Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Гид по Берлинскому международному кинофестивалю

Анна Антонова
журналист

№3(74)(2018)

Берлинский международный кинофестиваль – крупнейшее событие в культурной жизни не только Германии, но и Европы. Наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, Берлинале является одним из центральных событий в мире кинематографа. Но в отличие от других, он ориентирован прежде всего на «авторское» и «интеллектуальное» кино. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, которые были созданы в течение года до начала фестиваля и нигде до этого не демонстрировались. Жюри Берлинале, куда входят известные актеры, писатели, режиссеры и деятели культуры, уделяет особое внимание тому, чтобы на фестивале были представлены киноленты со всего мира.

3-74-186

Берлинский кинофестиваль впервые прошел в 1951 году, его основатели – страны-союзники Второй мировой войны – США, Великобритания и Франция, под чьей юрисдикцией находился тогда Западный Берлин. Однако премии вручало немецкое жюри. В 1952-1955 годах проводились опросы публики и голосования в различных иностранных журналах. А с 1956 года решение о присуждении наград уже принимало международное жюри, Берлинале же получил официальный статус международного кинофестиваля.

С тех пор участники из более чем 50 стран мира представляли свои киноработы на фестивале. Именно здесь свое первое признание получили такие классики мирового кинематографа, как Акира Куросава, Ингмар Берган, Роман Полански, Франсуа Трюффо и другие. На Берлинале «блистали» Гарри Купер, Софи Лорен, Жан Габен, Джейн Фонда, Джульетта Мазина, Жан-Поль Бельмондо и многие другие.

Премьеры проходят во дворце Berlinale Palast. Как правило, на фестивале показывают около 400 фильмов, а посещают его порядка 300 тысяч зрителей. В рамках кинопросмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», «Форум нового кино» (это авангардные и некоммерческие фильмы), видео-фестиваль, европейский кинорынок, а также фестиваль фильмов для детей.

Главная награда фестиваля – «Золотой медведь» (медведь – геральдический символ Берлина). Ее получают авторы лучшего фильма основного конкурса и лучшего короткометражного фильма. «Серебряный медведь» присуждается в нескольких номинациях: «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка», «Лучший сценарий», «Лучший короткометражный фильм». Отдельные призы вручаются за выдающиеся достижения в области искусства, за лучший фильм-дебют, а также Премия Альфреда Бауэра, которой отмечают картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». Также на Берлинале вручаются и дополнительные награды – «Бронзовый медведь», «Голубой ангел», «Лучшая работа художника», «Лучший сценарий», «Особая премия жюри», «Особые упоминания жюри», «Почетный серебряный приз», «Премия за персональное достижение», «Премия иностранных делегаций», «Приз за карьеру», «Приз за сценарий», «Приз за творчество» и т.д.

Берлинале-2018 начался 15 февраля, на неделю позже, в связи с открытием Олимпийских игр в Южной Корее. Традиционно в программе присутствовали фильмы на общественно-политическую тематику. Чаще всего на экранах 68-го Берлинале поднимались проблемы женщин в обществе, вопросы беженцев, а также тема человека, находящегося в тисках системы.

Жюри кинофестиваля возглавлял немецкий режиссер Том Тыквер («Парфюмер: История одного убийцы», «Облачный атлас»). Вместе с ним определяли лучшие фильмы бельгийская актриса Сесиль де Франс, испанский фотограф и бывший директор Filmoteca Española Чемо Прадо, американский продюсер Адель Романски, японский композитор Рюити Сакамото и американский кинокритик Стефани Захарек. За награды основной конкурсной программы конкурировали 19 картин. Победителей объявили на церемонии, состоявшейся 24 февраля.

Легкое недоумение – пожалуй, главная эмоция Берлинале-2018, особенно если говорить о наградах. Том Тыквер сдержал слово, данное в преддверии фестиваля: «Мы будем искать дикие фильмы, которых все меньше в мировом кино». Так, самым противоречивым выбором жюри стал победитель конкурса: «Золотого медведя» удостоился дебют румынского режиссера Адины Пинтилие «Не прикасайся ко мне» (Touch Me Not), у которого был самый низкий рейтинг среди критиков, а вот фаворит просмотра «Утойя 22 июля» (U – July 22) Эрика Поппе (о теракте в Норвегии, совершенном Андерсом Брейвиком в 2011 году) остался ни с чем. «Не прикасайся ко мне» – экспериментальная картина на грани кино, документалистики и искусства. Сюжет построен вокруг нескольких героев, исследующих свою телесность. В главной роли актриса Лоре Бенсон. Ее героиня неспособна к телесным контактам, боится раздеться и уж тем более перейти к интимной близости. Лора начинает исследование своего тела, время от времени беседуя об этом с режиссером, специалистом по сексуальным практикам и другими героями фильма. Монологи собеседников, как реальные так и вымышленные, меняют восприятие себя Лорой и погружают зрителя в исследование собственных комплексов, табу и страхов.

Гран-при жюри (по сути, второй по престижу приз фестиваля) получила лента «Рыло» (Twarz) польского режиссера Малгожаты Шумовской. История о Яцеке, «первом парне на деревне», который любит тяжелый рок, живет в большой семье, встречается с местной красавицей и работает на строительстве самой большой статуи Иисуса Христа в мире. Однажды с парнем происходит несчастный случай на стройке, в результате которого Яцек изуродован и ему делают сложную операцию по пересадке лица. Обезображенное лицо отталкивает от Яцека невесту, дети на улице дразнят его «Рыло», мать вызывает экзорциста, а сестра пытается опекать. Шумовска прошлась по всем проблемам современной Польши – от религии, правых настроений и телевидения до неудержимого желания гордиться родиной во что бы то ни стало.

Сразу два приза отправились в Парагвай. «Наследницы» (Las herederas) – дебют режиссера Марсело Мартинези и первый парагвайский фильм в истории конкурса получил Премию Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в кино и «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль (Ана Брюн). Это драма о двух пожилых лесбиянках, одна из которых ненадолго садится за долги в тюрьму, а вторая внезапно ощущает от этого облегчение и понимает, как долго ей не хватало свободы. Тонкая история, рассказанная без неуместной сентиментальности или спекуляции на теме гомосексуальности.

Лучшим актером стал француз Антони Бажон, сыгравший наркозависимого юношу в драме «Молитва» (La priere) режиссера Седрика Кана. Награду за художественный вклад получила художник-постановщик и костюмер фильма Елена Окопная за фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Елена скрупулезно восстанавливала эпоху 70-х (для фильма даже специально печатались обои), так что приз более чем заслуженный. Награда за лучший сценарий непредсказуемо досталась любопытной мексиканской трагикомедии Алонсо Руиспаласиоса «Музей» (Museo), о крушении юношеских иллюзий. История двух друзей, которые не могут найти свое место в жизни и то ли из чувства протеста, то ли из желания ввязаться в авантюру и заработать деньги решают ограбить музей и вынести оттуда бесценные артефакты майя.

Открывал фестиваль обладатель приза за Лучшую режиссуру 2018 года «Собачий остров» (The Isle of Dogs) – второй полнометражный мультфильм американского режиссера Уэса Андерсона (кстати, в 2014 году просмотр открывала его лента «Отель «Гранд Будапешт»). Героев картины озвучили Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Лив Шрайбер, Тильда Суинтон и даже Йоко Оно.

Мультфильм о 12-летнем мальчике Атари, который переживает гибель родителей и вынужден жить с дядей. Тот забрал мальчика в свое поместье, приставив для охраны собаку-слугу по кличке Спотс.

Дядя заправляет огромным городом Мегасаки и готовится переизбраться мэром. В его планах – истребить и сослать всех домашних собак города на отдаленный остров, представляющий собой огромную свалку, законодательно закрепить превосходство кошек и упразднить научную программу по лечению и профилактике бездомных животных.

Когда коварные планы превращаются в реальность и на остров ссылают верного друга Атари Спотса, мальчик в одиночку отправляется за ним на крохотном самолетике, который собрал сам. Там вместе со стаей дружелюбных дворняг Атари начнет борьбу с коррупцией и беззаконием и изменит судьбу всей Префектуры.

В этом году немецкая столица собрала рекордное количество украинских кинопрофессионалов. Особенно это ощущалось на премьерном показе фильма «Когда падают деревья» (When the Trees Fall), украинской вечеринке и Европейском кинорынке (European Film Market), где были представлены украинские фильмы 2017-2018 гг. «Когда падают деревья» – дебютная полнометражная картина режиссера Марыси Никитюк, снятая при поддержке Польши и Македонии. Лента попала в одну из основных секций фестиваля «Панорама». Это площадка для смелых фильмов, которые «расширяют грани смыслов и визуальной эстетики».

События киноленты разворачиваются в украинской провинции. По сюжету главная героиня Лариса влюблена в бандита по прозвищу «Шрам». Молодые люди хотят быть вместе, но их любовь осуждают. За развитием отношений влюбленных наблюдает двоюродная сестра Ларисы, 5-летняя бунтарка Витка . Маленькую героиню сыграла Соня Халаимова. Для сценаристки Витка – это символ свободы личности, персонаж, который, хоть и воспринимает реальность в фэнтезийном формате, но не сгибается под влиянием родителей и людей. В ролях Ларисы и «Шрама» – Максим Самчик и Настя Пустовит, молодые актеры, студенты Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. На мировую премьеру фильма, помимо Марыси, которая не только срежиссировала, но и написала сценарий к фильму, приехали все главные герои, кроме Сони Халаимовой, самой младшей героини. Показ проходил поздно ночью, а по немецким законам маленьким детям после 10 вечера вход в кинозал запрещен.

Еще несколько ярких и неоднозначных картин, запомнившихся жюри и гостям Берлинале.

«Ева» (Eva), Франция

Фильм «Ева» – экранизация одноименного романа британского писателя Джеймса Хедли Чейза. В центре сюжета – молодой самонадеянный писатель. Однажды случай сводит героя с независимой, эффектной, взрослой женщиной по имени Ева, интерес к которой быстро превращается в одержимость. Страсть к загадочной Еве овладевает писателем настолько, что ради финала своего судьбоносного романа, главным действующим лицом которого станет именно Ева, писатель готов пойти на все. Потеря денег, репутации и даже близких ему людей не в силах остановить героя фильма. Главные роли в ленте режиссера Бенуа Жако исполнили Изабель Юппер и Гаспар Ульель. Это один из немногих фильмов в конкурсной программе Берлинале, вокруг которого возник ажиотаж благодаря исполнительнице главной роли: Изабель Юппер в прошлом году получила «Золотой глобус» и была названа одной из лучших актрис современности.

«Предчувствие», (Yocho), Япония

Киеси Куросава – японский сценарист, режиссер, мастер фантастики и фильмов ужасов, работающий на грани эзотерического артхауса и массового кино. В этом году на Берлинале он представил научно-фантастическую сказку с примесью апокалиптической драмы о девушке, предчувствующей конец света. Эцуко первой замечает, что небо выглядит по-другому, начинает слышать странные звуки. Вокруг нее происходит все больше необъяснимых вещей: зеркальные поверхности искажаются, поведение людей меняется… Первоначально «Предчувствие» снимался как телесериал для японского телевидения, но в конце прошлого года был переделан в полный метр.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

(Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot), Германия

Одной из самых смелых и радикальных работ, представленных на Берлинале, стала трехчасовая лента немецкого режиссера Филипа Гренинга. Практически бессюжетная, одновременно монументальная и интимная картина включает в себя сцены инцеста, насилия и нескончаемого философствования. Автор показал период перехода молодых людей во взрослую жизнь, отобразив это на примере сильной связи между близнецами – чем больше они хотят отделиться друг от друга, тем сильнее теряют себя.

На дворе лето, время готовиться к последнему выпускному экзамену, но впереди у главных героев Роберта и Елены целый уикенд. Близнецы валяются в поле, гуляют в лесу, отмокают в озере, периодически штудируют классиков. Время течет бесконечно. От скуки ребята придумывают глупый спор. Если Елена до конца выходных с кем-то переспит, то выполнит любое желание Роберта. А если нет, то отдаст ему свой «Фольксваген Гольф», обещанный родителями в качестве подарка при поступлении.

«Девица», (Damsel), США

Братья режиссеры Дэвид и Нэйтан Зеллнеры представили комедийный вестерн с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковски в главных ролях.

По сюжету, странного вида парень по имени Сэмюэл (Роберт Паттинсон) приезжает в небольшой город на Диком Западе с гитарой через плечо и милой пони на поводке. Здесь он нанимает проповедника-алкоголика Генри (Нэйтан Зеллнер) для проведения брачной церемонии. Но есть одна загвоздка: возлюбленную Сэмюэла, Пенелопу (Миа Васиковска), похитили, и теперь во что бы то ни стало невесту нужно найти и спасти из рук похитителей. Впрочем, главный герой не учитывает тот факт, что девушка не спешит становиться его супругой.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%