Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Юлия Апанасенко: «Находим «точки соприкосновения украинского и датского бизнесов»

№6(65)(2017)

6-65-110-1Руководителем и одним из основателей датской компании EMG Group является украинка Юлия Апанасенко. Она имеет два магистерских диплома: специальность «бухгалтер, аудитор предпринимательской деятельности» получила в Киевском национальном экономическом университете им. В. Гетьмана в 2006 году, а европейскую степень магистра экономики – в Копенгагенском университете в 2013-­м. EMG Group работает в Копенгагене с 2011 года и предлагает бизнесменам из постсоветских стран и из Украины пакет услуг по регистрации компаний на территории Королевства Дания и по обеспечению их эффективного функционирования, что помогает налаживать связи с деловым миром Европы.

Беседовал: Роман БАРАШЕВ

 

Сколько компаний Вами уже зарегистрировано в Дании?

Несколько десятков. Причем все они работают и работают успешно, показывая прирост в бизнесе. Деятельность каждой нашей партнерской компании отвечает философии европейского делового мира. Мы очень заинтересованы в успехе наших клиентов, поскольку наш бизнес растет вместе с ними.

Это крупные компании, какова их специфика?

Мы больше любим средний бизнес, сфокусированы на предоставлении услуг фирмам, занимающимся торговлей – сырьем, товарами, оборудованием… Наша основная деятельность направлена на создание и администрирование компаний, организацию их полноценного и эффективного функционирования, все остальное – ведение бухучета, аудит – входит в общий пакет.

EMG Group также берет на себя роль арбитра в датских и международных арбитражных судах, где дела ведутся на датском, английском и немецком языках. В основном это коммерческие споры – кто-то отправил товар, кто-то за него не заплатил. Стороны договориться не могут – идем в арбитраж. К сожалению, бывают случаи, когда европейские компании не платили нашим поставщикам, деньги приходилось «выбивать».

Является ли языковой барьер между представителями украинского и датского бизнеса тем фактором, на котором Вы строите стратегию компании, позволяя его преодолевать? Или представители среднего бизнеса Украины уже достаточно хорошо владеют языками?

Как раз это – ключевой фактор. А, помимо языка, надо еще понимать ментальность и культуру датчан, а датчанам – ментальность нашего бизнесмена, что является довольно сложной задачей. Европейские и украинские бизнесмены находятся в разных реальностях. Даже те представители делового мира, которые хорошо владеют языком, не всегда способны грамотно сформулировать вопросы и рассказать о ключевых потребностях своего бизнеса на другом языке.

С представителями каких стран, помимо Украины, Вам чаще приходится иметь дело?

Также работаем с бизнесменами Казахстана и Беларуси.

С россиянами не работаете по политическим мотивам?

Мы сторонники принципа политической нейтральности, конфликты интересов нам не нужны. Наши клиенты вели бизнес между Украиной и РФ, экспортировали товары из России, импортировали в Россию, но в связи с известными событиями вся их торговля остановилась. К сожалению, в результате санкционных ограничений страдает не только российский, но и украинский бизнес. Причем в не меньшей степени. Ведь под санкции попали далеко не все российские товары и далеко не все страны санкции ввели. А вот снижение активности украинского бизнеса, который перестал закупать российскую продукцию и продавать свою в Россию, проходит очень болезненно.

К чему это все приведет, на Ваш взгляд?

Мы – оптимисты и верим, что после заката наступит рассвет.

Что побуждает украинские фирмы к «прописке» в Дании?

Расширение деловых контактов. Однако «датской пропиской» правильнее будет назвать ситуацию, когда украинская компания открывает свое представительство в Дании под своим брэндом. Мы же специализируемся на создании самостоятельного полноценного юрлица, эти компании не носят брендовых названий, но являются частью структуры того или иного бизнеса, той или иной группы компаний.

Чем привлекательна Украина для датского бизнеса?

Я не готова раскрывать всю инсайдерскую информацию о наших партнерах, но скажу, что основной интерес датчан связан, во-первых, с аутсорсингом недорогой и квалифицированной рабочей силы.

Журналисты не нужны?

Я уточню… А, во-вторых, датский деловой мир изучает украинский рынок на предмет размещения производств, нацеленных на европейских потребителей. Китай в этом плане существенно подорожал – Европа ищет альтернативные площадки. Наша компания думает о реализации проектов в данном направлении. Пока продуцируем идеи, разрабатываем предложения, ведем переговоры.

А какая украинская продукция пользуется экспортным спросом?

Прежде всего продукция аграрного сектора. Раньше был металл, но сегодня отечественная металлургия – в кризисе. Кстати, Дания вложила очень большие деньги в украинский агросектор, в Украине много сельскохозяйственных фирм, которые принадлежат датчанам, где выращивают пшеницу, разводят свиней и т. п.

Есть ли у Вас конкуренты в Дании?

Для Дании – это новый вид деятельности, новая услуга, смысл которой еще не все понимают. Однако любой может это делать точно так же, как и организовать какое-либо производство. Вопрос заключается только в бизнес-видении и философии, которая за этим стоит.

Какие еще европейские страны, помимо Дании, пользуются популярностью в этом отношении?

Сегодня в вашем распоряжении – две трети земного шара. Компании, фонды, инвестиционные фонды, трасты, партнерства можно открывать повсюду. Дания – одна из самых респектабельных по этой части юрисдикций и пока еще не столь популярна, как Швейцария или Голландия.

С какими проблемами Вам пришлось столкнуться на первоначальном этапе работы? На чем «обжигались»?

Да, первые клиенты – самые тяжелые клиенты, поскольку сначала их надо было найти… Я бы не сказала, что у нас были серьезные «ожоги», много ушло времени на то, чтобы изучить реалии и специфику украинского и датского бизнеса, ментальность наших клиентов, найти подход и «точки соприкосновения».

Где находится офис EMG Group?

Мы базируемся в центре Копенгагена. У нас достаточно большой офис, здание принадлежит одному из наших партнеров, компания занимает один из этажей 4-этажного дома.

Сколько в Вашей компании сотрудников?

10 человек. Это – очень гибкий коллектив, быстро и легко принимающий решения. В сложных или специфических случаях привлекаем к сотрудничеству датские консалтинговые компании, юристов, адвокатов и других независимых экспертов, если того требует задача, поставленная клиентом.

Какие функциональные обязанности Ваших специалистов? Они граждане Украины или Дании?

У нас международный коллектив. Есть граждане Украины и Дании, граждане Дании, которые были гражданами Украины. Это ребята, которые рискнули поменять страну проживания, сами всего добились – не из конформистских отпрысков второго поколения эмигрантов. К слову, в Дании не так-то просто найти выходца из Украины с высшим европейским образованием. Все имеют международные дипломы экономистов, юристов, бизнес-администраторов. Такие специалисты, разговаривающие как минимум на трех языках, очень высоко ценятся. Мы вложили большие инвестиции в персонал. Ценим и любим своих коллег. Наша команда – это наш самый главный актив. У нас очень дружная, я бы сказала семейная обстановка, текучки кадров нет.

Вы можете сказать, что досконально изучили налоговую систему Дании?

Ни один ответственный специалист о себе такого не скажет. Она очень сложная, досконально ее не знает никто. Кто-то специализируется по НДС, кто-то – по корпоративным налогам, налоги физических лиц – вообще отдельная тема... Не менее сложна украинская система, к тому же она постоянно меняется, сегодня одно положение принимается, завтра – отменяется…

В Дании с этим полегче?

Да, в Дании все стабильно, радикальных и неожиданных перемен не бывает. О грядущих изменениях оповещают заблаговременно, напоминая о них регулярно до момента вступления новых нормативов в силу. По закону, государство обязано донести до каждого, как необходимо будет выполнять нормативные нововведения.

На сайте Вашей компании есть рекомендация, что директору датской фирмы, которую будет открывать украинская компания, лучше быть гражданином Дании…

Требований к гражданству директора в датском законодательстве нет. Открывая датскую структуру, мы рекомендуем нанимать директора, который должен принимать хотя бы минимальное участие в жизни компании. Конечно, речь не идет о том, что он будет влиять на стратегию центральной компании либо принимать ключевые решения. Но если со стороны датских налоговых органов возникнут какие-то вопросы, будет намного проще, если они придут в офис и увидят датского директора, который сможет на них ответить. А если директор находится за пределами страны, это наталкивает на понятные подозрения.

К слову, всю ответственность за принятие решений в Дании несет директор фирмы, а не бухгалтер. Это в Украине вся ответственность – на бухгалтере, который делает все, что велит директор.

Обязательно ли директору компании, который будет создавать датский «филиал», нанимать сотрудников?

Нет, наша компания, согласно контракту, выполнит все административные функции. Новая структура нанимает нас по контракту для осуществления ее хозяйственной деятельности. Ведем делопроизводство, формируем архивы – по закону обязаны 5 лет хранить бухгалтерскую документацию, даже если компания закрылась. При этом одну компанию может вести один менеджер, который будет решать все вопросы делопроизводства, а другой – понадобится и менеджер, и бухгалтер, и эксперт, умеющий проводить переговоры, заключать контракты, принимать европейских партнеров.

Каким должен быть минимальный уставной капитал компании для ее регистрации в Дании?

Если мы говорим о компании с ограниченной ответственностью, то обязательный уставной капитал – €6750.

Так какие же подозрения возникают у датских налоговиков в случае отсутствия датског­о директора?

Что фирма не ведет реальную деятельность, а открыта с какой-то иной целью и просто «лежит на полке». А все наши компании осуществляют реальный бизнес.

Много ли в Европе таких «полочных» компаний и с какими целями они создаются?

Очень много. Это большая и далеко не новая индустрия. И важно четко разграничивать оптимизацию налогообложения и правильное структурирование группы компаний, чем и занимается EMG Group, и уклонение от налогообложения. Оптимизация осуществляется на законных основаниях в результате изучения системы налоговых льгот и прочих преимуществ, оговоренных в налоговом законодательстве Дании или же другой юрисдикции. А уклонение от налогообложения зачастую связано с отмыванием денег. Когда деньги, заработанные незаконно – на продаже оружия, наркотиков, человеческих органов и т. д., легализуются. Для этого и создаются оффшорные компании в низконалоговых юрисдикциях и юрисдикциях с отсутствием какого-либо контроля над компаниями и юрлицами. Это то, против чего сейчас борется вся мировая общественность, и этого нужно избегать всеми возможными способами. Мы объясняем это нашим клиентам, которые занимаются законным, традиционным бизнесом, и призываем их уходить от таких структур. Во-первых, они недолговечны, а во-вторых, они «подрывают» репутацию компании.

6-65-110-2Оффшорные компании или же компании в юрисдикциях с отсутствием налогов или отсутствием прозрачной, публичной информации, компании с отсутствием реальной деятельности активно вычищаются в Европе, их уже практически не осталось. Налоговики выясняют, кто стоит за той или иной компанией, какие люди ими управляют. В последнее время было очень много скандалов, непонятных денег, которые шли на взятки, политическое лоббирование. Наша компания таким не занимается, как я иногда, шутя, говорю – к сожалению. Ведь могли зарабатывать гораздо больше. (Смеется.)

Сейчас уже не пойдешь в банк, просто так не откроешь счет, в банке начнут задавать вопросы, откуда деньги. Создаются черные списки бизнесменов, «подвязанных» под политику, у которых практически нет шансов открыть банковский счет даже на экзотических островах.

Как происходит процесс аудит-проверки компаний? Какие фир­мы освобождены от аудита?

Компании, у которых 4 миллиона датских крон активов, с годовым оборотом 8 миллионов, где работает 12 сотрудников. Если два показателя из списка превышают указанные цифры, аудит нужен, если нет – можно работать без аудита любой компании, независимо от ее формы собственности.

В Дании нет такого бюрократического аппарата, как в Украине. Всю отчетность мы подаем в электронном виде со дня создания компании в 2011 году. Мы не тонем в бумагах и уже идем к тому, чтобы оптимизировать электронную документацию. Пороги не обиваем, никуда не бегаем. В случае налоговой проверки налоговики приходят к нам.

Каковы успехи EMG Group в секторе Вашей деятельности, обозначенной как «покупка и продажа бизнеса»?

Это не основной вид нашей деятельности. Такие сделки осуществляются очень редко. Не очень много украинцев, желающих приобрести зарубежный бизнес. Но активно приобретают недвижимость.

Какие компании на территории Дании являются Вашими стратегическими партнерами?

«Большая четверка», крупные адвокатские компании, входящие в топ-10 юркомпаний Дании: к ним мы обращаемся в случаях, когда не хватает квалификации для решения сложных дел, известная Международная аудиторская фирма BDO.

Вы – автор книги «Tax Aspects of Globalization» («Налоговые аспекты глобализации»), изданной в 2013 году в Германии. Расскажите об этой работе. Вы ее издали в презентационных целях?

Нет, никакого пиара. В основу книги легла моя магистерская работа, написанная в университете Копенгагена. После защиты диплома я получила письмо из Немецкого издательства. Издатель ознакомился с моей работой в электронной базе магистерских дипломов. Предложил издать книгу бесплатно с условием, что Германия получит право на ее продажу. Я согласилась.

Какие основные выводы Вы сделали в ходе данного научного исследования?

Основная мысль заключается в том, что налоги должны быть настолько оптимальны, чтобы бизнесу было невыгодно искать пути ухода от них, и как при этом государству обойтись без «закручивания гаек» и «выкручивания рук». В условиях глобализации государства должны находить эффективные пути фискального сотрудничества, а не вступать в налоговую конкуренцию. А также обращать внимание на образование будущих поколений и учить их правильно уплачивать налоги, разъяснять, как будут использованы средства. А вообще это, конечно, не литература для отдыха, а экономическая аналитика, насыщенная формулами, специальной статистикой, математическими моделями.

С Вами в университете Копенгагена училось много украинцев?

Нет, кроме меня, гражданство Украины больше никто не имел. Учились дети эмигрантов из Украины, с которыми можно было пообщаться на родном языке.

Вы остаетесь гражданкой Украины?

Да.

Могли бы Вы поставить оценки отечественному и датскому экономическому образованию по 12-балльной шкале?

Не возьму на себя такую смелость. Но в чем самое существенное отличие, так это в том, что в моем украинском дипломе магистра за 5 лет обучения – оценки по 150 предметам, и когда в Европе оценивают такие дипломы, им очень тяжело понять, в чем же именно мы специалисты, что конкретно умеем. Студент Копенгагенского университета изучает 50 предметов, которые завязаны исключительно на его специальность, там экономисты не изучают философию, историю искусств, экологию и т. д. Образно говоря, там вынимают ваш мозг на входе в университет, «моют» его 5 лет, чтобы превратить вас в такого экономиста, который даже в быту будет мыслить экономическими моделями.

Это помогает в жизни?

Это дает определенность. Вы понимаете, чего вы хотите и на что реально способны. Там каждый экономист специализирован, как и врач, который может быть стоматологом, лором, педиатром. Вы выбираете свою стезю и по ней идете. Тратите время и энергию на то, что вам действительно необходимо и интересно. Конечно, и в такой системе есть минус, поскольку с нашими специалистами можно поговорить на любую тему, они более многогранны.

Вы живете в Дании?

Да, но очень часто бываю в Украине – здесь мои родители, родственники.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%