Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
EUR/UAH
30.74833
RUR/UAH
0.42558
USD/UAH
26.07116
BTC/UAH
7459.1732
 

Открываем свою секту: краткое пособие по заработку на вере

Федор Мозговой
журналист

Шоумен Владимир Мунтян почти на неделю арендует Дворец спорта, где предлагает людям за (не)умеренную плату стать «партнером Бога» и получать чудесные исцеления, не говоря уже о разрушении родового проклятия. С билбордов у метро настойчиво предлагают отдать часть гнетущих забот Богу. А зарубежные лидеры популярных сект настолько развили «сетевой маркетинг», что многие прихожане многочисленных киевских «церквей» даже не подозревают, что их десятина ежемесячно уходит в Нью-Йорк, Чикаго или Лос-Анджелес по международной системе SWIFT. Неужели вера – это и правда так выгодно? Давайте представим, что мы решили открыть свою секту. Как этот бизнес будет работать? Что ждет нашего предпринимателя-пастора? Какие задачи ему предстоит решить?

12-71-63

Дисклеймер

Данный материал представляет собой сатирическое произведение, которое преследует цель в ироничной форме преподнести основные изъяны современных религиозных организаций, работающих в Украине. При этом автор уважает статью 35 Конституции Украины и ни в коем случае не пытается оскорбить чувства верующих, которые вольны верить во все, что считают нужным. Если вы имеете какое-либо отношение к религиозным организациям и не считаете приемлемой любую критику в адрес этих организаций, пожалуйста, воздержитесь от прочтения статьи. А если решитесь на прочтение, задумайтесь о мотивах и механизмах, свойственных для вашей организации.

Начинаем с азов: как начать и что делать?

Чтобы начать зарабатывать на религии, необходимо определиться с тремя основными вопросами:

• Идеологический базис: как себя назвать и кому поклоняться? О том, как может формироваться идеологический базис секты, мы поговорим чуть позже.

• Место для проведения собраний. Как известно, собрания и молитвы – это основа деятельности любой религиозной организации. Конечно, можно проводить молебны и через Интернет по скайпу, но эффективность таких мероприятий будет крайне низкой. Чтобы воздействовать на умы людей, нужно как минимум, этих людей собрать вместе в одном помещении. Его можно арендовать. Зачастую начинающие «церковники» выбирают самые дешевые конференц-залы и даже актовые залы школ.

• Правовой статус. Как и любой другой вид деятельности в Украине, религиозная организация требует регистрации. Конечно, самые честные начинают регистрировать ее еще до того, как начнут работать, но в большинстве случаев регистрация делается уже когда она становится необходима (то есть когда дело «пошло» и нужно узаконить бизнес). Религиозная организация – это особая разновидность некоммерческой общественной организации, регистрируется как ОО, имеет запись в ЕДРПОУ, устав и прочие необходимые реквизиты юрлица. Не платит налогов, как любое неприбыльное учреждение.

Фактически, определившись с этими тремя вопросами, вы можете приступать к работе. Конечно, если обладаете достаточной харизмой и готовы вести проповеди самостоятельно. Если нет, потребуется еще и привлечь к работе пасторов.

Идеологический базис: какая религия лучше «заходит»?

В эпоху постмодерна людей уже сложно чем-то удивить. Сегодня практикуют и неоязычничество, и сатанизм, и восточные религиозные практики, и замысловатые нью-эйдж религии, и даже возводят технологическое развитие в ранг проявления божественности. Но все это скорее экзотика, а действительно хорошие доходы способны приносить:

Христианские учения, выстроенные с использованием образа Иисуса Христа в качестве «фронтмена». К сожалению, именно эксплуатация данного образа предприимчивыми пасторами привела к его выхолащиванию и подрыву авторитета. Сегодня, когда прагматичным людям начинают предлагать что-либо, связанное с Иисусом, это вызывает негатив и автоматический отказ. Однако именно христианские течения вроде евангелизма приносят самые большие доходы и позволяют собрать самые большие аудитории.

Существенные модификации христианства. В этом случае речь идет об изобретении собственной религии на основе Библии. Взяв эту священную книгу, основатели сект применяют всевозможные изощренные комбинации. Как раз ярким примером является та самая секта Мунтяна, которая, прикрываясь христианскими образами и понятиями, предлагает людям заключать «партнерство с Богом» и получать от него «бонусы» в виде исцеления, снятия проклятия, привлечения удачи и прочих «плюшек». Зачастую в таких сектах даже не акцентируют на образе Иисуса, а прибегают к более общему концепту «Бога».

Модные нью-эйдж учения, связанные с космосом и энергией. В этом случае учение заносит своих последователей очень далеко от традиционных верований, свойственных для Украины. Пасторы нью-эйдж предлагают гармонию с Космосом, слияние энергий, очистку чакр и прочие мероприятия, связанные с биоэнергетикой. Решение для узкой целевой аудитории – людей в поиске, которым хочется чего-то необычного.

Авторские учения. Это самый сложный вариант, но и наиболее прибыльный, если удастся популяризовать идею. По сути, человек сам придумывает религию, объявляя себя пророком или просто тем, кому открылась истина. Эдаким Буддой нашего времени (ведь все помнят, что Будда – это вполне реально живший на Земле человек, выходец из богатой семьи). Главная задача тут – уловить настроения людей и предложить им то, во что им хочется верить больше всего. Предложить им ту истину, на которую будет самый высокий спрос. В эпоху «постправды» даже неприкосновенное понятие истины становится предметом торга. Яркий пример – сайентология, высказывание основателя которой сегодня стало эпиграфом нашей статьи. Человек полностью изобрел религию, мифологию и ритуалы с нуля, и так как его идея «зашла», он заработал миллиарды долларов. В последствии, правда, сошел с ума и бесславно погиб, но это уже другая история.

Как влиться в религиозный поток?

Проще всего, конечно же, начать с христианских учений. Однако начать вот так самому, арендовав спортзал в школе и собрав там прихожан, будет крайне проблематично, такая церковь «не взлетит». В большинстве случаев срабатывает принцип сетевого маркетинга, и процесс идет примерно так.

• Вы сами выбираете популярную и перспективную секту христианского толка, что-нибудь евангелистическое, подойдут также пятидесятники.

• Находясь в этой секте, вы осваиваете материал, изучаете Библию, налаживаете контакты с пастором. Демонстрируете активность, приглашаете к себе домой прихожан. То есть, еще не будучи пастором, показываете свой потенциал и желание им стать. Входя в секту, вам нужно сразу понимать, что это бизнес, не имеющий ничего общего с духовностью. Поэтому нужно принять правила игры: внешне демонстрировать вовлеченность и активность, нарабатывать контакты, втираться в доверие к пастору. А внутренне помнить, ради чего все это делается. И если успехов не наблюдается долгое время, вполне возможно, что пора «откалываться» и искать другую организацию, в которой можно попробовать начать, уже имея опыт.

• Когда вы чувствуете, что знаете Библию досконально, и состоите в хороших отношениях с пастором, в один прекрасный момент подходите к нему и говорите, что Бог ниспослал вам видение о том, что вам нужно создать свой отдельный приход или церковь. При условии, если вы согласитесь «засылать» пастору десятину, он вас на это благословит.

• Далее – вы в свободном плавании, можете открывать свою церковь.

Зачем такие сложности? Дело в том, что любой бизнес плохо относится к чужакам. Религиозные же секты – это совершенно особое явление. Там свое сообщество, своя элита и свой истеблишмент, к которому нужно найти подход. Если начать делать секту, уже имея определенный авторитет в этих кругах, вы получите:

• стартовый пакет прихожан. Когда вы запустите новую церковь, ваши ближайшие соратники, которых вы успели «наработать» в «материнской организации», перейдут с вами;

• благосклонное отношение других «церквей», возможность участия в различных церковных конгрессах и прочих мероприятиях. В результате наращивать базу прихожан будет намного проще;

• помощь в рекламе и продвижении. К примеру, если вы «освоите» новый город, материнская организация может даже направлять к вам прихожан из этого города, которые поинтересуются через Интернет.

Если же пытаться начать самостоятельно и с нуля, источников прихожан у вас будет три.

Интернет. Придется приложить огромные усилия, так как религиозная тематика очень конкурентная, и пробиться среди множества подобных церквей будет крайне проблематично.

Собственные знакомые. Согласитесь, внезапно начать обращать ваших знакомых в вашу веру – это как минимум забавно. Можно не только не собрать паству, но и отпугнуть от себя людей.

Сарафанное радио. Все сектанты призывают своих прихожан как можно более активно «евангелизировать» окружающих. То есть завлекать в секту друзей, знакомых, родственников и т.п. Потому сарафан – это важный элемент работы любой религиозной организации, но если вы только начали работу и о вас мало знают, эффект масштаба будет слабый, и сарафан не даст нужный масштаб.

Следовательно для старта желательно стать «не чужим» в данной среде. Но это, конечно, если вы не изобрели авторскую религию и не начинаете продвигать ее с нуля. Вот тогда особенно актуально все то, что было описано в предыдущем абзаце.

Организуем богослужения: основные техники и приемы для хороших сборов

Богослужение – это ключевой товар, который продает секта. Человек, отправляясь на молебен, преследует одну из трех целей:

• получить некую духовную разрядку, удовлетворить духовные потребности, улучшить настроение;

• решить определенную проблему за счет вмешательства высших сил. Исцелить болезнь, избавиться от проблем в бизнесе и т.п.;

• ощутить поддержку, избавиться от ощущения одиночества и никчемности.

Исходя из таких потребностей целевой аудитории, можно сформулировать основные правила хорошего богослужения, которое найдет отклик.

• Должно быть позитивно и весело. Это главное правило и ключевое отличие от канонических церквей. Если в церквях все величественно, но довольно скучно, то в сектах предлагают настоя-щее шоу. Обязательно должна быть музыка и песни, в идеале – хором всем залом. Также приветствуется всевозможная анимация для зала: глоссолалия (бормотание бессмысленных слов, якобы вдохновленных Святым Духом), танцы, хлопки в ладоши, выход на сцену и рассказ о своих проблемах и т.п.

• Должно быть эмоционально и харизматично. Никто не заинтересуется, если пастор будет бубнить проповедь под нос. Его речь должна действовать бодряще и заводить аудиторию не хуже рок-музыки на концерте. Для этого применяются тактики нейролингвистического программирования (НЛП), которые вводят людей в транс и позволяют пережить практически те же ощущения, что и при катании на американских горках: от успокоения до резкого воодушевления и обратно к покою.

• Должно быть достаточно долго. В среднем богослужение в сектах христианского толка длится около 3–4 часов, а в харизматичных сектах может растягиваться на сутки. Такая длительность сеанса позволяет вывести людей из состояния адекватного восприятия реальности. Примерно тот же трюк используют владельцы казино, когда в игровом зале убирают все часы и проектируют здания без окон, чтобы люди теряли счет времени.

• Должно быть интерактивно. Пастору нужно научиться чувствовать аудиторию, разговаривать с людьми так, чтобы каждому казалось, что разговаривают с ним. Для этого нужно поднимать различные общечеловеческие темы, находящие отклик в каждом.

• Пожертвования нужно собирать на пике и подъеме, когда люди, уже введенные в транс, доходят до состояния религиозного экстаза, находятся в приподнятом настроении и для них не покажется чем-то чрезмерным положить в ящик для пожертвований все, что есть в кошельке. Именно ради этого «катарсиса», очищения людей от их кровных и делаются все мероприятия, описанные выше.

То есть, по сути, богослужение в секте – это достаточно сложный в исполнении сеанс массового гипноза, преследующий две цели:

• убедить прихожан сделать как можно более щедрые пожертвования;

• доставить прихожанам эмоциональное удовольствие и выработать зависимость, желание повторно посещать подобные мероприятия.

Если вы решили начинать бизнес с нуля, наверняка провести подобный сеанс не получится. Для этого нужно прочитать немало литературы, попрактиковаться в пустом зале с вашими ближайшими партнерами, посмотреть видео на «Ютубе». И помните главное: распинаться самому придется поначалу, и не очень долго. Если дело «выстрелит», вы сможете выходить на сцену только на несколько минут, а остальное действо будут «тянуть» наемные пасторы-гипнотизеры.

Например, тот же Мунтян в свои первые выступления из 12 часов богослужения под 8 часов находился на сцене. Сейчас же за это время он выходит на 1,5–2 часа от силы, в самые ответственные моменты, когда по залу пускают пластиковые ведра, в которые предлагается сдавать деньги.

Формируем комюнити: без братьев и сестер секты не будет

Еще один жизненно важный элемент хорошей секты – это взаимосвязь между прихожанами. В отличие от канонической церкви, в которую мы все приходим на Пасху и стоим, почти как в автобусе, толкаясь с другими прихожанами, сектанты делают все для того, чтобы прихожан познакомить друг с другом, наладить общение внутри организации. Основные технологии:

Спонсорство и ответственность за новичков. К примеру, когда в секте появляется новый член, ему назначают 4–5 «братьев» для общения вне богослужений, для дальнейшей индоктринации.

Молитвы за избавление от вредных привычек. Курение – одна из излюбленных зацепок пасторов. Назначьте пяток прихожан за то, чтобы они молились о том, чтобы новичок бросил курить, и вот возникла новая связь.

Помощь братьям и сестрам. Организация стимулирует участников оказывать посильную помощь: выгулять собаку, пока вам нужно куда-то отлучиться, дать профессиональный совет в некоей сфере (например, прихожане-врачи пользуются особой популярностью как советчики). Так формируется круг общения, и у человека становится все больше контактов «внутри», а потому все меньше риск, что люди «извне» могут его переубедить и объяснить, что он попал в секту, вытащить его оттуда.

Проведение неформальных встреч. Пока секта маленькая, вам как главному пастору придется ходить к прихожанам на дни рождения, участвовать в их семейных торжествах, общаться с ними в «Вайбере» и узнавать, как дела у их детей в школе. И, конечно же, на правах пастора давать добрые советы. Чтобы прихожане чувствовали заботу и не забывали о служениях. О которых, к слову, ненавязчиво и в ходе диалога удобнее всего напомнить. Мол, «вы же будете завтра на 10, у нас такое хорошее служение будет, такое благодатное…» Ну, вы поняли.

Назначение пасторов из прихожан. По мере роста сообщества нужно его структурировать и кластеризовать, иначе получится стадо. Принцип кластеризации – армейский, путем назначения командующих офицеров из числа особо отличившихся рядовых солдат. То есть самых рьяных, активных и успешных вы «благославляете» на пасторство и даете им «ячейку» под ответственность. То есть теперь уже вы в роли главного, и вы даете шанс продвинуться желающим, точно так же, как делали сами в самом начале пути.

Увеличиваем масштаб, растем, развиваемся

Имея два основных актива – цепляющие богослужения и развитое комюнити, по сути уже можно обеспечить себе долгую и беззаботную жизнь. На бонус – масса уважения, поддержка, множество полезных контактов во всех сферах. Пасторы без очереди ходят к врачам, быстро продают свои подержанные авто братьям, берут беспроцентные кредиты на неопределенный срок и т.п.

Однако плох тот бизнесмен, который не мечтает о большем. И в церковной деятельности это большее представляется следующими горизонтами.

• Развитие мощного веб-портала. Только начиная работу, желательно иметь небольшой веб-сайт, информирующий прихожан о богослужениях. Если масштаб растет, можно развивать сайт, устраивать онлайн-конференции, создавать для прихожан мобильные приложения, информирующие о грядущих ивентах (или позволяющие исповедаться через «Вайбер», чем плохо?)

• Открытие региональных представительств. Выход на междугородный уровень – это уже заявка на серьезный бизнес. Поэтому важно участвовать в разных церковных конгрессах, заводить полезные контакты, а потом поручать вашим прихожанам осваивать неосвоенные города на карте Украины.

• Аренда представительных площадок. Как раз Дворец спорта – самое представительное, что может быть (лучше только дворец «Украина», и то не факт, так как во Дворце спорта больше пространства для «подвижных игр», а «Украина» – слишком салонный).

• Строительство собственных храмов. Имея достаточно средств, можно построить молитвенный дом, решив целый ряд проблем с размещением прихода, а также всех функциональных подразделений секты (бухгалтерии и прочих органов).

• Выход на международный уровень. Имея большой авторитет в Украине и множественные филиалы (в идеале – во всех областных центрах), можно попытаться выйти на действительно серьезных воротил этого бизнеса из США и Европы.

Вместо вывода: надо ли оно мне?

Бизнес, безусловно, перспективный. Главное его преимущество – это стабильность и устойчивость к кризисам. Для сект как раз чем хуже – тем лучше, так как ухудшение ситуации толкает многих людей в объятья доброжелательных и милых религиозных общин.

Однако для того, чтобы создать и поддерживать такой бизнес, нужно соответствовать ряду критериев:

• обладать харизмой и умением держать аудиторию. Если вас пугают публичные выступления – это точно не ваш бизнес;

• иметь закаленную и твердую совесть, не боящуюся никаких нагрузок. Врываясь в отрасль религии, вы должны быть готовы наступить на все свои убеждения и истинные верования, отделив фасад для прихожан от настоящего себя;

• иметь достаточно крепкое здоровье, так как излучать энергетику со сцены – это трудоемко и тяжело, работа только кажется простой, но на самом деле она изматывающая;

• обладать высокой психологической устойчивостью и самоконтролем для поддержания необходимого образа при любых обстоятельствах.

Если это о вас – тогда можно начинать, неокрепшие умы потенциальных прихожан уже ждут ваших проповедей!


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 41.3%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 24.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 21.9%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.5%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 5.3%

Вы верите, что Надежда Савченко планировала устроить госпереворот, совершив теракт в Верховной Раде?

Нет, это фейки Генпрокуратуры, очередной спектакль для недовольного властью народа - 51.6%
Мне все равно. Жаль, что не осуществила заветную «мечту народа» - 16.1%
Нет, но политик, открыто призывающий к госперевороту, должен сидеть - 12.1%
Нет. Все спланировано. Так из Надежды делают народного политика - 12.1%
Да, она такая. Юрий Луценко не мог солгать с трибуны Верховной Рады - 7.3%