Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Возврат товара, купленного в магазине: сроки, порядок, условия

Наталья Литвин
юрист, экономист

№11(58)(2016)

Сегодня, пожалуй, не найдется такого человека, который никогда не совершал покупки. Даже наши дети со школьной скамьи учатся распоряжаться денежными средствами, которые мы ежедневно выделяем им для мелких приобретений в школьной столовой. Получается, что мы все без исключения являемся потребителями товаров и услуг и по законодательству можем защищать свои права.

11-58-156-1

Увы, далеко не все потребители знают свои права и умеют ими пользоваться. Поэтому давайте вместе разберемся, какие права имеет потребитель, покупая товар надлежащего качества. Что делать, если товар оказался некачественным, сломанным или испорченным? И в каких случаях продавец обязан провести гарантийный ремонт, оформить обмен или возврат товара?

Основным законом, защищающим нас как потребителей в Украине, является Закон «О защите прав потребителей» (далее — Закон), с которым желательно ознакомиться полностью, чтобы знать свои права и обязанности. Мы же рассмот­рим только основные его положения. Итак, согласно ст. 4 Закона, покупая, заказывая или используя продукцию, которая реализуется на территории Украины, потребитель имеет право на то, чтобы продукция была качественная и безопасная, а информация о ее производителе была доступная и достоверная. На практике же часто случается, что даже молодым людям с хорошим зрением с трудом удается прочитать то, что написано мелким шрифтом на коробке с товаром, что уж говорить о людях преклонного возраста. Именно потому по закону мы имеем право на защиту своих прав государством. Для этого существуют такие органы, как управления по защите прав потребителей, Госпотребстандарт и, в конце концов, судебные органы, в которые мы можем обратиться с иском о нарушении своих прав для возмещения имущественного и морального ущерба, причиненного нам из-за недостатков или дефектов продукции.

Но, как и в любой другой ситуации, помимо прав, у нас есть определенные обязанности. Например, при покупке товара и непосредственно перед его использованием необходимо внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, которые прописаны в предоставленных производителем документах на продукт. Если что-то непонятно, смело обращаемся к продавцу с просьбой разъяснить. Разумеется, мы должны придерживаться правил безопасности при использовании товара и уж, конечно, не использовать его не по назначению.

Как вернуть качественный товар?

Если купленный товар не подошел по фасону, размеру, форме, цвету или по каким-нибудь другим причинам, вы имеете право обменять его на аналогичный в том же магазине. То есть, если вы купили в магазине красное платье, привезли его домой, примеряли и поняли, что уже не нравитесь себе в нем так, как нравились в бирюзовом, то можете со спокойной душой возвращаться в магазин и менять его на бирюзовое (при условии, что вы не срезали бирку, не сходили в нем на работу и сохранили чек). И сделать это можно в течение 14 дней (не считая дня покупки) или более длительного срока, о котором вам мог дополнительно сообщить продавец во время покупки. 

Наверняка все мы видели в фильмах сюжет, когда девушка не хочет тратить кругленькую сумму на покупку дорогого платья и ухищряется взять его «напрокат»: приходит в магазин, выбирает, расплачивается за него, сохраняет чек, надевает платье на вечеринку, не срезая бирку, а на следующий день как ни в чем не бывало возвращает его как неподошедшее. История вполне реальна. Если вещь сохранила товарный вид, в магазине ее примут и вернут потраченную сумму. Но если продавец засомневается и сможет доказать, что товар использовался, вам откажут в возврате, и это будет законно.

Подытожим: согласно ст. 9 Закона обменять товар надлежащего качества можно, если он не был в использовании и сохранил товарный вид, если все пломбы и ярлыки (при наличии таковых) остались на месте, сохранился фискальный чек на него и, что немаловажно, он не входит в перечень товаров, которые не подлежат обмену. А к таким относятся лекарственные препараты, все продовольственные товары и такие непродовольственные, как парфюмерия, пуховые изделия, зубные щетки, мягкие и резиновые надув­ные детские игрушки и т. д. 

А теперь допустим, что вы учли все вышеперечисленные условия, пришли в магазин обменять покупку, а вам говорят, что аналогичного товара нет в продаже. В такой ситуации вы можете приобрести другие товары на ту же сумму, подождать, когда аналогичный товар поступит в магазин (о чем вам должен сообщить продавец в день его поступления) или вернуть товар и получить деньги в размере его стоимости. Так как последнее время из-за смены курса валют в стране цены на товары часто меняются, возникает резонный вопрос: что делать если на день возврата товара его стоимость в магазине увеличилась, а что еще хуже — уменьшилась? Значит ли это, что нам вернут меньшую сумму, нежели мы потратили? По законодательству, сумма возврата рассчитывается исходя из стоимости товара на время и день его покупки. Деньги, потраченные на покупку, вам обязаны вернуть в день возврата товара. Если это по каким-либо причинам невозможно — в другой день, который вы согласуете с продавцом, но не позднее, чем через семь дней.

Что делать, если купленный товар оказался некачественным?

Понятие «некачественный» каждый из нас может толковать по-разному. Но, как мы знаем, у любого товара есть свой гарантийный срок — период времени, в течение которого производитель должен обеспечить надлежащую работу, применение и использование его продукции, а также ее комплектующих. Гарантийный срок указывается на этикетке, в паспорте на продукцию или в любом другом документе, который прилагается к товару. А для тех продуктов, свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для вашего здоровья или даже жизни, устанавливается срок годности. Он указывается на упаковке товара, этикетке или в других документах и является гарантийным сроком. Вычисляется срок годности со дня производства товара и определяется либо временем, в течение которого он пригоден для использования, либо датой, до наступления которой можно использовать данное изделие.

Продавать товары с истекшим сроком годности, а также те, на которых срок годности не указан или указан с нарушениями требований законодательной базы, запрещается! Хотя мы знаем не понаслышке, что такие ситуации случаются.

На сезонные товары (обувь, меховые изделия) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Например, гарантийный срок на зимнюю обувь исчисляется с 15 ноября, а на летнюю — с 15 мая.

Если на протяжении гарантийного срока вы обнаружили неполадку или какие-нибудь дефекты, можете требовать от магазина бесплатного устранения этих недостатков либо устранить их самостоятельно, а потом требовать возмещения потраченных на ремонт денег, либо пропорционально уменьшить цену товара (вернуть вам разницу). При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня, когда его обменяли. Если вы отдаете нерабочий товар в ремонт, то на время починки он будет находиться на гарантийном ремонте — его гарантийный срок увеличивается на время пребывания в ремонте, то есть со дня, когда вы обратились с вашим требованием, и до дня, когда вам его вернут. 

Если недостатки товара существенные и возникли по вине производителя или вследствие фальсификации товара (подтвержденной заключением экспертизы), вы можете вернуть его в магазин и забрать свои деньги или потребовать заменить его на такой-же или похожий товар, который есть в наличии на момент возврата. Свои требования можете предъявить как по месту покупки товара — продавцу, так и производителю. 

Если такой товар есть, вам обязаны заменить его сразу либо в течение 14 дней или в оговоренные с продавцом сроки, если потребуется делать проверку качества. Если такого же товара в наличии нет, то вашу просьбу обязаны удовлетворить в течении двух месяцев со дня письме­н­-
ного заявления об обмене. Сразу обращаю ваше внимание, что при возврате покупки доставка товара весом больше 5 кг и крупногабаритного товара осуществляется за счет продавца или производителя товара — вы за это не платите!

Кроме того, когда меняют товар с недостатками на аналогичное изделие такой же модели и цена на него изменилась, вам не пересчитывают его стоимость. А если товар меняют на такой же, но другой модели, перерасчет стоимости вашего товара с недостатками, если цена выросла, производится исходя из стоимости его на момент обмена, а если цена уменьшилась — исходя из стоимости на момент покупки.

Если вы обратились с требованием о бесплатном устранении недостатков, выполнить его обязаны в течении 14 дней с даты обращения или в другой оговоренный с вами срок. На время ремонта по письменному требованию вам с доставкой предоставляется товар аналогичной модели или марки. Именно для этого у продавца по законодательству должен быть создан обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определен Кабинетом Министров Украины. К ним относятся: магнитофоны, радиоприемники, телевизоры, магнитолы, холодильники, микроволновые печи, морозильники, стиральные машины, кухонные и вязальные машины, утюги, миксеры, соковыжималки, пылесосы, электрочайники, электрокофеварки, ПК и их комплектующие, аппаратные телефоны, аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука. Если вам не предоставляют такой товар, то за каждый день задержки обязаны выплатить неустойку в размере 1 % от стоимости товара.

Исходя из всего сказанного, выводы таковы: покупая продукцию, обращайте внимание на срок годности, оформляйте надлежащим способом гарантийные документы и сохраняйте чеки. Ну и хочется верить и надеяться, что выбранный товар прослужит вам очень долго.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%