Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Где наш украинский Рэй Чарльз?

Роман Барашев
журналист

№3-4(62-63)(2017)

Заявка на участие в Евровидении российской певицы Юлии Самойловой, передвигающейся в инвалидной коляске, вызвало бурю циничных эмоций в социальных сетях, ряд политических скандалов, что было вполне предсказуемо. Но за всей остротой конфликтов не будем упускать из виду и социально-культурную часть программы. Например, поставим вопрос: а может ли Украина, принимающая в этом году гостей популярнейшего международного песенного телефестиваля, позиционировать себя как страну развитого гуманизма в отношении творчески многогранных, но физически ограниченных людей?

3-4-62-63-148-1

Поддерживает ли государство в наши антигуманные времена певцов и актеров с особыми потребностями: не поднимающихся с колясок, передвигающихся на костылях и протезах, незрячих, страдающих аутизмом или синдромом Дауна? Может ли в нашей стране на весь мир прославиться, к примеру, слепой музыкант, став украинским Стиви Уандером?

Вопросы — непраздные и в связи с тем прискорбным фактом, что молодых людей с расшатанной психикой и на протезах в нашем обществе, к большому сожалению, становится все больше, а культура — все беднее, абсурднее, ограниченнее, злее и все заполитизированнее.

Платиновая легенда Америки, слепой чернокожий музыкант Рэй Чарльз (1930—2004), который породил целое музыкальное направление — соул, вспоминал о своем детстве:

«Даже среди других черных… мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас — только земля».

3-4-62-63-148-2

Когда Рэю было пять лет, его брат Джордж, на год младше Рэя, утонул в лохани. Рэй пытался ему помочь, но не смог. Джордж утонул, а Рэй, предположительно от перенесенного потрясения, постепенно начал слепнуть и в возрасте 7 лет ослеп полностью. Мать умерла, когда ему было 15. А в 17 он потерял еще и отца.

И уже в 30 с небольшим слепой музыкант стал обладателем самого большого особняка в округе Беверли-Хиллз в Лос-Анджелесе, где и прожил до смерти.

Говорят, когда всевышний отнимает у тебя какое-то чувство, появляется возможность развить другое до неслыханных высот, и вот как метко отзывается американский музыковед Генри Плезантс о музыкальном гении Рэя Чарльза:

«Мастер звуков. Его записи открывают нам потрясающее легато, глиссандо, вскрики, стоны, срывающиеся в плач, ворчание и шепот, фальцет, неожиданные прыжки и остановки, визги и крики, — все это с мастерски учтенными нюансами гармонии, ритма и динамики».

Рэй Чарльз дожил до 73-х. Стал миллионером. Умирая от рака два года, даже в последние месяцы, когда уже не мог ходить и почти не говорил, каждый день приезжал на собственную студию работать. «Слепую музыкальную эстафету» передал Стиви Уандеру в 1975 году, включив в свой альбом песню Стиви «Living for the city».

А советский гуманизм, как ни крути, так и не допустил незрячих, как и других физически неполноценных певцов-музыкантов к большим сценам и аудиториям, отведя для них отдельный мирок. Отклонения от пышущей здоровьем позитивной улыбчивой «нормы» в СССР не поощрялись.

Сегодня о правах инвалидов говорится громко, долго и пафосно, но вспомним первую вышедшую на большую постсоветскую сцену и ярко засиявшую звезду эстрады с физическим недостатком. Нет, она появилась не на украинской сцене. Уроженка грузинского Сухуми, поп-дива Диана Гурцкая является сегодня Заслуженной артисткой России, руководителем Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ, а с 2013 года — членом Комиссии по делам инвалидов при президенте РФ.

3-4-62-63-148-3

Незрячая от рождения. Дочь шахтера и учительницы. Ее продюсер — старший брат Дианы, Роберт. На Евровидении-2008 она представляла Грузию. Стала первой незрячей певицей из Восточной Европы, принявшей участие в этом конкурсе. В 2010 году организовала благотворительный фестиваль «Белая трость — толерантность, равноправие, интеграция», в нем принимали участие юные незрячие и слабовидящие артисты из 8 стран бывшего СССР, включая Украину.

Как представительница творческой интеллигенции высшего политического звена, конечно же, полностью поддерживает путинскую политику, как в свое время Рэй Чарльз поддерживал Рейгана, как поддерживал бы украинский слепой музыкант политику Порошенко… Однако украинских незрячих певцов нам, увы, чаще приходится видеть в вагонах метро в довольно убогих одеждах.

Конечно, наша память хранит сильные выступления незрячей девушки Елены Ковтун, победительницы телеконкурса «Україна має талант-2010». Спасибо создателям шоу, что возвели на пьедестал отечественной эстрады «особенную певицу», позволив ей перебраться из комнаты общежития в комфортную квартиру. Но ее популярность быстро сошла на нет, вскоре к ней потеряли интерес и продюсеры, и журналисты. Сегодня о Елене, продолжающей жить в Полтаве, изредка вспоминают организаторы мероприятий для незрячих людей, ее «звездного ресурса» хватило, чтобы побывать с концертными номерами лишь в 3-х странах: Польше, Словакии и России.

В то же время итальянец Андреа Бочелли лишен зрения, но является одним из самых известных в мире оперных исполнителей, записавшим несколько мультиплатиновых дисков в Европе и США. Индийская актриса и танцовщица Судха Чандран потеряла ногу в результате автокатастрофы, но продолжает танцевать на одной ноге, снимается в фильмах, считается национальным героем Индии. И этот список можно продолжать еще долго.

Сегодня, когда Украина ограждается от русской культуры стеной воинственной вражды, а от европейской — стеной бедности, невольно возникает и вопрос о культурном наследии, которое госпропаганда призывает и принуждает отсекать хладнокровными скальпелями. И нас уже почти не беспокоит эта «ослепительная ампутация». Но не абсурдно ли, например, то, что наш выдающийся земляк, человек твердого нрава и поборник гуманистических ценностей, который родился в Житомире, а умер в Полтаве, успев пожить-поработать и в Питере, и во французской Тулузе, и похлебать (в течение 6 лет) ссыльных сибирских щей, национальный, фактически, герой Владимир Короленко практически не изучается в украинской школе?

3 музея Короленко (в Житомире, Полтаве и Ровно) поныне действуют в Украине, а первый украинский гимн людям с ограниченными возможностями — повесть «Слепой музыкант» — бегло просматривается в «Зарубежной литературе». Чем провинился Владимир Галактионович? Тем, что создавал эту повесть в Нижнем Новгороде? Так ведь и Тараса Шевченко в свое время приютила Москва. Тем, что писал на русском языке? Тем, что его социальные идеи идут вразрез с процессами декоммунизации?..

Впрочем, при любом тоталитарном режиме интеллигенция сохраняла право и на развитие родного языка, и на память о шедеврах исторического прошлого.

И нам отрадно, что в культурной среде Украины есть примеры, подтверждающие, что ростки здравого смысла прорастают через асфальт запретов и неприятия, невзирая на политическую конъюнктуру. В эти дни творческое объединение киевских молодых режиссеров, сценографов, актеров и музыкантов «Коллаборация «Счастливцы» работает над проектом создания рок-драмы «Слепой музыкант» по мотивам повести Короленко. Спектакль создается на украинском языке.

Слово «коллаборация» в данном случае означает совместную деятельность нескольких человек и организаций для достижения общей цели.

«Это может быть временное сотрудничество, — поясняет идеолог объединения, режиссер-постановщик, сценарист мюзиклов, актриса Елена Шамрина. — Есть в коллаборации люди, с которыми мы работаем постоянно — из проекта в проект. Например, хореограф Лидия Шрамко, экс-участница известного театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару».

3-4-62-63-148-4

В прошлом году «Счастливцы» подготовили и провели огненный перформанс специально для благотворительного фестиваля поддержки больных диабетом «ЮДЖИН FEST». Привлекли «файерщиков» (артистов, жонглирующих огнем), композитора Александра Вознюка.

«История создания этого фестиваля драматична. Прошлой зимой от диабета умерла моя подруга Евгения Квитницкая. Ей было 32. Друзья называли ее Юджиной, и фестиваль, который я помогала организовывать, назван в ее честь. Он проходил на ВДНХ, получился массовым и прикольным», — рассказывает Елена.

3-4-62-63-148-5

Ее увлечение театром началось 9 лет назад также с трагической истории. Тогда студенты различных, не обязательно актерских, институтов, заядлые театралы собирались на любительских сценах, играли в актерство от и для души, веселясь с друзьями. Елена оканчивала Издательско-полиграфический институт при КПИ по специальности «Книжная графика», и ее дипломная работа — иллюстрирование, разработка макета книги — посвящалась упомянутому произведению Короленко.

От врожденного генетического заболевания умер близкий друг Елены, начинающий литератор Дмитрий Коломиец. Ему было 23, он писал пьесу в больнице, где боролся с болезнью. «Тремтливі пелюстки сакури». Пасторальная притча в стиле японского театра кабуки. Друзьям Димы удалось поставить спектакль в память об умершем товарище. Постановка имела успех.

Своей самой серьезной работой Елена называет рок-драму «Щасливці», поставленную в начале 2015 года на малой сцене Дворца «Украина». Стихи писала она, музыку — композитор, звукорежиссер, вокалист, экс-участник группы «Bahroma» (финалист украинского отборочного этапа Евровидения-2011) Александр Павленко.

3-4-62-63-148-6

Рок-драма "Счастливцы"

«Щасливці» — спектакль о том, что счастье и удача не строятся на пустом месте, — рассуждает режиссер. — Для этого нужна драма, преодоление. Вся литература, другие формы искусства основаны на этом. Творчество становится искусством, когда ты что-то преодолеваешь в процессе творения».

Я интересуюсь финансовой стороной вопроса, стоимостью создания рок-постановки с живым звуком для 4-х музыкантов, гонорарами актеров.

«Этим не имеет смысла заниматься ради денег, — отвечает Елена, — на этом деньги никогда не заработаешь. Если проект предполагает гонорары, то и они не окупят вложенных времени и усилий».

«Слепой музыкант» станет уже четвертым мюзиклом Елены Шамриной как сценариста и ее второй режиссерской работой. Она освежает произведение в моей памяти:

«Эта повесть о судьбе слепого юноши написана ровно 120 лет назад. В ней много чувственных метафор и поэтического видения. Напомню, что это — летописание судьбы незрячего человека, который воспитывался в богатой интеллигентной семье, и эта обеспеченная беспроблемная пасторальная жизнь, не требующая преодолений, является его наибольшей тревогой, его несчастьем и приговором.

3-4-62-63-148-7

Рок-драма "Счастливцы"

В конце концов его мужающее сердце мечтает познать бедность и нищету только для того, чтобы обрести цель жизни, уйти из мира докучливой опеки в мир настоящей борьбы. Он бежит из дома, говоря домашним, что едет учиться в Киев, а на самом деле уходит бродяжничать со слепыми кобзарями, в скитаниях обретает цель — нести искусство в мир.

Короленко всегда волновала проблематика классового неравенства, в своем же «трибьюте» по мотивам повести я ставлю акцент на проблему неравенства возможностей в современном мире. Каждый ли имеет право на творчество и какова же главная цель самореализации — получить известность, прославиться, стать первым, или это нечто большее — обрести возможность для выражения внутреннего мира? Мой главный месседж в том, что, эй! — каким бы ты ни был, ты имеешь право творить, делать потрясающие вещи! Но ты сможешь творить, лишь обретя любовь к себе. И ничего не сможешь сделать для других, если не примешь себя таким, какой ты есть. Эта мысль адресована, конечно, не только людям с ограниченными возможностями.

У Короленко в эпилоге Петр дает в Киеве большой сольный концерт, у нас он, сбежав из дому, также принимает участие в музыкальном конкурсе, но наша цель поставить хоть и драматическое, но нетяжелое произведение, фантасмагорию. Где обратим внимание на своеобразное восприятие мира незрячим героем, в сознании которого живут старинные архетипы — те же бродяги-кобзари. Пройдет он, в том числе, через мистические испытания.

В наше время мировое искусство поглощено изучением внутреннего мира, внутренних конфликтов не таких, как мы, людей. В форме интерактивных шоу с использованием новых технологий сегодня можно эффектно передавать измененное восприятие реальности человеком, вплоть до мыслительно-вычислительных процессов, происходящих в мозге.

3-4-62-63-148-8

Рок-драма "Счастливцы"

Искусство пытается объяснить, какими глазами «особенные люди» смотрят на мир, чем отличаются их представления. В последние годы в этом плане сильно прозвучал британский мюзикл «Загадочное ночное убийство собаки» (режиссер Мэриэнн Эллиотт), где главный герой — 15-летний юноша, страдающий аутизмом. Первый показ прошел в 2014  оду в Королевском Национальном театре Лондона».

Первые актерские кастинги «Слепого музыканта» пройдут в апреле, вместе с постановкой рок-драмы будут запущены несколько сопутствующих проектов социальной и просветительской направленности. Будет создан специальный видеоблог, повествующий о маленьких этапах большого пути: как практически с нуля воплощается замысел создания рок-драмы, как проводятся кастинги, как создается сценарий, проходят репетиции, пишется музыка. Премьера спектакля состоится осенью. Также в рамках проекта, который осуществляется при поддержке фонда «Милосердие», направленного на помощь людям с проблемами зрения, и компании «Социальный консалтинг «Параграф», которая помогает в осуществлении социальных инициатив, будет проведена серия театральных мастер-классов в интернатах для слабовидящих людей, итогом которой станет перформанс с их участием.

«Счастливцы» не одни такие «внепрограммные». В марте этого года черниговский театр реабилитации «Дивосад» дал премьеру музыкального представления по произведению известного российского поэта, режиссера, актера и телеведущего Леонида Филатова «Про Федота-стрельца». Театр создан при центре реабилитационных услуг более 10 лет назад, и практически все это время его художественный руководитель Ирина Песня и ее помощники работали на волонтерских началах.

На все руки мастера (на практике заявляющие о своих на самом деле неограниченных возможностях) создают разнообразные сувениры, оригинальные изделия, которые продают на представлениях, ярмарках. Мечтают собрать деньги на поездку в Польшу на фестиваль прекрасных театров (для «особых театральных коллективов»). В репертуаре театра «Дивосад» — спектакли по произведениям Клайва Льюиса, Антуана де Сент-Экзюпери, Льюиса Кэрролла, Иосифа Бродского, Николая Гоголя, Михаила Старицкого.

При Львовском обществе слепых более двух лет назад создан театр эстрадной песни «Детские мечты», он существует благодаря финансовой поддержке городских властей. В театре — 27 детей от 3 до 13  ет. Не все из них незрячие, но все их родители с недостатками зрения.

3-4-62-63-148-9

Рок-драма "Счастливцы"

5 лет действует театральная студия «Рампа» в Черкассах, где играет 10 человек с инвалидностью в возрасте от 18 до 36 лет. Здесь (в актовом зале черкасской общеобразовательной школы №  6) развивают не только актерское мастерство, но и вокал, и хореографию. Сейчас «Рампа» готовит постановку «Маленького принца». Выезжали с гастролями в Днепр и Запорожье. А первые репетиции проходили в квартире педагога-энтузиаста Ирины Тарановой…

Для таких театров любительского уровня (где главная цель все же не в достижении признания и международных успехов, а в том, чтобы позволить «особенным людям» быть причастными к большой культуре, где от искусства требуются, прежде всего, его социальный и терапевтический эффекты) устраиваются фестивали во Львове и Киеве. Впрочем, с каждым годом их проводить труднее, а в новостях все чаще звучат сообщения с просьбами поддержать тот или иной коллектив финансово. В феврале этого года актеры киевского кукольного театра с недостатками зрения, которые вот уже 20 лет дают представления в школах и детсадах по всей стране, в эфире центрального канала заявили, что несколько месяцев не получают зарплату, репетировать негде, театр намерены распустить.

Если о гастролях украинских «особенных актеров» по сценическим подмосткам Европы нет никакой информации, то в Киевском академическом театре юного зрителя в начале марта выступила труппа британских виртуозов инклюзивного танцевального коллектива «Candoco».

Как ни печально это признавать, Москва социально-культурная опережает Киев и по части внедрения «антиизоляционных» технологий для незрячих людей. Так, в марте этого года в театре «Современник» постановка Эрих Марии Ремарк «Три товарища» была адаптирована для незрячих и слабовидящих людей и будет показываться с так называемыми тифлокомментариями. Это устные пояснения в реальном времени, своего рода сурдоперевод для слепых. Специально подготовленные, имеющие определенный сертификат комментаторы поясняют незрячим, что именно происходит на сцене. Первыми такие спектакли в 2013 году начал проводить губернский театр Сергея Безрукова (бывший театр Московской области). А первым российским тифлокомментатором выступила его супруга, актриса Ирина Безрукова. В США же тифлокомментарий впервые запустили в 1981-м в одном из театров Вашингтона. Позже к разработке концепции для слепых подключилась Европа, Япония и Китай. Сейчас в Германии 20 % фильмов выходят с тифлокомментариями.

В Украине пока театральных тифлокомментаторов не готовят. Только в 2014 году впервые в истории в массовом прокате демонстрировалась картина Олеся Санина «Поводырь, или Цветы имеют глаза» с использованием технологии тифлоперевода (была записана звуковая дорожка для незрячих и слабовидящих с комментарием визуальных элементов, описанием жестов, костюмов, декораций фильма).

Зато политика все явнее выпучивает свою ограниченно-лицедейскую сущность. Инвалидные же коляски востребованы скоморохами государственного значения, только когда позволяют попиариться на торжественных вручениях «гуманитарки» да чтобы выезжать в «парализованных образах» на очередные майданы.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%