Начиная с апреля 2014 года, Европейский союз предоставил Украине автономные торговые преференции (АТП). Жест доброй воли, который должен был поспособствовать выходу на европейский рынок украинских товаропроизводителей, практически пропал впустую. Все дело в том, что украинские предприятия (как выяснилось) или вообще об этом не знали, или не нашли партнеров, или не сумели предложить западному рынку конкурентоспособные товары надлежащего качества.

Стоит напомнить, что торговые преференции являются частью пакета финансовой и экономической помощи Украине, предусматривающей снижение или отмену таможенных сборов согласно перечню, содержащемуся в Соглашении об ассоциации с Евросоюзом.

По статистике, собранной представителями Института экономических исследований и политических консультаций (IER), основной позитивный эффект, от применения торговых преференций, можно было увидеть во втором квартале 2014 года. Процентное соотношение использованных квот, на тот момент, оказалось на уровне 10% от 100% возможных . В 2015 году эти показатели снизились до 5%.

По предварительным оценкам IER, автономные преференции должны были поспособствовать росту экспорта в страны ЕС приблизительно на 4,5% в год. В первую очередь, АТП были рассчитаны на помощь сельскому хозяйству, пищевой и легкой промышленности. Но ввиду комплексных негативных обстоятельств, таких как: оккупация Крыма, конфликт на Донбассе, падение цен на сырье, подорожание импортного сырья и комплектующих, девальвация и т.д. – динамика экспорта оказалась гораздо более низкой, чем ожидалось. А учитывая такую же низкую информированность малого и среднего бизнеса об АТП, лишь мизерная часть предпринимателей воспользовались преференциями. Причем, в западной и средней части Украины оказалось значительно большее число проинформированных бизнесменов, чем в восточных и южных регионах. И хоть в процентном соотношении – все печально, тем не менее, чистый прирост компаний-экспортеров в 2014-2015 году увеличился: 5302 компании вышли на рынки ЕС, 2299 компаний – ушли с рынка. В чистом остатке – 3003 украинские компании, которые сейчас присутствуют на рынке ЕС.

При этом ни один из опрошенных респондентов не указал негативной причины, которая могла бы помешать воспользоваться преференциями.

Вот и получается, нам предоставляют возможность выйти на Европейские рынок, а мы этой возможностью не пользуемся. Правда, взамен требуется подтянуть украинские стандарты к европейским нормам. Тем более, что Украина взяла направление на «высшую лигу», постепенно избавляясь от влияния «таежного союза», соответственно –  правилам и нормам придется соответствовать.

Ранее озвученные сроки действия АТП (с апреля 2014 по 31 декабря 2015 года), были продлены до 1 января 2016 года.