Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Будем «терпилами», пока не станем информаторами? Об актуальных инструментах борьбы с финансовыми мошенниками

Роман Барашев
журналiст

№6(65)(2017)

8-9 июня в киевском отеле «ALFAVITO» прошла международная конференция по вопросам внутреннего контроля, борьбы с коррупцией и мошенничеством. Докладчики – эксперты по аудиту и юридической практике из Италии, Великобритании, Нидерландов, Португалии, Турции, Кипра, Словении, Армении, Польши, России и нашей страны.

6-65-55-1

Открывая представитель-ный форум, спонсор мероприятия – украинский политик и бизнесмен Сергей Тигипко (основатель и основной акционер TAS Group, главный акционер «ТАСКОМБАНКа») – сделал довольно неожи-данный экспертный вывод о том, что самые плохие времена текущего экономического кризиса для Украины уже позади:

«Тот, кто работал в бизнесе в середине 90-х годов, переживал гораздо худшие времена, – заметил он. – Сейчас мы фиксируем небольшой экономический рост. Кроме серьезной проблемы внутренних и внешних рынков сбыта, которые существенно сузились прежде всего за счет девальвации и потери капитализации, все другие проблемы бизнеса, в том числе и уровень коррупции, не такие острые, и они решаются. Как бы украинские политики не посыпали голову пеплом, уровень коррупции снижается по сравнению с тем, что было. А предыдущие экономические кризисы свидетельствуют: как только в Украине фиксируется экономический 5-6-процентный рост, внешние инвесторы возвращаются в страну. И на этот раз появятся, несмотря ни на что – ни на войну, ни на коррупцию».

Тигипко отметил, что его корпорация чувствует себя вполне уверенно: «TAS Group занимается финансовым сектором, сельским хозяйством (обрабатываем

90 тыс. га земель), вагоностроением, инвестирует в ИТ. В 2016 году купили «Универсал Банк», страховую компанию «Ейгон», второго игрока на рынке лизинга – «Украинский лизинговый фонд», аптечную сеть (28 аптек), киевский отель «Radisson».

И.о. председателя Национального банка Украины Яков Смолий, приветствуя гостей конференции, не без гордости сообщил, что в Украине не осталось ни одной банковской структуры с непрозрачностью собственности: «Мы знаем, кому принадлежит каждое учреждение – такого не было за все годы независимости страны! С 2014 года мы провели проверку качества активов банков Украины и колоссальную работу по раскрытию их конечных бенефициаров. Мы ужесточили требования к деловой репутации владельцев и руководителей банков, к функциям риск-менеджмента, установив барьеры для доступа на такие должности бывшим горе-банкирам, которые довели свои структуры до неплатежеспособности».

Среди знаковых тем конференции стоит также упомянуть о таких, как: «Результаты международного исследования по финансовому мошенничеству 2016 года», «Самые громкие расследования коррупционных дел в Италии», «Роль центробанков и новейшие требования к противодействию отмыванию денег», «Кибербезопасность и ИТ-аудит», «Инструменты и практические аспекты борьбы с коррупцией и мошенничеством» и прочие.

Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее информативных и ак- туальных выступлениях.

Профессор португальского Института бухгалтерского учета и администрирования Нуну Каштанейра привел обобщенные данные последнего масштабного исследования финансовых мошенничеств в мире (проанализировано 2410 преступлений в 114 странах, убытки составили 6,3 млрд долл.).

Подсчитано, что от начала определенной мошеннической схемы до ее выявления проходит 2 года (это общемировой показатель, однако надо понимать, что правонарушения, выявляемые в благополучных странах ЕС спустя несколько дней, в Украине могут «раскрываться» десятилетиями).

Наибольший урон наносится средним предприятиям с количеством персонала до 100 человек – здесь зачастую пренебрегают организацией аудит-служб. На 2-м месте по привлекательности для мошенников – банки, страховые компании, другие финансовые учреждения, далее следуют правительственные и медицинские.

Докладчик сообщил, что в основном на преступников выходят (а речь – о злоупотреблениях с активами, коррупционных сделках, подтасовках финансовых отчетностей) благодаря информаторам и сотрудникам, проводящим внутренний аудит.

По мнению главы Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) Тимура Хромаева (ранее работал замглавы правления «ТАС-Инвестбанка», после возглавлял инвестиционную компанию «АРТА»), создание института информаторов и разработка законопроекта по защите людей этой специализации в Украине – архиважное требование времени. Он отметил, что в ментальности украинцев понятие «информатор» все еще тождественно понятиям «доносчик», «стукач», но это представление надо менять, ибо без привития непримиримости к мошенничеству и воровству нашему обществу и дальше жить в терпимости к повсеместным кражам и расхищениям, что за рамками цивилизационных принципов и правил. «На западе давно действуют программы защиты информаторов от преследований, их финансовой поддержки», – напомнил он.

Затронув тему украинского мошенничества на рынке ценных бумаг, г-н Хромаев заявил: «Украина нанесла большой вред внешним инвесторам, он исчисляется миллиардами. Нью-Йоркская, Лондонская, Варшавская биржи имеют большие «послужные списки» по украинским операциям. А 89 % общего объема торгов ценными бумагами в Украине происходят на внебиржевых площадках с сомнительными капиталами. Рынок ценных бумаг не вызывает доверия ни у национального инвестора, ни на внешних рынках.

Украина пыталась бороться с этим явлением в прошлом году – открыто сотни дел, но в результате: лишь 8 аннулированных лицензий, лишь 5 млн грн штрафа. К сожалению, не предусмотрена у нас эффективная борьба с этим злом.

Государством все еще не подписан меморандум регуляторов ценных бумаг IOSCO, подписанный уже между 114 странами. Украина – единственная страна Европы, которая предпочитает избегать предлагаемого формата обмена информацией между регуляторами. Россия уже этот меморандум подписала. Выполнила все условия. Россия нарушает много других международных норм, но не эту, понимая ее важность – именно поэтому инвесторы от россиян не бегут, хотя они и под санкциями. А мы санкции накладываем сами на себя».

Эксперт по ценным бумагам и фондам также отметил, что с Кипром и Виргинскими островами, «в чьих юрисдикциях отмывают деньги филиппинские наркобароны», Украина ведет расчеты ценными бумагами на сумму 15 млрд. «Очевидно, Украина используется там не для совсем прозрачных целей», – подчеркнул он.

Напоследок выступающий напомнил, что орган, который он возглавляет – Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, на сегодняшний день выполняет лишь номинальные функции: «Законопроектом № 6303 при поддержке МВФ мы определили статус Комиссии, который повысит эффективность борьбы со злоупотреблениями на рынке ценных бумаг, но депутаты никак не доберутся до рас-смотрения этого вопроса».

Обязательство расширить полномочия и усилить независимость НКЦБФР (например, по части получения информации под грифом «банковская тайна и защита персональных данных» о любом физическом или юридическом лице для проверки соблюдения им законов на рынке ценных бумаг) содержится в многостороннем меморандуме Украины с МВФ.

Два представителя английского «Citibank» Энди Блайт (главный аудитор, ответственный за сектор «Ближний Восток – Африка») и Бен Амадо (директор по аудиту технологий) раскрыли тему роли ИТ-аудита по предупреждению мошенничества. Службы внутреннего аудита данного банка, которые отслеживают манипуляции с «откатами», отчетностью, присвоением наличности, на сегодняшний день созданы в 62-х представительствах банка в разных странах (всего у «Citibank» около 100 зарубежных представительств).

По словам гостей из Великобритании, социум по отношению к мошенничеству живет по формуле «10-80-10». 10 % людей в любом коллективе не пойдут на мошенничество ни при каких условиях, 10 % – прирожденные мошенники, которые ищут любую возможность «провернуть выгодное дельце», 80 % – нестойкие граждане, полагающие, что никогда не преступят закон и рамки морали, но пойдут на это, если дело покажется беспроигрышным и нерискованным или в случае попадания в личный (семейный) финансовый кризис. Англичане также призывают развивать институт информаторов, который, по их мнению, увеличивает эффективность отслеживания «красных флажков» (потенциальных рисков) в финансовых структурах. А каждый существенный платеж в «Citibank» осуществляется по принципу «4 глаза» – когда за него отвечают, по крайней мере, 2 человека.

Кроме этого, роли ИТ в борьбе с коррупцией и мошенничеством были посвящены выступления руководителя службы ИТ-аудита Центробанка Армении Комитаса Степаняна и директора процессингового центра «ТАС Линк» Станислава Победимского. Также от Украины выступили руководители служб внутреннего аудита Минобороны Украины Марина Барынина и Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Елена Коротчук.

Выступление заместителя генпрокурора в Апел-ляционном суде Милана Феличе Иснарди было посвящено финансовому мошенничеству в Италии, тема доклада: «Примеры самых громких расследований коррупционных дел из первых рук».

В своем выступлении итальянский доктор юрнаук сразу обратил внимание на мошенничества, связанные с завышением активов, когда миллионы евро выводятся под создание филиалов, которых на самом деле не существует, и рынок страховых услуг, где часто фиксируются по несколько аварий с одним и тем же водителем.

Он сообщил, что в 2015 году общественность Италии была потрясена вскрывшимися фактами связи высших руководителей одного из банков с колумбийской кокаиновой мафией. Однако за кредиты, выданные без гарантий (как выразился докладчик, за фальшивые кредиты), мошенников приговорили к небольшому сроку 2 года 8 месяцев, так как отсутствовали некие прямые доказательства. Вспомнил случай, когда руководитель итальянского банка, заплативший неправомерный гонорар, после чего банк развалился, сел на 8 лет за мошенничество и растрату.

Также среди последних шумных коррупционных дел «итальянского разлива» – использование средств Евросоюза под программы защиты эмигрантов и чрезвычайных происшествий в пользу мафии, подкуп итальянской госкомпанией правительства Нигерии для получения доступа к нефтересурсам, подкуп представителей Минобороны Индии для организации незаконной поставки вертолетов. Массу подозрений вызывает и фармацевтический рынок, но тамошние «решалы» умеют все обставить так, что подкопаться, получить прямые доказательства коррупционности очень сложно. Собственно, в Украине тоже можно быть спо-койными за «медицинскую мафию»: разговоров о проблемных тендерах и закупках препаратов – масса, но имен изобличенных и осужденных нарушителей не слышал никто.

Вспоминая 90-е, можно сказать, что их Италия переживала не менее «ярко», чем Украина. По официальным данным, в 1991 году итальянскими преступными группировками было совершено 718 убийств, 822 похищения и 830 покушений, а также было зафиксировано 886 случаев запугивания представителей местных властей. Среди жертв были прокуроры и судьи. По словам итальянского журналиста Джульетто Кьеза, правительство покровительствовало мафии, а не менее 100 депутатов были мафиози. После смены «преступного режима» в ходе операции «Чистые руки» были арестованы 1456 бизнесменов, государственных чиновников и политических деятелей, привлечены к следствию 3026 предпринимателей, чиновников и политиков, в том числе 251 член парламента (депутаты имели иммунитет и не подлежали аресту) и четверо бывших премьер-министров. 10 подозреваемых совершили самоубийство во время расследования.

Сейчас там ситуация весьма отличается от нашей. Например, с 2012 года в правовой системе Италии существует понятие «коррупция среди частных лиц (менеджеров коммерческих организаций)», когда у нас к коррупционным относят махинации с государственными деньгами и активами. Впрочем, проблема начальственного авторитаризма, когда махинации осуществляются по командам сверху – именуется «фаворитизмом руководящего состава», – остается острой. «Неэффектив-ность внутренних аудиторов, – пояснил г-н Иснарди, – часто объясняется их зависимостью от директора».

Интересно, что в начале этого года в Италии также обсуждался проект национализации одного из крупнейших банков «Monte dei Paschi di Siena». Как и нашему «Привату», итальянскому банку требуется докапитализация, но инвесторов этот процесс не привлекает. Проблемы начались после того, как Европейский центробанк потребовал от банка значительно сократить объем проблемных кредитов. При этом, согласно правилам ЕС по работе с проблемными банками, на спасение банков должны идти деньги кредиторов, а не налогоплательщиков.

«Независимый АУДИТОР» попросил д-ра Феличе Иснарди охарактеризовать процесс национализации крупнейшего проблемного банка Украины – это, на его взгляд, финансовая махинация или цивилизованное решение проблемы?

Итальянский гость ответил дипломатично: «В последнее время 4-5 итальянских банков обанкротились из-за растраты путем выдачи кредитов, которые не были возвращены. Это большая проблема. Она должна решаться на высшем государственном уровне, на уровне евросообщества, не одними только правоохранительными органами. Наше правительство пытается избежать таких проблем. Ведь в случае национализации за все будут расплачиваться люди, которые не были предупреждены о рисках».

Директор департамента надзора Центробанка Кипра Стелиос Георгакис рассказал о новых требованиях к противодействию отмыванию денег в банковской системе своей страны. Условия ставит МВФ, и г-н Георгакис считает их жесткими и никак не филантропическими: «Не секрет, что МВФ выступает за реформы, которые позволят им вернуть собственные деньги. С 2012 года, когда государство подписало меморандум с МВФ, Кипр испытывает большое давление». На его взгляд, в странах ЕС идет процесс чрезмерного регулирования в этой сфере. Хотя такие меры очищения финансовой сферы, как открытая публикация штрафов, выписываемых нарушителям налогового законодательства, и определение «политически значимых бизнесменов», докладчик также нашел своевременными.

Работает Кипр и в тесном сотрудничестве с ФАТФ (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering) – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – межправительственной организацией, вырабатывающей мировые стандарты в этой сфере, а также отслеживающей пути финансирования терроризма.

«Кипр банковский» уникален тем, что не так давно, в конце 2014 года, в этой стране был посажен за решетку бывший руководитель Центрального банка, экс-министр финансов Христодула Христодулу. Он признал себя виновным по шести обвинениям в налоговых правонарушениях в 2007–2009 гг.

В Украине же последние скандалы с национализацией «ПриватБанка» и касательно деятельности последней главы Нацбанка, к сожалению, не позволяют считать, что страна встала на путь исправления и очищения. Остается открытым и вопрос, понесет ли кто-то ответственность за миллиардный вред, нанесенный национальным и внешним инвесторам Украины, на который указал глава Нацкомиссии по ценным бумагам.

Напоследок хотим отметить блестящую организацию международной конференции, которую провел Институт внутренних аудиторов Украины (президент – Татьяна Лебединец, также является директором департамента инспектирования банков Нацбанка Украины).


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%