Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
31.23536
RUR/UAH
0.45062
USD/UAH
26.23718
BTC/UAH
3581.8622
 

ЕБРР возвратили долг грузовыми вагонами. МВФ отплатим рельсами и шпалами?

Posted Автор: Створено: в Блоги

14 февраля этого года информагентство «Интерфакс-Украина» сообщило, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал собственником 2387 грузовых вагонов, ранее принадлежавших украинской компании «Интерлизинвест», и теперь дочернее предприятие данного банка -- компания CREA I UA LLC – входит в ТОП-5 крупнейших частных владельцев вагонного парка в Украине.

«Пока компания будет осуществлять управление. ЕБРР будет рассматривать различные варианты дальнейшего развития событий: продажа вагонов, например, -- сообщил старший советник банка Антон Усов. -- Компания «Интерлизинвест» не выполнила обязательства по обслуживанию кредита ЕБРР на финансирование покупки вагонов, и в итоге ЕБРР вышел из проекта с активами, которые были в залоге -- грузовыми вагонами».

Эта новость выбивается из привычных представлений о деятельности ЕБРР в Украине, который наряду с такими международными структурами, как МВФ, Мировой Банк, ООН, UNICEF и др. воспринимается донором нашего государства, финансовым помощником в кризисных обстоятельствах.  Как видим, ЕБРР трансформируется в корпорацию, готовую не только заниматься привычным кредитованием госпрограмм и инновационных проектов, но и осваивать нюансы хозяйственной деятельности, как минимум, в транспортной отрасли страны.

Но акцент хотелось бы поставить на цифре 2387. На 2387 вагонах, в один прекрасный момент превратившихся из украинских в европейские. Можем ли мы в данном конкретном случае говорить о реформенных (под эгидой ЕБРР) преобразованиях в Украине, или впору назвать вещи своими именами и заявить о финансовой сделке, в результате которой имущество крупного предприятия ушло в надежные руки, а средства на развитие и реструктуризацию растворились в воздухе. Шутка ли -- 2387 грузовых вагонов, отобранных за долги! У компании, которая производила эти вагоны. Более 40 км, если сцепить их в состав! Пятая часть частного вагонного парка Украины. Это ли не ярчайшая картинка для пессимистов, утверждающих, что так, за транши международных «благодетелей» и будет распродана вся страна.

Или стоит смотреть на такой кредитный поворот позитивно – в плане обретения Украиной в лице ЕБРР солидного зарубежного инвестора?

Что известно об этой кредитной истории?  

Еще в 2014 году в прессе появилась информация, что совместный бизнес владельца киевского InterContinental Леонида Юрушева и экс-главы Минобороны Павла Лебедева (ПАО "Дизельный завод", транспортная компания "Интерлизинвест") оказался на грани банкротства. Сообщалось («Деловая столица»), что предприятие задолжало кредиторам свыше 200 млн грн., и завод хочет добиться рассрочки и реструктуризации существующих займов до середины 2018 года.

Надо ли пояснять, что острейшие проблемы в тот период испытывал не только Дизельный завод, но и вся вагоностроительная отрасль Украины, которая ранее развивалась в основном за счет экспорта грузовых вагонов в Россию. С конца 2013 г. этот рынок был закрыт, из-за чего производство упало катастрофически. За 2014 г. -- на 80% (до 4,2 тыс. единиц). Если в 2012 г. продажи предприятия превышали 1 млрд грн., то за первое полугодие 2014-го объем продаж обвалился до 16,8 млн грн. (было выпущено только 36 вагонов).

Экспедиторский (вагонный) актив Юрушева-Лебедева -- днепродзержинская компания "Интерлизинвест" -- в 2012 г. получила от ЕБРР кредит в размере $90 млн для расширения вагонного парка, который на тот момент составлял около 2 тыс. единиц, сообщает «ДС». В открытых источниках встречаются и иные цифры: что ЕБРР намеревался выделить кредит двумя траншами $90+60 млн, но выделил $75 млн для закупки 3000 грузовых вагонов, а парк компании к тому времени составлял 1200 вагонов. Впрочем, уточнения (сколько же было выделено денег реально и сколько на них было закуплено вагонов) оставим узким специалистам, но очевидно, что в конечном итоге провальным сотрудничеством остались довольны все. Хозяйственный суд Днепропетровской области удовлетворил иск ЕБРР к проблемному должнику, приняв решение взыскать в пользу истца 2 387 грузовых вагонов общей стоимостью $43,7 млн.

Напомним, Павел Лебедев – фигура одиозная, в 2012-2014 гг. он был министром обороны Украины, а до этого с 2007 г. являлся депутатом Верховной Рады от Партии регионов. После бегства Януковича Лебедев осел в аннексированном Крыму, объявлен в розыск СБУ.

В начале судебного разбирательства "Интерлизинвест" категорически возражал против удовлетворения иска и оценки стоимости вагонов, определенной ЕБРР, потом попросил назначить судебную экспертизу для определения такой стоимости, но в итоге признал иск в полном объеме и предоставил свою оценку — почти наполовину меньше, чем у кредитора. «Что заставило компанию резко изменить свое мнение, точно неизвестно, -- пишет «ДС». -- Не исключено, что объявленный в розыск Лебедев утратил влияние на топ-менеджмент компании, который стал лояльным Юрушеву, не заинтересованному в ухудшении отношений с ЕБРР». Добавим, что настолько (аж на минус 50% оценки!) «изменять мнения» обычно помогают договоренности, которые не выносятся на широкую аудиторию. Странно, что о Лебедеве еще не разгоняют информацию, как об экс-министре Януковича, удравшем из Украины с миллионами ЕБРР.

Любопытной выглядит и формулировка -- «чтобы не портить отношения». Во-первых, она невольно вызывает подозрение, что вагоны отошли ЕБРР по бросовой нерыночной цене, а, во-вторых, поднимает целый ряд вопросов и относительно декларируемых европейским банком целей способствования развитию субъектов экономической деятельности Украины и государства в целом, и относительно рисков, к которым ведет подобная -- «чтобы не портить отношения» -- политика.

Как тут не вспомнить острейший материал Валерия Печаева, президента Объединения организаций работодателей медицинской промышленности, опубликованный на днях в журнале «Новое время» под заголовком «От услуг UNICEF необходимо отказаться»?

Как известно, Украина с конца 2015 года расписалась в неспособности производить закупки медицинских средств самостоятельно и некоррумпировано, и с тех пор лекарства закупают для нас три международные организации. UNICEF заведует, в частности, программами по закупке вакцин и лекарств для больных СПИДом. И вот что утверждает Валерий Печаев:

«UNICEF не проводит открытых и честных тендеров с допуском к закупкам всех желающих. А, как известно, там, где нет открытых тендеров, где нет конкуренции, возникает коррупция. Недавно было заведено уголовное дело, поскольку UNICEF закупило в ноябре вакцину с пятимесячным сроком годности. В марте он истекает. Цены на этот товар оказались завышенными. В странах Евросоюза такую вакцину дороже уничтожить, чем отдать в Украину…»

Серьезные подозрения? Крайне серьезные. Впервые звучат? Далеко не впервые. Речь идет о вполне реальной опасности для детского населения страны, которое могут использовать в качестве утилизатора для отбракованных Европой биоматериалов. Слышна ли озабоченность уполномоченных чиновников Минздрава по этому поводу? Депутатов, членов правительства, известных врачей? Нет, мертвая стоит тишина. Почему? Чтобы случайно не испортить отношения? Но не слишком ли опасным для граждан становится государство с настолько развитыми комплексами собственной неполноценности?

Может, пора признать, что в лице международных кредиторов, закупочных организаций и т.д. Украина должна видеть отнюдь не альтруистов, но в первую голову -- финансовых игроков, бизнес-акул, которые, как и мы, переживают мировой экономический кризис и не отказываются – одни от миллионов гонораров из украинского бюджета за проведение «прозрачных» закупок лекарств, другие – от приобретения железнодорожных вагонов?     

Как известно, в прошлом году ЕБРР сократил инвестиции в Украину в 2,5 раза. До 400 млн евро, хотя в марте прошлого года директор представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер «рассчитывал инвестировать в Украину, как и в 2015-м, около 1 миллиарда евро».

В прошлом году ЕБРР увеличил свою часть капитала двух банков (в "Райффайзен банке аваль" и в «Укрсиббанке»). ЕББР помогает НБУ реформировать банковский сектор в направлении приватизации государственных банков, что, впрочем, не помешало президенту банка Сума Чакрабарти в достаточно невнятной ситуации оперативно выступить в поддержку решения о национализации «Приватбанка».

Приоритетными секторами украинской экономики для ЕБРР остается энергетический сектор (выделение кредитов на закупку газа в зимний период), сельское хозяйство, логистические проекты… Что же касается инвестиций в коммунальный сектор, зеленую энергетику, ИТ-технологии -- с теми проектами, которые в первую очередь создают ЕБРР классический имидж, то с этим сотрудничеством в Украине не все складывается, как хотелось бы.

Так, Владимир Гройсман недавно заявил, что Украина не использовала 2 млрд долларов кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития, выделенных на реализацию инфраструктурных проектов (не уточнив, правда, за какой период).

"Что касается капитального ремонта Украины: я сегодня встречался с президентом Европейского банка реконструкции и развития Сумой Чакрабарти, и он сказал, что у нас по разным проектам -- энергосбережение, энергоэффективность, качество воды, качество тепла -- не выбрано 2 млрд долларов", -- сказал он в интервью телеканалу ICTV, добавив, что речь идет о недорогих и долгосрочных кредитах, но местные власти неохотно пользуются этой возможностью.

Вот, примерно так и создается имидж и «недалекой» страны, которой якобы предлагают миллиарды долларов на качество воды, на качество тепла, но на местах просто некому эти деньги осваивать. Ибо там правят одни лентяи, бестолочи и коррупционеры. А ЕБРР – крут, щедрейшей души банк.

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

В Украине предлагают ввести «драконовские» штрафы за выброс мусора вне урны. Я - …

Абсолютно «за»! Надо бы и уголовную ответственность ввести за такое - 53.5%
Поддерживаю идею, но штрафы должны быть вменяемыми - 27.1%
Против штрафов. Нарушителей надо наказывать уборкой улиц и сбором мусора - 18.1%
Против. Те, кто мусорят, все равно платить не будут - 0.6%
Пока не определился - 0.6%

Стоит ли разрешить в Украине двойное гражданство?

Да, это нормальная мировая практика - 48.4%
Нет, рано нам - 35.9%
Кому нужно, давно пользуются - 11.1%
Мне все равно - 3.6%