Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
31.97658
RUR/UAH
0.46191
USD/UAH
27.17711
BTC/UAH
15998.4940
 

Аудит-реформа накануне второго чтения

Posted Автор: Створено: в Блоги

Так она всё-таки -- дискриминация или добродетельность?

Итак, все идет к тому, что с 2018 года аудиторы Украины будут работать по новым правилам и под контролем новых структур: как и ожидалось, в первом чтении (16 ноября) в ВР был принят за основу Законопроект об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности (№6016-д). Предполагается, что до конца года Закон будет принят с учетом замечаний.

Мы не раз писали о грядущих законодательных изменениях в блогах на «Независимом АУДИТОРЕ», расспрашивали о них главную движущую силу аудиторской реформы – главу Комитета ВР Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нину Южанину: http://n-auditor.com.ua/uk/component/na_archive/1623.html?view=material

Но что же важного прозвучало 16 ноября?

Нина Петровна повторила мысль, что Аудиторская палата Украины, в руках которой было сконцентрировано все («которая сама принимала нормативные документы, которая сама разрабатывала стандарты аудита, которая сама накладывала дисциплинарные взыскания на членов и сама якобы рекламировала качество и преимущества аудиторской деятельности») довела профессию до «катастрофического состояния».

Впрочем, не только от «диктатуры» АПУ зависели решения, вытесняющие из рынка аудита отечественные предприятия, предоставляющие большие возможности и привилегии иностранным компаниям. Но и от правительства, которое, потеряв доверие к чистоплотности и правдивости отечественных аудиторов («просто штамповавших отчеты» -- Южанина), закрепило наиболее крупные госпредприятия за 4 иностранными аудиторскими компаниями, именующимися «Большой четверкой», и за 40 крупными отечественными.

Таким образом, если раньше на рынке аудита работало около 5000 украинских сертифицированных специалистов, теперь их остается 2400. «И то: многие из них, возможно, уже и не предоставляют аудиторских услуг», -- добавила Южанина.

Зарабатывают же все вместе взятые украинские специалисты на аудите финансовой отчетности госпредприятий меньше, чем «Большая четверка».

О том, что новый законопроект устранит этот дисбаланс, не говорится. «Маленьким аудиторам мы оставили их нишу так, как она есть», -- пояснила глава профильного Комитета. Но сделано все возможное, «чтобы рынок их заказов из-за принятия этого закона не уменьшился».

Но говорится о требованиях евро-директив и взятых на себя Украиной перед Европой обязательств. Заявляется о том, что на необходимости проведения реформы аудита в нашей стране настаивает сам глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли. «Украина нуждается в реформе аудита, не только для Соглашения об ассоциации, но и для достижения (не больше, не меньше – прим. авт.) добродетельности. Катастрофа, что 2 года реформа блокировалась в Украине», -- отмечал он.

Основные изменения, которые произойдут с введением нового закона, -- структурные: никуда не исчезнет опальная АПУ, но возникнет еще одна регулятивная структура – орган общественного надзора над аудиторской деятельностью, который будет регулироваться Минфином, а функционировать за счет взносов аудиторов. Он сконцентрирует свое внимание на крупных компаниях, которые совершают аудит субъектов общественных интересов.

Но теперь все нормативные документы будут утверждаться Минфином и в обязательном порядке юстироваться. «Чтобы это не была та вакханалия, которая происходила в предыдущие годы», -- подчеркнула Нина Южанина.

Что касается дополнений, которые необходимо внести ко второму чтению аудиторского законопроекта, то за них в зале ВР тревожился только член фракции «Самопомич» Татьяна Острикова.

Она настаивает на:

-- исключении нормы, согласно которой орган общественного надзора за аудиторской деятельностью вправе рассматривать и пересматривать решения, принятые Аудиторской палатой;

-- применении одинаковых требований к отечественным аудиторам и к аудиторам, допущенным к аудиту в странах ЕС и намеренным работать в Украине (по ее словам, пункт 5 статьи 19 является дискриминационным для украинских аудиторов, так как в нем определен перечень направлений, по которым необходимо сдать экзамены для получения квалификации аудитора, а к аудиторам, допущенным к аудиту в странах ЕС и которые намерены работать в Украине, предъявляются требования по меньшему перечню теоретических знаний для сдачи экзаменов);

-- приведении исчерпывающего перечня существенных нарушений для исключения аудитора или субъекта аудиторской деятельности из реестра аудиторов («В пункте 9 статьи 22 законопроекта содержится понятие "существенного" и "несущественного" нарушения, но что именно является существенным, а что несущественным нарушением, вообще в этом законопроекте не определено», -- сказала Татьяна Острикова);

-- четком определении штрафных санкций за нарушения, которые допускают, как аудиторы, так и заказчики обязательного аудита («Мы считаем, что ответственность должна быть градуирована в зависимости от степени вины и тяжести нарушения, -- сказала депутат. -- Например, законом предусмотрен штраф в размере до 100 процентов от суммы договора с аудиторской компанией, если система внутреннего контроля предприятия не соответствует нормам. При этом на сегодняшний день ни этим законом, ни другим документом не предусмотрены четкие критерии определения соответствия систем внутреннего контроля, то есть выводы о соответствии или несоответствии -- это субъективное мнение конкретного проверяющего органа.»);

-- определении исчерпывающего перечня нарушений, за которые может быть отстранен члена совета Аудиторской палаты.

Наверняка, будут и другие правки, хотя Нина Южанина говорит, что за 2,5 года над этим законом они внесли их уже тысячу.

Ну, и осталось привести две концептуальные позиции из обсуждения в зале ВР:

«Вы лоббируете иностранные компании, которые не несут никакой ответственности. Попробуйте открыть украинскую аудиторскую компанию в любой стране -- вам сделают любые ограничения. Вы ликвидируете украинский рынок аудита», -- заявила главный оппонент Нины Южаниной Александра Кужель (фракция политпартии «Батькивщина»).

«Как раз сейчас ограничен доступ аудиторов Украины к аудиту крупных предприятий! -- А мы пытаемся это изменить. И есть прогрессивные молодые аудиторы, которые готовы объединяться, которые готовы создавать на европейский манер автоматизированные системы проведения аудита финансовой отчетности, которые делают невозможным ошибки, которые допускаются сейчас», -- ответила Нина Южанина.

Интересно, что против законопроекта Южаниной выступило всего 3 депутата из 351 зарегистрированных 16 ноября. Та же Александра Кужель из «Батькивщины», демонстрировавшая к нововведениям самую непримиримую позицию, проголосовала аккуратно – «воздержалась». Но фракция «Батькивщины» все же не дала за законопроект ни одного голоса. Также нулевая поддержка – от «Оппоблока», от радикалов Ляшко – 1 голос «за».

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 42.9%
Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 38.1%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 9.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.8%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 0%

Стоит ли разрешить в Украине двойное гражданство?

Да, это нормальная мировая практика - 51.4%
Нет, рано нам - 32.1%
Кому нужно, давно пользуются - 12.4%
Мне все равно - 3.5%