Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Мусорный бизнес

Виталий Хворостяный
журналист

№7-8(54-55)(2016)

Когда возникает любое человеческое поселение, один из наиглавнейших вопросов, встающий перед его жителями, это поиск места и способа утилизации отходов. В Украине по состоянию на 1 января 2016 года насчитывается 460 крупных городов, 885 поселков городского типа и 28 385 сел. Для обслуживания и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), которые производят свыше 40 млн человек, населяющих страну, действует 6,7 тыс. официальных полигонов.

7-8-54-55-21-1

Помимо официальных полигонов, предназначенных для утилизации твердых отходов, в Украине зафиксировано около 35 тыс. крупных стихийных свалок, которые не контролируются государственными службами. Общая площадь мусорных полигонов (как официальных, так и стихийных) занимает примерно 12 тыс. км2 – это чуть больше 5 % территории страны.

Дела семейные

Во всем мире мусорный бизнес — один из самых прибыльных видов деятельности. В Украине на нем также зарабатывают весьма приличные деньги. Но вот беда — утилизация отходов у нас происходит по технологиям прошлого века, абсолютно не соответствуя правилам безопасности и нанося огромный ущерб окружающей среде.

К тому же правила ведения бизнеса «по-украински» не всегда соответствуют представлению об эффективности, а тем более — о рациональности производства, поскольку большинство участников «мусорного» бизнеса думают в первую очередь о наживе, а не о стабильной и безопасной работе предприятия. Примером тому могут послужить события, развернувшиеся вокруг самой крупной киевской компании, эксплуатирующей единственный столичный полигон ТБО, работающий официально. Находится он неподалеку от столицы, на окраине села Подгорцы.

Владельцем и основным эксплуататором этого полигона является киевская компания ЧАО «Киевспецтранс». Предприятие владеет парком из 200 автомобилей, широким арсеналом сопутствующего оборудования, которое эксплуатирует само, а также сдает в аренду (разнотипные мусорные контейнеры, оборудование для вывоза, сортировки и утилизации мусора). Компания единолично вывозит на полигон около 35 % мусора из столицы. Как выяснилось, контрольный пакет акций компании (51 %) принадлежит КГГА. Практически вся оставшаяся часть акций (46,8 %) является собственностью ООО «Геотрон». До 2014 года компания «Геотрон» была подконтрольна людям из окружения одиозного народного депутата Сергея Левочкина, но после событий на Майдане в 2014 году руководство над предприятием перешло к людям Геннадия Корбана и мэра Днепра Бориса Филатова. Борьба различных структур за контроль над компанией достойна пера сценариста, специализирующегося на сюжетах детективных блокбастеров.

Впервые присутствие Сергея Левочкина среди акционеров ЧАО «Киевспецтранс» заметили летом 2013 года. Совершенно случайно выяснилось, что в 2004 году незначительная часть акций компании «Киевспецтранс» (0,065 %) была продана некоему ООО «Спецкомунтранс». А 12 июля 2013 года представитель этой компании Арсений Новиков, экс-супруг Юлии Левочкиной (сестры депутата Сергея Левочкина), стал председателем наблюдательного совета ЧАО «Киевспецтранс».

Также в состав наблюдательного совета ЧАО был избран Борис Тур, сменивший Юлию Левочкину на посту главы наблюдательного совета Николаевского комбината хлебопродуктов (после того как Юлия Левочкина была избрана в Верховную Раду). Тура включили в наблюдательный совет «Киевспецтранса» благодаря протекции представителей ООО «Геотрон». Таким образом, два частных акционера в составе руководства самой большой столичной компании, специализирующейся на вывозе мусора, оказались связаны с семьей Левочкиных.

После того как в 2014 году позиции семьи Левочкиных пошатнулись, в игру вступили экс-кандидат в мэры Киева Геннадий Корбан и его коллега по «Привату», мэр Днепра Борис Филатов. Информация об участии соратников Коломойского в переделе мусорного бизнеса традиционно «засветилась» случайно — во время мониторинга документов из «Межигорья», которые попали в руки общественности в 2015 году. Среди множества отчетов и официальных бумаг обнаружились данные о том, что 28 августа 2015 года компания ООО «Геотрон» сменила своего представителя в наблюдательном совете. Им стал Василий Кучер. Как выяснилось (по данным Единого государственного реестра юридических и физических лиц), Василий Михайлович Кучер уже много лет является совладельцем ООО «Геотрон».

Вместе с тем Василий Кучер достаточно долго был помощником Бориса Филатова, а также до сих пор является членом партии «Укроп», от которой он баллотировался в Киевсовет. Подавая документы в ЦИК, Василий Кучер, согласно правилам, указал должность на предыдущем месте работы — юрисконсульт в днепровской строительной кампании. Ее название компании — «Будинвест-Капитал». Учредителями этой компании являются Виктор Угрин и Владимир Ясько. Первый — близкий товарищ Бориса Филатова. Второй — бизнес-партнер членов семейства Геннадия Корбана. В общем, пока внимание общества было отвлечено войной и политическими разборками, представители украинских бизнес-структур занялись привычным делом — переделом собственности.

Утилизация мусора, которого нет

Следует заметить, что передача половины компании «Киевспецтранс» в частные руки, произошедшая еще в 2004 году, не пошла на пользу производству. Уже через год после продажи половины акций госпредприятия частнику (за 16 млн грн) компания подсчитывала убытки. По сравнению с прошлым годом чистый доход сократился на 1,2 млн грн — до 23,5 млн грн. Ситуация практически не изменилась до сегодняшнего дня. Официально – компания убыточна.

При этом на остальных предприятиях (государственных в том числе) дела идут не лучше. По данным Минрегионстроя, в 2015 году на рынке Украины работали 1078 предприятий, специализирующихся на вывозе ТБО. Из них абсолютное большинство (824 – полностью и 20 – частично) находятся в коммунальной собственности и только 235 — в частной.

Несмотря на достаточно большое количество компаний, специализирующихся на вывозе мусора, его утилизацией занимается лишь несколько предприятий: мусоросжигательный завод «Энергия» в Киеве (с 2001 года им управляет компания «Киевэнерго»), мусоросжигательная установка в Люботине (Харьковская область) и две передвижные мусоросжигательные установки в Харькове.

В 2015 году общий объем утилизированного мусора составил около 900 тыс. тонн — это меньше 1 % от всех отходов, производимых в стране. Еще 4 % отходов (от общего количества мусора) отправляется на вторичную переработку. В Украине функционирует 17 пред­­приятий по переработке макулатуры, 35 – по переработке полиэтиленовых бутылок и полимерных материалов, 27 предприятий по переработке стекла. При этом большинство компаний (как государственных, так и частных) сталкивается с одной и той же проблемой – недостатком сырья, несмотря на то, что к 2016 году в Украине скопилось более 50 млн тонн непереработанного мусора (с каждым годом его количество увеличивается на 4 млн тонн). Возникает логичный вопрос: как такое возможно? Мусор есть, а перерабатывать нечего?

По словам специалистов, причина столь странных, на первый взгляд, действий — отсутствие в Украине культуры сортировки мусора. Зачастую отходы выбрасываются в одну кучу, даже в том случае, если во дворе находятся контейнеры, предназначенные для отдельного сбора пластика, макулатуры и т.д. Для того чтобы на перерабатывающем предприятии очистить вторсырье от грязи, приходится затрачивать непомерное количество ресурсов (воды, электроэнергии), что зразу же сказывается на рентабельности производства. В 2014 году украинскими предприятиями было закуплено 410 тыс. тонн мусора за рубежом. Абсурдность ситуации заключается в том, что при переизбытке мусора предприятия по переработке загружены всего лишь на 40 %.

Мусороперерабатывающим предприятиям дешевле закупать сырье за рубежом, поскольку там культура раздельного хранения отходов развита гораздо выше. Возможно, такая ситуация сложилась благодаря дисциплине, а возможно, из-за карательных мер (если в Европе выбросить мусор в неположенном месте или нарушить правила распределения отходов, можно заработать штраф — до €600). Но в Украине все совершенно иначе, даже несмотря на тот факт, что в 2013 году вступил в силу Закон (от 16.10.2012 г. № 5456-VI) о сортировке и утилизации бытовых отходов.

Еще одна актуальная проблема, с которой довелось столкнуться предпринимателям, — отсутствие подходящей инфраструктуры. Поскольку разные контейнеры должны перевозиться специальной техникой, это требует увеличения парка автомобилей, занимающихся вывозом вторсырья, а это предполагает дополнительные расходы, которые не каждая компания может себе позволить. Помимо этого, те компании, которые обладают необходимым парком специализированной техники, сталкиваются с проблемами из области ценообразования на свои услуги. Поскольку многие компании-переработчики являются представителями природных монополий, а цены на их услуги устанавливаются государством (НКРЭКУ), возникает конфликт интересов, что не идет на пользу ни предпринимателям, ни государству. По словам представителей Минрегионстроя, в формировании цен «первую скрипку» должны играть представители местного самоуправления. Решая вопрос на месте, они смогут более детально изучить обстановку и создать подходящие условия для работы компаниям-переработчикам. Учитывая при этом интересы населения. Минрегионстрой уже разработал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с бытовыми отходами» (№ 1742), возвращающий органам местного самоуправления полномочия по установлению экономически обоснованных тарифов.

Помимо этого, чиновники озадачились разработкой проекта, повышающего привлекательность вторичной переработки сырья. На данный момент закапывать отходы в землю (особенно на нелегальных полигонах) гораздо дешевле, чем вкладываться в постройку перерабатывающих комплексов. Именно поэтому профильный комитет Верховной Рады по вопросам ЖКХ рекомендовал парламенту принять за основу доработанный законопроект «О жилищно-коммунальных услугах» (№ 1581-д).

В начале февраля 2016 года этот законопроект был принят в первом чтении. В случае его окончательного утверждения тарифы на захоронение отходов вырастут в пять раз и составят около 60 грн с человека, что сделает вывоз мусора на свалки экономически невыгодным. Для того чтобы повысить привлекательность отрасли вторичной переработки, народные депутаты подготовили еще один законопроект (№ 3199-1), предусматривающий внесение изменений в действующий Налоговый кодекс. По задумке депутатов, в экологический налог следует включить плату за производство или импорт товаров в упаковке (будет учитываться стоимость упаковки). В зависимости от материа­ла, из которого изготовлена упаковка, будут определяться соответствующие ставки. Например, стоимость алюминиевой упаковки (из расчета доплаты за 1 кг) будет находиться на уровне 1 грн, за 1 кг пластмассы — 0,85 грн, а за дерево, картон, бумагу, ткань придется доплачивать от 0,2 до 0,35 грн за килограмм.

Переработка вторсырья

На мировом рынке вторсырья тонна очищенных отходов со 100 % содержанием пластика стоит €1 тыс., что в очередной раз подтверждает перспективность мусорного бизнеса, конечно, если его правильно организовать. В Украине это прекрасно понимают. В 2001 году даже была предпринята попытка создать рабочую схему по запуску производства из вторсырья. Но, как подтверждает практика, если в стране не созданы условия (в первую очередь на законодательном уровне) для нормального ведения бизнеса, даже самая перспективная идея обречена на провал или ведет к созданию коррупционной модели, как это случилось с компанией «Укрэкоресурсы» в 2001 году. Основным видом деятельности предприятия должен был стать сбор, сортировка, транспортировка, переработка и утилизация вторсырья. Компания собирала деньги с производителей якобы на утилизацию тары, но, как позже жаловались бизнесмены, никакая утилизация не производилась. В марте 2015 года Кабинет Министров отменил постановление № 915, что позволило упразднить компанию «Укрэкоресурсы», но вопрос растраты средств так и остался открытым.

Для того чтобы в будущем свести к минимуму возможность махинаций, подобных случаю с «Укрэкоресурсами», народные депутаты предложили принять законопроект (№ 3200-1), который позволит зачислять поступившие деньги в виде экологического налога в специальный фонд госбюджета. А средства из фондов местных бюджетов можно будет направлять на компенсацию затрат предприятий по переработке отходов и на мероприятия по рекультивации полигонов и свалок.
Подобные меры позволят создать благоприятные условия для постройки предприятий по переработке отходов. Но не следует забывать, что это лишь первый этап. Основной проблемой является поиск стартового капитала и разработка бизнес-плана с обязательным просчетом рентабельности и окупаемости производства. 

Еще в 2015 году банки очень неохотно выдавали средства на кредитование бизнеса (да и условия выдачи кредитов были, мягко говоря, кабальными), но в 2016 году ситуация более-менее стабилизировалось.

Поскольку крупным предприятиям требуется больше средств и времени «на раскачку» и запуск производства (приблизительные затраты на оборудование и запуск предприятия по универсальной переработке отходов — около $20 млн), ниша переработки вторсырья в Украине остается практически незанятой и, по оценкам аналитиков, является весьма привлекательной для инвесторов, готовых вкладывать средства в малый и средний бизнес. Поскольку малый бизнес может позволить себе сконцентрироваться на переработке определенного вида вторсырья (пластика, резины, картона) и ему не требуются большие мощности, затраты на оборудование производства могут ограничиться суммами $50–300 тыс.

Специалисты особо акцентируют внимание, что в ближайшие годы наиболее перспективная область для «мусорного» бизнеса — глубокая переработка вторсырья, предполагающая максимально эффективное использование большинства компонентов исходного материала. Рентабельность такого производства — от 20 до 50 %, а срок окупаемости в зависимости от объемов — от полугода до двух лет.

Основные трудности, с которыми могут столкнуться начинающие предприниматели, помимо финансовой составляющей, это оформление разрешающей документации. К сожалению, в Украине до сегодняшнего дня данный вопрос остается весьма болезненным, поскольку бюрократическая обстановка мало изменилась с прошлых лет. Для того чтобы получить лицензию на право заниматься сбором и переработкой твердых бытовых отходов, которую выдают в Минэкологии, следует пройти экологическую экспертизу и получить экологическое заключение от соответствующей городской или областной службы. Стоимость процедуры, включая оформление итогового документа, достаточно невысокая — около 1500 грн, но времени на оформление может уйти немало (от двух до четырех месяцев). Помимо этого, потребуется получить около десятка различных справок, каждая из которых может обойтись от 100 до 300 грн.

Также существуют обязательные нормы, которые следует учитывать при оборудовании предприятия. Площадь производства должна составлять не менее 300 м2, без учета склада, который также должен быть не меньше 100 м2. Само производство должно находиться в удалении от жилых домов, на расстоянии не менее 600 метров.

Средняя стоимость оборудования для перерабатывающего предприятия обойдется организаторам в достаточно круглую сумму – $50–70 тыс. (в зависимости от производителя). Также следует учитывать оплату работы персонала. Все операции по сортировке, измельчению, отбраковке отходов производятся в ручном режиме. Поэтому даже небольшому предприятию может понадобиться до 40 человек обслуживающего персонала.

Переработка и безопасная утилизация отходов жизнедеятельности человека – это один из наиболее важных процессов, которые обязательно должны происходить в цивилизованном обществе. Во всем мире разрабатываются и внедряются технологии, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Анализируя процессы, происходящие в Украине, можно вполне объективно утверждать, что организация предприятия по переработке и утилизации отходов — это перспективный бизнес, который не только приносит прибыль и способствует созданию новых рабочих мест, но также минимизирует тот вред, который человечество наносит окружающей среде и себе самому.

7-8-54-55-21-2


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%