Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Новини законодавства

№11(58)(2016)

Вступил в силу закон, стимулирующий производство вина

13 октября вступил в силу Закон от 20.09.2016 г. № 1534-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» относительно оптовой торговли алкогольными напитками, изготовленными из собственного (не приобретенного) виноматериала».
Законом предусмотрено, что субъект хозяйствования, который получил лицензию на производство алкогольных напитков (вин виноградных, вин плодово-ягодных или напитков медовых) и производит их из виноматериалов (виноградных, плодово-ягодных или медовых) исключительно собственного производства (не приобретенных), имеет право осуществлять оптовую торговлю указанными алкогольными напитками без получения отдельной лицензии на такую оптовую торговлю.
Таким образом, указанные производители вина не должны будут платить 500 тыс. грн за сертификацию для оптовой торговли.
Кабмин в двухмесячный срок со дня вступления в силу данного Закона должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с ним.
Цель таких изменений — создание реальных возможностей для развития винодельческой отрасли Украины. Высокая цена оптовой лицензии была преградой для создания и начала нового бизнеса, особенно для небольших фермерских хозяйств, а также являлась причиной неравных конкурентных условий для крупного и малого бизнеса. В результате малый бизнес ушел в тень (например, в Одесской и Николаевской областях), а налоговики и правоохранители часто предвзято относились к малым фермерским хозяйствам, желающим производить вино.

Принят закон о досрочных пенсиях участникам АТО

Верховная Рада 18 октября приняла Закон о внесении изменений относительно пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц из числа участников АТО (законопроект № 3252).
Изменения внесены в законы «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Установлено, что на назначение досрочной пенсии по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, имеют право:
военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава ОВД, участвовавшие в боевых действиях в АТО в районах ее проведения;
лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в АТО в районах ее проведения;
жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава ОВД, которые умерли (погибли) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с непосредственным участием в АТО в районах ее проведения;
резервисты и военнообязанные, которым предоставлен статус участника боевых действий, инвалида войны, их жены (мужья) и родители.

Депутаты решили, как будут привлекать инвестиции через индустриальные парки

В Верховной Раде принят за основу проект Закона «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно развития отечественного производства путем стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через индустриальные парки».
Документом предложено внести следующие изменения в НКУ:
определить исключительный перечень критериев к участникам индустриальных парков, имеющим право на применение стимулирующих особенностей налогообложения (минимальное количество рабочих мест, виды деятельности, средняя зарплата по предприятию);
установить сроком на 10 лет особенности налогообложения налогом на прибыль участников индустриальных парков (первые пять лет по 0 % ставке, последующие пять — по ставке, вдвое меньше базовой; (на сегодняшний день — 9 %);
предоставить возможность рассрочки сроком на пять лет сумм НДС относительно операций по импорту оборудования и комплектующих к нему, материалов резидентами индустриальных парков, если данные товары используются ими для обустройства таких индустриальных парков для осуществления хозяйственной деятельности в их пределах;
предусмотреть возможность установления органами местного самоуправления льгот и пониженных ставок по уплате налога на недвижимость, земельного налога за земельные участки и арендной платы за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности, на которой создан индустриальный парк для резидентов индустриальных парков.

НБУ змінив методологію розрахунку офіційного курсу гривні

Національний банк України з 1 листопада змінює методологію встановлення офіційного курсу гривні до іноземних валют, відмовляючись від обліку операцій із клієнтами банків.
«Досі офіційний курс розраховувався як середньозважений курс продавців і покупців, що склався за даними Системи підтвердження угод на міжбанківському валютному ринку України. Тобто він відображав курс за угодами між банками, банками та їхніми клієнтами, банками і НБУ, НБУ та його клієнтами. У подальшому розрахунок включатиме тільки угоди між банками, а також банками та НБУ», — йдеться в повідомленні Нацбанку.
Як зазначає регулятор, зміни, закріп­лені постановою НБУ від 13.10.2016 р. № 391, яка набуває чинності з 1 листопада 2016 року, не матимуть істотного впливу на офіційний курс гривні.
Нацбанк також повідомив, що оновив списки валют для щоденного і щомісячного встановлення офіційного курсу гривні до іноземних валют. Так, якщо зараз НБУ щоденно встановлює офіційний курс гривні до 25 іноземних валют, то за новими правилами — до 34: додано 13 валют, вилучено чотири.
«Регулятор вважає необхідним переглянути цей перелік з урахуванням зміни структури зовнішньої торгівлі України в останні роки і коригування Класифікатора іноземних валют та банківських металів у квітні цього року», — наголошується в повідомленні.
Додані, зокрема, таїландський бат, болгарський лев, корейський вон, гонконгський долар, єгипетський фунт, індійська рупія, іранський ріал, хорватська куна, мексиканський песо, новий ізраїльський шекель, новозеландський долар, румунський лей, індонезійська рупія.
Видалені з розрахунку азербайджанський манат, туркменський манат, ісландська крона, узбецький сум.
Також один раз на місяць НБУ встановлюватиме офіційний курс гривні ще до 22 валют, у тому числі до семи валют інших країн СНД і до 15 валют країн — основних торгових партнерів України, які не увійшли в топ-30 торгових партнерів України за результатами I півріччя 2016 року.

В Украине заработала финансовая реструктуризация

Закон о финансовой реструктуризации от 14.06.2016 г. № 1414-VIII, который будет действовать в течение трех лет, вступил в силу с 19 октября.
Финансовая реструктуризация осуществляется с целью восстановления хоздеятельности должников, находящихся в критическом финансовом положении, поддержания стабильности финансовой системы и обеспечения доступа должников к финансированию.
Финансовой реструктуризации подлежат хозяйственная деятельность и активы должника, в том числе размещенные за пределами Украины, а также денежное обязательство должника, включая возникшее на основании договоров, регулируемых иностранным законодательством.
Процедура реструктуризации добровольная и проводится без обращения в суд. Стороны имеют право самостоятельно согласовывать вопрос о целесообразности ее применения или использовать другие механизмы возврата задолженности.
В рамках процедуры финреструктуризации должен быть составлен план, который может предусматривать пути реструктуризации денежных обязательств или хозяйственной деятельности должника.
Завершается процедура финансовой реструктуризации с момента наступления любого из следующих событий:

  • подписания плана реструктуризации;
  • представления независимым экспертом отчета об обзоре финансово-хозяйственной деятельности, которым подтверждается перспективность хозяйственной деятельности должника;
  • отзыва должником своего заявления о реструкту­ризации;
  • представления в секретариат привлеченными кредиторами заявления о том, что переговоры по поводу реструктуризации были прекращены без достижения согласия;
  • истечения 90-дневного срока.

Особенности налогообложения отдельных операций, связанных с проведением процедуры финансовой реструктуризации, устанавливаются НКУ.
За нарушение норм Закона о финансовой реструктуризации регулятор будет применять санкции к банкам, порядок применения которых утвержден постановлением Правления НБУ от 13.10.2016 г. № 392.
Обжалование действий по наложению санкций осуществляется в судебном порядке.

В Раде приняли закон об освобождении благотворительной деятельности религиозных организаций от налогов

Документ предусматривает внесение изменений в п. п. 133.4.2 и 133.4.4 НКУ, согласно которым доходы (прибыль) религиозных организаций могут использоваться не только для осуществления деятельности по направлениям, определенным учредительными документами таких организаций, но и согласно предусмотренной законом для религиозных организаций неприбыльной деятельности (осуществление гуманитарной помощи, благотворительной деятельности, меценатства и т. п.).
Пункт 35 подраздела 4 Переходных положений НКУ дополнен новым абзацем, согласно которому неприбыльные предприятия, учреждения и организации временно до 1 января 2017 года не могут быть исключены из Реестра неприбыльных учреждений и организаций только из-за того, что у контролирующего органа отсутствуют копии их учредительных документов.
Закон принят с учетом технико-юридических правок.

Дополнительные отпуска чернобыльцам 1 и 2 категории: что с ЕСВ и НДФЛ?

Налоговики в письме от 29.09.2016 г. № 21108/6/99-99-13-02-03-15 отметили, что оплата дополнительных отпусков лицам, отнесенным к 1 и 2 категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включается в состав заработной платы, подлежит налогообложению НДФЛ и является базой начисления ЕСВ.
Так, пп. 164.2.1 НКУ определено, что в общий налого­облагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде зарплаты, начисленные (выплаченные) плательщику налога согласно условиям трудового договора (контракта). Кроме того, в соответствии с пп. 14.1.48 НКУ в заработную плату включаются основ­ная и дополнительная зарплата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
Также фискалы напомнили, что Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый взнос, утвержден постановлением Кабмина от 22.12.2010 г. № 1170. Так, согласно п. 7 Перечня ЕСВ не начисляется на выплаты в установленном размере лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Исключения составляют надбавки и доплаты к тарифным ставкам в размерах, предусмотренных законодательством, за работу на территориях радиоактивного загрязнения, а также оплата дополнительных отпусков, предоставляемых согласно Закону № 796.

О порядке взимания акцизного налога с пива солодового

Налоговики в письме от 28.09.2016 г. № 10209/О/99-99-15-03-03-14 отметили, что если субъект хозяйствования производит и реализует в розничной торговле пиво солодовое, то он облагает акцизным налогом операции по реализации пива и как производитель, и как субъект хозяйствования розничной торговли.
Действующими нормами НКУ не предусмотрено освобождение от налогообложения операций с подакцизными товарами в случае, когда субъект хозяйствования одновременно является производителем и субъектом хозяйствования розничной торговли.
При розничной реализации производителем пива солодового собственного производства через заведение розничной торговли (ресторан-пивоварня) налогообложение акцизным налогом объемов пива осуществляется одновременно по специфической ставке акцизного налога в размере 2,48 грн за литр и адвалорной ставке в размере 5 % от стоимости (с НДС и без учета акцизного налога с розничной торговли) подакцизных товаров при его реализации.
Фискалы напомнили, что в соответствии с п. 217.1 НКУ суммы налога, подлежащие уплате, с подакцизных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, а также реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли, определяются плательщиком налога самостоя­тельно исходя из объектов налогообложения, базы налогообложения и ставок этого налога, действующих на дату возникновения налоговых обязательств.

Подавать ли расчет по ф. № 1ДФ при выплате доходов самозанятому лицу?

Налоговики в письме от 21.09.2016 г. № 20544/6/99-99-13-01-01-15 напомнили, что в графе 3а «Сумма начисленного дохода» расчета по ф. № 1ДФ отражается (за отчетный квартал) доход, начисленный физическому лицу в соответствии с признаком дохода согласно справочнику признаков доходов.
В случае начисления дохода его отражение в графе 3а является обязательным независимо от того, выплачены такие доходы или нет.
Фискалы отметили, что непредставление налоговым агентом налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, в частности ФЛП, является нарушением порядка представления информации о физических лицах-плательщиках налогов. К такому налоговому агенту применяются штрафные санкции, преду­смотренные п. 119.2 НКУ, в размере 510 грн. За повторное нарушение штраф составит 1020 грн.
К сведению: доход, начисленный (выплаченный) самозанятому лицу, отражается в налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «157».

Налогообложение доходов, полученных нерезидентом за предоставление резиденту услуг по транспортировке товара на основании внешнеэкономического договора поставки

ГФС в письме от 13.09.2016 г. № 19916/6/99-99-15-02-02-15 отметила, что если внешнеэкономический договор предусматривает перевозку (транспортировку) груза, а также плату за такую перевозку, то вознаграждение (компенсация), выплачиваемая резидентом нерезиденту за услуги по перевозке, рассматривается как фрахт.
Сумма фрахта, уплачиваемого резидентом нерезиденту по договорам фрахта, облагается налогом по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов за счет этих доходов (пп. 141.4.4 НКУ).
При этом базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта, а лицом, уполномоченным взимать налог и вносить его в бюджет, является резидент, который выплачивает такие доходы, независимо от того, является ли он плательщиком налога, а также субъектом упрощенного налогообложения.
В соответствии с положениями пп. 14.1.12 НКУ базовой ставкой фрахта считается его сумма, включая расходы по нагрузке, разгрузке, перегрузке и складированию (хранению) товаров, которая увеличена на сумму расходов за рейс судна или другого транс­портного средства, уплачиваемых (возмещаемых) фрахтователем согласно заключенному договору фрахтования.
Фискалы подчеркнули, что расходы на приобретение услуг по перевозке (транспортировке) груза должны быть подтверждены соответствующими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета.

За недостоверные данные в имущественной декларации «светит» 12 лет за решеткой

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 5175 «О внесении изменений в статью 366-1 Уголовного кодекса Украины относительно усиления ответственности за декларирование недостоверной информации».
Документом предлагается усилить предусмотренную Законом «О предотвращении коррупции» ответственность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, за декларирование недостоверной информации.
За указанное нарушение предлагается наказывать лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией незаконно приобретенного имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Напомним, сейчас за декларирование недостоверной информации предусмотрена ответственность в виде штрафа до 5100 грн или общественных работ до 240 часов, или лишения свободы до трех лет.

Перечень типов РРО дополнят распределенной компьютерно-кассовой системой

Депутаты приняли в первом чтении законопроект № 4117 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов».
Существующий перечень типов РРО планируют дополнить распределенной компьютерно-кассовой системой — регистратором расчетных операций, выполненным с применением распределенного компьютерного средства (терминала) и центральных компьютерных средств (серверов), объединенных сетью Интернет. Фискальные функции будут распределены между сервером и терминалом, при этом программное обеспечение, которое выполняет фискальные функции и взаимодействие сервера и терминала, сможет проверять его подлинность.
Разработка распределенной компьютерно-кассовой системы необходима для:
внедрения фискального решения для различных сфер применения: розничные точки, интернет-торговля (в том числе услуги, авиа­билеты и др.), торговые автоматы, транспорт (общественный и такси);
уменьшения относительной дороговизны традиционных регистраторов расчетных операций (РРО) для микробизнеса (предпринимателей);
предотвращения фактического отставания от требований времени используемых для фискализации технологий (появление смартфонов, планшетов, других мобильных устройств, развитие онлайн-сервисов);
интеграции фискальной сферы с другими инструментами и компонентами электронного правительства.

Депутаты хотят разрешить приватизацию спиртзаводов

Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики рекомендует принять за основу законопроект № 4861 «Об особенностях приватизации предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности».
Документом предлагается исключить из Перечня объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации, предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности.
При этом предложено установить особенности приватизации данных предприятий:
распределение предприятий на группы в соответствии с предложениями уполномоченного органа управления по результатам анализа финансово-экономической деятельности и технического состояния;
осуществление поэтапной приватизации предприя­тий в соответствии с распределением на группы;
проведение приватизации предприятий, производящих пищевой спирт (третья группа), после приватизации предприятий первой и второй групп.
Ожидается, что принятие законопроекта создаст условия для становления в Украине цивилизованного конкурентного рынка спирта и ликероводочных изделий, будет способствовать защите от фальсификата и контрафактной продукции.

Установлен порядок оплаты труда присяжных

Государственная судебная администрация приказом от 05.10.2016 г. № 198 утвердила Порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, выплаты суточных присяжному за время исполнения им обязанностей в суде.
Так, присяжному выплачивается вознаграждение, рассчитанное исходя из должностного оклада судьи местного суда с учетом фактически отработанного времени:
в 2016 году — в порядке, определенном Законом № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» (с изменениями);
с 2017 года — в порядке, определенном ч. 3 ст. 135 Закона № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей», с учетом п. 24 разд. XII «Заключительные и переходные положения» этого Закона.
Выплата данного вознаграждения осуществляется со­ответствующим территориальным управлением ГСА за счет средств бюджетной программы на осуществление правосудия на основании письменного заявления присяжного. К заявлению прилагаются копии паспорта гражданина Украины и учетной карточки налогоплательщика. Средства перечисляются на открытый банком счет, указанный в заявлении присяжного.
Территориальное управление ГСА не позднее следующего рабочего дня после получения заявления присяжного обращается в соответствующий суд для получения подтвер­ждения выполнения присяжным обязанностей.
Суд не позднее трех рабочих дней со дня получения обращения представляет справку, подписанную председательствующим судьей по делу с участием присяжного, о выполнении/невыполнении присяжным обязанностей в суде с указанием фактически отработанного времени на основании табеля учета рабочего времени.
Табель учета рабочего времени присяжного составляется секретарем судебного заседания на основании сведений журнала судебного заседания за соответствующий месяц, в котором проходило рассмотрение дела с участием присяжных.
Суд ежеквартально, до 20 числа, следующего за кварталом, предоставляет соответствующему территориальному управлению ГСА обобщенную информацию относительно рассмотрения дел с участием присяжных, в которой указывает номер дела, Ф. И. О. присяжного, даты проведения судебных заседаний, обозначив фактически отработанное присяжным время.
Территориальное управление ГСА в течение пяти рабочих дней после получения от суда подтверждения выполнения присяжным обязанностей в суде перечисляет средства в пользу присяжного через соответствующие органы Госказначейства в случае наличия сметных назначений и открытых ассигнований за вычетом налогов и сборов.
Возмещение расходов на проезд и наем жилья, выплата суточных присяжному производятся соответствующим территориальным управлением ГСА в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров для командировок в пределах Украины.

Казначейство предлагает ввести единый счет для уплаты налогов

В ведомстве рассказали о намерениях внедрить упрощенную модель уплаты налоговых платежей на единый счет, который будет функционировать следующим образом.
В центральном аппарате Казначейства налогоплательщику откроют счет наподобие электронного администрирования НДС. Юридические и физические лица, являющиеся субъектами хозяйствования, смогут пополнить этот счет в течение месяца в любое время определенной суммой средств, которая будет использована для уплаты налогов.
Например, через единый счет можно будет оплатить такие налоговые обязательства, как налог на прибыль предприятий, рентную плату, экологический налог.
На единый счет не будут зачисляться средства для уплаты НДФЛ и ЕСВ, поскольку они уплачиваются при выплате зарплаты, а также для уплаты НДС и акцизного налога с реализации топлива, поскольку они выплачиваются через соответствующие системы электронного администрирования.
Далее субъект хозяйствования должен подать в территориальные органы ГФС соответствующую отчетность. В период возникновения у плательщика налогового обязательства центральный аппарат ГФС в соответствующие сроки направляет в центральный аппарат Казначейства электронные реестры для перечисления средств с единых счетов плательщиков в соответствующий бюджет.
Информация об оплате автоматически попадает в фискальную службу. Для плательщика единственной «заботой» станет обеспечение положительного сальдо на счете.
К преимуществам такого счета, по словам главы Госказначейства, можно отнести сокращение для плательщика финансовых затрат и времени, которое необходимо для формирования и исполнения банками платежных поручений. При наступлении срока уплаты налогов бухгалтеру не понадобится идти в банк, чтобы перечислить соответствующие суммы средств на соответствующие счета. За него это сделает центральный аппарат Казначейства.
Преимуществом введения единого счета будет и создание единой информационно-аналитической базы ГФС и Казначейства.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%