Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Конная фотография – что для этого нужно (интервью с фотографом Марией Лонюк)

№1-2(72-73)(2018)

1-2-72-73-49Она фотографирует лошадей. И людей, и собак, и кошек – всех, но в основном лошадей.

Превращает лошадей в единорогов, украинские пейзажи – в скандинавские, ведь она – художница и пять дней в неделю с 10:00 до 19:00 посвящает тому, что рисует графику и персонажей для компьютерных игр.

А на выходных берет фотоаппарат и отправляется в мир лошадей. И если прежде это хобби приносило Марии Лонюк только радость и удовольствие, то сегодня оно является способом дополнительного заработка.

Интервью: Роман Барашев
Фотографии: Мария Лонюк

Впрочем, и свою основную работу Мария любит не меньше лошадей. Фотографу всего 24, а она уже не только художница и фотохудожница, но и лошадиный инструктор, и мастер по созданию аксессуаров-украшений для фотосессий, и организатор, ведь провести лошадиный фотосеанс – это целое дело. Мы решили разузнать у Марии, девушки хипповской открытости и неиссякаемой активности, что надо знать и уметь, чтобы делать такие чудесные фотографии?

Маша, ты закончила Государственную художественную среднюю школу имени Тараса Шевченко, где уроки рисунка, живописи, анатомии считаются не менее важными, чем математика, английский и история. Там учили рисовать лошадей и основам фотоискусства?

В школе не рекомендовали рисовать лошадей. Мы изучали анатомию человека, анатомия лошади – отдельная наука. Говорили, что лошадей рисуют лучшие художники мира. Но я, конечно, рисовала лошадок, они мне нравились, я с ними со школы дружу. Художественной фотографии не обучали и не обучают, всю грамоту почерпнула из Интернета.

Помнишь свой первый дружеский контакт с лошадью?

Помню, что очень долго просила родителей, чтобы повели меня покататься, но только на 15-летие мне подарили урок верховой езды, после которого я сказала: все, никаких ракеток и воланов (до этого занималась бадминтоном) – только лошади. Записалась в конноспортивную школу (обучаться там дешевле, чем брать разовые уроки), где прозанималась 1 год. Затем пошла «волонтерить» на прокатную конюшню за городом – чистить коней, седлать... Взамен меня обучали верховой езде и работе с лошадьми. Спустя время начала учить других, стала инструктором. Кочевала из одной конюшни в другую. Нравилось фотографировать лошадей, с которыми работала, просто себе на память, купила фотоаппарат.

Как звали твою первую лошадь?

Ответом. Это был рысак вороной масти, красавец, как с картинки, с красными бинтами на ногах. Не знаю, жив он сейчас или нет. Добрый был, покладистый. Каким в общем-то и должен быть учебный конь, приученный к каждодневному катанию людей.

Сколько в Украине фотохудожников, специализирующихся на конной фотографии?

Около десяти. Лиля Недоля, Катя Загер, Таня Юрковская, Вика Бондаренко…

Ты всех их лично знаешь?

Пересекаемся периодически.

Все из Киева?

Нет. Из Днепра, Харькова, Николаева… Конный мир довольно тесный. Хочешь не хочешь – пересечешься: на соревнованиях, конных фестивалях, у нас общие знакомые, форумы, общие площадки продаж лошадей и товаров для коней.

1-2-72-73-42 copy

Мэтры конной фотографии – назови имена тех, на чей класс ориентируешься.

Катажина Окржезик-Миколайек – польский фотограф, снимает лошадей на фоне природы. Она видит животных по-своему, вообще не так, как все. Екатерина Друзь – прекрасный конный фотограф из России, номер один в СНГ, тоже людей с лошадьми практически не снимает. Только кони, их динамика, экстерьер, ездит с камерой по всему миру.

На основной работе ты создаешь иллюзорный мир. Не было мысли и в «фотоконной» сфере «оседлать» фэнтезийное направление с пегасами, кентаврами, единорогами?

Есть и такие фотохудожники, которые снимают фэнтези с лошадьми, собаками, птицами, эльфами. Я тоже любитель фэнтези, средневековья, кельтской стилистики. Однако в фотоискусстве я хочу дойти до своего авторского художественного стиля, до оригинального видения лошадей. Конь с головой человека, с тремя головами или десятью ногами – это меня не вдохновляет.

У тебя есть своя лошадь?

Нет.

Лошади в искусстве и лошади в спорте – это два совершенно разных мира, правда? Разные к ним отношения. В первом случае – восхищение, восторг, во втором – принуждение, подчинение…

Спорт как таковой достаточно жесткий, ведь на первое место ставится результат.

Как ты относишься к философии Александра Невзорова – скандального питерского журналиста, который нынче представляется в амплуа ученого-ипполога, выступает против причинения лошадям боли, что практикуется в большом спорте, продвигает принципы «свободной работы с животными без привлечения средств принуждения»?

Невзоров и побудил меня в свое время серьезно задуматься: конный спорт – мое это призвание или нет. Когда мне было 15 лет, когда я мало понимала, но много всякого воспринимала, считала его чуть ли не новым гуру, проповедником правильного отношения к лошадям. Которое основано на гуманности, «лошадь человеку – друг» и все такое. Невзоров вдохновлял, он умел заворожить, себя подать, продвигать, продавать...

1-2-72-73-40

Его надо «фильтровать», многое из того, что он говорил – это просто реклама самого себя. Снимал красивые фильмы со свободными лошадьми, но никто же не знает, как оно было на самом деле, как он их делал послушными. Со временем его «учение» стало радикальнее, я уже тогда совсем перестала им интересоваться. Мне совершенно не нравилось его категорическое осуждение всех иных методов работы с лошадьми.

Как ты оцениваешь уровень собственного профессионализма в конной фотографии? Продолжаешь ли изучать «матчасть»? Есть же мнение, что в современной фотографии нечего изучать. Нажимай на кнопку, сбрасывай на компьютер.

Да, есть такое мнение, регулярно об этом слышу. Что касается уровня, то расти всегда есть куда. По отношению к себе я очень критична, несмотря на восхищения и «лайки», хотя и к «лайкам» неравнодушна. Разбиралась с возможностями фотоаппарата, изучая видеоуроки, другую информацию в Интернете: она легко доступна, было бы желание развиваться. Продолжаю изучать, анализировать работы других фотографов, но больше всего дает личный опыт фотосъемок, конечно.

Так сколько же места в современной конной фотографии занимает фотошоп и другие редакторы?

Конная фотография – это на 50 % фотосъемка и на 50 % – художественная обработка, редактирование фото. Но если сам снимок неудачный, то будь ты богом фотошопа – хорошей картинки не сделаешь.

Нужно понимать: часто съемки проводятся в рабочих условиях конюшен, поэтому бывает что-то приходится убрать, где-то приукрасить фон. Или, скажем, я хочу придать картинке с конем и всадником чарующую, загадочную атмосферу, а фотоаппарат – «прямолинеен», фиксирует только то, что видит. Для одной темы не хватает солнечного света, для другой – тревожного неба…

А что касается обработки образа лошади, то она самая деликатная, минимальная.

Каким фотоаппаратом снимаешь?

Вначале снимала самой недорогой «зеркалкой» Nikon D3000, сейчас у меня Nikon D610, также бюджетная камера. Раньше я считала, что хорошая техника – залог хорошей фотографии. Теперь думаю иначе. Фотография – не моя основная профессия, а гоняться за новинками, супермоделями ни к чему. Придет время – куплю лучшую камеру.

1-2-72-73-44

Какие породы лошадей в твоем портфолио?

50 % – это беспородные лошади. В Украине очень много помесей, которые не регистрируются как породистые, их так и называют «БП» или «колхозниками». Но среди них встречаются очень красивые лошади. Из породистых снимала шайров, першеронов, булонцев, бельгийских, ново-александрийских и советских тяжеловозов. А также лошадей полегче – фризов, орловских рысаков, чистокровок, андалузов, лузитано.

Почему не вспомнила про украинскую верховую породу?

Было дело, снимала. Но представители этой спортивной породы в моем поле зрения – большая редкость. Я в основном фотографирую лошадей, чьи владельцы относятся не к спортивному, а к так называемому «хобби-классу» – просто содержат животных в конюшнях, катаются на них в свое удовольствие.

Сколько обходится такое удовольствие?

От 3,5 до 8 тысяч гривен в месяц. Бывает и больше. Многие из них раньше занимались конным спортом, полюбили-сроднились с лошадками, решили выкупить себе. Теперь у них абсолютно не связанные с лошадьми профессии, видятся со своими питомцами по выходным. Им не нужно поддерживать их в форме, выезжать на соревнования, просто важно, чтобы лошадь сытно ела, была здоровой и ухоженной.

Какие масти для фотосетов ты относишь к предпочтительным?

Лично мне нравится снимать серых и вороных коней – они монохромные, дают возможность выразить контраст, подходят для реализации самых разных идей. Яркие масти, пегие (пятнистые) лошади, конечно, интересны, увидишь – не забудешь, но тем и проигрывают, что запоминаются. Такие характерные лошади подходят для разовой съемки, а не для реализации творческих замыслов. Их можно сравнить с актером, лицо которого стало узнаваемым после популярной картины, и сколько б новых фильмов у него ни было, зрители будут называть его по имени той первой звездной роли.

Со многими конными клубами поддерживаешь дружеские либо партнерские отношения?

Партнерских отношений с клубами у меня нет, работаю с частными владельцами. Хозяевам клубов съемки не всегда интересны, а с частными владельцами просто. Стоит поделиться своей свежей идеей, отвечают: «О, классно! Завтра у меня свободный день, приезжай».

Сколько конюшен объездила? Их много в Киеве?

Ой, много! В трех десятках уже точно побывала, включая совсем маленькие, где содержат не больше пары лошадей.

Есть ли у тебя любимая конная фотомодель?

Не одна. Когда-то был Серж. Любимый конь. Беспородный. Серый. Просто был себе конь для целования, любования, обнимашек. И как только слышал щелчок фотоаппарата, тут же выпрямлялся, приосанивался... Причем только что стоял осел ослом, губу развесил, уши в разные стороны, ну, просто колхозная лошадь. Щелчок, и он уже – кавалер модельной внешности, стоечка, губы подобраны, уши торчком – всем видом показывал, как он прекрасен. Но все же, думаю, излишне очеловечивать животных не стоит.

Почему не стоит? А стафф в очках и с журналом в лапах, которого ты снимала? Взглянешь на этот образ, и уже не отвяжешься от мысли о наличии вполне человечьей мудрости в глазах собаки.

О! Этот стафф – его зовут Руфус – питомец той же хозяйки, что содержала Сержа. Мы с ней крепко подружились, теперь я ее собак снимаю. Нет, я не об украшательском очеловечивании, что на иллюстрациях, в мультфильмах и компьютерных играх, я о другом…

Люди, которые работают с животными, конечно же, воспринимают их как членов семьи, но и лучше других понимают, что животное остается животным, что нет там такой уж преданности до гроба, что если животному будет страшно, оно развернется и убежит куда глаза глядят, куда поведут инстинкты, и ему будет все равно, что ты с ним всю жизнь возился, кормил его, любил.

А самая важная характеристика модельной лошади, которую снимаешь – спокойствие. Адекватная реакция на человека с камерой. Сегодня у меня любимец – Семен. Тоже серый. Орловский рысак. Большой плюс, что его хозяйка легка на подъем и живо реагирует на каждую мою идею. В дыму снимать? Поехали! В снегу снимать? Погнали! В минус 20 снимать? Не вопрос!

Провалы были? Попадались лошади, срывавшие фотосеты?

Нет. Я все-таки профессионально работала с лошадьми и подходы к ним знаю. Было такое, что хозяева такого нафантазируют – чтобы конь поднялся на дыбы, чтобы у самого озера… Приезжаю, а оказывается, что на дыбах он вообще стоять не умеет. Что озеро есть, но конь боится воды и из конюшни почти не выходит. И вообще – «давайте вы сфоткаете его на фоне забора, а потом все прифотошопите…»

И все-таки поднимать коня на дыбы удавалось?

Обученный этому конь и сам с удовольствием поднимется. Но этому обучают крайне редко. Это – лишнее в «хозяйстве». Если такую лошадь продавать новому владельцу, который не трюкач, он просто может что-то где-то не так потянуть, упасть, перевернуться вместе с лошадью.

Здесь ты «превращаешь» лошадь в единорога. Тут создаешь дымовые эффекты. Специально к фотоссесиям своими руками делаешь браслеты, диадемы, венки, рога, наручи.

Это, можно сказать, отдельное хобби – «выпускать» реквизит ко всему этому. Хендмейдом тоже обожаю заниматься. Но это такое, мелочь…

Мелочь? Кожу для наручей подобрать, купить – уже целое дело.

Пошла на секонд, купила куртку, порезала на ремешки, сердито и экономно. Как-то с фонарем была история. Для съемок нужен был фонарь-светильник старинный, со свечой внутри. Их полно везде, купить не проблема. Поехала в торговый центр. Но именно в этот день фонарей не было ни в этом, ни в следующем торговом центре. А съемка уже назначена на завтра. Отменять? Но у меня же есть картон, черная краска и вся ночь впереди! В 3 часа закончила, не смогла сдержать восторг, написала подруге: «Все в силе, я сделала фонарь!» «Я тебя, конечно, уважаю, – ответила она, – но ты совсем сумасшедшая!»

1-2-72-73-47

Лошадь кто к съемкам готовит? Это трудоемкий процесс?

Обычно прошу владельца. Хотя и мне почистить коня не сложно, не сложно постирать.

Постирать?

Да, так говорят. Стирают обычно летом, со шлангом, с шампунем, когда есть возможность на солнце обсохнуть. А зимой чистят щетками, просто чтобы видимую грязь снять, это немного времени занимает. Очень нравится заплетать гривы, делать лошадям прически.

Роскошные локоны «коню-единорогу» как делала?

Это у него от природы грива такая. У лошадей в основном кудрявые волосы. Чтобы они становились пышнее, на ночь заплетают косички. Кстати, рог ему я тоже сама делала из папье-маше. Навозились же мы с ним! Не хотел торчать как надо, все время на морду падал – это было смешно до слез! У коня в этом месте – слепая зона, рога не видит, не понимает, что происходит, головой мотает туда-сюда. В конце концов примотали скотчем к гриве, на 4 часа съемки хватило.

Дети и лошади на съемочной площадке – это проблемно? Не боятся твои маленькие клиенты подходить близко к лошадям? А ты не боишься, что лошадь причинит им вред?

И за малышей переживаю, и за взрослых. Всегда перестраховываюсь. Всегда снимаю с человеком, который контролирует коня – это или владелец, или ассистент – конный инструктор, которого беру с собой. С детьми немного сложнее, они непредсказуемые: пришло ребенку в голову лошадь потрогать – потрогает. Для таких фотосессий нужно подбирать очень спокойную лошадь. Были дети, которые наотрез отказывались подходить к лошади, боялись. Тут ничего не поделаешь. Можно час потратить на бесполезные уговоры. Таких приходилось снимать на расстоянии.

1-2-72-73-46

Сколько коммерческих фотосетов ты провела в прошлом году?

15–20.

Сколько фоток «нащелкиваешь», чтобы выбрать 30 лучших для заказчика?

Иногда хватает 200, а бывало, что и больше 700 «нащелкивала».

Обратил внимание на твои недавние снимки из приюта для животных Best Friends. Что тебя туда привело?

Знакомые попросили поснимать. На добровольных началах. Почему нет? Подарила фото хозяевам приюта. К слову, из тех приютов, где пришлось побывать, этот, можно сказать, самый приятный. Есть совсем грустные.

В какой из сезонов получаются лучшие конные снимки?

В разгар весны и осенью.

Каких затрат требует твое хобби? Смотрю, перед Новым годом для своих клиентов ты напечатала рождественские открытки, настенные календари. На что еще тебе пришлось потратиться в прошлом году?

Процентов 70 из того, что я снимаю, – не коммерция, это мои идеи, которые реализую за свой счет: нахожу людей, коней, аксессуары. Затраты не такие и большие. Ну, гирлянды и шарики на пони недавно купила для новогодней фотосессии. А самое полезное приобретение 2017 года – это выводной нейлоновый недоуздок для лошади. Специальный, для фотосессий. Достаточно крепкий и тоненький. Его удобно затирать в фотошопе.

Итак, конная фотография для тебя – способ самовыражения в творчестве. И способ дополнительного заработка. Может ли конное фото стать прибыльным бизнесом в украинских реалиях?

Ну, есть же в Украине конные фотографы, которые занимаются этим профессионально, снимают намного больше, чем я. Я пока не соби-раюсь целиком посвящать себя этому делу.

Твоя мечта – сделать грандиозный конный фотосет с…

…табунами лошадей на фоне гор. Где-нибудь в Альпах. Впрочем, не обязательно в Альпах. Но чтобы был горный пейзаж и бегущие лошади. Это волшебно!


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%