Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

Шевки Аджунер: Борьба с коррупцией – это дорога с двусторонним движением

№11-12(34-35)(2014)

11-12-32-1Помощь международных кредиторов украинской экономике и присутствие крупнейших инвесторов мира на отечественном рынке сегодня являются основой финансовой состоятельности нашей страны. К счастью, глобальные финучреждения пока еще не отказались от работы в наших условиях – об этом свидетельствует деятельность в Украине Европейского банка реконструкции и развития.
Уже полтора года директором украинского представительства ЕБРР является Шевки Аджунер. Своими впечатлениями об Украине и украинцах, советами по борьбе с коррупцией в нашей стране, а также мыслями о перспективах развития как украинской, так и общемировой экономики господин Аджунер поделился с «Независимым АУДИТОРОМ»

Беседовал:  Сергей Шевчук

 Господин Аджунер, Европейский банк реконструкции и развития по праву считается крупнейшим международным инвестором в экономику Украины. За годы сотрудничества с нашей страной ЕБРР открыл 339 различных проектов на сумму около €9,9 млрд. С чего начиналось это взаимодействие? В какие украинские объекты Банк вложил наибольшее количество средств за последние несколько лет?
В первую очередь я должен говорить о тех проектах, которые были реализованы за время моего пребывания в Украине. Одно из самых важных наших достижений в этом плане за последний год – это, безусловно, программа помощи корпоративным клиентам ЕБРР на €150 млн, которая рассчитана на украинские компании, испытывающие проблемы с ликвидностью в связи с макроэкономической ситуацией в стране. Кроме того, хотелось бы отметить работу Банка с рядом украинских муниципалитетов – здесь мы реализуем разноплановые проекты в сфере коммунального транспорта, тепло- и водоснабжения. Безусловно, крайне важным для Украины является также подписанный в прошлом году проект по увеличению безопасности атомных электростанций на сумму €300 млн.
В данном направлении примечателен вопрос предоставления €350 млн на завершение строительства нового безопасного конфайнмента на Чернобыльской АЭС. По этому поводу совет директоров ЕБРР обращался к акционерам Банка и уже в начале декабря этого года получил положительный ответ.
Еще я бы отметил проект на сумму €200 млн, принятый в этом году, по строительству так называемых «дорожных подходов» к Киеву, что является второй фазой реализации более масштабной идеи – транспортного соединения столицы Украины со странами Европейского Союза. Нельзя не упомянуть и большой проект, который мы планируем совместно с Европейским инвестиционным банком подписать до конца этого года: на модернизацию газотранспортной системы Украины со стороны каждого из финансовых учреждений будет выделено по $200 млн. Всего же только в 2014 году были подписаны 22 проекта на общую сумму €680 млн. До конца года мы планируем заключить еще порядка 10 контрактов, а сумма инвестиций может превысить €1 млрд.
Таким образом, важные инвестиционные проекты есть, они успешно реализуются, и мы надеемся и дальше наращивать темпы сотрудничества и работы в Украине, однако следует понимать, что, несмотря на все наши возможности, ЕБРР не может инвестировать в экономику вашей страны больше, чем способна потребить сама система. По нашим подсчетам сегодня объем экономически обоснованных инвестиций в Украину составляет порядка €1 млрд ежегодно.

Вы возглавили украинское представительство ЕБРР летом 2013 года. Какие особенности нашей страны были отмечены Вами тогда в первую очередь? Что отличает украинцев от жителей других стран, в которых работает Банк?
Для меня, как для человека, приехавшего в вашу страну из-за рубежа, прежде всего стало примечательным очевидное желание украинского народа отстаивать свое право быть неотъемлемой частью цивилизованного западного мира. Для достижения этой, безусловно, важной для вашей страны задачи люди готовы идти на очень серьезные жертвы вплоть до потери человеческой жизни – всем этим невозможно не восхищаться.
Решающее значение, по моему убеждению, для Украины сегодня имеет формирование новых политических элит и кардинальный пересмотр устоявшейся системы политических ценностей в стране, без чего было бы практически невозможно достойно ответить на вызовы, которые перед Украиной ставит нынешняя ситуация. Подобные преобразования имеют принципиальное значение, особенно в свете того, что Украина сумела четко обозначить свое желание сохранить финансовую и политическую независимость. Все это в совокупности представляет собой то, чем ваша нация, безусловно, может гордиться.

Недавно в интервью британской службе BBC News Вы выразили уверенность в том, что, несмотря на серьезнейший финансово-политический кризис, украинская экономика все еще сохраняет определенные сильные стороны, которые остаются неподверженными влиянию событий на Востоке страны. Что это за преимущества, и что Украина должна сделать для того, чтобы использовать их в полной мере?
Действительно, несмотря на тяжелую ситуацию, Украина продолжает сохранять свой весомый потенциал благодаря сильным сторонам, которых по-прежнему довольно-таки много. В первую очередь в этом плане я бы отметил, конечно, человеческий капитал вашей страны – трудолюбивые люди с хорошим образованием и, прежде всего, серьезной инженерной и научно-технической базой. Причем это касается также сферы IT-технологий и индустрии их сервисного обслуживания. Такие вещи являются чрезвычайно важным ресурсом для любой страны мира.
Кроме того, хотелось бы в очередной раз подчеркнуть принципиальную важность для развития украинской экономики сельскохозяйственной отрасли и всего, что с ней связано. Даже в самые тяжелые времена именно в этой сфере неизменно сохранялся огромный потенциал к дальнейшему развитию, поэтому агросектор уже сейчас вполне способен играть роль настоящего локомотива украинской экономики. При этом следует акцентировать, что речь идет не только о первичном сельском хозяйстве, то есть о выращивании растений и разведении скота, но и о перерабатывающих мощностях АПК Украины. ЕБРР, в свою очередь, видит этот потенциал и старается максимально инвестировать средства как в первичный, так и во вторичный сегменты агробизнеса.
Также не могу не отметить удачное географическо-логистическое расположение Украины – это тот мост, который соединяет между собой и Запад, и Восток, и Север, и Юг. В этом плане ваша страна напоминает мне мою родную Турцию.
Все перечисленное делает Украину очень желанным и привлекательным местом для инвестиций со стороны крупных международных игроков, которые заинтересованы в том, чтобы работать на разных рынках, в разных регионах Европы. Это действительно так, однако главной предпосылкой для реализации экономического потенциала Украины все еще остается вопрос создания прозрачных и свободных условий для работы бизнеса, что является основой благоприятного инвестиционного климата в любом государстве.

Действительно, в условиях нестабильности экономических условий украинскому бизнесу вряд ли стоит рассчитывать на получение серьезной финансовой подпитки со стороны как иностранных, так и внутренних инвесторов. Что в такой ситуации делать отечественным предпринимателям? Какие способы аккумуляции кредитного ресурса, по Вашему мнению, сейчас могут оказаться наиболее эффективными?
Одна из основных задач деятельности Европейского банка заключается в формировании позитивного имиджа Украины, украинского рынка и украинских компаний во всем мире. Участвуя в многочисленных крупных международных конференциях, в том числе и в США, Великобритании, на Ближнем Востоке, мы пытаемся на основании собственного опыта рассказать международным инвес­торам о том, что они могут получить в случае принятия решения об инвестировании в экономику Украины.
Но прежде чем мы сможем говорить о конкретных рекомендациях по дополнительному финансированию экономики вашей страны, Украине важно выработать четкое понимание того, что инвесторы придут сюда только в случае фундаментальных изменений в сфере борьбы с коррупцией. Это должна быть страна, где бизнес сможет рассчитывать на верховенство права и объективное решение своих проблем и знать, что его капитал будет надежно защищен законом. Инвестиции на постоянной основе можно будет привлечь, только если политика в отношении защиты бизнеса в вашей стране будет стабильной и прогрессирующей. Процесс улучшения инвестклимата необходимо начать именно с этого.

Сегодня доля проектов ЕБРР в частном секторе Украины составляет более 60 %. Какие критерии Банк использует для выбора объектов инвестирования в частном секторе? Насколько отечественные компании соответствуют требованиям ЕБРР?
При оценке перспектив каждого без исключения проекта для нас, безусловно, важно обозначить репутационные риски, связанные с личностью владельца того или иного бизнеса. То есть мы должны знать, кто является конечным выгодополучателем от реализации проекта, что это за человек, каким образом был аккумулирован его начальный капитал и насколько компания, которая претендует на сотрудничество с нами, прозрачна и законопослушна. Поэтому абсолютно все новые проекты, которые подают нам на рассмотрение украинские компании, предусматривают личный разговор между мной и их владельцами.
Во-вторых, проект должен соответствовать современным требованиям в сфере повышения конкурентоспособности отрасли и страны в целом, использования передовых технологий, развития корпоративного управления в бизнесе и т.п.
Очень важным моментом является также оценка экологических рисков того или иного проекта – мы хотим быть уверены, что наши инвестиции не навредят окружающей среде страны.
И, естественно, мы, как и любое другое финансовое учреждение, выделяющее бизнесу деньги, перед подписанием непременно хотим знать, сможет ли компания комфортно и спокойно для себя обслужить оговариваемый кредит в условленные кредитным соглашением сроки.
При этом важно отметить, что все эти критерии вписываются в рамки так называемой «страновой стратегии» Украины, аналоги которой принимаются во всех других странах – партнерах ЕБРР по сотрудничеству.

В этом отношении интересно, что ЕБРР совместно с Фондом Восточноевропейского партнерства решил выделить €25 млн для модернизации и восстановления теплосетей Луганска, фактически подконтрольного силам пророссийских сепаратистов. Как в такой ситуации Банк собирается контролировать процесс освоения указанных средств, и в каких условиях принималось это решение?
Начнем с того, что данный проект раз­рабатывался, а значит, проходил процедуру оценки соответствующих рисков еще до того, как на Востоке Украины начались всем известные печальные события. То есть на момент подписания проекта отношение к нему и ожидания со стороны ЕБРР были ровно такими же, как и в случае, если бы что-то подобное реализовывалось в любом другом регионе Украины.
Естественно, в нынешних условиях подписание проекта по Луганску и вовсе не состоялось бы, так как для нас крайне важно, чтобы тот или иной муниципалитет страны оставался в ее подчинении и руководствовался законами и принципами деятельности, принятыми в этой стране. Важно понимать, что все проекты такого рода сопряжены с обязательными консультациями ЕБРР с действующим правительством, поэтому, несмотря на то, что данный проект был ранее подписан, выборка средств по нему фактически не производилась.

Какие ключевые обстоятельства, по Вашему мнению, могут поспособствовать украинской версии «экономического чуда»? Верите ли Вы в осуществление «Программы-2020» Президента нашей страны Петра Порошенко, который в одном из пунктов обещает увеличить уровень ВВП страны на душу населения до $16 тыс.?
ЕБРР, конечно же, не остается в стороне от событий, происходящих в Украине, – в соответствии с желанием украинских властей кардинально реформировать страну, мы также подкорректировали основные аспекты своей деятельности здесь. Мы хотим участвовать во всех институциональных процессах, анонсированных украинским руководством, поэтому еще в марте текущего года ЕБРР заявил об увеличении объема инвестиций в украинскую экономику.
Стремление украинцев к переменам отчетливо подтвердили последние выборы в стране. Наша же задача, как крупного международного финансиста, в свою очередь, заключается в том, чтобы помогать Украине двигаться по этому сложному пути вперед. Об этом говорил и президент ЕБРР (прим. ред. – Сума Чакрабарти). Теперь же мы должны перейти от заявлений к конкретным делам, что уже нашло свое отображение в программе помощи корпоративным клиентам банка – о ней я упоминал в начале нашего разговора.
Если говорить конкретно о программе Президента Порошенко, то мы видим, что это некая дорожная карта развития Украины, план, по которому страна намерена развиваться в ближайшие годы. Цифры и показатели, озвученные в ней, демонстрируют, как в идеале должна будет выглядеть Украина уже через шесть лет.
Понятно, что подобные амбициозные задачи могут быть и не реализованы к концу озвученного периода, то есть до 2020 года. Успех будет зависеть в первую очередь от ряда факторов, о которых мы уже говорили: Украина – безусловно, страна с очень большим потенциалом, но такое положение дел на протяжении целого ряда лет, когда отсутствовало объективное желание политиков и чиновников работать консолидировано и на благо своего государства, привело к тому, что на первое место всегда ставились личные и корпоративные интересы тех или иных людей. В стране не было политической воли и не хватало сил, которые работали бы на созидание. Все это мешало ей развиваться нормальными темпами. Однако если подобное осталось в прошлом, если все ветви власти в Украине начнут работать сообща и на конкретный результат, то почему бы задачам, которые озвучил Президент, не воплотиться в жизнь и на практике?
Если же говорить конкретно о росте украинского ВВП, то здесь стоит отметить только одно: все дело в желании Украины расти и развиваться. Опять же, потенциал для этого есть, ведь многие страны, не имеющие таких ресурсов, которыми даже сейчас располагает ваша страна, показывали в плане развития экономики куда более серьезные результаты. Так что простор для роста у Украины однозначно имеется.

Можно ли при этом утверждать, что события зимы-2014 и последующая смена власти в стране позитивно отобразились на работе бизнеса в Украине, а для борьбы с коррупцией предприняты достаточно действенные шаги? Видны ли качественные изменения в этом плане, и что по данному поводу думают международные инвесторы?
Начнем с того, что в Украине в последнее время был принят целый ряд законодательных актов, касающихся борьбы с коррупционным влиянием в стране. Но, как известно, важен не сам факт принятия того или иного закона, а то, как он применяется на практике и насколько его признают и уважают в обществе. Реализация закона и его обязательность для всех без исключения граждан – вот главные показатели эффективности конкретной законодательной инициативы.
Кроме того, борьба с коррупцией не может являть собой некое единичное действие – это процесс постоянной работы по всем направлениям борьбы с проблемой. Только в таком случае мы увидим действенные результаты всех этих изменений. К тому же данный процесс напоминает мне дорогу с двусторонним движением: необходимо не только отказываться от практики вымогательства взяток со стороны чиновников – крайне важны также изменения в психологии бизнесменов, которые для решения своих проблем сами идут по пути взяточничества. Это своего рода коллективная ответственность чиновников с одной стороны и гражданского общества с другой.
Вместе с тем должен сказать, что буквально недавно я встречался с одним из крупных иностранных инвесторов, который подчеркнул, что в Украине уже можно заметить определенный прогресс в сфере работы бизнеса с налоговой службой. Да, с ними не стало легче сотрудничать в техническом плане, но речь о том, чтобы делать какие-то дополнительные выплаты налоговикам для ускорения тех или иных процессов, уже не идет. Подобные настроения я вижу также у других наших корпоративных клиентов. Тенденция, которую мы наблюдаем, свидетельствует о том, что процесс пошел. Важно лишь помнить, что эту битву за один день выиграть невозможно.

В борьбе с коррупцией важную роль должно сыграть создание института бизнес-омбудсмена. С подобным предложением Вы обращались к украинским властям еще во времена правления Януковича – в 2013 году, однако к действительной реализации этой идеи Украина приблизилась только сейчас. Как Вы считаете, с чем связана такая задержка? Каковы основные задачи бизнес-омбудсмена в украинских условиях? В чем заключается поддержка деятельности этого института со стороны ЕБРР?
В прошлом году Украину с визитом посетил президент ЕБРР, что стало своего рода толчком к созданию в вашей стране института бизнес-омбудсмена. Тогда же было достигнуто принципиальное соглашение о так называемой украинской антикоррупционной инициативе, предполагающей создание института бизнес-омбудсмена. Однако по очевидным причинам с прошлым руководством страны работу по данному направлению до логического конца довести так и не удалось. Новый импульс в этом плане появился лишь в марте-апреле 2014 года, когда мы вместе с новым украинским правительством, а также украинскими и международными бизнес-ассоциациями возобновили работу в данной сфере. (прим. ред. – 10 декабря украинским бизнес-омбудсменом был назначен литовец Альгирдас Шемета).
Кроме того, мы сотрудничаем с правительством в направлении создания законодательной базы, без которой бизнес-омбудсмен не сможет работать эффективно, – соответствующий закон уже подготовлен и доступен для ознакомления на сайте правительства.
Также очень важным моментом является независимость этого органа. Мы ищем средства для обеспечения деятельности института бизнес-омбудсмена – по нашим подсчетам для этого необходимо около €1,5 млн в год. Деньги будут аккумулироваться за счет мультифонда, в котором принимают участие страны-акционеры банка, – мы уже имеем подтверждение о выделении в счет данного фонда €11 млн. Помимо всего прочего, в список задач фонда входит также и финансирование института бизнес-омбудс­мена в Украине.

Какими еще вопросами будет заниматься этот мультифонд?
Фонд будет заниматься очень широким спектром вопросов: помимо антикоррупционных инициатив это и банковский сектор, и муниципальная инфраструктура, и повышение конкурентоспособности и энергонезависимости Украины. Работа по всем этим направлениям будет централизовано поддерживаться фондом на протяжении как минимум трех лет. После этого ЕБРР отчитается перед странами-донорами и, возможно, фонд будет докапитализирован, а его работа продолжена для того, чтобы поддерживать проведение реформ в Украине на более долго­срочной основе.

Невозможно обойти стороной и тему прекращения финансирования новых проектов ЕБРР в российской экономике – на фоне продолжающегося военно-политического конфликта с Россией многих в Украине эта новость откровенно порадовала. С чем связано такое решение Банка, и можно ли считать его отчасти политическим – неким дополнением к санкциям против России со стороны стран Запада из-за войны в Украине?
По поводу новых операций Банка на территории Российской Федерации ЕБРР выступил с рядом заявлений еще в июле этого года. Здесь следует понимать, что это однозначно политическое решение, причем принято оно было большинством акционеров Банка. Подобное отношение говорит о том, что в связи со сложившейся ситуацией финансировать новые проекты в России не представляется возможным. Не исключено, что в будущем ситуация изменится, однако это будет зависеть в первую очередь от отношения акционеров Банка к текущему положению дел в самой России.

Как бы Вы в общем оценили нынешнюю ситуацию в мировой экономике? За счет чего, по Вашему мнению, экономики стран мира в целом и восточноевропейского региона в частности могут вырваться из периода определенного застоя, чтобы не застрять на так называемом «посредственном росте»? Как в подобных условиях должны вести себя такие страны, как Украина?
Справедливо отметить, что и Европа, и весь остальной мир до сих пор переживают последствия относительно недавнего финансового кризиса, который стал причиной серьезного сокращения объемов как прямых, так и портфельных инвестиций в наш регион. Это, соответственно, привело к замедлению развития местных национальных экономик.
Кроме того, сокращению объемов торговых операций, в том числе и в странах Восточной Европы, поспособствовало замедление роста экономик Еврозоны и США, которые также очень сильно пострадали от кризиса. Все это привело к тому, что реформы, которые намеревались провести правительства стран региона, были отменены или отложены во времени.
Убежден, что миру еще предстоит найти новый путь своего развития, ведь последствия кризиса в развитых странах до сих пор не преодолены. Поэтому одним из путей выхода из кризиса я считаю переориентирование финансовых потоков инвестиций в область высоких технологий, что может дать своеобразный толчок к развитию как государств-лидеров, так и развивающихся экономик.
Другое дело, что этот сценарий возможен лишь при условии отсутствия геополитических рисков, с которыми сегодня сталкивается целый ряд государств во всем мире. Речь идет не только о регионе, в котором работает ЕБРР, но и о многих соседних территориях – те же события в Ираке и Сирии несут в себе куда более масштабные угрозы, чем принято считать. Если все эти риски сохранятся в среднесрочной перспективе, говорить о каком-либо развитии мировой экономики будет бессмысленно.

 


Шевки Аджунер

Директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине

  • Шевки Аджунер был назначен директором украинского представительства ЕБРР 13 апреля 2013 года. К исполнению своих обязанностей в нашей стране он приступил 1 июня этого же года.
  • До назначения в Украину господин Аджунер занимал должность заместителя директора ЕБРР в Турции. В украинском представительстве он сменил эстонца Андре Куусвека, который работал в нашей стране с 2008 года и впоследствии перешел на должность директора по развитию финансирования в национальных валютах и местных рынков капитала в главный офис Банка в Лондоне.
  • В структуре ЕБРР Аджунер находится уже на протяжении 17 лет: за это время, помимо работы в Турции, он также занимал различные руководящие должности, в том числе в отделах кредитных рисков (с 1996 года работал старшим кредитным офицером Банка) и аграрного бизнеса (с 2000 года – заместитель директора).
  • Общий опыт Шевки Аджунера в международном банковском бизнесе насчитывает 29 лет работы в различных финансовых учреждениях по всему миру. До прихода в ЕБРР Шевки Аджунер работал в Центробанке Турции, Банке Монреаля, а также в европейских и североамериканских представительствах Королевского банка Канады, где он начал работу в 1985 году, впоследствии занимая должности старшего банкира и регионального менеджера. В это же время он читал лекции на факультете коммерции в университете Конкордия (Монреаль, Канада).
  • Господин Аджунер имеет степень бакалавра по управлению Босфорского университета (Стамбул, Турция), а также степень магистра делового администрирования университета Конкордия (Монреаль, Канада). Кроме того, в 1977 году Шевки Аджунер получил диплом Университета Стокгольма (Швеция) по макроэкономике.
  • Шевки Аджунер является гражданином Турции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%