Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Телеискусство под запретами: путь к новым горизонтам или в локальную клеть?

Роман Барашев
журналист

№10-11(69-70)(2017)

Потребителей кино- и телепродукции можно разделить на три основные категории. Зрители, которые практически не смотрят сериалов, полагают, что выделение большого количества времени на проведение у телеэкрана – нерационально, непозволительно, попросту неразумно, да и невозможно при активном ритме личной жизни. Есть те, кто смотрят сериалы изредка, ориентируясь на хитовые названия, рекомендации экспертов, друзей. Но основной зритель сериальной продукции поглощает ее так называемым «фоновым смотрением», когда можно выполнять работу, изредка поглядывая в экран. Так смотрят, а вернее прослушивают сериалы продавцы на рынках, парикмахеры, бармены, пенсионеры, домохозяйки.

10-11-69-70-52

Посетив международный медиафорум для профессионалов телевидения, кино и смежных областей KYIV MEDIA WEEK 2017, который прошел в сентябре-октябре этого года в Киеве, побеседовав с менеджером международных проектов информационного агентства «Медиа Ресурсы Менеджмент» Аллой Преловской и изучив последние материалы электронных изданий, специализирующихся на освещении украинского рынка теле- и киноиндустрии, я пришел к выводу, что запретительные меры регулирования кинематографической отрасли, являющиеся сегодня одной из доминант дальнейшего развития, негативно сказываются на ней, несмотря на то, что дают определенные импульсы для поиска новых форматов, талантов, партнеров на новых рынках.

Начну с цифр и краткой характеристики рынка кинематографа, переживающего серьезный финансовый кризис, в то же время не настолько тяжелый, чтобы обанкротился какой-то известный канал или солидная продакшен-студия.

Согласно исследованию «Медиа Ресурсы Менеджмент» 2015 год стал переломным для индустрии сериального производства в связи с девальвацией национальной валюты, удорожанием собственного производства и закупки иностранного контента, резким снижением поступлений от рекламы.

До 2015 года сериалы занимали лидирующую позицию в рейтинге зрительской популярности в Украине. Сегодня спустились на второе место, уступив первенство формату телешоу. Переломный фактор, приведший к этому, – законодательный запрет трансляции большой части российского контента в том же 2015-м.

Объемы сериальной трансляции на шести крупнейших украинских каналах («Интере», «Украине», СТБ, «1+1», ICTV и «Новом канале») снизились с более 16 тыс. часов в 2014-м до 10 тыс. часов в прошлом году. Доля российского сериального контента сократилась в украинском эфире с 68 % в 2014-м до 33 % в 2016-м. Суммарный хронометраж трансляции сериа-лов украинского производства в прошлом году впервые превысил показатели российских сериалов. Доля украинского контента выросла с 7 % в 2014-м до 39 % в 2016-м. При этом по количеству наименований сериалов российского производства, включая мини-сериалы хронометражем в четыре серии, в украинском эфире было показано все же больше, чем украинских – 197 против 137. За ними расположились американские сериалы – показаны 32 картины.

Цены на производство серии сериала упали в Украине со $100 тыс. в 2013 году до $30–40 тыс. (стоимость производства одного сериального эпизода, скажем, в Великобритании зачастую доходит до $1 млн), снизились заработки сценаристов, запросы на оригинальность и новаторство идей. Средняя же цена производства серии российского сериала до кризиса составляла $300 тыс. за серию. Сейчас там тоже цены снизились, объем производства сократился в разы. Закупочные бюджеты каналов уменьшились.

Самый «ходовой» сегодня кинотовар – четырехсерийные фильмы, которые также относят к сериалам, а понятие «многосерийный» и «краткосерийный» фильм вообще затерялись в прошлом. Бизнес-преимущество коротких сериалов в том, что их можно повторять много раз, а это позволяет быстро окупить продукты с небольшими вложениями.

Еще недавно считалось, что у нас есть достаточное количество сценаристов, и лучше снять свою интересную историю, нежели адаптировать чужую. В последнее время хороших сценариев стало меньше, поэтому продюсеры присматриваются к иностранным форматам.

В 2016-м из бюджета Украины профинансировано 67 фильмов (19 игровых, 30 неигровых и 18 анимационных). В этом году на поддержку украинского кинематографа в бюджете заложено 165 млн грн (или $7 млн). По большому счету за эти деньги можно снять в лучшем случае два-три неплохих фильма.

Но в Украине 40 % средств, которые выделяются кинематографистам из бюджета, – возвратные, правда, на лучших условиях, чем те, что может предложить любой коммерческий банк. Как известно, наши банки выдают кредиты под невероятные проценты, а процесс кинопроизводства – длителен, что не позволяет влезать в долг надолго.

Однако даже при такой небольшой господдержке есть компании, специализирующиеся на отмывании денег из этой отрасли, о чем знают и говорят вслух известные продюсеры, но фигурантов этих махинаций к ответственности пока не привлекали, несмотря на мощное развитие антикоррупционного движения в Украине.

В поисках финансовых источников продюсеры и кинематографисты в 2015 году выступили общим фронтом с законодательной инициативой, предложив возвращать из бюджета компаниям-продюсерам 25 % потраченных на телепродукцию средств и 10 % расходов на гонорары иностранным актерам и членам съемочных групп.

Эта модель была заложена в законопроект «О государственной поддержке кинематографии в Украине», который прошел первое чтение в Верховой Раде в январе 2016 года. Законопроект был совместной инициативой крупных отечественных производителей кино и ТВ – StarLightMedia, Inter Media Group, «Медиа Группы Украина», Film.ua Group, Star Media, Pro TV, студии «Квартал 95» и Одесской киностудии.

10-11-69-70-76

Инициаторы утверждали, что в таком случае они смогут в течение 5 лет снять 75 украинских кассовых фильмов. По их оценкам, общая сумма государственных инвестиций за последних 5 лет составила

$250 млн, а введение предлагаемых стимулов по привлечению иностранных инвестиций способно принести в бюджет страны до $100 млн в год и обеспечить рабочие места. Также в пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что предложенные нормы должны привести к увеличению доли украинских фильмов в кассовых сборах Украины с сегодняшних 2,5 % до 25 %, а также увеличить долю украинских фильмов и сериалов в эфире общенациональных телеканалов в три раза.

22 сентября 2016 года Верховная Рада Украины приняла закон № 3081-д «О государственной поддержке кинематографии в Украине» , однако Президент применил право вето и вернул закон в парламент со своими предложениями. Только 23 марта 2017 года Рада приняла закон, учтя предложения Порошенко. Закон был подписан главой государства в апреле этого года, но чтобы он заработал, по словам главы Госкино Филиппа Ильенко, нужно изменить еще 47 нормативно-правовых актов.

Также в Украине принят Закон № 1317 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», запрещающий популяризацию и пропаганду госорганов страны-агрессора. Ни одна драма, комедия, мелодрама российского производства 2014 года и позже на телеэкраны в Украине не попадает. Кроме того – ни один детектив выпуска 1991 года и позже, в котором действуют российские военные, полицейские, сотрудники прокуратуры, суда.

В связи с этим происходят ситуации на грани абсурда. Так, студия Film.ua несколько лет назад сняла фильм «Мотыльки» – четырехсерийную драму о Чернобыльской трагедии. В этом фильме снялся Юрий Назаров – российский актер с большой фильмографией. «Очень приятный человек в работе, большой профессионал, – рассказывал в одном из интервью соучредитель Film.ua Сергей Созановский. – Снимался фильм около пяти лет назад, когда еще не было конфликта между Россией и Украиной. У Назарова – небольшая роль, он играет дедушку главной героини. Но этот человек попал в черный список Госкино, и фильм запретили к показу. А фильм уникальный. Наши дизайнеры для этого фильма восстановили 3D-модель Чернобыльской АЭС, получили за свою работу множество призов на международных фестивалях. В итоге картина лежит на полке».

Также Сергей Созановский считает, что «без российского рынка мы никогда не сняли бы ни «Нюхача», ни «Дом с лилиями», ни массу других хороших проектов. Мы бы просто не смогли себе позволить производство такого уровня. Сегодняшнее состояние развития сериального производства в Украине – результат нашего сотрудничества с российским телевидением. Нравится это кому-то или нет – это правда. Правда также заключается в том, что украинскому зрителю сегодня проще идентифицировать себя с российскими героями, чем с европейскими или американскими. Это естественно. Мы можем ввести миллион запретов, принять тысячи законов, но если мы не будем производить качественное свое, наш зритель будет смотреть российское. Не будет на центральных каналах – найдут в Интернете, поставят спутниковые тарелки. Просто в один прекрасный день заменить российские сериалы на польские или американские не получится. Как бы нам этого ни хотелось».

10-11-69-70-77

Продюсер компании Star Media Алексей Терентьев видит ситуацию такой, что обрекает кинематографистов на производство халтуры: «С запретом российских сериалов украинский производитель получил своеобразный карт-бланш. Снимай всего и побольше – продашь обязательно, ведь телеканалам просто некуда деваться, нужно заполнять эфир. Сильно сокращены сроки производства, – сетует он. – Любая история, прежде чем она воплотится в рабочий сценарий, требует тщательной разработки. Вот этот этап сегодня отсутствует напрочь».

При этом, по словам экспертов, отделившаяся от России отрасль стала испытывать дефицит собственных актеров. Проектов запускается много, а лиц и типажей – мало. Один из режиссеров признавался, что ему было довольно сложно найти актера для образа героического мужчины 40 лет.

Мнения насчет запретительных методов на ТВ неоднозначны. Так, генпродюсер группы компаний Star Media Влад Ряшин заявляет: «Запретами на другой продукт своего не создать». И призывает «прекратить спекуляции, внутреннюю «грызню», закончить игры под названием «кто больше патриот» и принять мораторий на любой запретительный законопроект».

«Посмотрите, например, на ситуацию в Хорватии, Сербии, Словении, Словакии, Черногории, Чехии, Венгрии, Румынии и даже в Польше: там в сезоне собственных премьер единицы! – утверждает Ряшин. – В основном «мыло». Все остальное — зарубежный контент, как правило, американское кино и сериалы. Мы этого хотим? Тезис о мощном копродакшене с Польшей – утопия. Мы сделали один из лучших по рейтингам за десятилетие сериал в эфире Польши – «Анна Герман». Поверьте, я знаю цифры».

К тому же, по его словам, сегодняшние тенденции порождают мощную цензуру, которая начинает влиять на любой контент, в том числе украинский, и приводят к коррупции. «Я вообще считаю, что для Украины нужно снимать больше локальных, малобюджетных картин: не выше, чем $500 тыс., – размышляет известный продюсер. – И это должен быть современный сюжет, современная история. Вот так, например, появилась знаменитая румынская «новая волна». Румынские фильмы сейчас популярны во всем мире, их любят и на фестивалях, и они даже какую-то кассу собирают. Но именно потому, что румыны поняли: Румыния — маленькая страна, и стали снимать за $150–200 тыс. И эти деньги у них стали окупаться».

В связи с принятием правительством квот на контент на государственном языке в эфире ТВ у продакшенов появились дополнительные сложности, так как проект на украинском языке сложнее продать за рубеж, ведь украиноязычная аудитория существенно уступает в количественном соотношении русскоязычной.

Поэтому компания Star Media продолжает сотрудничество между российскими и украинскими кинематографистами «на той стороне». А «второго зайца убивает» съемками первых англоязычных сериалов украинского производства для продажи во всем мире. Например, над созданием 12-серийной биографической драмы «Мата Хари» (саги об увлекательной и трагичной жизни легендарной Маргареты Зелле, которую называли великой танцовщицей, известной куртизанкой, соблазнительницей богатых и облеченных властью, шпионкой, двойным агентом) работают специалисты из Франции, Америки, Украины, России, Португалии, снимаются украинцы, россияне, европейцы, израильтяне, американцы. Также англоязычные проекты – детективы Dark Wood (копродукция с израильським Endemol, в центре сюжета – торговля людьми), Pleasure Principles (детективная горизонтальная история о пограничном мире, где задействованы модели и криминал, к работе над сериалом подключилось чешское ТВ и польский Endemol, съемки пройдут в Одессе, Варшаве и Праге), драма Red October с человеческой историей на фоне революционных перипетий 1917–1918 годов и сериал «София» о Софии Потоцкой.

На медиафоруме KYIV MEDIA WEEK 2017 тенденциям сериального производства была посвящена одна из конференций.

Выступление гостьи из Чехии, исполнительного директора европейской платформы по развитию кино- и телепроектов MIDPOINT Элишки Малечковой адресовалось прежде всего украинским начинающим сценаристам, которым MIDPOINT выразил готовность помочь обрасти полезными и важными связями, чтобы они смогли воплотить свои идеи и проекты в жизнь. Она пригласила кинематографистов поучаствовать в обучающих программах (workshop) компании.

«Специально для украинских участников продлен дедлайн конкурса сериалов. Вам даже не надо писать сценарий – заявки будут рассмотрены на уровне идеи», – сообщила Элишка, и эти фразы напомнили методологию зазывал на выгодные акции распродажи. Представляя главное творческое лицо компании – куратора из США, писателя, продюсера и режиссера Алана Кингсберга, выступающая подчеркнула, что он живет в богатом районе Манхеттена. Рассказала, что в прошлом году победители конкурса MIDPOINT на самосовершенствование получили приз в $2000. «С нами сценаристы чувствуют себя хорошо», – сказала она.

10-11-69-70-75

 

Однако чтобы такое радужное будущее стало реальностью, сперва придется оплатить стоимость мастер-класс-путевки с путешествием по Сербии и Чехии: за одного кинематографиста – 1800 евро, если выезжают двое, то со второго участника – 1200. Участники должны знать английский.

О сравнительно молодом направлении – производстве малобюджетных веб-сериалов (с 3–5-минутными сериями) рассказала Адра Шеффер, руководитель канадской компании Independent Production Fund, которая развивает это направление с 2010 года. Тематический спектр подобной сериальной продукции – самый широкий: от хороров до детских комедий. Примерный бюджет одного сериала – $250 тыс. за сезон из 8–12-и 5-минутных эпизодов. Под эту «сериальную самодеятельность» (на финансирование в канадский фонд подается около 180 заявок в год) правительство Канады выделило $25 млн, правда, с условием, что фонд должен восполнять тело госкредита.

На вопрос ведущего, как украинским кинематографистам попасть в копродакшен, реально ли это (вопрос первостепенной важности для украинских работников данной сферы, и модератор конференции Иван Букреев – продюсер, глава департамента развития «ТРК Украина» задал его каждому выступающему), г-жа Шеффер ответила, что они работают только с гражданами Канады, и украинцам придется отыскать представителя канадской стороны, который согласится представлять проект, вдобавок «занести» в фонд как минимум 20 % финансов со стороны Украины. Пока совместное сотрудничество канадцы наладили только с представителями США и Великобритании.

«Вопрос монетизации такого контента открыт. Пока даже в США никто не разбогател на веб-сериалах», – пояснила Адра. А среди направлений монетизации – реклама, подписка, привлечение спонсоров, выпуск и продажа брендовой продукции – чашек, футболок с образами полюбившихся героев, продажа формата вещателям и цифровым киноплатформам.

Успешным считается веб-сериал, имеющий более 200 тыс. просмотров. В отличие от телесериалов, веб-сериалы набирают популярность постепенно, в течение года после появления. А распространяются преимущественно через такие хостинги видеоматериалов, как YouTube, RuTube, Vimeo, а также через социальные сети. Наиболее известный нам российский анимационный веб-сериал «Мистер Фримен» на международном конкурсе блогов The Best of Blogs был признан «Лучшим видеоблогом».

Стоит также отметить, что в Украине совершенно не развито кабельное телевидение. В США по степени финансовой состоятельности оно сопоставимо с эфирным. Причем кабельный сегмент занимает по отношению к эфирному общедоступному альтернативную культурную позицию – например, многие каналы имеют миллионы подписчиков (обеспечивающих гарантированную оплату их проектов, в том числе крупнейших), привлекая их повышенным уровнем свобод с незапрещенной обсценной лексикой, там больше наркотиков, секса, насилия и меньше национально-патриотических «прогрузов». Однако эфирное телевидение доминирует не только в Украине, но и в таких состоятельных государствах, как Германия и Франция.

Израильский продюсер Мария Фельдман – автор идеи и продюсер сериала «Под чужим флагом» (False Flag, ремейк которого делает американский канал Fox) выступила на KYIV MEDIA WEEK 2017 с краткой лекцией об особенностях израильских сериалов: «Они малобюджетны. У нас нет денег на спецэффекты, поэтому у нас хорошо продуманы образы и фабула. Интенсивность жизни в Израиле такая, что нам нужно рассказывать нечто поинтереснее, чем скучные семейные драмы».

Руководитель департамента кино-сериального производства телеканала «Украина» Наталья Стрибук поведала, что в Украине совсем другая история. Ее канал в последние годы заполняет эфир вертикальными сериалами или, как их еще называют, «процедуралами». Это когда в каждой серии начинается и заканчивается отдельная история с одними и теми же главными героями. Яркий пример – «Доктор Хаус», медицинский детектив, где в каждой серии «раскручивается» новое медицинское дело.

«Наш зритель не готов глубоко погружаться в травмирующий фон длинных историй, – пояснила Наталья. – Поэтому в эфире нашего канала не бывает чистых драм. Вертикальные сериалы смотреть приятно – они не требуют максимальной вовлеченности. Их можно начинать смотреть с любой – третьей, пятой, седьмой серии и в обратном порядке. У зрителей не возникает ощущения, что они что-то пропустили. К тому же для авторов намного проще написать вертикальный кейс, чем длинный горизонтальный сюжет на несколько сезонов. Для горизонтальной истории сложно придумать второй сезон, еще сложнее – третий и четвертый, вертикальные же – потенциально бесконечные, самая выгодная бизнес-модель».

Наиболее популярны у украинского зрителя такие «вертикальные истории», как «Дежурный врач», «Агенты справедливости», «Женский доктор». И здесь кинематографисты убивают двух зайцев: восполняют общественный запрос на справедливого, авторитетного, умного, готового постоять за себя и за правду героя с сильным характером (кто, если не честный следователь и хороший врач?) и облегчают жизнь сценаристам: число детективных историй, как и медицинских диагнозов – велико, их бесконечно можно эксплуатировать в сериалах. Поэтому канал «Украина» сконцентрирован на медицинском и детективном сеттинге (время, место и обстоятельства, в которых развиваются события – прим. авт.)


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%