Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Сенсорная магия беспилотников

№3(74)(2018)

Когда дрон поднимается в небо и кружит по заданным маршрутам – это просто радиоуправляемая игрушка. Когда он оснащен видеокамерой, то превращается в «воздушного оператора», способного делать съемку под головокружительными ракурсами. Дрон, оборудованный сенсорами, тепловизорами и другим наукоемким инструментарием, – это уже инновационная технология, востребованная сегодня в самых различных отраслях народного хозяйства. О развитии этих технологий в Украине беседуем с руководителем компании Drone.UA Валерием Яковенко.

Роман Барашев, журналист

3-74-128

Вы позиционируете свою компанию как интегратора беспилотных технологий на рынке Украины, реализуя отраслевые решения в геодезии и топографии, нефтегазовой промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве. Являетесь дистрибьютором двух крупнейших зарубежных производителей беспилотников – Parrot (Франция) и DJI (Китай). Расскажите, с чего все начиналось?

К изучению данной сферы мы приступили в 2013 году, в 2014-м получили первых клиентов. На фоне стагнирующей экономики вместе с моим коллегой, соучредителем компании Drone.UA Февзи Аметовым, решили создать инновационный бизнес, ведь кризис – самое удачное время для новых начинаний. И сегодня можем сказать, что с направлением, как говорится, попали в «десятку», раньше других разглядев в нем интересные перспективы.

А все начиналось, как в фильме. С хобби. С обычных домашних маленьких дронов. Запускали, фотографировали… И вот увлечение переросло в эффективный растущий бизнес. Почти сразу выбились в лидеры, начали работать с лучшими производителями, теперь наращиваем и собственное производство.

Первой была освоена сфера…

На старте нашего бизнеса брались за любую работу. Теперь потихоньку закрываем некапиталоемкие направления, не можем позволить себе распыляться. Например, отказались от проектов по использованию дронов как элементов шоу. Реализовали несколько проектов, где дроны выполняли функции рекламных носителей: прикрепленные к ним яркие баннеры с подсветками летали вдоль автомагистралей, в местах образования «пробок», привлекая внимание водителей и пассажиров.

Также при нашем участии был реализован проект по фотосъемке киевских муралов для издания книги об этом интереснейшем направлении искусства. Мы помогли снять документальный фильм «Чернобыль 360», где с высоты птичьего полета была покрыта видео вся территория Чернобыльской зоны. Но теперь акцент на рекламу и искусство не делаем.

Почему отказались? Поизносился рекламный рынок?

Это отнимает слишком много времени и энергии. К тому же видеосъемка с дронов – это сфера с высокой долей конкуренции, и рассчитывать на большие прибыли, на развитие технологий в ней не приходится. Оказалось, намного интереснее и выгоднее задействовать пилотов дронов в наукоемких отраслях. Сегодня абсолютное большинство заказов поступает к нам из госструктур, мы – постоянные участники тендеров, работаем с предприятиями Госгеокадастра, Минэнерго, Минагропрома, с оборонными предприятиями, но не для выполнения военных задач, а для сбора картографической информации.

3-74-6Наши технологии применяются для осуществления аэрофотосъемки, проведения контроль-мониторинга, обмера полей, сбора данных для инвентаризации земель, создания ортофотопланов (фотографические планы местности), топографических планов, построения цифровых моделей рельефа, 3D-моделей объектов и т.д.

Сам дрон и установленная на нем камера не представляют собой чего-то сверхъестественного, это – просто аппарат, поднимающийся в воздух. Магия начинается, когда мы используем сенсоры, тепловизоры, газоанализаторы, когда интерпретируем полученные данные. Количество же сенсоров, которыми оснащаются дроны, растет с каждым месяцем, открывая все новые возможности.

В какой из отраслей народного хозяйства ваши «дрон-технологии» представлены в наибольшей степени?

Если брать в деньгах, то в позапрошлом году доля нашего бизнеса в сельскохозяйственной отрасли составляла 95 %, в прошлом году – 70 %, в этом – 30 %. Но объемы заказов на наши технологии аграрии не снижают. Только теперь на первое место вышли заказы по топографии и геодезии. Обновление информации по земельному банку, картирование полей, составление новых генпланов населенных пунктов – это сегодня тренд в Украине, а дрон – самый точный и удобный инструмент для выполнения подобной работы. Все активнее эксплуатируются беспилотники в добывающей промышленности для расчетов изъятой породы, ее запасов.

Раньше эту работу выполняли маркшейдеры (горные инженеры) и геодезисты с помощью теодолитов, нивелиров, и когда они выходили на местность, горные работы прекращались. Дроны же никому не мешают.

А какова точность «аэрорасчетов»? Наверняка ниже землемерных?

Точность абсолютно сопоставима с классическими методами измерений, и ни в коем случае не ниже. Мало того, исключается человеческий фактор, который обычно влияет на точность полевых работ.

Сколько стоит самый экономный дрон из тех, что вы предлагаете, и самый «навороченный»?

Нижняя цена – около €1 тыс. Если мы говорим об аппаратах, предназначенных для работ на больших площадях, это уже дроны самолетного типа, их стоимость – от $2 тыс. до $4 тыс. В случаях с дронами, оснащенными спектральными сенсорами, и софтом, способным выполнять разнотипные задачи, мы говорим об использовании промышленного оборудования для выполнения спектра задач на исследовательских участках, больших площадях. Стоимость таких технологий – от $20 тыс. за комплект.

Недавно мы завезли пять промышленных дронов новой серии DJI Matrice 200-210 для использования в сложных погодных условиях: они способны функционировать при температуре –20ОС, летать под снегом, под дождем, в местах концентрации магнитных аномалий, что очень важно, например, для металлургической отрасли, а именно для территорий горнодобывающих предприятий. Их стоимость – 1,6 млн грн, они оснащены тепловизионными модулями, камерами со 180-кратным увеличением. Здесь стоит уточнить, что есть сенсоры, которые стоят дороже летательных аппаратов. Мы производим и собственные сенсоры.

3-74-19

У вас есть оптическая лаборатория?

Пока это сенсоры для очень простого применения. Мы модифицируем фотокамеры, меняя оптику, фильтры, «перепрошиваем» программное обеспечение на микроконтроллерах – и получаем инструмент для спектральной съемки. Лидерами же по изготовлению спектральных камер являются французы и американцы.

Бизнес в области исследовательских, конструкторских работ в Украине зачастую опережает госпредприятия. Наука у нас, к сожалению, в глубочайшем кризисе, но научная школа – превосходная. Так что наше конструкторское подразделение по некоторым вопросам опережает Центр космических исследований Земли – оттуда мы и привлекли персонал, посадили специалистов за нормальные машины, снабжаем заказами, даем потенциал для роста.

Мы из тех компаний, которые начинали свою деятельность в гаражах. Таких мощностей, как на «Антонове» и любом другом госпредприятии, у нас, конечно, нет. Но для того чтобы собрать дрон, не нужно помещение в 300–400 кв. км, это можно сделать в нескольких мастерских. Мы также печатаем отдельные компоненты на 3D-принтерах; обходим конкурентов, ставя свои «прошивки», которые пишем на Linux, тем самым снижая себестоимость; предлагаем качественные и конкурентные по цене решения. Сегодня наши дроны – самые популярные беспилотники в сельском хозяйстве Украины. А на внешние рынки мы экспортировали уже 350 единиц техники.

Знаю, что Ваша фирма проводит мастер-классы по использованию дронов для студентов различных украинских вузов.

Да, мы регулярно проводим такие лекции в КНУ им. Т. Шевченко, в Киевском национальном университете строительства и архитектуры (в рамках проведения двухнедельных курсов повышения квалификации инженеров-геодезистов). Плотно сотрудничаем с Кировоградской летной академией. На прошлой неделе провели мастер-класс в Сумском национальном аграрном университете. У нас большие планы по части образовательных проектов на этот год – от вводных 3-часовых мастер-классов переходим к продолжительным курсам по беспилотным технологиям. В 2017-м совместно с партнерами Высшей школы Media&Production при 1+1 Media мы разработали первый в Украине комплексный курс «Мастерство съемки и управление дронами» для сотрудников медиа и других творческих профессий. К слову, съемка с высоты птичьего полета сегодня применяется не только при создании фильмов и клипов, но и во время съемок новостных сюжетов.

3-74-8

Думаю, в этом деле важно не только научиться управлять техникой, достигать идеального кадра, но и обладать элементарными навыками обращения с подобными инструментами.

Конечно, правила безопасной эксплуатации важны. Как, кстати, и знания законодательной базы, регламентирующей использование БПЛА и съемки с воздуха.

Сколько необходимо времени, чтобы стать оператором дрона?

Это зависит от того, в какой сфере собираетесь применять полученные знания. Сегодня мы наблюдаем промышленную революцию нового типа, когда такие сферы, как робототехника, искусственный интеллект, биоинженерия, меняют существующие сферы деятельности, когда на смену одним профессиям приходят новые, когда агрономы или бывшие военные становятся математиками. Вместе с Институтом стратегических исследований имени Голды Меир, Институтом профессионального лоббирования и адвокаси, Государственной службой занятости, Министерством соцполитики мы активно продвигаем проект, рассчитанный на социальную адаптацию бывших «атошников». Во время 2-месячного образовательного курса они смогут получить новую профессию – оператор беспилотника.

Такая профессия зарегистрирована в Украине официально?

Нет, но к этому мы и ведем. Это довольно сложный, длительный процесс. И чтобы придать ему новый импульс, принято решение запустить пилотный проект по обучению 100 бывших военнослужащих. Также им будет читаться курс по предпринимательству, что позволит найти свое место на рынке труда. Для слушателей курсов будет закуплено оборудование, дроны, то есть речь идет о проекте по созданию 100 реальных новых рабочих мест.

По Вашим данным, сколько в Украине насчитывается «бездипломных» специалистов?

Тысячи… Давайте исходить из того, что всего у нас эксплуатируется порядка 10 тысяч аппаратов, и далеко не всегда специалистами коммерческих направлений, знающими, где и как зарабатывать своими умениями. Среди них много фотографов-любителей, видеографов, для кого-то дрон остается способом развлечения, а полноценных специалистов в отраслях геодезии, картографии, агросекторе – дефицит. Управлять дроном – это одно, уметь собирать и анализировать данные – совсем другой уровень.

Кстати, используются ли Ваши технологии в зоне АТО?

Мы эту тему не обсуждаем. Кому надо, помогаем, но никогда не будем делать на этом пиар.

Какие работы проводятся с помощью дронов в агросекторе?

Дроны, оснащенные сенсорами, позволяют решать тысячи различных задач: исследовать состав грунтов, климатических, температурных воздействий на те или иные сорта и гибриды культур и т.д.

Скажем, наши коллеги из компании Syngenta (крупнейший поставщик удобрений и средств защиты растений для фермерских хозяйств – прим. ред.) используют дроны для исследовательских работ на своих «демо-участках» и предоставляют эти – уже наукоемкие – сервисы своим клиентам, например, помогая подбирать наиболее эффективные средства защиты растений.

На недавней аграрной конференции был представлен их доклад «Мультиспектральная съемка в сельском хозяйстве и практический опыт использования БПЛА в агробизнесе». Ребята рассказали об опытах, где, например, с воздуха оценивалось состояние озимого ячменя, обработанного разными нормами антигрибковых и антибактериальных ядохимикатов; об эксперименте по выбору лучшего жароустойчивого сорта из 22 гибридов кукурузы. В третьем опыте рассчитывали оптимальную плотность засева для лучшего роста всходов. В четвертом – сколько сорняка уничтожила та или иная норма гербицида на определенном участке.

Проводя съемку поэтапно, во время ключевых периодов вегетации культур, можно определять изменения количества биомассы на квадратный метр как на отдельном опытном участке, так и по всему полю.

Такую работу по старинке выполняют агрономы на местности: делают замеры на глаз, ставя баллы в специальных таблицах. Однако все их измерения можно зафиксировать дроном, а аналитические оценки провести, «включив» математический анализ. На это уходит меньше времени, к тому же исключается человеческий фактор, когда «замыливается» глаз или работа выполняется халтурно. А эти факторы существенно снижают точность исследований. Практика показывает, что спектральный анализ точнее визуального. Удобство дрона и в том, что его можно запускать по одному и тому же маршруту через определенные промежутки времени, проводя регулярные замеры.

Площадь, которую можно охватить за короткое время, намного больше той, которую за это же время обойдет агроном. Ведь как проводится уровень контроля сорняков? Специалист выходит в поле и идет по диагонали, кладя рамку через каждые 50 метров и подсчитывая, сколько в ней тех или иных сорняков. Это трудоемко и затратно. Особенно в наше время, когда побеждают «высокотехнологические» подходы. А дрон 100 гектаров «покрывает» за полчаса. С результатами измерений, не превышающими 4 % погрешности.

3-74-4

Важны эти технологии и с точки зрения экономии посевного и посадочного материала. Так, проводя исследования на «производственных квадратах» с посаженной, скажем, голубикой, определяются зоны, где кустарники не приживаются. А эти потери ощутимы. Сегодня стоимость куста голубики – $40–50. Также один из насущных вопросов (не только для аграрного бизнеса) – контроль и использование дронов в качестве «наблюдателей», как средства по борьбе с хищениями и для профилактики некачественного выполнения технологических операций. С высоты птичьего полета можно, например, определить причины низкой производительности биомассы: или виноват некачественный гербицид, или виноват технолог, который занимался распылением в сухую погоду, не соблюдая правил применения. На снимках «проявляется» каждая технологическая операция.

Прилагаются ли в комплекте с дроном специальные компьютерные программы для обработки таких данных?

Не все. Наш софт поднимает дроны в воздух, заставляет летать по маршруту, производить съемку, получать ортопланы (съемка с беспилотника дает массив из сотен фотографий, которые «сшиваются» в одну усредненную), а уж математические модели для обработки информации специалисты разрабатывают самостоятельно, используя различные программы.

Какие Вы можете назвать показатели для характеристики финансового уровня Вашего предприятия?

Скажу так: показатели нашего прироста по оборотным средствам – 400 % годовых. На протяжении вот уже трех лет. Мы продаем 30 % дронов, которые импортируются в страну. Только за 2016 год операторы Drone.UA осуществляют свыше 10 тыс. вылетов. Общий земельный банк предприятий, которые являются нашими действующими контрагентами, – около 10 %, а это 3,1 млн га. Конечно, мы не говорим о том, что дрон летает над каждым гектаром.

Сколько сотрудников работают в компании?

На «пике» обычно задействовано 60 человек, однако после окончания аграрного сезона это число снижается вполовину. Есть категория персонала, которому просто нечего делать зимой. В этом году с первыми лучами весеннего солнца рассчитываем расшириться до 90 человек, будем активно задействовать студентов, приглашать на летние практики.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%