Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Самое гадкое дело на свете или Главные жертвы войны

Posted Автор: Створено: в Блоги

Ну разве не символично, что именно сейчас, в 2014 году, когда мир «отмечает» 100-летие со дня начала Первой мировой войны и 75 лет – с начала Второй, планету снова сотрясают военные конфликты, грозящие превратиться в еще одну мясорубку общемирового масштаба? Ближний Восток со своим Исламским государством, объявившим джихад всему миру (да так, что этих парней за жестокость осуждает сама «Аль-Каеда»), украинский Донбасс, где свои геополитические амбиции пытается реализовать Россия, Мексика, где правительство ведет ожесточенную борьбу с армиями наркобаронов –  сколько еще на нашей планете таких вот горячих мест, где люди самым настоящим образом убивают друг друга?

Наверное, много. По крайней мере, больше, чем мы можем себе представить. Безусловно, современные военные конфликты существенно «измельчали» по своим географическим, временным и убийственным масштабам, став преимущественно локальными, более динамичными и менее разрушительными. Количество жертв уже не насчитывает миллионы загубленных судеб, на города уже не скидываются десятки тысяч тонн авиационных бомб, а пламя войны уже не охватывает целые континенты – по крайней мере, пока.

Однако с тех пор, переменилось и самое главное – основной акцент войны, логика которой традиционно предусматривала гибель в первую очередь людей военных, работа которых заключается в том, чтобы убивать и умирать, когда этого требует профессиональный долг. Так было раньше, но сейчас ситуация переменилась едва ли не кардинально.

Как показывают Исторические исследования, во времена Первой мировой войны жертвы среди гражданского населения находились на уровне от 5 до 10% от общего количества погибших – для столь масштабного конфликта цифры не такие уж и огромные, можно сказать, что гражданское население в этом конфликте «почти» не пострадало. Однако уже через 25 лет, то есть с начала Второй мировой соотношение «мирных» и «военных» жертв войны почти сравнялось – тогда из 54 млн. человеческих жертва 48% пришлось на гражданское население и 52% на солдат и офицеров. Своего апогея данная тенденция достигла уже во Вьетнаме, когда война забрала около 3,5 млн. жизней мирных граждан, что составило около 90% от всех жертв бессмысленного 10-летнего побоища.

Очевидно, что от двух мировых актов самоуничтожения человечества прошлого века с их химическими атаками и концлагерями современная война не отличается практически ничем. Орудия убийства по своей сути не изменились, методы военных действий тоже. Единственное, что по всем законам жанра должно в выгодную сторону отличать нынешние конфликты от событий прошлого –  это декларируемое верховенство права человека, когда высшей ценностью считается человеческая жизнь, а гуманизм и сострадание является основой морального кодекса даже для тех, кто носит оружие, и чья работа  – убивать других людей.

Увы, но как показывает практика, все эти похвальные идеалы на самом деле могут существовать лишь в теории. Ведь одно дело декларировать верховенство права на страницах социологических учебников или в различных международных договорах, подписанных под эгидой ООН или других уважаемых международных организаций. И совсем другое –  выполнять все это на практике, когда в самом воздухе пахнет порохом и человеческой кровью, а в основе всего стоит физическое истребление человека, по какой-либо причине оказавшегося по ту сторону линии огня. Естественно, ни о какой атмосфере взаимоуважения и альтруизма в таких условиях речь не может идти в принципе.

И проблема здесь не в том, что сами декларации, резолюции и конвенции плохие – все это абсолютно правильное и похвальное движение, призванное хоть как-то защитить мирных граждан во время войны. Главное заключается в том, что о существовании всех этих гуманистических правил мир, как правило, узнает только тогда, когда кто-либо их нарушает, причем самым вопиющим образом.

Поэтому не стоит удивляться, что подобные договора порой не стоят и бумаги, на которой они написаны – это четко продемонстрировали события нынешнего года. В условиях, когда даже государства брезгуют своими прямыми обязательствами, из-за чего никто не уважает границы независимых стран, нет смысла говорить и о жизнях обычных людей, которые, как известно, в масштабе театра военных действий представляют собой бесконечно и безнадежно малую величину.

Да и война сегодня – это уже не классическая схватка двух армий в открытом поле, а скорее массовое гражданское противостояние,  проходящее прямо на улицах городов, посреди мирных многоэтажек, кинотеатров и ресторанов, где волей-неволей в нее будет завлечен каждый. Там, где еще вчера кипела мирная жизнь, сегодня происходят массовые убийства невинных людей, среди которых дети, женщины, старики – и виновных в их смерти, как правило, не находится.

На этом фоне любые заявления правозащитных организаций о нарушении прав гражданского населения в военное время звучат не более чем констатация и без того очевидных фактов. Неужели кто-то думал, что в ходе военных действий (без разницы, с какой стороны), не нарушаются права человека? Или что от артиллерийских залпов и минометных обстрелов погибают исключительно люди в военной форме? Или может, что с военнопленными обращаются наравне с представителями дипломатических делегаций?

Всю глубину подобных заблуждения вполне способны доказать десятки тысяч жителей городов Донбасса, которые живут в постоянном страхе получить шальную пулю – их жизни не зависят от существования или не существования Женевских конвенций. Равно как и американские журналисты не могут полагаться на международное право и считать свою жизнь в безопасности в условиях, когда их коллегам исламисты из ИГИЛ на камеру отрезают головы.

«Украинская армия использует на Донбассе кассетные боеприпасы и бомбит мирные города из залповых установок «Град» - говорят нам представители международной правозащитной организации HumanRightsWatch.

Но что от этого меняется? У правозащитников в принципе нет никаких других возможностей повлиять на наших военных (равно как и на пророссийских сепаратистов, пользующихся теми же методами в еще больших масштабах), кроме как апеллировать к Женевским конвенциям о защите прав гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года. Хорошо, если украинской власти все-таки дорог имидж цивилизованного и демократического государства, а обществу не безразлична судьба своих соотечественников, которым посчастливилось остаться в живых. Но что, если нет?

Что если в Украине произойдет военный переворот и к власти придут люди, способные затопить кровью пол страны, включая все возможные и невозможные «народные республики», а общественная истерия поддержит любые антигуманные методы военных? История и опыт других стран показывают, что в этом деле радикально настроенным правителям не помешает ни одна правозащитная организация мира, ни одна декларация, и ни один призыв к благоразумию.

А это значит, что никакой защиты для мирных жителей, которые страдают в таких случаях в самую первую очередь, фактически не существует. Не существует, и не будет существовать, до тех пор, пока война, то есть принцип физического уничтожения противоположной стороны конфликта, будет оставаться единственным понятным для всех homosapiensметодом по достижению каких бы то ни было целей.  А это в свою очередь значит, что пока общество принимает войну как данность, и не хочет отказываться от силы в пользу разума, уничтожение человечества самим собой все же неизбежно – это только вопрос времени.

Конечно, иногда война становится неотвратимой – бессмысленно уговаривать туповатого, но массивного и самоуверенного парня прекратить бить вас по лицу. Но главная беда мира заключается отнюдь не в существовании таких вот туповатых парней. Трагедия в том, что всегда, что бы ни случилось, главными жертвами всех чертовых войн начиная от бытовых стычек и заканчивая глобальными межгосударственными конфликтами, были, есть и будут обычные мирные люди, которые не хотят воевать, которые не хотят ни с кем драться, но которым все равно приходится терпеть удары и, в конце концов, умирать. Реально войну поддерживают единицы, но умирать приходится тысячам. Это правило давно уже стало аксиоматическим, а жить по таким аксиомам попросту страшно. 

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%