Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
31.26079
RUR/UAH
0.42617
USD/UAH
26.75521
BTC/UAH
7687.6636
 

Навстречу АУДИТРЕФОРМЕ: Закон Гройсмана и бюджетная "недисциплинированность"

Posted Автор: Створено: в Блоги

17 сентября 2018 года в ВР был внесен Проект Закона Украины № 9086 «Об основных принципах деятельности органов государственного финансового контроля», который нацелен на усиление функций контролеров Госаудитслужбы в госсекторе, где разбазариваются большие деньги. В том числе те, что выделяются западными партнерами.

В пояснительной записке к будущему Закону говорится о полной разбалансировке и кричащем беспорядке в данном секторе:

-- низкий уровень взаимодействия госорганов между собой и обществом;

-- отсутствие эффективного механизма подотчетности руководителей госорганов;

-- низкий уровень внутреннего контроля и аудита в органах государственной власти;

-- крайне низкий уровень финансово-бюджетной дисциплины.

Интересно, что под словами об этом подписывается премьер-министр Владимир Гройсман – он инициатор Закона.

В документе указано на низкую результативность структур финансового контроля. Подчеркивается, что «единственным органом госфинконтроля в Украине, который от имени Правительства реализует госполитику в сфере госфинконтроля, является Госаудитслужба».

Цели законопроекта определены так: «Уменьшение количества малорезультативных мероприятий госконтроля, снижение использования рабочего времени должностных лиц органов государственной власти...»

Видимо, за «снижением рабочего времени» последуют и сокращения в «контрольных учреждениях» власти.

Также новый Закон в перспективе предоставит госаудиторам право доступа к информационным системам, реестрам, банкам данных всех госорганов, и этот пункт является «зоной конфликта». Например, МВД, имеющая в своей структуре своих финконтролеров, не горит желанием подпускать иных к своим привычным сферам.

Если раньше уклонения от законных требований аудит-контролеров грозило административной ответственностью, то новый Закон предусматривает уголовную. Процедура искового производства в судах также будет упрощена. В числе нововведений Закона, рассмотрение которого произойдет до конца этого года, -- введение новой системы штрафов за основные нарушения:

-- порядка или сроков хранения учетных документов, регистров бухучета, финансовой или бюджетной отчетности -- от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (1 700-3 400);

-- отсутствие бухучета, внесение недостоверных данных в документы – до 6 800 грн.

Конечно, авторы Закона не забыли подчеркнуть: «В проекте учтена лучшая практика Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки». Правда, не указали за какой период какого века и при каком финансовом положении государств.

***

Что касается Госаудитслужбы, то ее подсчеты о финнарушениях, нецелевых расходах и недостач в 2018 году такие: с начала года львовские аудиторы обеспечили возмещение финансовых потерь и материальных ресурсов на сумму 54,3 млн грн (281 должностное лицо привлечено к административной ответственности), харьковские – 24,3 млн грн, черкасские – 43,3 млн, донецкие -- свыше 20 млн грн. и т.д.

Куда больше поражают последние результаты аудитов Счетной палаты Украины -- «парламентской аудитслужбы».

По ее сообщению от 20.09.2018, план по доходной части украинского бюджета-2018, план поступлений в общий фонд за 8 месяцев этого года не выполнен на 57 млрд грн. (http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/uk/publish/article/16757422)

Это – около 2 млрд. долларов. Немалая сумма. Конечно, ни одни финконтролеры виноваты в таком бюджетном провале. Очевидно, есть в этом и доля весьма завышенных ожиданий у депутатов и финансистов-функционеров, формирующих и принимающих бюджет государства. Уже сегодня «рисующих» в главном финансовом документе красивые круглые цифры.

Однако спустя пару дней после обнародования этих данных главой Счетной палаты Украины Валерием Пацканом на заседании Комитета по вопросам бюджета, и.о. министра финансов Оксана Маркарова эти данные опровергла, заявив:

«За 8 месяцев государственный бюджет выполнен почти на 99% -- как по доходам, так и все значительные расходы профинансированы».

Кому верить?

***

Вместе с тем Валерий Пацкан в последних своих выступлениях настаивает на том, что доходы госбюджета могут быть существенно увеличены.

Говоря о местах, «где деньги лежат», он указал в сторону «теневого рынка бензина и дизельного топлива» и структур, поставляющих продукты нефтепереработки: «В 2016-2017 годах государственный бюджет недополучил около 25 млрд грн акцизного налога с горючего».

Также не осуществлено размещение облигаций внешнего госзайма, не выполнен план поступлений от приватизации госимущества.

«К сожалению, негативному примеру государства по невыполнению своих обязательств перед гражданами подражают и предприятия, задолженность которых по выплате заработной платы выросла до крупнейшего с 2010 года объема – 2,7 млрд грн», -- заявил руководитель Счетной палаты.

Кроме того, Счетная палата указывает на излишнюю расточительность министерств Украины, рекомендуя, например, Минобразования изменить подходы в использовании средств госбюджета на международное научно-техническое сотрудничество.

Если по-простому, то звучит рекомендация сократить количество зарубежных командировок, которые не дают Украине никакого финансового проку.

«Государство не получает от такого сотрудничества надлежащей экономически социальной выгоды, -- говорится в отчете Счетной палаты, -- об этом свидетельствует «Отчет о результатах аудита эффективности выполнения обязательств Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества и по Рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020».

Здесь стоит напомнить, что наука и научное сотрудничество – это как раз та сфера, где чиновники выгоду искать не должны: наука развивается лишь в тех государствах, которые ее финансово поддерживают. Так что в сохраняющихся научных связях ничего порочного нет, даже, если ученые не привозят из-за рубежа большие деньги и высокотехнологические стартапы. В этом -- и репутация страны, и обмен опытом, и развитие интеллекта ученых…  

Но глава Счетной палаты неприятно удивлен, что уплата взносов в бюджеты международных организаций за 2017-й и 8 месяцев 2018-го составила более 495 млн грн.

«При этом, --дополнил он, -- Министерство образования и науки не обладает системной информацией о полученных результатах… допускает риски непродуктивного, нерезультативного и расточительного использования бюджетных средств на международное научно-техническое сотрудничество. Нет и информации о внедрении законченных международных проектов».

***

Еще хуже дела -- в Минсоцполитики. По данным Счетной палаты, там пропадают средства, выделяемые на модернизацию системы социальной поддержки населения Украины.

Причем, эта программа поддерживается средствами Международного банка реконструкции и развития, который в 2014 году обещал занять Украине до 2020-го $300 млн на создание системы социальной защиты и инспектирования нуждающихся людей.

Речь об инвестициях – «в поддержку развития семейных форм опеки, для обеспечения поддержки детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей-инвалидов и социально уязвимых семей».

«Прошло более половины срока выполнения, использовано только 30,6% средств займа, но уплачено процентов за пользование займом в сумме $3 млн США...», -- сообщает Счетная палата.

Не достигнуто выполнение 11 из 17 предусмотренных показателей.

На создание ключевого звена -- Информационно-аналитической системы социальной защиты, которая заключала в себе и систему предупреждения мошенничества и коррупции в этой сфере, уже использовано -- $52 млн (приобретено оборудования и программного обеспечения на $35 млн).

«Однако соответствующая система так и не была создана, указанное оборудование не введено в эксплуатацию, находится на консервации. Серверное оборудование не имеет действующего сервисного контракта. Все программные продукты утратили актуальность… Нанесен существенный ущерб государственному бюджету», -- пишет Счетная палата на официальном сайте, заявляя о намерении направить документы в НАБУ.

Почему -- только о намерении? Разве это дело не требует расследования Генпрокуратурой? Ведь это яркий пример того, как на борьбу с коррупцией можно спустить десятки миллионов, «уведенных» у самых незащищенных – у детей-сирот, детей-инвалидов. «Уведенных» у детей во время военного конфликта и усугубляющегося социального кризиса. Представляете, скольких можно было бы осчастливить этими $52 млн, если бы они не проходили через так называемое «антикоррупционное сито» и через некоторых "недисциплинированных" чиновников?

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 41.9%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.4%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.5%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 5.1%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 41.9%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 27.9%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 25.6%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 2.3%