Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Перспективы продажи госпредприятий иностранным компаниям

Виталий Хворостяный
журналист

№3-4(38-39)(2015)

В 2015 году правительство планирует выручить от приватизации государственного имущества 17 млрд грн. На продажу будут выставлены 342 объекта – наибольшее количество за все время существования страны.

3-4-38-39-112-1

В 2014 году аналогичный план ставил целью собрать в бюджет 10 млрд грн, но в результате поступления составили всего 10 % от этой суммы. За год проблемы Украины лишь увеличились, в том числе с наполнением казны, и очередная попытка реализовать план приватизации госимущества является одним из способов заткнуть бюджетную «дыру».

Была ли проведена правительством Украины «работа над ошибками»? Смогут ли руководители страны провести объявленные реформы, исключающие коррупционные схемы при продаже госимущества? Одним из ответов на эти вопросы станет успех или провал очередного этапа приватизации государственного имущества.

Руководство страны прекрасно осведомлено о причинах неудач предыдущей приватизационной кампании: помимо политической составляющей, главную роль в сложившейся ситуации сыграла коррупция и неэффективное управление государственными предприятиями, повлекшие за собой обвал производства и банкротство многих государственных учреждений.

Объявляя новую волну продаж, правительство Украины вынуждено идти по следам Польши и Грузии, отдавая перспективные предприятия в руки частному собственнику, что позволит сохранить рабочие места, избежать дотаций со стороны государства и получить поступления в бюджет. По многим причинам этот курс был продиктован необходимостью, а не возможностью выбирать из предоставленных вариантов.

Финансовые трудности и угроза дефолта лишают Украину возможности последовать опыту Китая и Южной Кореи, где все крупнейшие предприятия находятся в государственной собственности под руководством опытных наемных менеджеров. Но лимит времени не позволяет Украине выбирать…

Грандиозные планы

В конце 2014 года министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичюс анонсировал очередную волну приватизации государственных предприятий. В марте 2015 года Кабмином был зарегистрирован в Верховной Раде проект закона, регламентирующий способ приватизации государственных активов и список изменений к правилам и нормам, позволяющий сделать процесс приватизации менее ангажированным. Именно поэтому приоритетными инвесторами признаны иностранные компании и фонды, так как они обладают не только необходимыми ресурсами для покупки предприятий, но и более прозрачными, лояльными к государству схемами финансирования и уплаты налогов.

Одной из первостепенных задач при подготовке государственных объектов к продаже является выбор организаций и лиц, которые будут проводить аудит и выступать в роли советников. По словам министра экономического развития, выбор сделан в пользу аудиторских компаний с мировым именем. Это позволит решить сразу несколько актуальных вопросов: получить конкретную отчетность, избежать теневых схем и продемонстрировать заграничным партнерам готовность «играть по правилам».

Схема приватизации

Можно смело утверждать, что хаотичный перераздел собственности в Украине является ровесником страны. Начавшиеся более 20 лет назад процессы, громко названные приватизацией, на самом деле служили лишь прикрытием для отчуждения государственного имущества в пользу олигархических структур и политических кланов.

В нынешней ситуации, когда внимание общественности сконцентрировано на действиях правительства, продажа государственных активов обещает быть более прозрачной и эффективной. Для этих целей Министерство экономического развития, при поддержке Кабинета Министров, разработало и предложило к рассмотрению Верховной Радой проект закона № 2464 о внесении изменений в Закон «О приватизации государственного имущества», так как ранее перечень предприятий, не подлежащих приватизации, регламентировался законом от 1999 года.

Основной целью внесенных изменений, помимо сокращения перечня непродаваемых предприятий, стало усовершенствование системы аудита для всех госкомпаний. По словам министра экономики, ранее государство даже не имело возможности нанимать независимых советников при заключении сделок, что, вообще-то, является мировой практикой.

Главные критерии при составлении списка госпредприятий, не предназначенных к продаже, заключаются в сохранении стратегически важных объектов в государственной собственности (в количестве 551 единицы), чья деятельность направлена на оборонный, финансово-промышленный, ракетно-строительный и топливно-энергетический сектор. Также приватизация не коснется госпредприятий, занимающихся производством пищевой продукции. Изначально список состоял из 1478 предприятий, но после ряда скрупулезных проверок и аудита организаций с привлечением международных экспертов выяснилось, что большинство из них являются убыточными. Так, к примеру, лишь сотня крупнейших госкомпаний приносит существенный доход, на их долю приходится около 90 % всех финансовых поступлений в госсектор (124 млрд грн). Остальные предприятия – неэффективны, а то и вовсе убыточные. Большая часть (около 60 % предприятий) обладает поступлениями менее 1 млрд грн в год, что послужило основанием для пересмотра их статуса. Всего государство владеет 3374 предприятиями. В рабочем состоянии находятся 1920 предприятий, а 265 проходят процедуру банкротства.

Проектом правительства предусмотрены три категории учреждений, чей статус определит ход дальнейшей приватизации. В первой категории находятся запрещенные к продаже стратегические объекты – 551. Во второй категории представлены акционерные общества с запрещенной к приватизации государственной долей – 27 объектов. К третьей категории предприятий относятся объекты, находящиеся в Крыму и в зоне боевых действий на Донбассе, их статус пока не может быть рассмотрен по очевидным причинам.

В список предприятий для продажи попадут практически все нерентабельные шахты по добыче угля, некоторые морские торговые порты, несколько ТЭЦ и все ГЭС.

Дабы снизить риск с возможными махинациями при продаже предприятий, правительством предусмотрен пункт в законе, запрещающий банкротство предприятия в течение трех лет после покупки, а также ряд других положений, в частности о конкурсной форме проведения приватизации.
Одним из пунктов условий проведения приватизации, внесенным непосредственно по указанию Президента Украины, является отсутствие российских бенефициаров на украинском рынке недвижимости. Правда, подобные указания выполнить не так просто. В мировой практике встречались примеры, когда некое государство отказывалось продавать предприятие «частнику» из соседней державы. Компания приобреталась третьей стороной, а через год перепродавалась в руки заинтересованному лицу. В ближайшем будущем станет понятно, предусмотрены ли какие-то законодательные контрмеры для подобных ситуаций.

Возможные риски и проблемы

Масштабная приватизация в условиях нестабильной экономики и военных действий может оттолкнуть немалую долю потенциальных покупателей из-за рубежа, а также поспособствовать приобретению украинскими олигархами выставленных на продажу объектов. Многие из них и так полностью или частично находятся под контролем олигархических структур.

Ранее Украина уже пыталась привлечь иностранных инвесторов к приобретению государственных активов, но бизнес-климат в условиях тотальной коррупции не способствовал участию зарубежных компаний в развитии украинской экономики. Проведение конструктивных изменений и начатые реформы демонстрируют желание правительства изменить текущую ситуацию, но для того чтобы законы заработали, требуется преодолеть ряд бюрократических препятствий. Одним из способов преодоления бюрократического «болота», где всегда процветали серые схемы, стал запуск системы электронного администрирования НДС (СЭА). Принятые меры являются частью программы по предотвращению злоупотреблений, связанных с получением незаконных возмещений финансовых средств из бюджета.

Пожалуй, одной из важнейших задач, которую предстоит решить украинскому правительству, является получение кредита доверия у зарубежных партнеров. Для этих целей, несмотря на сопротивление чиновников высшего и среднего звена, сгруппировавшихся в оппозиционной к действующему правительству коалиции, руководством страны инициированы реформы и создаются максимально привлекательные условия для проведения приватизации. Но и в лояльной к правительству части депутатов и чиновников присутствуют лоббисты, представляющие интересы олигархических кланов. Олигархам, заинтересованным в приобретении государственных предприятий, невыгодно привлечение иностранных компаний к торгам, так как конкуренция со стороны зарубежных компаний автоматически повышает стоимость предприятий и лишает их возможности приобретать или докупать по заниженной стоимости (как это случалось ранее) интересующие их объекты.

Некоторые эксперты высказывались за пересмотр сроков начала приватизационных процессов, так как после предыдущих этапов приватизации в государственном активе остались (за редким исключением) лишь никому не интересные либо убыточные компании и структуры. Если этими объектами никто не заинтересовался тогда, вряд-ли они будут представлять интерес сейчас. По мнению экспертов, нужно сначала повысить их экономическую привлекательность, наладить менеджмент, постараться сделать их прибыльными и лишь тогда выставлять на продажу. Но в сложившейся ситуации, при отсутствии необходимых кадров и значительном дефиците бюджета, лимит времени не оставляет шансов решить эту проблему в ближайшее время.

Кстати, это одна из причин продажи неликвидных госпредприятий частным компаниям. По мнению министра экономического развития, частный собственник более эффективен, чем государственный. На смену неэффективным госслужащим придут бизнесмены, способные наладить производство и обеспечить стабильную работу компании.

Но существует и проблема, отмеченная организациями, занимающимися исследованиями в области экономики. В частности, специалисты Института экономики и прогнозирования НАНУ ранее отмечали, что после приватизации многие предприятия резко сокращают объем уплаты налогов, так как (чаще всего) предприятие сокращается до эффективных объемов производства. При составлении списка учреждений, выставленных на продажу, стоит обратить внимание на подобный момент и учитывать не только возможность получения средств от приватизации, но и потребности будущего бюджета.

Еще одним проблемным вопросом остается решение судьбы предприятий, фактически принадлежащих государству, но реально находящихся под контролем частного собственника. Примером тому может послужить «Укрнафта», являющаяся государственным предприятием, но с большой долей акций, принадлежащих частным компаниям: ПАТ «Укрнафта» – 50 % + 1 акция; Игорь Коломойский – 42 % акций; Littop Enterprises Limited, Bridgemont Ventures Limited, Bordo Management Limited – 8 % акций (компании зарегистрированы в офшорной зоне на Кипре).

Основная проблема, возникающая с подобными предприятиями, заключается в том, что государство, владеющее контрольным пакетом акций, не в состоянии (отсутствие политической воли) найти рычаги влияния на компанию. По документам эти предприятия принадлежат государству, но фактически контролируются частными структурами. При этом львиная доля прибыли от работы таких компаний идет не в бюджет страны, а в частный карман.

Если во всем цивилизованном мире концессия (партнерство государства и частных компаний) – признанный инструмент делового партнерства, то в Украине – это очередное прикрытие для «приближенных» к государству структур, которое служит приватизации высоколиквидных государственных предприятий частными компаниями. Причем возможны варианты, когда реализация концессионных схем позволяет не только приобрести предприятие за бесценок, но и оставить государство должником.

Что показательно, сложившаяся ситуация не столько беспокоит украинскую власть, сколько ее западных партнеров-кредиторов, а также оказывает негативное влияние на привлечение инвесторов из-за рубежа, так как иностранные компании не желают работать в условиях неэффективного законодательного права.

На фоне уже рассмотренных вопросов проблема частных монополий, которую пока безуспешно пытается разрешить украинское правительство, является не менее актуальной, чем вопрос концессий. Ранее была предпринята попытка провести закон, запрещающий владение одной структурой монопольного положения на региональном и всеукраинском уровне, но его реализация так и не состоялась. Действующие законы об антимонопольной деятельности имеют слишком низкий порог эффективности и оставляют немало вариантов, позволяющих обойти ключевые положения регуляторных систем.

Привлечение инвесторов

Иностранным инвесторам нужны конкретные результаты. После громких заявлений руководителей государства о реформах в экономической и правовой системе за прошедший год не было сделано четких шагов в этом направлении: велись дебаты, подписывались декларации, но реальные действия по изменению сложившейся ситуации и становлению европейского вектора развития не предпринимались до конца 2014 года.

В итоге лишь из агропромышленного комплекса (одного из наиболее перспективных для приватизации) выведен иностранный капитал на сумму $245 млн. Общие потери украинской экономики за 2014 год, из-за ухода с рынка прямых инвесторов, исчисляются $6 млрд – так подсчитали в Украинском аналитическом центре Александра Охрименко.

В начале 2015 года были предприняты шаги для улучшения имиджа Украины на мировой арене, но за это время в украинской экономике сложилась критическая ситуация.

Военные действия на Востоке также не улучшают экономическую привлекательность нашей страны для иностранных инвесторов. Даже демонстрация евроинтеграционных процессов не особо исправила ситуацию с инвестиционным климатом в Украине. Зарубежные компании не хотят подвергать свои капиталы высоким рискам, неизбежно возникающим в революционно-военное время. Перемирие, пусть даже одобренное Верховной Радой, никак не отображается на восприятии общей картины – инвесторы хотят видеть порядок и закон в целом по стране и в долгосрочном варианте. В идеале – это проведение выборов на востоке страны по законодательству Украины и соблюдение этих законов.

Список предприятий, которые могут заинтересовать иностранных инвесторов

Основными заинтересованными лицами при покупке госактивов могут стать «портфельные инвесторы» и различные зарубежные фонды, не страшащиеся работать в условиях высоких рисков, которыев данном случае оправданы будущими доходами.

В представленном списке предприятий и организаций есть немало объектов, которые способны принести прибыль частному инвестору:

  • элеваторы, комбинаты сельхозпродуктов. Частные компании активно строят собственные подобные объекты, поэтому могут заинтересоваться уже существующими мощностями. Не исключено, что будут приватизированы Одесский и Никола­евский портовые элеваторы;
  • угольные шахты. На сегодняшний день большинство из них дотационные, но частный владелец вполне может навести там порядок и получать прибыль;
  • АО «Магистральные нефте­проводы «Дружба» с морским терминалом «Южный», Кремен­чугское управление магистраль­ных нефтепродуктопроводов, «Укринтерэнерго»;
  • АНТК им. Антонова, Харьков­ское авиационное производственное предприятие, завод «Авиант», завод гражданской авиации №410;
  • предприятия по добыче и производству соли (им гарантирован постоянный спрос на продукцию);
  • конные заводы – их проще закрыть, так как затраты в большинстве случаев не окупаются, но сама территория предприятий может заинтересовать инвестора;
  • совхозы по разведению шелкопряда и мощности по обработке коконов, предприятия по выращиванию льна могут быть интересны ввиду роста спроса на натуральные ткани и нити;
  • студии «Укркинохроника» и «Укранимафильм» (нужно вложить много средств, чтобы эти активы начали приносить прибыль);
  • все книжные, журнальные и другие издательства (многие издания перебираются в виртуальное пространство, но существующий спрос на печатную продукцию способен побудить частные компании вложить средства в реорганизацию отрасли);
  • агрокомбинат «Пуща-Водица» и агрофирма «Цветы Украины», имеющие такой огромный рынок сбыта, как Киев;
  • корпорация «Молодьспортлото», возможно, ее не стоит приватизировать, так как лотереи – надежный источник дохода;
  • областные управления лесных хозяйств; эта сфера – постоянный источник коррупции, но частному владельцу она может приносить доход;
  • все морские торговые порты (кроме крымских): Мариупольский, Бердянский, Николаевский, Ильи­чевский, Одесский, Ренийский, Белгород-Днест­ровский, Измаильский, Херсонский, Скадовский, специализированный порт «Октябрьск», порт «Южный», порт «Усть-Дунайск»;
  • рыбоводческие хозяйства по всей территории страны, чья продукция сейчас массово продается нелегально;
  • аэропорт «Харьков»;
  • областные предприятия, занимающиеся разработкой торфа – перспективного альтернативного источника энергии;
  • все гидроэлектростанции;
  • ТЭЦ в Черкассах и «Черновцыоблэнерго», киевские ТЭЦ-5 и 6;
  • Национальный выставочный центр – это 285 га территории, 17 павильонов хотя и сильно устаревших;
  • Львовский ювелирный завод;
  • Ильичевский судоремонтный завод;
  • Дунайское пароходство;
  • гостиница «Днепр» в Киеве;
  • предприятие «Укрспирт» и другие заводы по производству спирта. Одновременно правительство предполагает внести изменения в законодательство, отменяющие государственную монополию на оборот спирта;
  • большое количество ликероводочных и коньячных заводов, винодельческие предприятия, заводы шампанских вин.

Если посмотреть на перечень предприятий из отрасли виноделия и ликероводочного производства и на образцы алкогольной продукции, представленной в пунктах продаж, становится ясно, что в большинстве случаев на государственных мощностях давно выпускают свою продукцию частные компании. За годы работы они тесно переплелись как с активами предприятий, так и с менеджментом частных компаний, что может существенно усложнить будущий приватизационный процесс.

Схожая ситуация наблюдается сейчас на большинстве государственных предприятий из приватизационного списка, ценные активы давно переоформлены различными полузаконными и незаконными способами на другие структуры, сами предприятия остались разве что формально – на бумаге. Потенциальному инвестору следует быть готовым к затяжному юридическому противостоянию.
Правительство Украины планирует провести наиболее масштабную приватизацию за все время существования государства. Успех подобного мероприятия зависит от многих факторов, а последствия для страны могут оказаться как положительными, так и негативными. Все зависит от проведения реформ.

В случае успеха – можно стать очевидцем/участником экономического становления крупнейшей европейской страны на международной арене. В противном случае – всех ожидает очередной виток дележа государственного имущества, сопряженного со стагнацией экономических показателей державы, как это и присуще странам третьего мира.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%