Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Профессиональный троллинг, или Как социальные сети превращаются в оружие?

Андрей Козориз
финансовый аналитик

№5(64)(2017)

За последние десять лет людей настолько плотно «накормили» всеми сортами рекламы, что информация с бигбордов, экранов телевизоров, динамиков радио и страниц печатных изданий, содержащая рекламу, превратилась для большинства в информационный шум.

5-64-10-1

 

А уровень доверия ко всем, кто говорит о политике, настолько низок, что зачастую сказанные слова понимаются людьми с точностью наоборот. Но рекламщики всегда отличались умом и способностью адаптироваться. Поэтому они нашли форму и способ, чтобы проникать через все защитные барьеры современного человека, воздействуя на его мнение тонко и незаметно.

О том, как это происходит, мы и расскажем в этой статье.

Информационная мимикрия – естественный способ адаптации

Итак, будем рассуждать, исходя из имеющихся предпосылок:

  • люди уже знают, что в рекламе всегда есть определенные манипуляции фактами. И что бы ни рекламировали, будь то товар или политическая партия, в любом случае объективной картины вы не получите, вам будут пытаться показать преимущества и скрыть недостатки;
  • люди не верят «независимым экспертам», которые часто на поверку оказываются продажными и работают за немалые гонорары, точно так же показывая преимущества и скрывая недостатки;
  • люди не доверяют СМИ, так как все уже прекрасно знают, что среди них нет независимых, а всегда есть «хозяин», «бенефициар» с определенными приоритетами, под которые и подстраивается модель вещания.

Как же достучаться до такой сложной и упрямой аудитории? Кому еще люди верят? Как они формируют свое мнение, если все конвенциональные каналы получения информации считаются большинством недостоверными?

Задумайтесь, что вы изучали, когда последний раз покупали бытовую технику или мобильный телефон? Что вы читали? Это ведь были отзывы, не так ли? Отзывы от простых покупателей, в социальных сетях и на сайтах, где эти товары предлагаются.

Точно так же, по отзывам и мнениям, люди судят о политических силах, о событиях в стране, да и обо всем прочем. Учитывая степень проникновения социальных сетей и Интернета в Украине, можно смело утверждать: механизм принятия решений большинства людей базируется именно на откликах и сообщениях других пользователей различных онлайн-сервисов. Таких же простых людей, которые высказывают свою позицию онлайн.

А теперь задумайтесь еще: что вы знаете об этих людях? Никнейм? Может, видели фотографию? Заходили на страницу в социальной сети?..

Рекламщики и пиарщики пришли к простому и гениальному решению: если люди верят другим людям, значит, нужно научиться делать рекламу, похожую на информацию от людей. И для реализации этого решения была создана интернет-индустрия, целое сообщество, которое мы условно назовем «профессиональными троллями», а по-научному это явление можно определить как «социальный инжиниринг» и «оптимизация поведенческих факторов». О тонкостях работы этой индустрии мы и расскажем, чтобы вы могли различать, когда на ваше мнение пытаются влиять.

Краткий словарь профессионального тролля: основные технические моменты

Прежде чем приступить к рассмотрению, стоит ознакомиться с базовыми терминами, которые применяются в этой сфере, так как без их понимания окунуться в данную субкультуру будет крайне сложно.

Тролль – интернет-провокатор, пользователь, который публикует заведомо спорные комментарии, чтобы повлиять на ход дискуссии и мнение населения. Изначально работали ради развлечения, сейчас зачастую – за деньги.

Бот – персонаж, действующий якобы от имени живого человека, но на самом деле управляемый централизованно. Боты применяются для распространения стандартных комментариев в больших количествах, чтобы повлиять на мнение окружающих.

Фейк (фейковая страница) – аккаунт в социальной сети, который выглядит как аккаунт реального человека, но фактически создан только в целях рекламы или продвижения определенной информации. Может содержать фотографии, личные данные. Может даже вести с вами переписку. Но у одного тролля-куратора может быть несколько десятков фейков, которыми он управляет.

Вброс – целенаправленный запуск в массы некой информации (достоверной или нет) с целью получения эмоциональной реакции. Применяется для влияния на мнение участников обсуждения.

Коммент – все виды откликов в Интернете, когда опубликованный материал, товар или любой другой объект можно обсуждать.

Rage – состояние неконтролируемой ярости, доводя своих оппонентов до которого тролли получают возможность более эффективно манипулировать общественным мнением.

Виды интернет-провокаций: чем именно можно манипулировать?

Теперь переходим, собственно, к разновидностям провокаций. Начать стоит с целей этих провокаций и манипуляций. Ключевыми векторами воздействия на общественное мнение являются следующие действия:

  • улучшение репутации бренда. За счет распространения комментариев и отзывов достигается укрепление позиций бренда в глазах публики;
  • корректировка негатива. Если в сети уже присутствует критика некоего товара или бренда, проводятся мероприятия по ее нейтрализации. Судите сами: когда на один негативный отзыв пишется десяток позитивных (в которых указывается, что определенной проблемы не существует или не было обнаружено), впечатление от критического отзыва будет сглажено;
  • стимуляция продаж. За счет массированных атак в отзывах, социальных сетях и на других площадках обеспечивается незаметное подталкивание человека к покупке определенного товара;
  • воздействие на политические взгляды. Это самый сложный вид воздействия, для которого необходимо вести многоплановые работы, о которых мы поговорим в отдельном разделе этой статьи;
  • имитация популярности. За счет обманной «массовки» создается впечатление, что некий товар, бренд, услуга, политическая сила или любой другой продукт является более популярным, чем есть на самом деле.

Теперь перейдем непосредственно к видам активностей пользователей в сети, которые могут имитироваться. Если кратко – это практически все виды активности. Буквально все проявления действий пользователей могут быть фальшивыми. А именно:

  • фальшивые комменты. Конечно же, это самый популярный инструмент. С помощью комментариев, написанных с тысяч фейковых аккаунтов, тролли задают необходимый вектор обсуждения. Работает это примерно так: нужно добиться определенного результата обсуждения. В итоге, сразу после публикации статьи начинается постинг комментариев в соответствующем русле. Появляющихся несогласных тут же начинают активно троллить и унижать, причем превосходящим числом. В результате простой читатель, зашедший на страницу комментариев, отработанную профессионалами, почитает комменты и заключит, что «люди пришли к такому выводу». Хотя на самом деле этот вывод был заказан и оплачен. Иногда может делаться вброс, когда некая неприемлемая позиция вносится на обсуждение самими же троллями только ради того, чтобы потом разнести эту позицию в пух и прах;
  • фальшивые отзывы. Везде, где есть возможность оставлять отзывы о товарах, работают тролли, это факт. На данный момент свыше 60 % отзывов в Интернете уже написаны профессиональными комментаторами. Речь идет об отзывах на сайтах интернет-магазинов, на страницах товаров в службах-агрегаторах вроде Hotline, на Google-картах и на многих других ресурсах. Управлять репутацией компании с помощью отзывов настолько удобно, что только самые ленивые не заказывают их. Причем заказными могут быть как позитивные, так и отрицательные отзывы;
  • фальшивая статистика социальных сетей. Тысяча лайков, пятьсот репостов – все это покупается за деньги. При желании вы можете накрутить сколько угодно лайков. Любой простой пользователь за деньги может купить тысячи подобных взаимодействий в социальных сетях, тем самым имитируя популярность;
  • фальшивые поисковые подсказки. На те варианты поиска, которые предлагает вам Google после ввода первых букв поискового запроса, тоже можно успешно влиять. К примеру, если мы хотим продавать телефоны Samsung в Киеве, то с помощью выполнения тысяч запросов «смартфон Samsung» пользователями из Киевской области убеждаем Google в том, что это популярный запрос. После этого, как только человек наберет в поисковой строке «смартфон», Google сам ему предложит поискать «смартфон Samsung»;
  • фальшивые обзоры. Очень популярный формат публикаций в Интернете – обзоры и рекомендации, когда автор независимо и беспристрастно сравнивает несколько товаров, в итоге приходя к выводу касательно победителя. Сегодня встретить обзор, который не был заказан и проплачен, практически невозможно, так как все более-менее популярные блогеры уже хорошо научились монетизировать свою популярность и продавать свою непредвзятость за неплохие деньги;
  • фальшивые публикации в блогах. Это может быть как текст, так и видео. Причем видео даже более популярно в последнее время. Большинство блогеров работают с «заказухой» и предлагают вставку рекламных материалов в свои публикации, тем самым продавая свой авторитет среди онлайн-аудитории;
  • фальшивый вирусный эффект. Сегодня вирусное распространение информации также можно успешно запустить за деньги. Конечно, нужен достаточно качественный контент, который действительно зацепит аудиторию, но инициировать его вирусное распространение в самом начале можно искусственно. А когда уже будет несколько десятков тысяч просмотров, подключится и естественное распространение;
  • фальшивые новости. В условиях стирания границ между профессиональными СМИ и блогами все больше «любительских» сайтов воспринимаются читателем как достоверные источники информации. И на таких сайтах проще всего делать вбросы, подогревая общественное мнение до нужного градуса.

То есть, если подытожить, практически все виды онлайн-взаимодействия с другими пользователями, которых вы не знаете лично, могут быть фейковыми. И вы можете думать, что читаете отзывы о товаре или реальную дискуссию на политические темы, а на самом деле вас уже обрабатывают.

Почему это так эффективно и так опасно?

Может возникнуть вопрос: чем профессиональный троллинг настолько хорош, что его осваивает и бизнес, и политика? Ответ прост: данный подход к рекламе соединяет три главных преимущества:

  • сарафанное радио под колпаком. Самый неконтролируемый и объективный метод оценки информации социумом в цифровую эпоху оказывается полностью скомпрометирован;
  • намного дешевле, чем классическая реклама. За редкими исключениями (о которых нам все еще предстоит поговорить) продвижение товаров с помощью данных методик является намного более выгодным. И отдача от вложенных в рекламу средств значительно выше;
  • нет шансов для конкурентов. Если правильно разработать политику взаимодействия с социальными медиа- и интернет-ресурсами, можно защитить себя от негатива и обеспечить информационную безопасность.

При этом воздействие на общественное мнение через интернет-каналы имеет целый спектр потенциальных рисков. Кроме самого банального (навязывания товаров и услуг), с помощью профессионального троллинга достигаются следующие цели:

  • устранение конкурентов и неугодных. Самый яркий пример «уничтожения» с помощью информационных атак – национализация «ПриватБанка», когда финансовое учреждение планомерно расшатывалось постоянными разговорами о национализации. Каждый такой вброс сопровождался волной паники, в результате чего после последовательных атак учреждение было вынуждено сдаться и пойти на национализацию. Впрочем, сейчас атаки не прекращаются, и все вы наверняка видели эти статьи о Привате с кричащими названиями вроде «РАССКАЖИ ВСЕМ! Большие проблемы у ПРИВАТА!», где заглавие прямо-таки полыхает огнем, а в теле новости сообщается о какой-нибудь мелочи, вроде незначительной ошибки в работе сервиса «Приват24»;
  • разжигание межнациональной розни. Почитайте любые комментарии, где обсуждается конфликт Украины и России. Там вы найдете десятки образцов работы подобных «специалистов», задача которых – подогревать бескомпромиссную ненависть;
  • дестабилизация внутренней ситуации в стране. С помощью вирусного распространения революционных идей могут совершаться даже попытки свержения правящего режима. Как американское ЦРУ, так и российская СВР активно применяют эти технологии. К примеру, во многих арабских странах проекты по смене режима в исполнении ЦРУ основаны именно на социальных сетях. В свою очередь, Россия широко использует социальные сети на Донбассе и в других восточных областях Украины для подогревания антиукраинских настроений;
  • воздействие на результаты выборов. С помощью массированных атак троллей мнение электората изменяется гораздо более эффективно, чем с помощью традиционных методов убеждения.

Поэтому данный вид воздействия на общественное мнение становится все опаснее год от года.

Политический троллинг: борьба без правил

Теперь поговорим о самом щекотливом виде профессионального троллинга – политическом. Как известно, восприятие политических убеждений формирует та же часть мозга, которая также отвечает за религиозные чувства. Поэтому влиять на мнение публики в этой плоскости почти так же сложно, как убеждать мусульман в том, что буддизм рулит. Однако политический троллинг, так как он скрывается за личиной «простых пользователей», дает политикам неограниченные возможности для борьбы с конкурентами. Основными векторами работы являются следующие:

  • • навязывание в комментариях точки зрения, соответствующей позиции и интересам продвигаемого политика или политсилы;
  • • отработка негатива и несогласия, профессиональный троллинг всех несогласных, подавление их отзывов массированным приведением аргументов, а также эмоциональным воздействием;
  • • отбеливание нужных персонажей путем одобрения их действий в комментариях или в блогах, публикациях и т.п.;
  • • вброс негатива о конкурентах и противоборствующих силах. Это может быть как некая информация, порочащая оппонента, так и просто осуждение любых его публичных действий, высказываний. Широко практикуется изготовление различных карикатур и вирусных картинок-мемов, унижающих политических оппонентов и выставляющих их в глупом виде;
  • • фейковые страницы известных деятелей. Если поищите на Facebook Кличко или Коломойского, найдется не менее нескольких десятков страниц, причем каждая из них будет содержать разную информацию. Это делается для дезориентации людей и подмены информации, сообщаемой оппонентом.

Главное правило политического троллинга придумал еще Геббельс: «чем более наглая и чудовищная ложь, тем вероятнее в нее поверят». До сих пор это правило не дает осечек. Принимая за основу некую крупицу правды, тролли могут создать нечто поистине феерическое и произвести вброс в социальных сетях и комментариях, запустив «вирусный эффект».

Формы организации работы профессиональных троллей

Пришло время разобраться с тем, как именно работают тролли-профессионалы. Существует пять основных форм организации, причем для достижения оптимальных результатов сочетают сразу несколько:

  • низкооплачиваемый фриланс. Тролли работают удаленно и за сущие копейки выполняют различные задания (например, поставить лайк указанного поста). Такой фриланс позволяет добиться весьма правдоподобной активности, так как многие люди, практикующие данный вид заработка, действуют от имени своих собственных (вполне реальных) страниц социальных сетей;
  • автоматизированные спам-боты. Все информационные сайты сразу же попадают «на радар» к спамерам, и имеющиеся мощности бот-сетей позволяют постить десятки тысяч комментов на тысячи сайтов за секунды. Поэтому через комментарии можно разместить некую информацию весьма эффективно;
  • сервисы управления сетевой репутацией. Посредники, которые чаще всего предлагают заказчику массовые пакеты услуг (к примеру, сразу +500 лайков) и перепоручают эти заказы многочисленным низкооплачиваемым фрилансерам;
  • дорогие оплачиваемые посты в пабликах и блогах. За достаточно внушительные деньги вы заказываете пост или публикацию в популярных пабликах социальных сетей или блогах. В результате вы получаете приток интереса от целевой аудитории, да еще и заведомо положительное восприятие публикой информационного посыла;
  • закрытые «рабочие комнаты» троллей. Самый высокоспециализированный и высокооплачиваемый подход. В этом случае сотрудники работают не удаленно, а собираются в офисе. И работают централизованно, курируя каждый по несколько десятков аккаунтов. Услуги таких «армий» могут себе позволить только политики и самые развитые бренды. Зачастую подобные «комнаты» собирают под целевые проекты – например, под выборы и т.п.

Экономическая сторона вопроса: сколько зарабатывают тролли и их кукловоды?

Теперь перейдем к самому интересному – сколько стоит общественное мнение? В следующей таблице приведены тарифы в долларах США с двух точек зрения: со стороны заказчика и исполнителя. Цены актуальны на апрель 2017 года в Украине.

5-64-10-2

Как видим, за комментирование и проплаченные лайки много не заработаешь. В среднем тролли из «низшей касты», которым как раз и приходится делать грязную работу, публикуя комментарии и выполняя различные задания в социальных сетях, получают до 2000 грн в месяц. И если вы думаете, что это простая работа, это совсем не так. Нужно не просто поставить лайк, но еще снять скриншот и приложить отчет о каждом лайке, чтобы заработок зачислился. Поэтому на выполнение одной задачи, цена которой не превышает 10 грн, может уйти до получаса.

Совсем по-другому обстоят дела у профессионалов. Увеличивая цену для клиента в 3–5 раз за пакетные услуги, профессионалы, по сути, выступают посредниками, которые организовывают работу троллей и получают за это деньги. При этом студии «управления сетевой репутации», как они себя называют, генерируют доходы, измеряемые десятками тысяч долларов в месяц, так как эта индустрия – очень массовая.

Сливки рынка собирают крупные операторы, которые организовывают «рабочие комнаты», обслуживая большие компании или службы разведки государств. Такие службы держат свою работу в секрете, и за секретность хорошо платят сотрудникам, а также хорошо зарабатывают сами. В этой индустрии крутятся миллионы долларов.

Дальше будет хуже. Будьте готовы

Украина очень отстала от всего мира по уровню проникновения Интернета и основанных на веб-сервисах услуг. Однако массовое внедрение 3G и развивающиеся сети интернет-провайдеров делают вовлечение населения в сетевое взаимодействие все более интенсивным. А значит, все больше людей оказываются уязвимыми для воздействия профессиональных интернет-троллей. Причем, будучи в большинстве неискушенными в вопросах сетевой безопасности, люди воспринимают все на веру, а потому становятся легкой добычей.

Успешность и эффективность различных кампаний и провокаций в социальных медиа и в интернете со временем будет только возрастать. А потому каждому пользователю нужно подвергать критике и скептицизму увиденное онлайн и понимать следующее:

  • абсолютно все то, что он видит, может быть сфальсифицировано и создано искусственно;
  • все слова других пользователей могут быть скрытой рекламой, провокацией или попыткой влиять на его мнение;
  • масштабы работы профессионалов настолько велики, что сфальсифицировать даже несколько тысяч лайков, просмотров или репостов – вообще не проблема.

Исходя из этих предпосылок, человеку стоит научиться отличать троллинг от реальной информации. И, принимая очередное решение, стараться выделить объективные факты в потоке дезинформации, который ему пытаются скормить.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%