Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
29.92573
RUR/UAH
0.42941
USD/UAH
25.49040
BTC/UAH
3937.1456
 

Рецепты кулинарной коммерции

Лана Чайка
журналист

Кулинарно-кондитерская сфера, где самоутверждаются, творят, зарабатывают, жарят, пекут, лепят, декорируют свои шедевры и шедеврики повара без дипломов (хотя некоторые имеют по два высших образования), – уже давно стала запасным бизнес-портом, если с работой по основному профилю не сложилось. Кандидатов для этого обзора я выбирала подряд по списку Facebook-страницы, на которой рекламируют свою продукцию мастера «сладких вкуснятин» – тортов, конфет, пряников, блинов, зефира и мармелада, кексов, капкейков... Разослала предложения поделиться секретами бизнеса 10 кандидатам, откликнулись 4 человека.

И у всех – специальности, далекие от кулинарии. Но мы-то знаем, что в гастрономическом вопросе важен совсем не диплом, а душа, руки и кулинарные знания человека, готовящего нам еду.

В чем сила «Волшебной Кондитерской»?

Главная фишка сладкой продукции «Волшебной Кондитерской Оз» (батончиков, конфет, тортов) – содержание в них пророщенных семян льна, гречки и подсолнуха.

Руководитель предприятия, 27-летний Андрей Евтушенко называет их «пробужденными» или «разархивированными», уверяя, что такие семена несут организму более ценный энергетический заряд, чем «спящие» зерна и орехи.

7-8-66-67-108-1

«Волшебные кондитеры» делают упор на полезность для здоровья их шоколадной растительно-натуральной продукции, которая изготавливается из какао-бобов, и противопоставляют ее ходовым шоколадным плиткам и батончикам, в которых какие только ингредиенты не попадаются. Батончики адресованы тем, кто соблюдает чистоту питания, любит вкусно поесть, но тревожится о лишнем весе, для тех, кому хочется угостить подругу необычным «сладеньким» или подкрепиться после тренировки.

Есть и шоколадки, которые на 40 % состоят из конопляных зерен и хороши даже без проращивания, – называются «Батончики Силы». В «Сrispy-шоколадке» (хрустящей шоколадке) с проростками гречки вместо сахара используются сладкие финики. Клюквенные конфеты с такими же проростками. Смородиновые – с пробужденными грецкими орехами. Клубнично-мятные, шоколадно-цитрусовые – с проростками золотого льна. В нарядной подарочной коробочке ассорти из таких конфет обойдется в 270 грн.

40-граммовый батончик – 40 грн.

Килограммовый торт с семенами льна и подсолнечника – 490 грн.

Пока что это небольшая кондитерская, продукты которой продаются лишь в 3-х торговых точках Киева и через интернет-магазины. Андрей Евтушенко – автор этих оригинальных рецептов, он – и кондитер, и маркетолог, и дизайнер упаковки, и закупщик сырья, и распространитель, и директор. Работает с помощницей.

«Сначала «целебные батончики» готовили прямо на кухне обычной квартиры, в проекте были задействованы 4-5 человек. Но вскоре «корпорация» развалилась. С весны занимаюсь всем сам. В итоге, произвожу в 4 раза больше, чем мы делали впятером», – говорит Андрей. По специальности он – эколог химического производства. Окончил Донецкий Национальный технический университет 5 лет назад, в 22 года, потом переехал в Киев. «Уже на старших курсах вуза понял, что на химическом предприятии работать не буду, что меня вдохновляет природа, а не технологии», – вспоминает Андрей.

В поисках «своего пути» чем только не занимался – работал и дизайнером, и бренд-менеджером, и маркетологом. Потом пришлось вернуться в Донецк, пригласили на должность дизайнера-рекламщика в «Аквапарк», возглавил студию видеопродакшн… Но душа потребовала перемен, и он – чтобы прочистить карму и мозги – оставил работу и отправился в бессрочное путешествие по Украине. На пару дней заехал в Ивано-Франковск – остался там на 4 месяца. Где и вник в нюансы ресторанного бизнеса, оформлял меню различным кафешкам, подрабатывал официантом и поваром. Пришло понимание, что разработка собственных рецептов, создание вкусных блюд и гостеприимного комфорта для людей – то, что греет сердце, тот путь, который искал. Продолжил эту деятельность в Киеве, начал работать официантом в ресторане, открыл онлайн-кафе по доставке продукции различных производителей (сделав акцент на оздоровительных продуктах и сыроедении), проводил мастер-классы по готовке новых блюд, которые сам придумывал.

В этом году зарегистрировал ФЛП, приобрел пакет сертификационных документов на свою продукцию, чтобы получить право легально ее продавать. Сертификат обошелся Андрею в смешную сумму – около 300 грн. Но они бывают разные.

7-8-66-67-108-2

«С этими сертификатами, как и с санэпидемстанцией, – сегодня сплошной бардак. Службу расформировывают, люди – в прострации, не понимают, какие документы нужны, какие нет. В одних магазинах требуют, чтобы показал сертификат, другим это вообще не нужно. Я и сам сталкивался с несертифицированной, но отличной продукцией. Гречка. Прорастает каждое зернышко, что говорит о высоком качестве зерна. Но поставщик говорит, что, если примется ее сертифицировать, то цену на зерно ему придется поднять раза в полтора.

Говорят, в этом году Украина перейдет на европейскую систему санконтроля. В общем-то, это хорошо, мне приходилось видеть, как в некоторых местах еда производится – к ней стремно прикасаться. Да, и синтезированная химия в ярких упаковках – не самые оптимальные продукты. К сожалению, многие не понимают, что от качества питания зависит их настроение – легкость или тяжесть, ясность ума или тревожащие мысли».

У Андрея не было стартового капитала. К тому же свалились проблемы «переездного характера». Из Донецка в Киев перебрался брат, затем отец, а мама осталась там. Андрей – по жизни философ. «Деструктивные вещи, негативные новости – все эти составляющие повседневности требуют внимания, – рассказывает он. – А куда направлено внимание, туда уходит и энергия. Стараюсь в это не погружаться, я хочу созидать. Есть индейская поговорка «В каждом из нас живут два волка: добрый и злой, и побеждает тот, которого мы кормим».

Деньгами на весеннюю закупку сырья и оборудование (измельчители-блендеры, дегидраторы, контейнеры для проращивания семян) помогли родственники. Друзья Андрея предоставляют ему с напарницей возможность работать в арендованном помещении (магазинчик + кухня). Парень снимает комнату в 3-комнатной квартире, практически все заработки рефинансируются, вкладываются в развитие проекта.

«Я счастлив, занимаясь своим делом. Творчество, созидание и любовь облагораживают человека и пространство вокруг него, ведь так?»

По гениальному принципу – «сделай наоборот»

В сентябре Оксана Каталюк отметит 3 года со дня, когда первый раз заработала деньги на продаже своего кулинарного произведения – торта. Сегодня она считает свой проект «Кондитерская студия «Сладкие фантазии» вполне успешным, позволяющим не только кормить семью и баловать 4-летнего сына, но и вкладываться в развитие. У нее уже более 100 постоянных клиентов, но кухонных дел мастерица продолжает совершенствоваться: посещает мастер-классы, цены за которые порой превышают 10 тыс. грн, ищет пути перехода домашней кондитерской на экстра-уровень.

Приехала покорять Киев из Сумской области. Замужем, сыну 4 года. По образованию – бухгалтер. Но поняла, что бухгалтерия – вообще не ее, уже на 2-м курсе Сумского аграрного университета. После переезда в столицу год проработала на заводе «Рошен» в крекерном цеху.

«Очень трудно было. Конвейер и ночные смены – это ад и караул. Когда смыкаются глаза, а ты обязан быть шустриком, чтобы печенье не посыпалось в брак, когда счесываешь до крови подушечки пальцев, несмотря на то, что работаешь в перчатках, когда страшно болят ноги и ломит спину...» Потом на «Рошене» пошли сокращения, Оксана уволилась, поработала продавцом-консультантом бытовой техники в торговом центре.

7-8-66-67-108-3

Мысль заняться кондитерским бизнесом пришла Оксане, когда ее сыну исполнился год, и она приступила к поиску в Интернете «чего-то необычного на праздничный стол». «Посмотрела на цены – испытала шок! Десертные изделия достойного качества продаются за очень приличные деньги. Решила попробовать сделать что-то этакое самостоятельно, – рассказывает Оксана. – Месяц лепила фигурки крокодила Гены, Чебурашки, других мультяшных персонажей. Из мастики, съедобного пластилина. Получился шикарный торт, он был двухъярусным, а крокодил Гена вышел таким, словно явился из студии «Союзмультфильм». Хотя до этого великими художественными успехами Оксана не славилась – разве только «срисовывать в школе хорошо получалось». Первой ее клиенткой стала соседка – ее Оксана порадовала тортиком с поросятами, купающимися в шоколадной луже.

«Я люблю создавать что-то новое. Но торты из мастики не сильно люблю. Лично я знаю 2-3 человек, которым мастика по вкусу, но большинство людей ее не ест. Красота красотой, но полторта выбрасывается в мусорное ведро».

Оксана открыта новым знаниям. Не только черпает их в Интернете, но и регулярно посещает мастер-классы – по росписи пряников, лепке сахарных цветов, созданию пряничной карусели, евродесертов и муссовых тортов… Сегодня ее больше привлекают шоколадные или муссовые торты с зеркальными покрытиями, крем-чизы, которые делают из мягких сливочных сортов сыра… «Сегодня в тренде – торты с пряниками, вот, посмотрите, муссовый торт, а на нем – три пряника», – и Оксана показывает свою работу с пряниками в виде разноцветных динозавров. На верху популярности – воздушные коржи, фруктово-ягодный вкус.

«Для меня сейчас важнее найти свой авторский стиль – тортовый или пряничный, я продолжаю поиск. Мне не нравится штамповка. Присылают – хочу такое, а там, как обычно, торт обтянут мастикой и пупсик сверху лежит. Мне это уже неинтересно. Я хочу делать шедевры! Создать кондитерскую арт-тортов, студию открыть. У нас это, конечно, сложно, но возможно».

В качестве примера Оксана приводит частную кондитерскую-студию в Краснодаре, где художница пишет на тортах картины.

«Вот это мне интересно! Если ты научишься управлять шоколадом, будут у тебя и конфеты, и торты, и заказы. Создать произведение из шоколада – это не просто помолоть какао-бобы и добавить сахара. Накануне Пасхи я посетила мастер-класс крутых ребят из Беларуси, которые за полтора года поднялись так, что теперь по всему миру выступают. Они изобрели новую технологию окрашивания шоколада по принципу «сделай все наоборот», от которой пришли в шок самые продвинутые французские кондитеры. Никто не добивался такого блеска шоколада, словно торт покрыт шелком! А раньше – парень занимался системами вентиляции, девочка проводила туры по Европе... Больше 10 тыс. грн за три дня заплатила, сделала с ними 3 торта, но это того стоило!»

Оксана тоже проводит мастер-классы для школьников. Приносит свои заготовки, собирает, украшает с детишками пряничные домики. Дает индивидуальные мастер-классы на своей кухне. Самый дорогой ее торт – весом в 10 кг за 3 тыс. грн.

«Но тогда я еще не была заметным мастером, продешевила. Но и сейчас я очень сильно переживаю, как воспримут каждое мое творение, каждый пряник. Особенно когда звучит незаслуженная критика – а есть просто такие натуры, которые не могут без этого, чтобы нервы не извести.

Бывали и из ряда вон выходящие случаи, – рассказывает Оксана. – Срочный заказ. Требовалось сделать мастичную лепку модели машины, максимально приближенную к реальной. Значит, не спать двое суток. Все это нужно делать с пинцетом в руках. Сперва отказывалась, посулили предоплату и круглую сумму. Уговорили. Заказчица – из тусовочной элиты. Торт на день рождения ребенку. И такая уж привередливая – то ярус нужен чуть поменьше, то солома не там лежит. Впрочем, я сразу поняла, что это не мой заказчик, но не смогла отказать и работала над ним в ожидании катастрофы. И она случилась. Муж торт взялся отвезти. Зима, гололед, заносит машину, и верхний ярус торта съезжает с нижнего прямо перед домом заказчицы. Такого никогда еще не было! Пишу заказчице: «Извините, ждите, фарс-мажор!» Спасла, что можно было спасти. Приехал к ним вместо двухъ-ярусного одноярусный торт. Но в итоге, все были, как ни странно, довольны».

Ассортимент «Сладких фантазий» обширен: зефир и мармелад, бизе и капкейки, эклеры и модное нынче французское кондитерское изделие макарон.

7-8-66-67-108-4

«Макарон очень требовательный и капризный. Как и зефир, – объясняет Оксана определенные технологические особенности. – Пока я «на Вы» с макароном, хотя уже два года с ним «сражаюсь» – один раз получается классно, два раза не получается. Зефир при повышенной влажности быстро кристаллизируется. А если дождь шел день-два, можно пару дней к его изготовлению не приступать, ничего путного не выйдет, он будет впитывать влагу, вроде застыл, аппетитно выглядит, но разламываешь, а там сахаринки. Кстати, магазинный зефир будет гореть, если вы его подожжете, домашний – никогда. Это к вопросу о «пользе» магазинных продуктов. Мармелад намного дороже зефира. Его я делаю по большим праздникам. Когда все начинают звонить: «Мне б хоть с чем-то подарочную коробочку…»

Оксана дошла до уровня, когда ей просто не позволяют сидеть без дела. В один день ее «кондитерская» может собрать заказов для работы на всю неделю. Девушка уже зарегистрировала интернет-домен под свой бренд, к разработке сайта приступил знакомый дизайнер, но вскоре ему что-то помешало, а остальные просили заоблачные деньги. «Я все время вкладываю в развитие дела – за 3 года сгорели 3 миксера, пока не купила дорогой профессиональный. Да, все в этом деле необходимо профессиональное. Духовка изнашивается. Сейчас забиваю морозилку свежими ягодами на зиму».

Из последних кулинарных телепрограмм ей больше всего пришлась по душе российская «ТилиТелеТесто» – конкурс с участием звезд кино, эстрады, спорта, где участники (одни вовсе без кулинарного образования, другие – профессионалы) соревнуются в приготовлении сладостей. «Там нет игры на публику, как в нашем «МастерШефе», показательных ссор и нецензурной брани».

Обычно Оксана приступает к работе поздним вечером, когда уложен ребенок. Ей нужна тишина и покой. Перед 8 Марта, Новым годом, Пасхой ей доводится не спать по несколько суток. А вот для членов семьи готовит по принципу «что попроще-побыстрее»: «Летом вообще не заморачиваюсь – бросила овощи в мультиварку, на 15 минут в конвекционную печь, суп готов. Да, приходится оптимизировать время, распределять физические возможности».

«И я включаю скульптора…»

Основная специальность Елены Гиленко – стенограф, она – представительница исчезающей профессии, которой посвятила немалую часть жизни. Ошибочно считать, что специалисты данного профиля в наш электронно-информационный век сделались «ходячими приложениями» к диктофонам. Не всегда диктофон способен уловить все важные и значительные слова, особенно – в горячих дискуссиях в больших аудиториях. Уникальное мастерство стенографисток востребовано и сегодня, но далеко не так, как раньше. В Киеве работает лишь одна фирма, предоставляющая такие услуги. Порой

заказов не бывает неделями, особенно в летнее время, когда большинство организаций уходит в отпуск. И три года назад, прислушавшись к рекомендациям людей, познавших изумительный вкус ее выпечки, тортов, кексов, капкейков, пряников, которыми она регулярно украшала праздники друзей, Елена рискнула готовить кондитерские изделия на заказ.

Елена – самородный кондитер. «Раскрутилась» благодаря сарафанному радио. Теперь от заказов отбоя нет, однако…

«Иметь стабильный и высокий доход от этого промысла не всегда получается. Заработки скромные, а работа непростая, – рассказывает Елена. – Скажем, мои пряники ручной работы приобретает один магазин – по 20 грн за штуку, продавец делает наценку – 15 грн, продает пряник за 35 грн. Средняя цена на подобные изделия в Киеве – 40-45 грн, так что разметают быстро.

А вот моя «внутренняя бухгалтерия»: чтобы сделать стандартный заказ на 20 пряников, только на продукты трачу 150 грн. Но нужно еще расписать их цветным айсингом, упаковать, красиво завязать ленточками. 20 умножаем на 20 – получаю за них 400 грн. Чистый доход – менее 250 грн. А работаю над заказом в течение 3 дней. Это не очень большие деньги в наше время».

Делать торты сложнее, но и заработок на заказе больше. Особенно, если вес торта составляет 3-4 кг. Однако 20 пряников проще изготовить, чем 1 торт, и в плане выпечки, и в плане оформления.

«Средний торт начинаю делать примерно за неделю до назначенной даты». Если учитывать время только на его изготовление, когда мастер принимает заказ, обсуждая все нюансы его вида и состава с заказчиком, закупает продукты, стоит у плиты и наносит декор, то на все это уходит 3-4 дня. В большинстве случаев декор, украшения, скульптурные композиции на торте делаются из кондитерской мастики, которая лепится, как пластилин, но застывает. Ее основу составляет сахарная пудра, среди добавок – желатин, крахмал, яичный белок…

С изготовления фигурок из мастики и начинается в среднем 7-дневная (с двумя выходными) работа над тортом. Личный рекорд Елены – приготовление 3-х шикарных тортов за одну неделю, но постоянно в таком режиме не посозидаешь. Лена так и не перешла на конвейерное стандартизированное производство – каждое ее произведение эксклюзивно.

7-8-66-67-108-5

Есть и ультрасовременная технология нанесения съедобных изображений на специальную пищевую бумагу. Съедобные картинки (какие угодно – вплоть до фото человека, которому будет презентовано изделие) печатаются на сахарных либо вафельных (рисовых) листах на специальных пищевых принтерах. Изображения наносятся на листы формата А5-А4, от 45 грн за лист. Затем этот лист (или несколько) размещается на верхнем корже торта и начинаются работы по приданию ему объемных, рельефных форм, размещению дополнительных украшений.

Торты собственного производства Лена продает по цене от 250 грн за 1 кг.

«Магазинные торты, в основном, порошковые, поэтому большие и легкие – мои меньше и потяжелей, в них только натуральные продукты. Яйца, масло, молоко, ягоды, фрукты, орехи. На производствах используются сливки сухие и аэрозольные, я покупаю только натуральные, домашний или магазинный творог… Обычно в моем 2-килограммовом изделии – 1 кг крема, но каждый ингредиент обговаривается с заказчиком. Крем масляный либо фруктовый? Какие добавляем фрукты, какие орехи? Используем сливки или сгущенку? Хотите шоколадные коржи для детского торта? Будет много детей? Тогда ни в коем случае! Если вы не уверены, что ни у кого из детей нет на шоколад аллергии, рисковать не будем».

Увеличивается цена на продукт, если в нем используется дорогие ингредиенты. Например, торт «Киевский» – легкий, но дорогой, прежде всего за счет использования недешевого фундука.

Давать кусочек на пробу – нет такой практики в этом деле. Вкус познается на праздничном столе, и можете себе представить, до чего обидно, когда он ну совсем не такой. При этом рынок кухонных кондитерских в Киеве достаточно развит, но нередко практикуются подходы, чтобы поменьше потратиться, но подороже продать. Так что и вам могут попасться внешне великолепные, но невкусные торты.

Сложность декора увеличивает цену торта. Лене приходит на электронный ящик иллюстрация от заказчика с изображением, которое он хочет видеть на торте. Иногда присылают рисунки. Например, палатка, а внутри – именинник и русалка.

«А остальное – что сама придумаешь! Именин-ник – рыбак. И я включаю скульптора. Создаю озера, камыши, лилии, деревца, пейзаж… Или вот женщина выслала картинку со словами «Happy Birthday» в окружении надувных шариков. Сделала. Нет, вижу, не хватает чего-то. Леплю медвежонка, надуваю маленькие надувные шарики, привязываю к тонким проволочкам для декорирования, вставляю ему в лапу. Шарики на картинке и медвежонок держит шарики в руках – теперь то, что надо!»

Для работы с мастикой нужны специальные инструменты – пресс-шприцы, пластиковые скребки, кулинарное колесо для нарезки, палочки для оборок, для прожилок… Есть даже утюжок специальный мастичный. В Киеве есть два магазинчика, специализирующихся именно на таких товарах (на Петровке и на Позняках), но Лена прибегала и к услугам интернет-магазинов Харькова и Полтавы, там дешевле. Не будем забывать, что такого рода кулинарное искусство требует приличного расхода газа и электроэнергии (крутятся миксеры, кухонные комбайны и прочие электроприборы), закупок форм, пищевой бумаги, подставок для тортов…

До занятий этим ремеслом Елена последний раз бралась за лепку еще в школе и выдающимися данными, признается, не блистала.

«Страх, что получится некрасиво, конечно, был, но, оказалось, зря боялась. Есть еще техника рисования на мастике пищевыми красками. Это для меня куда сложнее – проще тем, кто набил руку в художественном рисовании».

Тортовый заказ невозможно выполнить в удобное для мастера время. Если он нужен к воскресенью, кондитер не может сделать его в четверг или в субботу и поставить в холодильник дожидаться заказчиков. Торт должен быть свежим, выпеченным к определенному дню. Так что свободным художником кондитера назвать сложно, у него нет возможности работать по гибкому графику.

В летний сезон «кухонное производство» сокращается – на жаре торт может испортиться за время транспортировки, а далеко не каждый заказчик готов прибыть за тортом со своим холодильником или заказать соответствующий транспорт.

А еще бывают обыкновенные технические ошибки – не вполне удался корж, надо переделывать, не получается фигурка… Творческая работа по декорированию не всегда идет гладко и легко.

«Бывает, психую или сложно себя заставить. Часто это зависит от человека, которому выполняешь заказ. Если я знаю этого человека, работа движется гораздо веселее. Можно ему написать-позвонить в ходе рождения идей, спросить, могу ли я дополнить изображение так-то? Постороннего человека беспокоить по «пустякам» неудобно, бывало, что отмахивались – ой, это будет лишний вес, не надо мне этого».

За 3 года был только один случай, когда от заказа отказались. Заказчице не понравилось оформление торта.

«Она рассчитывала, что оно должно получиться один в один с предложенным ею эскизом, но такого никогда и ни у кого не бывает. На эскизе – рисунок, здесь – лепка. Начала говорить, что за такое исполнение прошу слишком дорого. Кстати, это была моя самая богатая заказчица».

Это – минусы «кухонного предприятия».

«А главный плюс в том, что практически круглый год у нас есть что-то вкусненькое к чаю», – улыбается Елена.

Блины с Бетховенско-Шопеновской начинкой

Татьяна Ревуцкая – по специальности маркетолог, работала в крупных ИT-компаниях, окончила Киевский политех. Высшее техническое образование, полученное также в политехе, помогло и в маркетинге.

«Ведь «техническое мышление» позволяет структурировать данные, находить причинно-следственные связи, – говорит Татьяна. – А уход в декрет удачно совпал с кризисом 2008 года. Дети, семейные хлопоты, работа мамой. Сейчас сыну – 8, дочери – скоро 5, пришла пора возвращаться в деловой мир. Заглянула в себя – нет, обратно в офис не хочу, хочу заниматься чем-то своим. Подбирала-подбирала… Торговля, может? Китай? Модные вещи? Нет, не мое. Сетевой маркетинг? Пришла к мысли, что хочу создавать что-то такое, что будет облегчать людям жизнь и на что есть спрос. По себе знаю (а у меня был очень жесткий рабочий график, сплошные авралы), у людей, зашивающихся в офисах, на приготовление еды остается совсем немного времени и часто просто нет сил становиться к плите после работы! А мамочкам, у которых маленькие детки на руках… у них же просто хронический цейтнот. К тому же есть очень много людей, как мужчин, так и женщин, которые любят вкусно покушать, а сами готовить не умеют или не хотят».

Татьяна решила готовить еду, которую перед употреблением нужно только разогреть. Выбор пал на домашние блины с начинками.

Изучение данного сегмента рынка показало, что многие «домашние кухни» предлагают блины как одну из позиций обширного меню, а у тех, кто сосредоточен только на блинах, налажено производство «с пылу, с жару» – блины развозятся клиентам в день их приготовления. К этой концепции Татьяна планирует приступить, когда «раскрутится», когда расширится клиентура, когда сможет арендовать кухню побольше и привлечь дополнительно сотрудников на готовку, закупки и доставку.

7-8-66-67-108-6

Но это – в будущем. А пока в ее арсенале: умение готовить «ну очень вкусные блины», нехитрые кухонные принадлежности, морозилка, автомобиль, Facebook с рекламной визиткой «Млинці-Молодці!».

Татьяна занимается этим кухонно-кулинарным бизнесом недолго, с начала этого года. Наготавливает блинов, отправляет их в морозилку, распродает примерно за неделю.

За «скромными» заказами клиенты приезжают к Татьяне в столичный район с гастрономическим названием Борщаговка. При заказах «от 4 кг» (или «свыше 400 грн») – доставка бесплатная. Платная доставка в любой район города – 40 грн. «Я на доставке не зарабатываю, – говорит Татьяна. – Это самое топкое место в этом деле. Покрываю только расходы на бензин, и сегодня думаю над тем, чтобы сделать разные расценки на доставку для клиентов с левого и правого берегов».

Домашние блины, приготовленные на молоке, относятся к тем продуктам, вкус которых при заморозке не ухудшается. Начинки подобраны такие же. Наиболее востребованы блины с куриным мясом, грибами, творогом. «Но люди, которые отведали мои блины с ягодами, как правило, повторяют заказ. Клубничные блины стали хитом сезона. Я нашла в интернете французский рецепт, когда при разогреве замороженного блина внутри образуется клубничное варенье. Но эти блины требуют больше времени на приготовление».

А вот такая аппетитная ресторанная позиция, как «блины с семгой», во-первых, не подходит для заморозки – блин с рыбой при размораживании потеряет вид, во-вторых, это недешевая позиция сама по себе. Но под заказ «с печи – на стол» (такие заказы пока нечасты) женщина готовит блины и с красной рыбой, и с соленым сыром, и с варенной сгущенкой, словом, со всем, что вам будет угодно.

«У меня есть клиентка, обожающая блины с маком. Приготовление таких блинов требует более трудоемкой работы, с ними много возни. Мак нужно хорошенечко растереть. У родителей когда-то была отличная меленка – через нее мак прокатывался на раз. Но у меня пока, увы, нет. К тому же сейчас, представляете, невозможно найти мак, который бы не горчил – я на прошлой неделе обошла два рынка, несколько магазинов. Сами же продавцы не рекомендуют покупать, предупреждают: «Горчит, старый». Нового урожая ждут. Из Венгрии его, кажется, возят».

Татьяна признается, что какой-то «ах, любви» к кулинарии прежде не испытывала, но всегда приступает к процессу готовки с большим удовольствием. «Для настроения включаю музыку. Недавно сын начал заниматься на пианино, и классика-классика… Просто на душу ложится. Бетховен, Моцарт, Шопен… Так что мои блины подзаряжены и музыкальной энергетикой», – улыбается она.

Важно, по мнению Татьяны, то, в каких условиях готовится еда. «На моей кухне всегда чистота. Посуда моется в посудомоечной машине, поверхности, досточки перед началом работы всегда дополнительно обрабатываю антисептическим раствором, на мне чистые фартук и косынка. Как в детстве, когда мама учила готовить».

В этом деле очень важно, чтобы клиент понял, кто он и какой он – домашний повар, у которого заказывается еда. Домашний повар – не столовский. Согласитесь, всегда вкуснее блюда, полученные из рук доброжелательного, приятного человека, и постоянные заказчики становятся друзьями Татьяны в Facebook, видят, чем живет и дышит интересная женщина. За полгода «блинного бизнеса» Татьяна «набила базу» из нескольких десятков постоянных клиентов. В основном, благодаря бесплатной «витринке Facebook», на которую подписаны 62 человека. Другие рекламные носители экс-маркетолог пока не использует. Размещает сообщения в группах по интересам – «продам», «приготовлю», «hand made»… «Это нужно делать регулярно. Хотя бы раз в три дня размещаю посты, без них особых продаж не жди. И без «лайков» сегодня никуда. Но лучше всех «лайков» – это когда клиент звонит и говорит: «Таня, твои блины – ну это ж просто бомба!» Это воодушевляет!»

А еще важны люди, верящие в твои силы, подставляющие плечо, не дающие скукситься. Для Татьяны это – дедушка, который проводит каникулы с внуками, и кума: «Она давно занимается бизнесом по производству ювелирных украшений из серебра по эскизам, нарисованным детьми. Любит нестандартные вещи и решения. Подсказывает, советует, заряжает энтузиазмом, она у меня суперэнерджайзер по жизни», – говорит Татьяна, которую по энергетике я бы отнесла к героиням шопеновских вальсов.

«Любая хозяйка при желании может начать этим заниматься, вложений практически никаких. Но если рассчитывать только на такие, как у меня, розничные продажи, этим бизнесом вряд ли возможно прокормить семью. Для дальнейшего развития нужен мелкий опт. В семье мы расцениваем мою деятельность как приработок, но я не намерена останавливаться на достигнутом, в настоящее время веду переговоры с двумя кафе».

На страничке «Млинці-молодці!» Татьяна коллекционирует записи из мировой блинной истории, делится интересными рецептами. У каждого народа есть своя кулинарная мучная лепешка. У индусов – чапати, на Кавказе – лаваш, французские блины из бездрожжевого теста называются крепами, особенная рецептура и у британских блинов.

Кстати, слово «блин» образовалось из церковно-славянского «млинъ» в результате диссимиляции (изменения одного из звуков), а украинский «млинець» сохранился в первородном виде и тесно связан с «млином» (мельницей) и молотьбой. Но все же украинской национальной «лепешкой» является скорее «вареничка» – кружок теста, из которого лепится вареник.

Цены на Татьянины «млинці-молодці» сопоставимы с ценами на них в кулинарных отделах известных столичных маркетов. Блинная мастерица использует частично базарные, частично магазинные продукты – из эко-продукции будут получаться слишком «золотые» блины. «Я, конечно, приму заказ на эко-блины, но пока такого не поступало, – рассказывает Татьяна. – А вот творог всегда беру у знакомых фермеров, имеющих небольшое хозяйство из 5 коров, на их «молочке», которую мы покупаем уже лет 5, выросли мои дети».

Додати коментар


Захисний код
Оновити

В Украине предлагают ввести «драконовские» штрафы за выброс мусора вне урны. Я - …

Абсолютно «за»! Надо бы и уголовную ответственность ввести за такое - 56.1%
Поддерживаю идею, но штрафы должны быть вменяемыми - 27.3%
Против штрафов. Нарушителей надо наказывать уборкой улиц и сбором мусора - 13.6%
Против. Те, кто мусорят, все равно платить не будут - 1.5%
Пока не определился - 1.5%

Стоит ли разрешить в Украине двойное гражданство?

Да, это нормальная мировая практика - 48.6%
Нет, рано нам - 36.3%
Кому нужно, давно пользуются - 11.2%
Мне все равно - 2.8%