Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Международное налоговое планирование – по существу

Стефан Нольте
управляющий директор

№4(27)(2014)

Глобальный мир дарит возможности, позволяющие не только с легкостью обмениваться информацией между государствами и не только отправиться в отпуск за границу без затруднений. Глобальный мир также позволяет компаниям вести международный бизнес и заниматься международной торговлей без границ и каких-либо препятствий. Ведение международного бизнеса при этом подразумевает целую сеть компаний или офисов в разных странах, а также довольно часто – размещение собственного производства в странах с дешевой рабочей силой. 

Процесс глобализации бизнеса ознаменовал появление ряда норм, направленных на избежание повторного налогообложения одной и той же прибыли, принадлежащей тем же акционерам. Данные нормы собраны в так называемых соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые представляют собой двусторонние договоры между государствами, заключаемые с целью избежания несправедливого двойного налогообложения прибыли.

В течение последних нескольких лет Организация экономического сотрудничества и развития сыграла немаловажную роль в международной унификации подобных норм, что привело к появлению шаблонных, широко применяемых соглашений об избежании двойного налогообложения. На сегодня большинство существующих соглашений составлено согласно предписаниям ОЭСР, за редким исключением внесения специальных дополнительных норм с целью урегулирования конкретных обстоятельств, характерных для одной или даже обеих подписывающих сторон.

В условиях, когда бизнес стремительно выходит на международную арену, а компании из разных стран становятся все более зависимыми друг от друга, нормы национального налогового законодательства часто не способны регулировать деятельность всемирных корпораций, движение капитала и держать под контролем цифровую экономику, тем самым оставляя пробелы в законодательстве, позволяющие местным компаниям вывести бизнес за границу, в низконалоговые или совсем безналоговые юрисдикции, при этом даже не помышляя о незаконном уклонении от уплаты налогов. Суть в том, что это значительно подрывает принципы справедливой и единой системы налогообложения как таковой.

Следовательно, ОЭСР в сотрудничестве с государственными правительствами постоянно вносит новые и совершенствует уже существующие положения, предотвращающие возможность уклонения от уплаты налогов. Соглашения об избежании двойного налого­обложения направлены защитить бизнес и его владельцев от двойного обложения прибыли налогами, но не способствуют уклонению от налогообложения. Такие положения называют Anti-Evasion Rules – «нормы об уклонении от налогов», а ОЭСР – Anti-Avoidance Rules – «нормы об избежании уплаты налогов», что по сути является неверной формулировкой, так как «избежание» означает разумное использование конкретных норм с целью извлечения выгоды и минимизации налогового бремени, что может быть оправдано в силу определенных обстоятельств, тогда как «уклонение» – ничто другое как незаконная неуплата налогов, которая влечет за собой ответственность.
Вышеупомянутые нормы и правила главным образом предназначены решить проблемы интенсивного трансграничного налогового планирования и так называемого незаконного использования соглашений об избежании двойного налогообложения, когда компании реструктурируют свой бизнес с единой целью – уклонения от уплаты налогов.

В законодательстве отмечено: «Если ваш международный бизнес работает по схеме, созданной для его поддержания, и это может быть доказано, то существующие налоговые правила только защитят вашу прибыль от двойного налогообложения. Однако если ваш бизнес построен по схеме уменьшения или избежания налогообложения вашей прибыли, налоговые правила не применяются в защиту».

Недавно подписанные соглашения сейчас имеют следующее название: «Договор (Соглашение или Конвенция) между Правительством А и Пра­ви­те­ль­ст­вом В об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы и имущество».

Следует отметить важность трех элементов в рамках предотвращения уклонения от уплаты налогов: «трансфертного ценообразования», «конт­ролируемой иностранной корпорации» и «суб­станции».

«Субстанция» означает, что плательщик налогов обязан доказать, что его бизнес в другой стране существует ради собственно ведения этого бизнеса, а не с целью избежания уплаты налогов в своей стране. Следовательно, «субстанция» также означает, что бизнес-структура компании, работающей в другой стране, позволяет ей заниматься именно этим видом деятельности. Если компания в другой стране не соответствует бизнес-инфраструктуре, то считается, что она создана только в целях уклонения от уплаты налогов.

Понятие «субстанции» компании, зарегистрированной в другой стране, не ново и является неотъемлемым условием cоглашений об избежании двойного налогообложения, как правило, предусмотренным статьей 5 таких соглашений. В ней поясняется понятие постоянного представительства за рубежом, а также то, какие бизнес-структуры считаются постоянным представительством в рамках соглашений.

Однако правительства и налоговые органы многих государств не придавали ранее особого значения «субстанции» постоянного представительства компаний, основанных за рубежом. Ситуация изменилась, и все большее количество государств, где ранее не существовало подобных норм, вносят поправки и вводят в национальное законодательство нормы об уклонении от уплаты налогов. На сегодня даже такие государства, как Россия и Украина, которые не уделяли должного внимания вопросу налогообложения прибыли связанной компании, представили ряд норм, отражающих принципы стандартных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

Значимость «субстанции» и деловых соображений, лежащих в основе каждой корпоративной структуры, стала основным критерием в новую эпоху налогового планирования. «Субстанция» теперь является абсолютной необходимостью, иначе налогоплательщик будет подвержен двойному налогообложению в своей стране. В то время как «субстанция» требуется с целью признания компании в другой стране, существуют некоторые стандарты передовой практики, используя которые, можно увеличить шансы на успех, включая учреждение реального постоянного представительства в другой стране путем открытия офиса в ней.

Четкого перечня деталей или элементов постоянного представительства не существует. Основное внимание уделяется сфере и масштабу деятельности компании. Очевидно, что компания, которая купила два вертолета и сдает их в аренду одному клиенту согласно договору аренды сроком на один год, не требует такого же оснащения с точки зрения офисного оборудования и штата как компания, которая имеет дело с сотнями клиентов, выпуская десятки или сотни инвойсов ежемесячно.

Как минимум, постоянное представительство должно соответствовать следующим критериям:

  • офис (или помещение, арендованное в общем офисе, либо собственный офис; офисных помещений определенных компаний нужно избегать);
  • телефон и факс (подписка на имя компании, предоставление счетов за коммунальные услуги на имя компании);
  • в штате должен находиться, как минимум, один местный директор компании и должны быть сделаны отчисления на социальное страхование;
  • собственный сайт и связь с компанией через ее электронную почту;
  • мебель для офиса, компьютер и принтер в качестве инвентаря компании.

Компания, основанная согласно всем правилам и соответствующая вышеупомянутым критериям, всегда будет безопасным вариантом в рамках международного налогового планирования.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%