Закон об утилизационном сборе действует в Украине более 4 месяцев, однако ни один украинец за это время не пожелал утилизировать свое авто.

Более того, если утилизация автомобилей и проводилась, то в прежнем формате, который действовал до 1 сентября 2013–  с выплатой автовладельцу компенсации, как за металлолом. Во всяком случае, так сообщил генеральный директор ВААИД Олег Назаренко ресурсу AUTO-Consulting. Со слов Назаренко, данную информацию ассоциация получила непосредственно от Минэкологии в ответ на свой запрос.

А пока украинцы жалеют утилизировать «за бесплатно» свои старые автомобили, простаивает целая сеть специально созданных утилизационных центров. Напомним, что со вступлением в силу закона об утилизационном сборе, Минэкологии организовало широкую сеть центров по утилизации транспортных средств (практически в каждом большом городе), отвечающих высоким стандартам ISO и со всеми необходимыми сертификатами. Непосредственным созданием сети занимались сразу несколько производителей: КрАЗ, ЗАЗ, КрАСЗ, Богдан, Еврокар, Эталон (которых освободили от уплаты утилизационного сбора). Кроме того, в проекте госбюджета на 2014 год заложили расходы в размере 960 млн грн компенсации этим центрам за утилизацию транспортных средств (хотя изначально планировалось 2 млрд). И все бы замечательно, но владельцы старых «развалин» в новенькие центры не спешат, ведь расставаться со старыми автомобилями безвозмездно – совсем не заманчиво.

Тем не менее, чиновники уже обеспокоились этой проблемой и даже предприняли некоторые шаги. Как известно, в Верховной Раде появился законопроект № 3845 о внесении изменений в Закон «Об утилизации транспортных средств» (инициированный Николаем Азаровым и Кабмином), который позволит закрепить за владельцами автомобилей право получать компенсацию за утилизацию их транспортных средств в виде возмещения их стоимости на основании методики начисления, установленной правительством. Таким образом, уже в этом году  в стране может появиться специальная программа замены старых автомобилей на новые с выплатой компенсации.

Напомним, что 25 декабря Николай Азаров поручил вице-премьеру Юрию Бойко изучить предложение автопроизводителей, суть которого в том, что, средства, поступающие от утилизационного сбора можно направлять на специальные программы по замене старых автомобилей на новые (отечественного производства): при утилизации старого авто владелец получит компенсацию из средств от уплаты утилизационного сбора для покупки нового отечественного автомобиля. В прошлом году Юрий Бойко обмолвился, что размер такой компенсации будет порядка 11 тыс. грн, но окончательных данных пока нет.

Аналогичные программы уже неплохо зарекомендовали себя в Германии, Италии, Франции, России, Чехии и США в 2009-2010 годах. Благодаря им государства не только обновляли автопарк, но и берегли авторынок от обвала. Похожие программы тестировались и Украине, но только на некоторых автопредприятиях и с ограниченным числом автомобилей.