Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
31.57805
RUR/UAH
0.46171
USD/UAH
26.63466
BTC/UAH
5420.2179
 

О конных мирах – реальном и метафизическом

Роман Барашев
журналист

Отношение к лошадям, ведущее к еху-финалу

Исторически сложилось так, что конным у нас считается последний день лета – 31 августа. В Украине он отмечается без особого размаха, но именно в этот день – памяти мучеников Флора и Лавра по православному календарю, – поминая «милостивых ходатаев о нуждах земледельцев», мы вспоминаем, что еще не так давно в Европе, Азии, Америке именно лошади считались главным богатством человека, самыми ценными представителями животного мира в домашнем хозяйстве. Вот и на иконах, посвященных Флору и Лавру, изображены не собаки, не кошки, не коровы, а лошади, кони. А согласно Библии, Откровению Иоанна Богослова, именно лошади, четыре жуткие инфернальные лошади, потормошат человечество в конце его существования: белая, рыжая, вороная, бледная. Всадники на которых – эпидемия, раздор, голод и смерть.

9-68-140-1

Тридцать первого августа завсегдатаи социальных сетей переключаются с традиционного «пощения» кошек в своих дневниках на изображения гривастых, стремительных, прирученных, одомашненных животных, на которых век за веком скакала, воевала да пахала человеческая цивилизация. А доскакав до изобретения паровых двигателей и стальных механизмов, до технического прогресса, она же устроила своим вчерашним друзьям, кормильцам и героям настоящий геноцид – в начале прошлого века численность парнокопытных животных стала сокращаться катастрофически.

Исход

Есть данные, что за время Первой мировой и Гражданской войн количество лошадиных голов на территории от Дальнего Востока до Карпат уменьшилось вполовину – с 38 до 19 млн. А сколько лошадей из вчерашней мирной развлекательной жизни с ее зрелищными скачками, каретными упряжками, цирковыми джигитовками ушли на мясо для фронтов! Все – от породистых до клячеобразных... В Великой Отечественной на нашей стороне были задействованы 3 млн лошадей, 7 млн были угнаны в Германию.

Следующая «фаза» лошадиного вымирания произошла после расформирования кавалерии как рода войск, случилось это в СССР в 1955-м. Этот печальный процесс отразился в песне «Проходит кавалерия» 1968 года (слова А. Алуштова, музыка В. Шаинского).

«Каурые и белые,
Соловые и рыжие...
Проходит кавалерия,
Вы слышите, вы слышите?
За что, не понимаю я,
Коня мы так обидели?
Парады принимаются
И то с автомобиля…»

9-68-140-0

Уже к 1981 году количество нелепых, как их называли – «рабочепользовательных», и породистых элитных лошадей в СССР уменьшилось до 5,6 млн.

Покладистые помощники крестьян, животные, ставшие родоначальником понятия «транспорт», побратимы человека в военном искусстве (даже шею лошади природа изогнула так, чтобы всадник-кавалерист чувствовал себя защищенным от первой стрелы или пули, что придавало и казаку, и гусару, и джигиту дополнительной храбрости) – словно исполнили свой судьбоносный долг перед человечеством. И были отправлены на «мясокомбинат истории». Нет, конечно, мы еще бережем отдельно взятых резвых лошадок, породистых жеребцов, открываем конноспортивные клубы. Но вот в сельских домохозяйствах кобылок держат лишь избранные землепашцы, а в Интернете появляется все больше тревожных объявлений волонтеров, защищающих животных, – о голодающих, распродающихся на колбасу лошадях. И много-много далеко не гламурных фото лошадей с выпирающими из кожи ребрами.

Дикие лошади встречаются очень редко, как правило, в заповедных частях земли. Табун лошадей Пржевальского замечали в лесах Чернобыльской зоны, несколько низкорослых тарпанов (или польских коников) поселили в парке природы «Беремицкое», что в Киевской области, есть очевидцы, видевшие дикий табун на Кинбурнской косе, что на Херсонщине, но, когда я исследовал эту чудесную приморскую обитель природы, лошадок там не обнаружил. А вот коровы приходили погреться на пляж к отдыхающим, правда, не дикие, а из соседнего села.

Любопытные данные о результатах зоологических исследований представлены на сайте киевского парка «Беремицкое». Зоологи приводят доказательства, что степи без копытных животных постепенно утрачивают свою красоту, наполненность травами, их видовое разнообразие в таких местах значительно ниже, чем на участках с умеренным выпасом: «Так было и в парке природы «Беремицкое». До момента появления диких лошадей трава не была достаточно высокой – много лет уже слежавшаяся, твердая земля, через которую очень сложно пробиться новым росткам. На огромном поле практически стояла тишина без насекомых. Но как только польские коники стали передвигаться по территории парка, он ожил. Количество насекомых очень сильно увеличилось, трава «загудела» разными голосами. Стали прилетать птицы».

И это лишь одна малоизученная взаимосвязь растительного, птичьего и конного миров, а как же много еще разнообразных хитросплетений у биологических царств, населяющих планету! Если кони возвращают земле способность «дышать», быть может, и на человеческий мир они влияют как-то по-особенному, например, духовно укрепляюще, просто никто этого пока не изучил, не исследовал? Может, потому мы и не придаем великому исходу лошадей последнего времени такого уж опасного для человечества значения?

9-68-140-2

Встречаются дикие лошади и в России. Например, на острове Водный на озере Маныч-Гудило в Ростовской области живет табун, который уже пять с лишним десятилетий не знает, что такое седло и подковы. Впрочем, это не совсем дикие, но одичавшие лошади, которые когда-то были выбракованы из конного завода «Орловский».

В 2012 году канадскими натуралистами-кинематографистами был снят документальный фильм «Дикие лошади Канадских Скалистых гор» о последних небольших – в пару десятков голов – табунах, обитающих на севере Канады, и о том, как неудержимый техпрогресс отнимает у оставшихся необузданными животных и эти последние ареалы существования.

«Никого не жалко, никого…»

Кавалерия проходит, ло­-шади уходят… Порой уходят так страшно, так сверхъестественно, словно бы и жизнь человека в самом деле зависит от нашего отношения к лошадям. Неужели некие потусторонние силы наказывают человека за немилость к великому и сакральному конному миру?

Как известно, в этом году 21 августа стал черным днем для российского города Ростова – никогда еще в его современной истории не было столь масштабного пожара. Почти полностью выгорело несколько кварталов домов, без крова остались более 600 человек.

А незадолго до этого, 26 июля 2017 года, на старейшем конном заводе РФ им. Семена Буденного в поселке Верхнеянинском Ростовской области сгорела конюшня с четырнадцатью породистыми лошадьми. В апреле этого года – в огне погибли шесть несчастных животных также в ростовской конюшне «Дом белой лошади». Итого: 20 охваченных пламенем грив, 80 копыт, сотни отчаянных и безуспешных попыток вырваться из огненного ада, устроенного извергами (установлено, что конюшни подожгли живодеры). А, между тем, Ростов – это центр российского лошадиного движения, близ Ростова располагается главный ипподром страны – Газпромовский.

Сегодня, когда нашим миром правят враждебно-воинственные лозунги, а фанатики заточенной на взаимоуничтожение пропаганды ставят в ничто не только жизнь человека, но и целых «неверных народов», у большинства из нас гибель очередной пары десятков лошадей (еще и где-то там в Ростове) не вызовет душевной боли. Впрочем, и в Украине подобных инцидентов хватает – все чаще фиксируются случаи, когда доведенные до истощения, больные животные, использовавшиеся в отрасли развлечений, умирали прямо на мостовых, как недавно, в августе, в Одессе. Видали мы катастрофы и пострашней.

Но вы замечаете, что воспитание, основанное на утверждении сострадания как основы духа человека, как-то незаметно отошло на задний план, устарело в нашем обществе. И мне приходилось слышать от современных мам, оберегающих душевное спокойствие детей: «Посмотреть с ребенком фильм «Белый Бим, Черное Ухо»? О страданиях собаки? Да, ну его! Зачем душу тиранить? И без того – всюду смерть, жестокость, боль».

Сегодня у энергичной, заточенной на успех интеллигенции, нового «безлошадного» поколения в чести устремленность в позитивное, которое не грузит и не парит, – время включаться в то, что заряжает энергией, желанием жить, бороться и побеждать. Не время раскисать. На языке конников такое состояние зовется резвостью, резвость – особо ценное качество скаковых лошадей. На ипподромах так и говорили – такая-то лошадь вошла в резвость, учитывайте, делая ставки.

А ведь совсем недавно, всего-то лет 20-30 назад, слезоточивые произведения, вот эти, например, строки из песни «Рыжий остров» об утонувших лошадях, которая входила в топ-10 золотых песен гитарно-дворового жанра, считались чуть ли не программными для изучения и исполнения «настоящими пацанами».

«…Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли».

И пусть сегодня эти стихи входят в концертный репертуар выдающегося Вениамина Смехова, на телешоу песню исполняет еще один прекрасный актер, звезда советской эстрады 80-х, Игорь Скляр. Но стоит признать, эти строки уже не трогают, не греют, чувствуется, что жалость и сострадание не спасут наш вместе с конным миры. А что же тогда спасет?

Несбывшаяся конная мечта Владимира Высоцкого

Есть переплетения биологические, а есть судьбоносные – то ли случайные, то ли фатальные, которые мы также замечаем не всегда. Автор слов приведенной песни «Рыжий остров» – поэт Борис Слуцкий, родился в Славянске Донецкой области в 1919 году, жил в Харькове, Москве, почил в Туле в 1986 году, где в течение продолжительного времени находился в психиатрической лечебнице. Пишут, что финал его жизни был сродни растянувшейся на годы муке тонущих лошадей – смерть жены подорвала психическую структуру поэта.

Так вот, в своих воспоминаниях «О других и о себе» в главе «Как я описывал имущество у Бабеля» Слуцкий рассказывает, как он, будучи студентом Московского юридического института, оказался в квартире писателя вместе с судебным исполнителем, который называл Бабеля жуликом, выдающим себя за литератора.

Эта встреча гениального «конного прозаика» с «конным поэтом» произошла в 1938 году, в 39-м Бабеля арестовали, в 40-м расстреляли…

Лысоватый еврей в очках, полный, весь такой домашний – но вышло так, что именно такому «всаднику» выпала миссия стать самым искренним бесстрашным летописцем конных баталий гражданской войны. В романе «Конармия» он рубанул всю сермяжную правду без оглядки на партийные форматы и ленинский ура-патриотизм, поведал о военной удали, как об удали животной, зверской, хищнической, разорительной, рассказал со всеми ужасающими подробностями.

Кони – более, чем просто животные, они частые герои песен, сказок, легенд, они – тотемны и метафоричны. У легендарного Владимира Высоцкого, который, как известно, пел песни и от имени представителей различных профессий, и от имени животных, и даже от имени неодушевленных предметов, была мечта написать большую конную поэму. Вот как он рассказывал об этом на одном из концертов, перед исполнением песни «Бег иноходца» (о свободолюбивом коне, который был «согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды»):

«Задумал написать такую песенную поэму, которая будет состоять из многих-многих баллад про лошадей. Потому что люди все сказали про свою историю, а про историю лошади еще нет, хотя они все время сопровождали человека, сколько существует история. И там, в поэме, будут баллады, например, баллада о тачанке, баллада о кибитке, баллада о катафалке, о колеснице римской. Будет несколько стихов и песен про лошадей знаменитых людей, ну, скажем, Наполеона, Кутузова, Буденного. О Росинанте можно написать что-нибудь смешное».

Мечта поэта не осуществилась, но три его знаковые нервно-оголенные песни изнутри сопряжены с лошадьми.

9-68-140-3

Первая – «Кони привередливые» – была написана в 1972 году, за 8 лет до смерти поэта. Предлагалась автором для кинофильма «Земля Санникова», но в фильм не вошла.

«Чуть помедленнее, кони! Чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть…
Но что-то кони мне попались привередливые:
И дожить – не успел; мне допеть не успеть!»

Высоцкий наполнил лошадиные образы сакральным метафизическим смыслом, очевидно, кони для автора – это и жизненные энергетические ресурсы, которые надо поить-наполнять, и путеводные силы судьбы, и наши эмоции, по которым стегают нагайки обстоятельств.

Для почитателей творчества поэта эта песня является его основной покаянной песней, молитвой «надрывного» духа, а портреты Владимира Семеновича часто сопровождают изображения лошадей. Две буйные конные головушки размещены на его могильном памятнике на Ваганьковском кладбище (скульптор А. Рукавишников): певец, вырывающийся из «смирительной простыни» жизни, и его гениальная «тройка» – гитара да две гривы.

А в 2013 году в Новороссийске был установлен конный памятник «Исход», посвященный трагедии Белой армии и поддержавшего их казачества (скульптор А. Суворов), где изображены конь и герой Владимира Высоцкого из фильма «Служили два товарища», напоминая тот знаковый эпизод, когда верное животное бросается за уходящим судном и белогвардеец вынужден пристрелить своего друга, после чего стреляет в себя.

«Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы – все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной…»

Это стихотворение поэта-эмигранта Николая Туроверова (1899–1972) ожидало своей мелодии десятки лет и стало популярной песней в начале 90-х. А «привередливых коней» Высоцкого все гонят вперед – песню исполняли и исполняют Тамара Миансарова, Гарик Сукачев, Марыля Родович, Диана Арбенина, Григорий Лепс, Александр Малинин… В 2014 году исполнена группой «Rose Motel» на корейском языке и стала одной из основных музыкальных тем телесериала «Неудавшаяся жизнь».

Стоит заметить, что слова «чую с гибельным восторгом: пропадаю-пропадаю» – это перефраз из рассказа той же «Конармии» Бабеля, которого очень ценил сам Высоцкий: «Пропадаем, – воскликнул я, охваченный гибельным восторгом, – пропадаем, отец!»

Вторая знаковая конная песня Высоцкого, песня ужасов – «Райские яблоки» – была написана в 1977 году. В этой трагичной балладе душа лирического бьет в галоп уже на «тройке», в которую впряжены ворованные клячи. На краденых конях, поясняет здесь духовный наставник советской интеллигенции, в рай вскочить, конечно, можно, но что это будет за рай?!

«Неродящий пустырь и сплошное ничто, беспредел…»

Творческое «Я» Высоцкого продолжает гнать коней «вдоль обрыва», обретая спасение в бегстве из потусторонней чертовщины с райскими яблоками в руках. Очевидно, что главными смыслами существования для поэта здесь является любовь и верность женщины, которой он везет эти яблоки и которая готова ждать его, в каком бы раю или аду тот не был. Ну, и умение держаться в седле при самых сложных обстоятельствах.

Но, похоже, именно наезднического умения и не хватило самому Владимиру Семеновичу, чтобы удержаться от разрушавших его зависимостей. И, наконец, целый гимн самой черной депрессии вылился из поэта в третьей конной песне под названием «Песня конченного человека».

«На коне, – толкни – я с коня.
Только «не», только «ни» у меня».

Вся песня – описание того бесславного бесконного конца, когда «не прихватывает горло от любви, нервы больше не в натяжку, хочешь – рви», когда «не бесят, не свербят, не теребят ни мысли, ни вопросы, ни мечты».

«Толка нет. Толкни – я с коня.
Только «не», только «ни» у меня».

И мы понимаем, что в этой песне усталость от седла, от борьбы с притяжением земли («лежу – так больше расстоянье до петли») чувствует уже не лирический герой, а сам автор.

«Все мы немного лошади…»

Не правда ли, созвучные фамилии – Высоцкий и Маяковский? Высок… Маяк… Лошади... Одно из самых популярных произведений Владимира Маяковского является к нам словно наставлением – не отрекаться от лошадей. Оно так и называется «Хорошее отношение к лошадям». И здесь о сострадании, которое, в конечном итоге, избавляет от печали даже самые уставшие сердца.

«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

И лишь после этого внутреннего монолога поэта к лошади происходит чудо – та, которая умирала на дороге под насмешки толпы, «ржанула и пошла».

«Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило».

В следующем году этой морали стукнет 100 лет. А мысль о том, что «все мы немного лошади», топотом копыт раздается во многих стихотворных произведениях. «Мы думали, что мчимся на коне, а сами просто бегали по кругу», – поет Андрей Макаревич. «Лошадей пристреливают, не правда ли?» – называется картина об изматывающем человеческую психику танцевальном шоу, в котором участники должны были перетанцевать друг друга в беспрерывном бессонном марафоне – победит тот, кто дольше продержится на ногах.

9-68-140-4

Признаем, что похожую – «все-мы-лошадиную карму» – приходится сегодня отрабатывать многим из нас?

Кони, ушедшие в песни

«Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой…
Ямщик лихой, он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души».

С этих строк (автор стихов – Ф. Глинка, композитор – А. Верстовский), где, как и у Высоцкого в «Райских яблоках», именно душа-девица, хранительница очага или, как метко говорят по-украински – «берегиня», является основой, смыслом мужественности, стремлением (от «конного слова» – «стремя») мужской души, начиналась эпоха романса, который также тесно связан с лошадьми. Их то седлают-запрягают, отправляясь к «любушкам», то гонят во всю прыть, то просят не торопить, потому что спешить больше некуда, то теряют… А процитированную песню о валдайских страданиях некогда чудесно исполнял Герой Украины, оперный тенор Анатолий Соловьяненко.

Есть целый подраздел романсов – «Ямщицкие песни», который изучил советский литературовед-публицист Ираклий Андронников, и, похоже, его подборка (из 14 ямщицких песен, которые были опубликованы в «Литературной газете» в далеком 1975 году) – единственная на сегодня песенно-лошадиная музыкальная коллекция, заархивированная СМИ. Как странно, что еще не реализован проект по выпуску тематических конных пластинок-компактов, где можно было бы собрать, к примеру, лучшие:

  • зимние конные («Три белых коня», «Джингл-белс» («Послушайте меня, пока лежит снежок, для девушки коня впрягите в свой возок»), «Ой, мороз-мороз, не морозь меня, не морозь меня, моего коня» и мн. др.);
  • украинские конные («Ой чий то кінь стоїть, що сива гривонька», «Розпрягайте, хлопці, коней!», «Як упав же він з коня…»);
  • конные Александра Розенбаума («Извозчик», «В небе парит белый в яблоках конь», «Заболело сердце у меня…», «Песня красных конников…»);
  • конные рок-исполнителей («Конь-огонь» группы «Калиновый мост», «Ямщик» – «Алисы», «Скачки» – «Машины времени», «Кони беспредела» и «Белая лошадь» – Бориса Гребенщикова, «Гость на коне» – Леонида Федорова…);
  • конные из кинофильмов («Я подозвал коня», «Мое детство – красный конь»…);
  • конные разных народов («Gangnam Style», который можно перевести как «Тык-дык стиль», «All the Pretty Little Horses» – красивейшая американская колыбельная…).

Эти сборники разошлись бы на подарки любителям и поклонникам лошадей, коих среди нас остается очень и очень много... А есть еще стихи, картины, кино, танцы – образовалась целая «конная вселенная» с материалами для многотомного искусствоведческого исследования.

«Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?.. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..»

Помните, в школе проходили? В «Мертвых душах» Николая Гоголя – конная песнь.

Гоголь, к слову, тоже был песенным коллекционером, однако недолго. «Вы не можете представить, – писал он Максимовичу в Киев, – как мне помогают в истории песни. Моя радость, жизнь моя! Песни! как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, пред этими звонкими, живыми летописями!» Во времена Гоголя конная тема была самой популярной, жизненной. Считай, в каждой второй песне казак уходил из дому. Седлал коня, прощался с матерью, с возлюбленной. Ни стада, ни земли, ни богатство не нужны казаку, а «добрый коняка и сабля-панянка».

«– Соколоньку, сину, чини мою волю,
Продай коня вороного, вернися додому.
– Соколихо, мати, коня не продати,
Мому коню вороному треба сенца дати».

Кони – это еще и силища, которая не может удержать казака на привязи, даже на привязи любви и домашнего тепла.

9-68-140-5

«Тройка мчится, тройка скачет», «Запрягу я тройку борзу», «Степь да степь кругом», «В лунном сиянии снег серебрится, вдоль по дороге троечка мчится», «Когда я на почте служил ямщиком»… – «троечных песен» несколько десятков наберется. Плюс есть еще иностранные ремиксы. Так, русские тягучие ямщицкие напевы с тяжелыми раздумьями о подневольной жизни стали практически родными для китайцев и японцев – в Интернете можно найти массу роликов, где песня «Однозвучно гремит колокольчик» (автор – крепостной поэт Иван Макаров, который и сам замерз в дороге) исполняется чуть ли не как национальный хит: со сцены многими певцами, хором на дружеских вечеринках.

Интересно, что последний русскоязычный конный хит, нередко исполняемый и в Украине, считается чуть ли не народным гимном России.

«Ночью в поле звезд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конем по полю идем…»

Казалось бы, проста, как отшлифованная доска, эта старинная а-ля сельская композиция – мужик, конь, звезды-васильки, ночи тишь… Строки – самые незамысловатые, какие только можно придумать, но вот же берут за душу миллионы людей, после группы «Любэ» сотни исполнителей эти строки перепели. Может, это генетическая память о человечье-конном славном прошлом народа так наше нутро бередит?

Человек с конем – это и образец крепкого крестьянина-хозяйственника, продвинутого воина – до самых танковых сражений всякий пехотинец завидовал кавалеристу, и далеко не каждый кавалерист мог спокойно пережить разжалование в пехоту после гибели коня.

Шлягер про коня был впервые исполнен в 1994 году, и автор музыки Игорь Матвиенко (продюсер групп «Любэ», «Иванушки International», Жени Белоусова и др.) в одном из интервью рассказывал, что эта – главная в его жизни песня – была принесена из церкви. В команде Матвиенко участвовал «… покойный Анатолий Кулешов, Царствие ему Небесное, он в церкви пел, был хормейстером, репетировал хоровые партии. Это благодаря ему получилось такое акапелльное произведение».

А слова написал Александр Шаганов – советский и российский поэт-песенник, писавший куплеты как для мэтров украинской эстрады (Софии Ротару), так и для российских звезд (Александра Барыкина, Аллы Пугачевой, группы «На-На»…).

Кони священны для многих государств, для многих народов. Единороги размещены на гербах Великобритании, Шотландии; два золотых единорога украшают герб Казахстана; на гербах Киевской области и РФ Георгий Победоносец разит змея на коне; в Туркмении в 2015 году установлен гигантский позолоченный памятник действующему президенту Гурбангулы Бердымухамедову, восседающему на коне; покровитель и вдохновитель Северной Кореи – крылатый конь Чхоллима, «способный преодолевать тысячу ли в день».

Украину можно вписать в этот список и в связи с изуродованным памятником Щорсу в центре Киева: у бронзового коня отпилена нога. По мнению известных украинских скульпторов, это самый красивый в Украине конный памятник. Верьте или нет в знаки-приметы, но с точки зрения знатоков лошадиного мира конь без ноги на центральной улице столицы – очень нехороший символ: как известно, перелом ноги для лошади является, считай, смертельным приговором – не изобретены пока, к сожалению, лошадиные костыли. Так что страной увечной, а не увековеченной истории мне представляется равнодушная к лошадям Украина.

Притяжение страны гуигнгнмов

Самое же замечательное, на мой взгляд, государство, правда, воображаемое, появилось благодаря гению Джонатана Свифта (1667–1745). Несмотря на свое английское происхождение, этот выдающийся публицист, философ, общественный деятель энергично защищал права простых ирландцев, и попади он к нам в наши времена – непременно был бы записан в сепаратисты.

Он создал мир гуигнгнмов – обладающих разумом лошадей. Которые «не имеют ни малейшего понятия о том, что такое зло в разумном существе». Ссоры, конфликты, гнев среди гуигнгнмов не встречаются никогда, в случае разногласий они совместно ищут наиболее разумное решение. Ложь, ревность, супружеские измены им неизвестны, в языке гуигнгнмов даже нет таких понятий. Так же, как и понятий «власть», «правительство», «война», «закон», «наказание» и тысячи других. А «умеренность, трудолюбие, физические упражнения и опрятность суть вещи, равно обязательные для молодежи обоего пола».

Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что предоставленный самому себе человек неизбежно скатится к скотскому аморализму, вроде того, каким он наградил человекоподобное племя еху – антипод мира гуигнгнмов. Случайно ли, что идеальный мир представлялся философу лошадиным? Или есть в мире существа более благородные? Возможно, кто-то приведет в пример семейство кошачьих, благородство льва, тигра, независимость домашней кошки… Кто-то вспомнит, как папы-пингвины высиживают своих детей… Но если отталкиваться от миролюбия, пацифизма, сосуществования с человеком… Вы отмечали, что лошади являются единственными существами животного мира, живущими с гвоздями в «руках» и «ногах» и «крестами» на спинах?

…Пробегают лошади и по современным политическим окрестностям, привлекают внимание нынешнего истеблишмента. Последнее трагическое происшествие в депутатском корпусе Украины – в гибели депутата Игоря Еремеева обвиняется лошадь, на которой тот разбился на отдыхе. Янукович за пару лет до вылета в Ростов очень оскорбляется подарком из двух лошадок дешевой гуцульской породы, который ему преподнес польский коллега Бронислав Коморовский. Содержание собственной конюшни с соляриями для лошадей продолжает придавать аристократический авторитет, и, например, украинский политик Валерий Коновалюк, баллотировавшийся в президенты на прошлых выборах, любит показаться перед фотографами гарцующим д’Артаньяном. Конную тему обкатывают в политпропаганде – Путин дарит девочке лошадь, Ющенко водружает подкову на флаг…

Меняется и богемное отношение к лошадям. Круто, бывает, меняется. Так, живая легенда российской журналистики Александр Невзоров сломал ногу и четыре ребра, когда подрабатывал конным каскадером, и в этот переломный момент судьбы в корне пересмотрел отношение к представителям конного мира. Теперь кается, что обращался с ними низко и подло, по его мнению, все спортсмены-конники являются эксплуататорами и мучителями животных. Он выпускает книги с едкой критикой «спортивного отношения к лошадям» и яркими иллюстрациями, поясняющими, что современная сбруя – это инструментарий садиста, а весь конный спорт – это издевательство над животными. Вместе с супругой ведут школу «гуманной дрессировки лошадей», где те не знают ни уздечек, ни кнута. По последним данным, на его конюшне живут четыре гривастых счастливца.

9-68-140-6

Такой подход можно, конечно, назвать, и благородным, и сверхчеловечным, но только это утопическое, «сектантское» направление. Ведь что до нынешних времен еще спасало лошадиное поголовье? Необходимость лошадей, их востребованность. Напомню, что после войны ипподромы оставались единственными в СССР предприятиями, где официально разрешалось играть на деньги. А разрешалось потому, что это была неплохая возможность заработать на развитие конных традиций, сохранить остатки лошадей благородных кровей.

Совсем зачах в Украине и конный спорт… С ним произошла совершенно странная ситуация. На последней Олимпиаде в Бразилии сборная конников Украины показала очень скромные результаты. Но дело не в результатах. Интересно, что спонсором нашей сборной ранее считался Александр Онищенко, беглый ныне «олигарх». СМИ писали, что это его лошади «прославляют» страну, выступая на европейский площадках. На белогривом коне брал препятствия и сам «скачущий олигарх», в том числе на соревнованиях в Великобритании. Но после того, как у него начались проблемы, он всех своих лошадей, включая олимпийских, распродал.

Еще одна интрига заключается в том, что все наездники, которые выступали за сборную Украины на Олимпиаде, были иностранцами – немцы и голландцы. А бывали ли вообще когда-нибудь в нашей стране лошади нашей сборной, большой вопрос. На эти обстоятельства почему-то не обращает внимания спортивная пресса, а ведь это тот еще приговор стране, когда за украинских олимпийских конников выступают «варяги», а лучшие – отобранные в национальную сборную лошади – в два счета уходят с молотка. Есть предчувствие, что с такими «атаманами» и с такой государственной заботой о конном спорте вскоре и о единственной украинской верховой породе лошадей мы будем вспоминать, разглядывая картинки в энциклопедиях.

В 2015-м правительство Яценюка пустило с молотка последних государственных лошадей. В это же время вышел материал радиостанции ВВС, где рассказывалось о Дубровском конном заводе в Полтавской области, который входит в ГП «Конярство України» с еще 10 конными заводами. Утверждалось, что из бюджета на них выделялось $10 млн. А доходы от выращивания и продажи коней составляли лишь 5 %, 90 % – продажа сельхозпродукции. Поэтому ГП «Конярство» поместили в список объектов на распродажу. Что ж, и эти остатки былой гривастой роскоши, похоже, обрели «долгожданную» независимость.

Читая очередную новость, не предвещающую конному миру Украины ничего доброго, хочется взять и умчаться в замечательную страну гуигнгнмов, о которой Свифтовский Гулливер писал:

«Я наслаждался прекрасным телесным здоровьем и полным душевным спокойствием; мне нечего было бояться предательства или непостоянства друга и обид тайного или явного врага. Мне не приходилось прибегать к подкупу, лести и сводничеству, чтобы снискать милости великих мира и их фаворитов. Мне не нужно было ограждать себя от обмана и насилия; здесь не было ни врачей, чтобы разрушить мое тело, ни юристов, чтобы разорить меня, ни доносчиков, чтобы подслушивать мои слова, или подглядывать мои действия; здесь не было зубоскалов, пересудчиков, клеветников, карманных воров, разбойников, взломщиков, стряпчих, сводников, шутов, игроков, политиканов, остряков, ипохондриков, скучных болтунов, спорщиков, насильников, убийц, мошенников, виртуозов; не было лидеров и членов политических партий и кружков; не было пособников порока соблазнами и примером; не было тюрем, топоров, виселиц, наказания кнутом и позорным столбом; не было обманщиков-купцов и плутов-ремесленников; не было чванства, тщеславия, притворной дружбы; не было франтов, буянов, пьяниц, проституток и венерических болезней; не было сварливых, бесстыдных, расточительных жен; не было тупых, спесивых педантов; не было негодяев, поднявшихся из грязи благодаря своим порокам, и благородных людей, брошенных в грязь за свои добродетели…»

Какой чудесный мир, не правда ли? Так бы и лететь туда чистой дорогою, светлой подковой звеня.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

В Украине предлагают ввести «драконовские» штрафы за выброс мусора вне урны. Я - …

Абсолютно «за»! Надо бы и уголовную ответственность ввести за такое - 55.9%
Поддерживаю идею, но штрафы должны быть вменяемыми - 26.1%
Против штрафов. Нарушителей надо наказывать уборкой улиц и сбором мусора - 16.8%
Против. Те, кто мусорят, все равно платить не будут - 0.4%
Пока не определился - 0.4%

Стоит ли разрешить в Украине двойное гражданство?

Да, это нормальная мировая практика - 48.9%
Нет, рано нам - 34.6%
Кому нужно, давно пользуются - 11.7%
Мне все равно - 3.9%