Приобрети журнал - получи консультацию экспертов
№3-4(38-39)(2015)
История пенсионной системы была заложена еще в конце ХIX века в Германии. Главной целью принятия закона о государственном пенсионном обеспечении лиц было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать свое существование в связи с достижением нетрудоспособного возраста. Право на пенсию по достижению возраста, которую обеспечивало государство, обретали пожилые люди в возрасте 70 лет. Поскольку до пенсионного возраста в ХIХ веке доживали немногие, позже под влиянием политических партий Германии пенсионный возраст был снижен до 65 лет. В большинстве стран мира и сегодня пенсионный возраст составляет 65 лет.
Украинское законодательство за последние 10 лет активно разрабатывает и вносит изменения в порядок пенсионного обеспечения граждан. Принятые Верховной Радой Украины 28 декабря 2015 года новые изменения в законодательные документы к налоговому, трудовому, пенсионному законодательству демонстрируют значительные изменения уровня защищенности и социального статуса застрахованного государством населения, а именно пенсионеров. Основным документом, регламентирующим льготы и пенсии в Украине в 2015 году, является принятый Верховной Радой Украины Закон от 23.12.2014 г. № 1577. Новыми и интересными моментами, с которыми столкнутся пенсионеры и не только, являются следующие:
Выход на пенсию называют золотой порой, когда наконец-то пенсионер может отдохнуть, не будучи обязанным никому. Модели пенсионных систем, как показывает мировой опыт, включают в себя разнообразные институты социальной защиты, а именно: обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование, социальное государственное обеспечение и т.д. Опыт разных стран подтверждает, что институт «накопительной» или «распределительной» системы пенсионного обеспечения в чистом виде используется редко, как правило, применяется комбинированная модель накопительно-распределительной системы с доминированием одного из институтов.
Мировой опыт показывает, что на сегодняшний день одной из передовых и новаторских систем является Чилийская пенсионная система. Основной критерий работы данной модели – ответственность за формирование пенсионных накоплений на работающих гражданах. У каждого работающего есть свой пенсионный счет, который ежемесячно пополняется в размере 10 % от заработной платы, в дальнейшем гражданин капитализирует средства частной компании на свой выбор. Пенсионный возраст в Чили предусмотрен в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, однако при достаточном накоплении средств есть возможность досрочного выхода на пенсию. Выплаты пенсии осуществляются на выбор застрахованного лица по одному из вариантов схем: пожизненная рента (выплата пособия предусматривается до конца жизни) и программированный уход на пенсию (пенсионные выплаты начисляются по оговоренной схеме сумм). Интересный пример существующих пенсионных систем – действующая модель пенсионного обеспечения в Японии, учитывая факт, что эта страна является «стареющим» государством. Доминирует в данной системе государственное социальное обеспечение, имеющее два уровня: базовые пенсии и дополнительные государственные и профессиональные пенсии при достижении возраста 65 лет.
Население планеты стремительно стареет и, соответственно, увеличивается число пенсионеров, на содержание которых тратится немало государственных бюджетных средств. Правительства развитых стран, а именно Франции, Великобритании, Польши и Италии, для борьбы с данной проблемой активно заявляют о необходимости повышения пенсионного возраста. Как показывает на сегодняшний день мировая статистика, пенсионный возраст в большинстве стран – не раньше 65 лет, и в странах Европы в 2060 году его планируют повысить до 70 лет как для женщин, так и для мужчин. Против вышеуказанного повышения пенсионного возраста активно выступают профсоюзы, что выливается в массовые акции и протесты. Активно внедрять в жизнь идеи по увеличению пенсионного возраста уже начала Германия положением о поэтапном повышении пенсионного возраста с января 2012 года до 2019 года с 65 лет до 67 лет.
Ответом на риторический вопрос в дискуссии: возможно ли украинскому пенсионеру наслаждаться жизнью на пенсии, если ее размер, в сравнении с другими странами, копеечный, – может быть представленный ниже небольшой анализ стран с высоким уровнем пенсий.
В США минимальный размер пенсии и пособия начинаются с $300, как правило, для тех, кто ни дня не работал на благо государства. Обычные накопительные пенсии от частных фондов начинаются с $700-800. Самые большие пенсии у государственных служащих, военных и сотрудников авиакомпаний. Например, в Финляндии отсутствует максимальный порог для размера пенсии. Уровень пенсий зависит от стажа, размера зарплат и характера деятельности. Гарантированный государством минимум составляет €550. Средний размер пенсии у мужчин – €1530, у женщин – €1200. В Германии четвертая часть населения является пенсионерами, возраст которых превышает 65 лет. Минимальный уровень пенсии не заработавшему пенсионного стажа составляет €350. Среднестатистический уровень пенсий в Германии – €810. А средняя пенсия в Испании составляет €850-900.
Анализируя размер и изменения в пенсионных реформах в разных странах, необходимо учитывать, что одна и та же сумма обеспечивает разный уровень жизни для каждой страны, и из обширного зарубежного опыта видно, что накопительные системы пенсионного обеспечения населения являются все больше распространенными и эффективными инструментами, способствующими экономическому росту стран. Модели пенсионной системы, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих стабильных пенсионных накоплений путем инвестирования.
Головне