виде предполагающая бюджетные ассигнования, похожа на попытки носить воду решетом.

Как благие намерения трансформируются в украинских реалиях?

Проблема любой социальной программы — уже в ее зародыше. Как только появляется какая-либо «дырочка», через которую может вытекать поток бюджетных средств, в украинских реалиях сразу придумают, как этим потоком воспользоваться в своих интересах. Причем пользуются им на всех уровнях:

  • Простое население, только узнав о том, что есть возможность получить какую-либо льготу, тут же начинает мыслить в том направлении, как бы ею воспользоваться, даже если она формально не положена. Что-нибудь спрятать, что-то сфальсифицировать, «обтесать» себя под нормы, по которым положена льгота, и чуток упростить себе жизнь.
  • Мелкие чиновники, ответственные за предоставление льгот. Они тоже рады присосаться к бюджету и начинают приторговывать доверенной им властью. И желающим получить льготу начинают в том или ином виде продавать право на ее получение.
  • Крупные чиновники, которых не интересует мелкий доход. Их интересуют большие деньги, которые они собирают от нижестоящих подчиненных. Так и формируется коррупционная пирамида.

Потому законодатели, задумывая очередную льготу, особенно если эта льгота для бизнеса и через нее можно провести крупные средства, уже проводят «экономическую оценку» и прикидывают, сколько им удастся «отбить» бюджетных денег, запуская всеобщее веселье.

В итоге все довольны. Люди, которые получают свою льготу. Чиновники, которые получают дополнительные доходы. И только немногочисленные честные налогоплательщики остаются в проигрыше, так как им остается лишь наблюдать за тем, как государство постепенно приходит в упадок.

Но это все философия, а теперь пора перейти к практике. Рассмотрим подробнее то самые «решето», которым у нас пытаются переносить деньги из бюджета к малозащищенному населению. 

А вы уже оформили субсидию?

Именно такой вопрос можно услышать в транспорте, в разговорах друзей на улице и на рабочих местах в офисах. Действительно, поднявшиеся тарифы оказались испытанием на прочность нервов (и кошельков) для большинства украинцев. Этой зимой вполне возможна ситуация, когда общая стоимость коммунальных услуг будет примерно равна цене аренды аналогичной квартиры. Естественно, платить такие сумасшедшие тарифы никто не хочет, потому все массово отправились получать субсидии. Тем более правительство позиционирует этот вид социальной помощи как универсальное решение проблемы высоких тарифов. 

А теперь обратная сторона субсидий. В 2016 го­ду на субсидии бюджет потратил 35 млн грн, а в 2017-м потратит уже 80 млн грн, что составляет более 3 % ВВП. При этом субсидии оформляют себе даже самые состоятельные люди, умудряясь «распределить» всех членов семьи таким образом, чтобы подходить под требования для получения субсидий. Вот и получается весьма забавная ситуация:

  • С одной стороны, государство повышает тарифы, чтобы довести их до экономически обоснованного уровня. Дескать, почем газ достается Украине, столько должно платить и население.
  • С другой стороны, государство дает субсидию, которую начинают выплачивать практически каждому второму домохозяйству Украины. Соответственно, те 50 % цены газа, которые государство компенсировало за счет низких «социальных» тарифов, все так же будут оплачиваться бюджетом, но уже через стильный и модный механизм субсидий.
  • Предприимчивые люди, не желающие переплачивать, оформили эти субсидии, хотя раньше платили за коммунальные услуги полную стоимость.

А когда правительство заподозрило неладное, вместо того чтобы усомниться в адекватности самой системы льгот, началась охота на ведьм. Государственные органы получают право нарушать банковскую тайну, начинаются проверки… которые также потенциально принесут доход чиновникам. Ведь выявленные нарушения, сами понимаете, имеют свои расценки. В результате вместо решения проблемы создается еще одна, уже нового порядка.

Возмещение кредитов по энергоэффективной программе «Ощадний дім»

Еще один яркий пример государственной социальной помощи, выполненной с изяществом индийского слона, — программа «Ощадний дім». По ее условиям государство компенсировало от 30 до 70 % тела кредита, взятого на утепление дома. Сюда относятся расходы на установку пластиковых окон, утеп­ление наружных стен частных домов, установку батарей и другие подобные расходы. 

9-10-56-57-19-2

Что самое забавное, схожая программа функционировала с 2004 года, но о ней мало кто знал, и деньги потихоньку разворовывались из бюджета. Как разворовывались? Да очень просто.

Однако после смены власти в 2014 году программа получила гораздо более широкое распространение за счет рекламных кампаний. Как результат, указанную выше схему стали «изобретать» все чаще. Суммы при этом получаются совсем не маленькие. По программе суммарно выдано 1,32 млрд грн кредитов, а максимальная сумма компенсации «в одни руки» составляет 14 тыс. грн. 

А когда правительство заподозрило неладное, программа была попросту прикрыта, последние возмещения должны прийти людям до конца августа. Делать много шума не стали, благовидно назвав причину прекращения выдачи кредитов: «исчерпались бюджетные средства».

Выплаты за рождение ребенка

Еще одна весьма интересная дыра в бюджете, которую оправдывают заботой о населении, — выплаты за рождение ребенка. Выплаты достаточно больно бьют по бюджету, так как ежегодно на них уходит свыше 4 млрд грн. Однако что мы увидим, если посмотрим на лицевую и обратную стороны этих выплат?

9-10-56-57-19-3

Потому, несмотря на крупные бюджетные расходы, рождаемость продолжает падать, а социальные про­б­лемы продолжают накапливаться. 

А когда правительство заподозрило неладное, были отменены увеличенные выплаты за последующих детей (второго, третьего и т.п.). Ведь именно рожая много детей, можно было поучить самые «вкусные» выплаты. Теперь же за каждого платят около 10 тыс. грн + по 800 грн в месяц. Но для представителей андеркласса и это неплохие деньги. Поэтому единственное, что стимулирует данная выплата, — это рождаемость детей в крайне неблагоприятных условиях.

Бизнес на три буквы: «ФОП»

Еще одно отверстие в государственном бюджете — упрощенная система налогообложения и статус «ФОП». Недавно я покупал ламинат и оформлял покупку в крупной киевской фирме. Как вы думаете, что лежало в рабочем столе менеджера по продажам? Вернее, чем этот стол был забит?

Правильно, печатями различных «фопников». Так как бизнес работает на упрощенной модели налого­обложения и продает свои услуги от имени «малых предпринимателей». Если вы обращаете внимание на чеки, обязательно увидите, как часто крупные компании, работающие под громкими брендовыми названиями, в чеках подписываются как «ФОП». Итак, смотрим лицевую и обратную стороны.

9-10-56-57-19-4

А когда правительство заподозрило неладное, начались попытки ликвидировать упрощенную систему налогообложения и заставить всех платить по полной программе. Но пока что, к радости всех многочисленных «ФОПов» Украины, эти попытки — только попытки. Так как даже наше правительство понимает, что, если внедрить общую систему налогообложения обязательно для всех, уже через полгода в тени будет 90 % экономики. И налоговые органы можно будет закрывать за ненадобностью.

Социальная политика государства как стоп-кран экономического роста

Переходим к болезненным вопросам. Государство ежегодно тратит огромные деньги на заботу о населении. Давайте попробуем сложить эти затраты в процентах ВВП. Чтобы картина была более ясной, возьмем длительный период: с 2005 по 2015 год. И попросту просуммируем, сколько за этот период про­цен­тов ВВП на что ушло. 

То есть суммарно за 10 лет на заботу о народе государ­ство потрати­ло 239 % усредненного го­до­вого ВВП. Что это значит с экономической точки зрения? Это значит, что если бы на эти деньги, грубо говоря, каждый год покупались доллары, то золотовалютный резерв Украины сегодня не был бы таким «печальным» и зависимым от подачек МВФ. А если бы эти средства шли в развитие, то 239 % ВВП — это более двух лет роста экономики. Вот и получается, что страна на два года отстала в развитии, чтобы играть в социальную защиту и тратить деньги на то, чтобы ситуация по всем векторам ухудшалась. Заметьте, это два года, украденные не у виртуального государства, а у каждого человека, который платит налоги.

9-10-56-57-19-5

В поисках волшебной гайки, которую можно закрутить…

А когда правительство заподозрило неладное, оно начало искать, где еще можно было бы содрать с населения денег, чтобы продолжать их расходовать на сомнительные социальные функции. То и дело возникают инициативы вроде повышения тарифов, введения налогообложения депозитов, огородов, автомобилей и еще чего угодно, до чего только можно дотянуться. И все эти попытки затягивать гайки и бороться с «недобросовестными плательщиками» еще сильнее загоняют ситуацию в тупик, так как наш народ прячется от налогов с тем же рвением, с каким добивается льгот. И людей сложно за это винить. Если вы точно знае­те, что платить налоги — все равно что выбрасывать деньги на помойку, и вы бережливый человек, то вывод очевиден. 

Потому волшебная гайка, которую нужно закручивать, находится совсем в другом месте. Она находится там, где деньги из бюджета вытекают. Решить проблему неэффективных расходов очень просто: нужно прекратить совершать эти расходы. Учитывая, что они все равно не приносят результатов, можно с уверенностью говорить, что страна заживет лучше, если их пресечь. 

Но политической воли на подобный шаг никогда не хватит. Ведь для чиновников всех уровней урезать расходы бюджета — это все равно что устраивать акцию «пчелы против меда». Никому не выгодно, чтобы государственный аппарат функционировал эффективно. Ну и, конечно же, мы живем в социальном государстве, а потому государство не может перестать заботиться о гражданах. Не правда ли?


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%