В четверг, 19 июня, глава НБУ Степан Кубив принял решение подать заявление об отставке. Впрочем, песенка бывшего коменданта Майдана была спета уже давно – это понимало все банковское сообщество Украины. Те чрезвычайные задачи, которые предстояло решить Кубиву на посту главы НБУ, оказались для него слишком сложными.  

Девальвация гривны, отток депозитов, бегство инвесторов при плачевном состоянии золотовалютных резервов страны – ни одно из этих явлений НБУ во главе с Кубивым в полной мере так и не остановил. Порой складывалось такое впечатление, что от коллапса отечественную финансовую систему уберегает только чудо. Вместе с тем, сокрушаться и винить руководство Нацбанка в бездарном управлении банковским сектором страны также неправильно, больно уж ограничен изначальный набор инструментов,  которыми располагали Кубив и компания.

Основная задача регулятора за последние 4 месяца заключалась в первую очередь в стабилизации курса гривны. За три месяца украинская валюта потеряла 33%, и если бы не ограничительные действия НБУ, девальвация могла бы стать куда более масштабной.

Сдержать падающую валюту при убогом состоянии золотовалютных резервов, объем которых в начале марта равнялся 15,1 млрд. долларов (притом, что еще весной 2011 года запасы Нацбанка составляли $38 миллиардов), у НБУ не было практически ни единого шанса.

Все, что при этом можно было сделать – это ввести целый ряд ограничений, что могло бы снизить спрос на валюту, а также остановить слишком уж раззадорившихся валютных спекулянтов. В частности, весьма эффективным выглядит ограничение на проведение беспоставочных операций и выдачу наличной валюты в размере, превышающем 15 тыс. гривен (в эквиваленте), что и было сделано Нацбанком. Таким образом и паника и спекулятивные настроения в украинской        банковской среде были в определенной степени погашены.

Новому руководителю НБУ – первой в истории женщине, назначенной на эту должность Валерии Гонтаревой, а в прошлом предправления Ing Bank, предстоит столкнуться с теми же проблемам, что и Кубиву, с той лишь разницей, что надежды на незамедлительную помощь международных финансовых организаций сейчас существенно выше, чем в марте этого года.

Предстоит  Гонтаревой также и вернуть Украине 4,6 млрд. гривен со счетов крымского Нацбанка, что в нынешней ситуации сделать будет крайне сложно, однако эти деньги Украине сейчас очень нужны и бороться за них необходимо.