Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Лилия Титова: «Букет – это эмоция»

№4-5(75-76)(2018)

4-5-75-76-199У нас в гостях создательница флористического ателье LIL’S Лилия Титова. С ее мастерской я впервые познакомилась заочно, пару лет назад, когда в моем доме стали появляться те самые букеты – легкие, изящные, в стильной упаковке и с характером! Их хотелось рассматривать, крутить в руках, носить за собой по квартире… Пролистав ленту LIL’S в Instagram, убедилась, что нет ни одного унылого букета, и захотела познакомиться с Лилией поближе, а заодно поговорить о моде на букеты, вдохновении и тяжелой работе, которая стоит за каждой красивой картинкой.

Беседовала: Юлия МОСТОВАЯ
Фотографии: Floral Atelier LIL’S

Лилия, расскажите немного о себе. Как в Вашей жизни появилась флористика? Где Вы учились этому мастерству? В каких направлениях пробовали себя раньше?

До LIL’S я 13 лет работала в банковской сфере – в «ПриватБанке», «Укргазбанке». Но в какой-то момент поняла, что выгорела. Работа стала не в радость, мне не хотелось ни продвижения по карьерной лестнице, ни развития именно в этой сфере, и я начала присматриваться к другим направлениям. Заинтересовалась цветами, их разнообразием, почувствовала, что это будет мне в удовольствие.

Пересмотрела в Интернете много курсов флористики, остановилась на Majorelle и стала ходить на занятия после работы. Тогда мое мировоззрение по части цветов перевернулось на все 360 градусов. У меня был очень классный преподаватель Александр Иваненко, мы и сейчас с ним дружим (у него уже своя школа FloraClass). Он открыл для меня мир флористики, научил работать с цветами, как с красками, чувствовать их. Вселил уверенность, что точно так же, как художник рисует полотна, я могу создавать картины цветами. Это был очень интересный этап моей жизни.

Сложно ли было решиться и открыть свое флористическое ателье? С чего начинали? Кто помогал Вам на старте и есть ли бизнес-партнеры сейчас?

Как только я загорелась этой идеей, сразу же поделилась с родными. Родители и брат с супругой меня поддержали, и мы начали искать помещение. Кстати, открывали бизнес вместе с невесткой, на партнерских условиях. Сейчас Катя работает в другой сфере после небольшого перерыва, связанного с рождением ребенка.

У нас было смутное представление о том, с чем мы имеем дело, но энтузиазм, амбиции и желание делать красивые букеты зашкаливали. Прежде чем открываться, проанализировали рынок в своем районе, поняли, что есть условно два сегмента: ларьки, торгующие цветами в пленке, и лакшери-сегмент, доступный далеко не всем. Мы поставили себе цель делать доступные, но при этом интересные букеты, которые хочется долго рассматривать.

Но решиться было сложно. Открывать бизнес в 2015 году было большим риском, в стране все еще была какая-то нестабильность, полное уныние. Мы не понимали, правильно ли делаем, получится ли у нас.

Кто были ваши первые клиенты?

Мужчины. Много мужчин (смеется). Мы открывались в канун 8 Марта, шестого числа, и так себе прикинули, что с клиентами проблем точно не будет. Не зная ни клиентопотока, ни объема продаж, закупили достаточно много (по нашим представлениям) тюльпанов, поставили рекламу на входе, и шестого марта продали все, что взяли на праздники. Обрадовались невероятно! Тут же бросились искать поставщиков и узнали, что заказ цветов на праздники делается в среднем за 1–2 месяца…

С какими еще трудностями и неприятными сюрпризами пришлось поначалу столкнуться?

Все сложности были от нехватки опыта. Помню, как тщательно мы готовились к первой свадьбе. Клиент не должен был знать, что мы «новички». Горели желанием выполнить заказ, но нам попросту не хватало опыта. Не могли адекватно просчитать все риски, поэтому все время боялись что-то не учесть, где-то просчитаться. Нервничали, перепроверяли, проговаривали. Сейчас уже ты берешься за какой-то проект, осматриваешь помещение и сразу видишь, под каким углом будет падать свет в определенный промежуток времени, где и что можно прикрепить, где будет стоять фотограф. А тогда мы ничего не могли предугадать, и это было невыносимо. Но все получилось на одном дыхании, ребята остались довольны. Тема свадьбы – «Лесная сказка», проходила в загородном комплексе Sobi Club. У нас было много интересных решений, например, для зоны церемонии мы специально изготовили массивную деревянную дверь, вручную прошили мхом всю скатерть и фон на президиуме молодоженов, проклеили мхом номерки и рамки для рассадки гостей.

4-5-75-76-195

Других форс-мажоров, кроме как из-за погодных условий, у нас еще не было. Наверное, потому что очень кропотливо подходим к работе. Занимаемся тем, что любим. Делаем до тех пор, пока не понравится.

Какие каналы продвижения вы использовали?

Facebook, Instagram, билборды с рекламой.

Что оказалось самым эффективным?

Сарафанное радио (смеется).

4-5-75-76-196

Цветы – товар скоропортящийся. Расскажите, какое оборудование необходимо флористической мастерской? На чем можно сэкономить, а на чем не стоит?

Цветы хорошо себя чувствуют при температуре 4–7 градусов, поэтому холодильная камера для хранения – то, что необходимо в первую очередь. У нас не было возможности купить профессиональное холодильное оборудование сразу, поскольку его цена стартует от 50 тыс. грн. Поначалу обошлись обычным кондиционером для помещения (с установкой – порядка 10 тыс. грн) и бэушным холодильником, который купили за пару тысяч гривен. Он стоял в подсобном помещении. В конце каждого рабочего дня девочки укутывали цветы и переносили их туда, дабы на утро растения сохраняли свежесть и товарный вид.

В общей сложности, с какой минимальной суммой можно начать этот бизнес? И сколько времени в среднем требуется, чтобы мастерская окупилась?

Мы потратили около 100 тыс. грн (10 тыс. грн – на аренду помещения, 40 тыс. грн – на ремонт, 30 тыс. грн – на стекло для холодильной витрины, кондиционер, стол флориста и еще 20 тыс. грн – на цветы). Чтобы мастерская окупилась, необходимо два-три года.

Еще лет пять назад на украинском цветочном рынке отсутствовал сегмент по-европейски красивых, стильных, со вкусом составленных букетов. А какая ситуация сейчас? У Вас много конкурентов?

Да, флористических мастерских с каждым годом становится все больше, люди быстро привыкают к красивым букетам. Но здоровая конкуренция – это всегда хорошо.

В цветочном бизнесе присутствует сезонность?

Да, но не столь ярко выраженная. Определенный спад есть после новогодних праздников, когда все подарки уже подарены и люди отдыхают. И чуть снижается спрос на букеты летом, в период отпусков. А так, в принципе, круглый год работы много: после 8 Марта у нас открывается свадебный сезон и длится до осени, затем начинается рождественский – плетем веночки, делаем букеты с елью, шишками.

Принято считать, что букет, оформленный флористом в специализированной мастерской, – это непременно дороже, чем купить аналогичные цветы на рынке в палатке или в переходе. В каком ценовом диапазоне находятся букеты, композиции, изготовленные вашими флористами?

В среднем 500–700 гривен за букет. Но если проанализировать то, что предлагают на рынках и в переходах, то цена приблизительно такая же.

Вообще, как у нас в стране с культурой «потребления» живых цветов? В условиях непростой экономической ситуации отмечаете ли Вы изменения в ассортименте, материалах, клиентах и их выборе?

Украинцы становятся более требовательными, потому что получают больше информации. Мне кажется, если человек хотя бы раз попал в толковую флористическую мастерскую и купил интересный современный букет, ему уже не захочется идти в переход за розами в пленке. Что касается цен и спроса, Вы же понимаете: то, что может быть дорого для одних, для других вполне доступно. У покупателя всегда есть бюджет, который он готов потратить на цветы. Для одного это до 500 грн, для другого – 2 тыс. грн, для третьего – 5 тыс. грн. Оформляя витрину, мы ориентируемся на покупателя и букеты среднего ценового сегмента, но стараемся, чтобы ассортимент был разнообразным. Клиент любит, когда есть выбор и по составу, и по цене.

Какие направления вы развиваете? Практикуете ли сотрудничество со свадебными салонами, оформительскими компаниями, услуги по фитодизайну для корпоративных клиентов? Что более прибыльно?

Мы сотрудничаем с ивент-агентствами, которые работают с крупными парфюмерными компаниями, такими как L’Oreal, Estee Lauder Ukraine, «Селдико». Выступаем в качестве подрядчиков. В этом году планируем активно сотрудничать со свадебными агентствами. Прежде у нас такого опыта не было, пары приходили сами, озвучивали идею, и мы разрабатывали для них индивидуальную концепцию, в зависимости от пожеланий. Это зона церемонии, оформление президиума, гостевых столов, фотозоны. Что более прибыльно? Опять же, все зависит от бюджета. А интереснее, конечно, оформление. Потому что есть идея и широкое поле для творчества.

4-5-75-76-197

Расскажите немножко о своей команде. Сколько у вас человек?

Когда открывались, нас было трое: я занималась флористикой, Катя – продвижением и рекламой, и была еще одна девушка флорист. Сейчас у нас два профессиональных флориста, помощник флориста и еще с нами сотрудничает девочка контент-менеджер, которая ведет страницы в соцсетях.

Сложно ли найти хорошего флориста?

Достаточно сложно. Пару месяцев назад уволилась по семейным обстоятельствам флорист, работавшая с нами с самого открытия, и я столкнулась с настоящей проблемой. Очень тяжело найти человека под себя, с похожим вкусом и видением. У нас нет такого, что каждый флорист делает то, что хочет. Есть определенный стиль, который мы с Катей сформировали изначально. И девочкам, пришедшим к нам работать, он должен быть по душе.

Принципиально ли наличие специального образования, опыт?

Нет. Не все наши флористы окончили специальные курсы. Ксюша, например, по профессии ландшафтный дизайнер, но она пришла к нам уже с опытом работы в флористическом салоне. Главное – желание, стремление, искра в глазах, потому что без этого в нашей сфере никак. Если это приносит удовольствие, ты эту же энергию отдаешь людям. Я часто прошу девчонок: если делаете букет для витрины, не зацикливайтесь на бюджете, не просчитывайте в уме, сколько это будет стоить в букете. Нужно отключаться и делать то, что нравится. Собирать букет интуитивно. Такие работы получаются другими, наполненными. Их можно часами рассматривать.

В одном из интервью флористов мне попалась фраза о том, что конкурентоспособным флорист может стать лишь в том случае, если будет знать ботанику, искусствоведение, латынь, живопись, историю искусства, колористику, фотографию, маркетинг... Перечень впечатляющий. Насколько он преувеличен?

В коммерческой флористике в первую очередь нужно знать азы: техники спиральной и параллельной сборки букета. Во-вторых, человек должен быть творческим, с хорошо развитым визуальным восприятием. Он обязан четко понимать и видеть, какая картинка будет на выходе. Например, когда мы беремся за новый проект и собираемся с флористами, чтобы его обсудить, не всегда можно все зарисовать или показать на примерах, что-то приходится объяснять буквально на пальцах. Толковый флорист должен улавливать суть, желание заказчика с полуслова. Третье – это, конечно же, вкус: что, с чем и как сочетать. При желании его можно в себе воспитать. А остальному научиться по ходу дела: как ухаживать за цветами, какими инструментами работать и т.д.

А как бы Вы описали индивидуальный стиль LIL’S? Какая палитра преобладает?

Скорее всего, это садовый стиль. Преобладает нежная, пастельная палитра: розовый, светло-сиреневый, белый. Мы работаем и с яркими цветами, но очень осторожно подбираем сочетания, чтобы они были гармоничными, привлекательными для покупателей и нравились прежде всего нам.

А какие цветовые сочетания в букетах нравятся Вам?

Я люблю более контрастные сочетания с множеством цветовых оттенков. Например, переход от нежно-голубого или розового до темно-фиолетового, чтобы букет читался, был выразительным.

С какими цветами и наполнителем вы, как правило, работаете? Есть ли локальные растения с постоянством качества и поставок, которыми удается заменить импортные?

Около 80% цветов и зелени, с которыми мы работаем – импортные (Голландия, Эквадор, Кения). Среди местных, к сожалению, нет такого разнообразия, как нам бы хотелось. Из локальных – это в основном розы и сезонные цветы – пионы, георгины. Розы покупаем у компании «Аскания-Флора», наши любимые сорта – Lady bombastic (розовая пионовидная), Avalanche (белая), Akita (белая), спрей-розы «Яна» или Snowflake и сейчас у них еще появилась пионовидная кустовая роза Lace Lavander.

4-5-75-76-219

Что самое дорогостоящее, капризное в доставке?

Гортензия очень прихотливая, особенно в теплое время года. Она любит много воды и не переносит жару. Бывает, пока довезешь ее с базы, уже теряет упругость. Но как только напьется воды, снова оживает. А самый дорогой цветок в нашем ассортименте – белая протея. Очень красивая, как королевская корона. В закупке она от 400 грн/шт.

А Вы работаете со стабилизированными цветами?

Да, такие цветы сейчас очень популярны из-за своей долговечности. Мы пробовали работать со стабилизированным мхом и розами. С другими растениями – только планируем. Но я бы использовала их исключительно в декоре, где цветы должны сохранять идеальный вид максимально долгий период. Для остальных случаев все же лучше живые.

Одна из неприятностей, с которыми нередко сталкиваются владельцы цветочных салонов, – это воровство. Цветы легко списать, сославшись на потерю их товарного вида…

У нас все построено достаточно просто и разумно: все цветы, которые теряют товарный вид, девочки откладывают отдельно, на следующее утро я сама провожу списание в программе 1 С.

Кстати, а вот как на глаз определить в магазине, свежий ли цветок/букет, сможет ли он без воды доехать до места назначения и красиво простоять в вазе хотя бы 2–3 дня или завянет уже через несколько часов? Какие первые признаки того, что цветок начал портиться?

Если это роза, то вверху, у основания бутона, ножка будет иметь слегка желтоватый оттенок. Также нужно обратить внимание на чашелис-тики (маленькие зеленые листочки), растущие у самого основания бутона. Если они направлены вверх и крепко держат форму бутона – роза свежая. Если смотрят вниз – цветок начинает портиться. Худший вариант – опущенные и плотно прижатые к стеблю чашелистики. Стоит также присмотреться к форме бутона – она должна быть правильной, круглой, с небольшими крайними лепестками. Плотно свернутый, гладкий конусовидный бутон свидетельствует о том, что его «раздевали». Крайние лепестки зачастую не самые красивые, но они защищают сердцевину бутона от пересыхания и замедляют испарение влаги. Без защиты бутоны могут никогда не раскрыться.

Нередко клиенты приходят и щупают плотность бутона. Но это работает только в том случае, если роза классическая (плотный – свежая, рыхлый – нет). У пионовидной розы бутон всегда мягкий. Точно так же, если бутон затертый, немного «уставший» (как бывает с эустомой, пионом) или лепесточки осыпаются (хризантему, например, легко проверить, опрокинув ветку и немного встряхнув), такой цветок тоже лучше не брать. Обратите внимание на листья – они должны быть блестящими и зелеными, направленными вверх. Чем больше листвы на стебле, тем свежее цветок. Мне кажется, что несвежее растение всегда можно определить на глаз.

Хотя быстро завянуть может и свежий букет: при неправильной транспортировке или если цветы слишком долго пробыли без воды. Поэтому мы всегда спрашиваем клиента, когда он планирует дарить букет (через час или два). В холодное время года с цветами ничего не произойдет, а вот весной и летом желательно ставить на флористическую губку, чтобы у растений была какая-то подпитка. Для цветов жара – это беда.

Какие из популярных цветов Вы не рекомендуете включать, скажем, в свадебные букеты, которым предстоят долгие прогулки, фотосессии?

Опять же гортензии. Если это осень или ранняя весна и погода не очень жаркая, можно попробовать, но на лето – отговариваем невест или советуем делать букет-дублер, потому что завянет и испортит все настроение.

А что посоветуете девушкам, пожелавшим вплести живое украшение в волосы?

Я бы порекомендовала фрезию. Очень стойкий цветок.

Расскажите о модных трендах этого года во флористике. Какие цветовые сочетания, стили и формы сейчас пользуются особой популярностью? Как меняются вкусы украинцев за последние несколько лет?

Сегодня в моде садовый стиль, свободные формы. Легкая растрепанность, небрежность в букетах и композициях, как вроде бы кто-то прошел по полю и собрал цветы в охапку. Что-то простое и легкое. Среди стильной и модной упаковки последних лет первое место занимает однотонная плотная бумага, крафт, калька. Добавят шарма букету красивые детали: ленты из атласа и натурального волокна, веревки крупного плетения.

Трендовую цветовую гамму каждый год задает Институт цвета Pantone, и мы это учитываем в своих предложениях, особенно что касается оформления, декорирования залов. Клиенты тоже за этим следят. В 2015 году самым модным цветом был признан марсала (глубокий винно-красный оттенок с коричневым подтоном – прим. ред.), – всем невестам хотелось бордовых пионов. В этом году трендовый цвет – фиолетовый (Ultra Violet). Не могу сказать, что каждый второй или пятый требует, чтобы букет был фиолетовым, но трендовая цветовая гамма все-таки прослеживается.

4-5-75-76-228

Какие страны или дизайнеры сейчас задают тон в мировой моде во флористике?

По оформлению, наверное, Дубай, потому что все самые дорогие свадебные оформления идут именно оттуда. В Эмиратах огромные бюджеты, новейшие технологии. Многие мировые флористы принимают участие в их проектах.

Насколько быстро и охотно ее подхватывают в Украине? Вообще, как бы Вы оценили отечественный уровень флористики?

Все-таки многое зависит от бюджетов, платежеспособности наших потребителей. В Украине есть замечательные флористы и декораторы с большим опытом, своим стилем, фантастичес-кими идеями, которые восхищают и невероятно вдохновляют. Я думаю, что если бы у нас озвучили тот бюджет, который закладывают в Дубае, то поверьте, это было бы не хуже, а, возможно, даже и лучше (улыбается).

Чьи флористические решения Вас больше всего впечатлили за последнее время? Что Вас вдохновляет?

Мне очень нравятся работы нашего флориста Наталии Лукьянченко. Также слежу за мировыми специалистами: Карен Тран, Престоном Бейли. Почерпнуть хорошие идеи можно и на фотохостинге Pinterest.

А какие направления во флористике Вы предпочитаете? Если отбросить коммерческую составляющую, то какие работы мы бы увидели в Вашем исполнении?

Мне нравятся букеты. Большие букеты. Потому что в маленьких не всегда можно описать все, что ты хочешь донести. Чем крупнее букет, тем больше выразительных средств. Хотелось бы работать с более дорогими цветами, больше ставить белую протею или ветки цимбидиума, не задумываясь над тем, сколько это будет стоить.

А Вы могли бы дать себе характеристику как флорист?

Я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что я флорист, скорее, флорист-любитель. Со мной работают девочки-профессионалы. Я же больше организатор, идейный вдохновитель, который знает все процессы и четко понимает, как и что делается. Сейчас я все реже создаю букеты, но активно принимаю участие в корпоративных заказах, масштабных оформлениях.

Что считаете моветоном в цветочном деле?

Сочетание красных и белых цветов или, например, темно-красных роз и белой гипсофилы. Блестки, бусинки или стразы, посаженные на шпильки в бутоны. Яркий букет в яркой упаковке. И, конечно, пленка (улыбается).

Расскажите, как Вы работаете с клиентом. Например, приходит в салон человек, который еще толком не определился, чего хочет. На что Вы первым делом ориентируйтесь? О чем спрашиваете?

В таких случаях мы открываем холодильник с цветами и предлагаем собрать букет вместе. Выбираем, примеряем. Уже по глазам видно, нравится человеку или нет.

Если это заказ по телефону, первым делом интересуемся, кому предназначается букет (мужчине или женщине, приблизительно какого возраста), уточняем предпочтения по цветовой гамме и бюджет. Затем девочки делают несколько подборок, фотографируют и высылают клиенту, чтобы он видел, какой состав цветов будет в его букете.

А если клиент просит сделать что-то некомбинируемое, противоречащее Вашему вкусу и здравому смыслу, пойдете навстречу?

Все-таки стараемся переубеждать. Бывает, что человек себе что-то придумает или где-то подсмотрит идею, настоит, чтобы сделали по его – флорист уступит, сделает, а оно не то. И клиент уже сам не рад, что попросил.

Поэтому мы всегда стараемся мягко подкорректировать заказ, предложить другие сочетания цветов, более уместные варианты упаковки или просим полностью довериться нашему вкусу, опыту и посмотреть на готовый букет. Если не понравится, сможем переделать. Безумно приятно, когда звонят постоянные клиенты и на вопрос «Чего бы вам хотелось?» просят: «Сделайте на свой вкус, чтобы было красиво».

Во флористике наверняка существует целый свод законов, техник и хитростей сборки букета. По каким законам составленный букет кажется нам наиболее привлекательным и органичным?

Букет необходимо собирать по спирали, чтобы он был равносторонним. Суть техники заключается в том, что главный цветок композиции, находящийся в центре, окружается другими, располагаемыми вокруг него, не прямо, а под наклоном, подобно витку спирали. Такие букеты выглядят очень пышными, даже если в них немного цветов. Объем создается именно за счет выгодного положения стеблей относительно друг друга. У каждого бутона образовывается свое пространство, они не «кофликтуют» между собой.

Поделитесь с нашими читателями одним рецептом идеального букета?

Можно собрать из гортензии, пиона, пионовидной розы, сочетая бутоны белого, розового, нежно-фиолетового, кремового, нежно-голубого цветов. Форма классическая – полусфера.

А как продлить жизнь букету в вазе? Аспирин, сахар… Это действительно работает?

Не думаю, что это эффективно. Самое важное – правильный срез и чистая прохладная вода. Срез нужно делать острым ножом, косой и как можно длиннее, чтобы увеличить площадь, впитывающую влагу. Прежде чем погрузить букет в воду, цветы следует почистить, удалить шипы и лишние листья, иначе все это будет заболачивать воду. Обновлять срез и менять воду нужно не реже одного раза в день. Также стоит учитывать особенности некоторых цветов. Например, роза и гортензия любят очень много воды, поэтому и вазу для них стоит брать побольше. Тюльпанам нужно совсем немного, иначе стебли начнут перегнивать, при этом вода должна быть очень холодной. Срезанные цветы также не любят прямые солнечные лучи, сквозняки, соседство с батареями, электроприборами и фруктами (созревающие плоды выделяют губительный для них газ этилен – прим. ред.).

Сейчас в продаже есть множество профессиональных концентратов, которые продлевает цветам жизнь и стоят довольно недорого, но если в помещении, где стоит букет, прохладно, необходимости в них нет.

4-5-75-76-198

Вы делаете эскизы букетов, цветочных композиций? Сезонные каталоги?

Нет, мы не создаем эскизы букетов. Если нам нужна прорисовка для клиента, обращаемся к специалистам. Я восхищаюсь людьми, которые умеют рисовать, но сама, к сожалению, не умею.

Кто фотографирует ваши работы?

Фото для соцсетей снимаем сами. Они любительские, профессионального фотографа у нас пока нет. Также просим пары присылать нам качественные профессиональные фотографии с нашими букетами, оформлениями свадеб.

Расскажите, пожалуйста, о самых интересных или сложных заказах, которые получала мастерская LIL’S.

Самое сложное, это когда ты не можешь контролировать погодные условия. Однажды мы выехали на локацию, поставили на лужайке арку для молодоженов, кропотливо закрепили каждую веточку, цветы с пробирочками. А когда все уже было практически готово, внезапно налетел ветер, дождь, все начало падать, разлетаться. Молодожены уже на подъезде, а мы поднимаем арку, собираем пионы, заново заливаем воду в пробирки… Но успели. Буквально за полчаса распогодилось, и мы все возобновили.

Во сколько сейчас обойдется флористическое оформление свадьбы в Киеве?

Скромная зона для церемоний будет стоить от 15 тыс. грн. А дальше все зависит от желания клиента. Совершенству и бюджету нет предела.

Расскажите, пожалуйста, как проходит день флориста? Вы живете днями или ночами?

По-разному бывает. Если это касается оформления свадеб, то работа чаще ведется ночью, а иногда и сутками. Потому что днем, накануне торжества, ты занимаешься подготовительным процессом, ночью – оформлением, а следующий вечер уходит на демонтаж всей этой красоты. Наверное, мы живем проектом. Сначала пока он не начнется, а затем, пока не закончится.

А со стороны кажется, что быть флористом – сплошное удовольствие…

Работа флориста очень тяжелая физически. Не каждая девочка ее выдержит. Весь день на ногах, нужно постоянно передвигаться, таскать вазоны с водой, собирать тяжелые букеты на одной руке. Когда поступают цветы, их надо почистить, подрезать, сложить, привести в надлежащий вид. После многодневных проектов из-за зачистки цветов все руки расцарапанные, опухшие. Работаем с утра до ночи, и ни присесть, ни поесть. Нужно очень любить свое дело, чтобы выдержать такой график.

В какую сторону сейчас направлены Ваши амбиции?

Пока мы планируем работать больше в плане декора, свадебного оформления. Такой масс-маркет, как салоны – это ежедневный трудоемкий рабочий процесс, требующий очень много сил и внимания. Хочется развиваться в более крупных проектах, где необходимо больше идей и, соответственно, больший результат, который приносит огромное удовольствие. Со временем хотелось бы открыть еще второй, третий салоны. Но пока не хватает ни времени, ни оборотных средств.

А Вам знаком творческий кризис? Случалось, что уставали от профессии до такой степени, что даже смотреть на цветы не хотелось?

Да, увы. Даже недавно было такое. Но я думаю, что после 8 Марта подобный период наступает у всех флористов (смеется). В это время слишком много работы, а если совпадет еще с какими-то проектами – хоть прячься.

Как выкарабкиваетесь из этого состояния?

Мне помогает отдых, просмотр любимого фильма, поездка в спа-салон или просто время, проведенное с родными. Что-то очень приятное. Главное, сменить обстановку.

А Вы любите, когда Вам дарят цветы, и часто ли это происходит? Ведь многие наверняка думают, что произвести впечатление букетом на флориста (или хотя бы не ударить в грязь лицом) задача не из легких…

Я очень люблю, когда мне дарят цветы, это невероятно приятно. Но почему-то такое случается крайне-крайне редко. Однажды кто-то даже обмолвился: «Ну цветами же тебя не удивишь…» По правде говоря, стало очень обидно.

А случалось, чтобы профессиональный рефлекс срабатывал: дарят Вам букет, а тут раз и проскочила мысль, что ленточку хорошо бы иначе завязать или упаковка немного в цвет не попала?

Бывало и такое (смеется). Даже когда ты принимаешь букет, все равно невольно его оцениваешь. Но, в первую очередь, ты чувствуешь, с каким настроением человек тебе его подарил, выбрал.

На Ваш взгляд, купить самой себе букет – это нормально?

Букет, может быть, и нет, а цветы – абсолютно нормально. Все-таки букет – это эмоция, и она несет совершенно иной заряд, когда ты получаешь ее от кого-то или даришь другому. Наверное, лучше купить букет и подарить его хорошему человеку просто так – испытаешь больше положительных эмоций.

Какие растения «живут» в Вашем доме?

У меня очень много орхидей, более 15-ти разных сортов – белые, фиолетовые. И, зная мою любовь к ним, сын на каждый День рождения дарит мне новые. Очень красиво, когда все орхидеи одновременно цветут и это продолжается достаточно долго: месяц-два-три, а если повезет – и больше.

 


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%