Покупка акций неплатежеспособных украинских банков является одним из трендов, в том числе, у мирового закулисья. Но НБУ, как заправский рыбак перетряхивает сети, «фильтрует» покупателей, проверяя данные о потенциальных акционерах, и лишь избранным позволяет приобрести «козу». Регулятор одобрил покупку акций неплатежеспособных банков лишь в 13 случаях из 49. Причем, некоторым настырным инвесторам отказывали несколько раз.

Так, к примеру, известный одесский предприниматель, «прославившийся» скандалами вокруг разрушения архитектурных памятников в Одессе, стал своеобразным рекордсменом по заявкам. Он пять раз пытался выкупить акции банка «Киевская Русь», и все пять раз получал отказ. Остальные инвесторы были менее настойчивы, но результат оставался неизменным – отказ. При этом среди неблагонадежных инвесторов присутствовали не только украинские собственники кризисных банков, стремящиеся вернуть акции «тонущих» учреждений, но и представители кипрских, британских и китайских компаний. Причина отказа – отсутствие информации о конечном бенефициаре.

Наконец-то рынок очищается от нежизнеспособных и спекулятивных структур. При этом можно говорить, что НБУ действует достаточно открыто, поскольку на сайте регулятора присутствует информация о результатах рассмотрения заявок от потенциальных и действующих акционеров. Наибольшую ценность представляет информация об отказах, тем или иным компаниям. Поскольку раньше подобная информация являлась «тайной за семью печатями» и циркулировала на уровне слухов. Теперь же, каждый желающий может ознакомиться со списком «отказников» и получить доступ к информации. Это касается и тех, кому было позволено участвовать в приобретении акций. Раньше подобная информация оглашалась уже после того, как сделка была проведена, и акционер получал позитивное решение по увеличению доли в капитале.

Не всем пришлись по душе действия регулятора, но большинство финансистов соглашаются, что это именно те действия, которых так долго ждали от НБУ. Ведь открытость информации исключает не только отсутствие манипуляций со стороны инвесторов, но и со стороны регулятора.