Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Влада Литовченко: «Слово «доказывать» я не люблю. Никогда и никому ничего не доказывала»

№7-8(54-55)(2016)

7-8-54-55-28-1Влада Литовченко - о разном восприятии украинской культуры в Китае, США и Европе. О перегибах и перекосах в культурной политике Украины и том, как сказываются на имидже страны гастроли наших артистов в России. О переименовании городов, сносе памятников... А также о своих проектах, студентах, главных советчиках и любимых дочках.

Беседовала: Юлия Мостовая

Влада, Вы часто путешествуете, презентуете украинскую культуру за границей. Расскажите, пожалуйста, как отличаются представления о нашей культуре в Европе, США или Китае, например? Какой культурный продукт и где больше пользуется спросом?

У каждой страны свои критерии оценивания, мода и свое видение подачи того или иного культурного продукта. США – это площадка для массовой культуры. Европа – это более консервативная, академическая, элитарная культура, там ценят прежде всего качество того или иного контента. А вот для Китая мы на сегодняшний день являемся открытием, и я думаю, что межкультурное сотрудничество Украина – Китай пока только формируется. Хотя уже есть достижения. Например, проект Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры и Императорской академии художеств Китая «Знаменитый Кобзарь глазами китайских художников». Летом прошлого года китайские художники специально прилетали в Украину: посетили музеи и исторические места, связанные с жизнью и творчеством Т. Г. Шевченко в Киеве, Каневе и Моринцах. А затем менее чем за год подготовили новое издание «Кобзаря» на китайском языке с иллюстрациями в стиле «гохуа», провели выставки работ китайских художников на сюжеты произведений Шевченко и издали иллюстрированный каталог. Причем это был не традиционный совместный проект, реализуемый рамках культурных мостов дружбы, а инициатива Китайской императорской академии. Они за свои деньги сделали этот потрясающий высокохудожественный и высокоинтеллектуальный формат. 

Но такую работу нужно проводить системно и на государственном уровне. Поэтому нашим государственным учреждениям в сфере культуры, пожалуй, есть над чем работать. 

На внешнем уровне культура – это имидж страны. Но сейчас мы практически не генерируем для внешнего мира других посылов, кроме войны, экономической нестабильности, коррупционных скандалов… Если и есть какие-то всплески – деятели культуры, спортсмены, – то они присутствуют в международном информационном поле как персоналии и зачастую их имена не ассоциируют с Украиной, так как многие из них фактически выдавлены из нашего культурного пространства. 

Я думаю, это проблема морального состояния украинского общества. С одной стороны, у нас действительно очень яркое и богатое культурное пространство, безумное количество талантливых, креативных деятелей искусств. А с другой – бытовой уровень человеческой культуры очень низок. Это проявляется и в манерах, и во взаимодействии людей между собой, и в каких-то элементарных правилах поведения и этики. И конечно, это внутреннее выплескивается на глобальные международные проекты. Например, для того чтобы попасть на тот или иной международный форум, каждый претендент должен пройти достаточно сложное моральное и психологическое испытание. Потому что однозначного мнения у общества, экспертных комиссий, которые занимаются отбором этих кандидатов, никогда нет. И тот объем негатива, недовольства и несогласия, который мы видим в открытом пространстве, не облегчает ситуацию попадания того или иного представителя Украины на крупную международную площадку. Знаете, я часто сопереживаю нашим деятелям искусств и думаю, что им нужно при жизни памятники ставить за те испытания, которые они проходят. Наверное, нам нужно как-то объединяться, чтобы поддержать значимость того или иного культурного феномена, особенно на международном уровне.

Но ведь и внутри страны нередко складывается впечатление, что Украина может гордиться небольшой горсткой людей, которых можно пересчитать на пальцах. Остальных культурных персоналий никто не знает и не видит. Почему так происходит? Это пробел государственной политики?

Вот у нас все время пытаются возложить все проблемы на государство. Поймите, что «государство» – это всего лишь узкоспециализированный орган национального значения, который занимается той или иной сферой. Министерство культуры формирует национальную и внешнюю политику в области культуры, поддерживает те или иные программы, создает площадку для межкультурных диалогов, содействует и представляет наиболее яркие образцы украинской культуры за рубежом, воспитывает государственных служащих в сфере культуры. На этом его функции заканчиваются. Все остальные, наверное, должны брать на себя сами деятели культуры, частные институции, которые их представляют: галереи, специализированные центры (кинематографические, народного промысла). А то получается, что мы создаем какой-то культурный продукт и требуем от государства, чтобы оно за нас выполняло функцию представления. 

7-8-54-55-28-9

У нас и в отсутствие финансирования культуры традиционно уповают на государство. При этом в европейских странах культура существует на государственные и частные деньги в разных пропорциях. В США – практически только на частные (там и Министерства культуры нет). А какая финансовая модель кажется Вам наиболее правильной, эффективной? И насколько она реализуема в Украине?

Вы абсолютно правы. Государственных средств на финансирование культуры не хватает ни в одной стране мира. В тех или иных пропорциях всегда идет недофинансирование. Я ни в коем случае не лоббирую интересы нашего Министерства культуры, других государственных институций в сфере культуры. Но в развитых странах вопрос финансирования благополучно решается за счет внутреннего законодательства, привития тех или иных ценностей и ответственности общества перед своим культурным продуктом, культурным наследием. На мой взгляд, наиболее удачная модель финансирования – частно-государственная. При этом формы дополнительного финансирования могут быть разные: меценатская, спонсорская (но последняя требует отдачи). Тогда действительно есть возможности для творчества, появления качественного продукта и систем представления его на должном государственном или международном уровне.

Нашей независимой стране уже почти 25 лет, и каждую новую власть, которая бы ни приходила, упрекают в том, что государство не понимает, что такое культура и зачем она ему нужна. Меняется ли что-то сейчас? Ведь во главе Минкультуры теперь человек творческий, знающий культурную кухню и ее проблемы.

Рано пока говорить. Евгений Николаевич – современный, мобильный, динамичный человек с широким кругозором, представитель актерской среды. И он как никто другой знаком с проблематикой, которая сложилась в разных направлениях украинской культуры. Однозначно, этот человек не случайный по своим моральным, человеческим и профессиональным качествам. Мне кажется, пока прошло слишком мало времени, чтобы можно было показать какие-то результаты. Но я знаю, что все в него верят. И его назначение, по-моему, не вызывало никаких обсуждений и возмущений со стороны очень эмоционального творческого сообщества Украины. А Вы вспомните: хотя бы одно назначение в сфере культуры Украины было одобрено единогласно? Да не было такого. Я считаю, что на сегодняшний день мы имеем лучшего министра культуры, который только может быть.

Тем не менее, в наследство от предыдущего руководства Минкульта Евгению Николаевичу достался целых ворох неоднозначных решений. На Ваш взгляд, насколько адекватны и грамотны в нынешней ситуации предпринимаемые государством меры по защите информационного, культурного пространства? Эти «черные» и особенно «белые» списки, ротация артистов в списках в зависимости от тональности их высказываний об Украине...

Время сейчас сложное. В стране идет война. Причем не с каким-то отдаленным государством, а нашим соседом. Конечно, сложившаяся ситуация стала полной неожиданностью для народа и вызовом для общественного мнения. Поэтому и в принятии тех или иных решений на государственном уровне также возможны какие-то коллизии и перекосы. 

Между тем, Украина занялась формированием списков уже в ответ на аналогичные действия страны-агрессора. И в наши списки персон нон грата в сфере культуры вошли лишь имена одиозных артистов, которые зачастую имеют украинские корни, получали у нас образование, а теперь ведут откровенно агрессивную, воинствующую и унижающую политику по отношению к Украине. Я считаю, что как ответная реакция и своего рода санкции со стороны Украины в целях защиты национальной безопасности страны эти шаги оправданы.

На Ваш взгляд, не слишком ли много полномочий берет на себя Министерство культуры в данном случае? Ведь объявлять человека персоной нон грата, ограничивать въезд на территорию страны, скорее, в компетенции Министерства иностранных дел.

В скором времени и посмотрим.

А как относитесь к украинским артистам эстрады, театра, оперы и балета, которые сейчас гастролируют в России и Крыму, представляя Украину, или были вынуждены обосноваться там, потому что из нашего культурного пространства их попросту выбросили?

Знаете, я тоже музыкант по первому образованию: окончила Киевское музыкальное училище им. Р. М. Глиэра, затем Одесскую консерваторию. Помню, в свое время также ездила с концертами в разные страны, и меня тогда мало волновали какие-то политические дрязги и недоразумения. Моей задачей было хорошо выступить и показать достижения своей страны. Я ощущала себя артистом, а не политиком и человеком с трибуны. Судить о ситуации, которая сегодня сложилась в отношении украинских артистов (знаковых личностей, которые формировались главным образом здесь, получали звания и были признаны украинским народом), мне очень сложно. Отчасти потому, что большинство из них мои знакомые, я знаю их семьи, нас связывают те или иные моменты взаимодействия. 

Но как бы там ни было, эти артисты не отказываются от своих корней, они популяризируют свое творчество и нашу страну. Заявляют о том, что они граждане Украины, включают в свои концертные программы песни на родном языке, не выдвигают никаких компрометирующих, агрессивных, других ярко выраженных слоганов к ведению военных действий. 

7-8-54-55-28-3

К тому же в этой компании находятся очень талантливые деятели культуры: Таисия Повалий, Ани Лорак... Наверное, не совсем мудрым шагом было вот так взять и одним махом от них отказаться. Вряд ли украинский шоу-бизнес в ближайшие 5–10 лет даст артистов такого же уровня и масштаба.

На Ваш взгляд, почему одних артистов, представителей шоу-бизнеса интенсивно критикуют за гастроли, съемки в России, портят им нервы, карьеру, а других якобы не замечают: они легко лавируют между странами, обходят острые углы?

У меня нет ответа на Ваш вопрос. Вернее, нет понимания. Это напоминает 1917-й год: Булгаков, «Белая Гвардия»... Все циклично. Мы можем делать многоэтажные надстройки в исторической части города, на исторических зданиях, памятниках национального значения. Осуществлять незаконные строительства в буферных зонах, заповедниках, которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (а ведь у нас есть международные обязательства как страны-участницы Конвенции 1972 года об охране культурного и природного наследия). Вместе с тем занимаемся просто какой-то мелочностью и сведением каких-то личных счетов.

С другой стороны, почему мы так массово и агрессивно ополчились исключительно против артистов? Но не затрагиваем другие сферы... бизнес, например? Почему представительства наших крупнейших компаний спокойно работают в России и никто не устраивает акций протеста, не вносит этих бизнесменов в списки? Почему филиалы компаний страны-агрессора мирно работают на территории нашей страны? Я против избирательности наказания. Давайте всех ставить в равные условия, жить и проводить реформы не по-новому, а по-человечески: с умом, с толком, с расстановкой.

В медиа еще не утихли баталии вокруг введения запрета на показ ряда российских сериалов и фильмов на наших каналах, проекта закона о квотировании украиноязычной музыки в радиоэфире... Как считаете, это действенные меры? 

Политика квотирования контента радиоэфира, телеэфира должна быть доминантной в отношении государственного языка и артистов национального значения. Но опять-таки, это не может идти по какому-то избирательному принципу. Должна быть общая реформа, мониторинг контента всех телерадиокомпаний, включая частные. Иначе это порождает недоверие и раздражение людей: почему одних обязывают, накладывают на них санкции, а другие показывают фильмы, сериалы с использованием символики страны-агрессора и популяризацией силы, армии и первых лиц, портреты которых висят на стенах в кабинетах?

Украинское общество и постсоветская (российская) культура – как должны соотноситься эти понятия, на Ваш взгляд: что должно остаться, а что уйти? Как относитесь к процессу декоммунизации в стране?

Видите ли, у нас декоммунизация идет в формате разрушения «советской» (как они пишут в кавычках) системы, атрибутики, символов. Но демонтаж памятников и переименование улиц – это очень поверхностное решение вопросов. Давайте посмотрим, что в Украине вообще осталось со времен Советского Союза. Это 80 % зданий, инфраструктура: мосты, трубопроводы, транспортные развязки, дороги, сам транспорт – трамваи, троллейбусы, электрички... Почему кто-то решил, что нужно убрать именно памятники советским историческим персонажам, и мы варварски их рушим? Почему такие важные для судьбы страны и каждого человека решения принимает горстка людей? Почему у нас нет референдума, какого-то общенародного, общенационального мнения? Наконец, почему не собрать эти памятники и не создать своего рода культурное пространство (назвать его, скажем, «парк декоммунизации» или «парк советского периода»), которое сможет зарабатывать деньги на входных билетах и при этом будет памятным для украинцев. Ведь миллионы людей, граждан Украины все еще привязаны к тому периоду теплыми воспоминаниями. Да, мы жили в определенной системе, но тогда всем было относительно комфортно и вопрос выживания не стоял настолько остро. Бесплатная медицина, качественное образование, каждый, кто хотел, имел работу, относительно достойный уровень жизни и, самое главное, не было войны. А проводить такие реформы одним махом – это неправильно. Вот эти перегибы я не понимаю.

7-8-54-55-28-4

Влада, а как Вы относитесь к современному украинскому искусству и новым веяниям? Например, в Киеве становится все больше стрит-арта, мурал-арта. Качественного и не очень.

Во всем мире эти новые молодежные жанры являются составной частью культуры, как кухня или мода. На мой взгляд, такие вещи очень удачно украшают обветшавшие фасады на масштабных сооружениях, которые верно служат нам уже второй-третий срок. Тех же вокзалах, причалах или стенах домов. 

Конечно, оценка и понимание такого вида искусства (как и любого другого) в обществе всегда будут спорными. Потому что каждый человек имеет свой багаж образования, взглядов, позиций, культурного и религиозного воспитания. Поэтому, если в целом это не несет настроения агрессии, чего-то непристойного или прямых призывов к военным действиям, то это нормально. О вкусах не спорят.

На Ваш взгляд, как это должно регулироваться на уровне местных властей, государства?

Государство обязано контролировать, давать разрешение на создание таких масштабных полотен. Художники и заказчики работ должны согласовывать свои планы, эскизы изображений с государственными институция­ми, потому что некоторые вещи могут вызвать раздражение. В развитых странах, например, в исторических частях города такие объекты запрещены. 

При этом там есть много других вариантов и форм представления искусства на улицах, это могут быть какие-то арт-объекты, символические памятники, знаки на памятных местах или местах силы, целые арт-зоны. Например, в швейцарском городе Санкт-Галлен практически вся зона бизнес-центра курируется банковской группой Raiffeisen. Так вот они пригласили специалистов по садово-парковой архитектуре и превратили эту зону в настоящий арт-объект. Всю территорию выложили красным ковролином, подвесили на проводах уличные светильники в виде больших шаров. Все это достаточно ярко, смело, нестандартно. С одной стороны, это объединяет их здания в единое стилевое пространство, а с другой – органично вписывает весь комплекс в историческую часть города. 

А Вы могли бы привести примеры неудачных муралов в исторической части Киева?

Наверное, нет. Да и большинство таких объектов, как правило, расположены в спальных районах, на окраинах города. Я вот часто езжу поездами, и приближаясь к Киеву, рассматриваю муралы на бетонных фасадах зданий. На мой взгляд, это украшает. Ничего неприличного я не видела.

Вы уже затронули тему создания интересных арт-пространств за границей. У нас ведь тоже в больших городах появляется все больше мест, которые осваивают творческие люди. На территории бывших заводов и цехов появляются галереи, лекционные залы, книжные рынки, локации для фестивалей – Арт-завод Платформа, ВДНХ, Sky Family Park... Как Вам наши креа­тивные пространства? 

Очень хорошо. Вчера как раз побывала в новом арт-пространстве Easy Place на презентации книги легенды бокса, президента Федерации профессионального бокса Украины Михаила Завьялова. Вход в локацию – через галерею Лавры. Признаюсь, я была удивлена, как освоено пространство внутренних дворов – территории, которая примыкает к Киево-Печерской лавре. Все сделано в формате оупенэйр. Очень актуально для отдыха и мероприятий в летний период: можно пообщаться, послушать легкую музыку, перекусить и все это на свежем воздухе в центре города. Конечно, разрабатывая такое пространство, нужно учитывать формат объекта, к которому оно будет закреплено. И в данном случае объект, в котором находится кухня, играет музыка и предполагается кинотеатр и площадка для фестивалей, выглядит спорно по соседству с одной из пяти наиболее значимых святынь православного мира. 

Конечно, время существенно меняет академические подходы. Но все-таки академизм – это фундамент всего, а остальное – креативные формы, конструкции. Они могут меняться, трансформироваться, главное, чтобы это не убивало представление об исторической части города и было вплетено в единый архитектурно-визуальный ансамбль.

Пожалуйста, расскажите подробнее о Международном фонде культурного сотрудничества, который Вы возглавляете. Какими проектами гордитесь больше всего?

Международный фонд культурного сотрудничества – это общественная организация, которая была создана в 2014 году. Структура совсем молодая. Инициатором и идеологом выступила я. Наверное, это мое видение того, как должны быть представлены на международном уровне яркие образцы культуры Украины, предметы национальной гордости в области литературы, живописи, кинематографа. Пожалуй, одним из самых ярких был Международный проект «Сердце мира», который мы воплотили в Палестине в январе 2014 года. Когда на Ясельной площади в Вифлееме в канун Рождества возле Базилики Рождества Христова была презентована картина «Сердце мира», над которой в течение недели работали 20 известных художников со всего мира. Изображение на ней было символичным: женщина, которая несла баланс и способствовала объединению Палестины и Израиля, призывая остановить войну.

7-8-54-55-28-8Кроме того, я сама продвигаю сферу культурной дипломатии. Проекты, которыми горжусь: «Нас єднає Шевченкове слово», «900 аргументів Кіностудії Олександра Довженка», «Від­кри­тий урок Шевченка за участю інтелектуальних та культурних лідерів нації».

А каким бюджетом в среднем оперирует Фонд? Кто его финансирует? Помогает ли государство?

Основным финансовым донором являюсь я сама. Правда, в силу большого количества знакомых и друзей мои проекты всегда находят отклик и поддержку. И финансовую, и бартерную, и информационную. Конечно, крупнобюджетных проектов у меня еще не было. Ну а со стороны государства поддержки я никогда не получала.

А чем Вы руководствуетесь, принимая реше­ние о запуске того или иного проекта: эмоция­ми, интересом к теме или все-таки на первом месте бизнес-план?

Прежде всего, руководствуюсь сферой деятельности проекта. Она должна быть мне близка и понятна. Иногда какими-то проблемными вопросами, которые я вижу, и мне бы хотелось на них повлиять. Проекты формирую по мере появления и вынашивания идеи о поддержке того или иного элемента, объекта. Это может быть жанр нематериальной культуры, детская или юношеская культурно-образовательная программа, культурно-просветительская акция (ознакомление с творчеством того или иного человека в целом и конкретным предметом искусства). Ну и, конечно, учитываю календарный ритм.

Качественные проекты в любом городе (будь то Киев или Кременчуг) можно «поднять» только при сотрудничестве с властью. Были ли у Вас какие-то проекты, которые пришлось в свое время отложить, заморозить или закрыть в зачаточном состоянии из-за несговорчивости, промедлений государственной, местных властей?

Нет. Таких проектов у меня никогда не было.

Вы уже не первый год преподаете в Международном университете «Украина», сотрудничаете с другими высшими учебными учреждениями. Как часто привлекаете студентов даже не к участию, а к организации своих проектов? 

В Международном университете «Украина» я преподаю уже три года на кафедре менеджмент туризма. С этим университетом меня связывает хорошее тесное сотрудничество: здесь я прошла путь от старшего преподавателя до доцента. Вот мне очень нравится общаться с молодежью: получаю просто колоссальный заряд энергии. Студенты постоянно держат меня в тонусе: делают какие-то новые запросы, предложения. Не дают засиживаться. И за это я им очень благодарна. Конечно, момент подготовки материалов, отчетности, составления планов и программ требует много времени и энергозатрат, но я к этому привыкла. В этом году у меня было 4 дипломницы-бакалаврантки. Это мой первый опыт как научного руководителя, но мы справились достойно. Девочки получили хорошие результаты. Теперь подумываю над разработкой теоретического курса «культурная дипломатия». Сейчас мы много об этом говорим, показываем, выпускаем под этим грифом свои проекты, но теоретического наполнения пока никто не предложил. Поэтому сейчас набираю материал, и думаю, что уже к осени у меня появятся первые пробные лекции на тему культурной дипломатии.

7-8-54-55-28-2

Что же касается привлечения студентов к организации проектов, то это не так легко. Проекты требуют профессионального подхода, наличия ярких качеств инициатора, исполнителя и выполнения определенных функций. Если я вижу, что студенты инертны или не заинтересованы в предмете, работаю с профессионалами и другими волонтерами. Я вот очень благодарна Национальному университету технологий и дизайна. Их студенты помогали нам в двух проектах: «Українське кіно. 900 ар­гументів Кіностудії Олександра Довженка» и «Открытый всеукраинский урок Шевченко». Также в Тернополе на вечере, посвященному юбилейному показу фильма «Тени забытых предков», студенты участвовали в разработке дизайна памятной символики фрагментов фильма.

Вы, наверное, требовательный ру­ко­во­дитель?

Я требовательна к себе. К окружающим – нет. Что можно требовать от людей? Если человек чего-то хочет, он этого добивается, не хочет – ищет причину или оправдание. В последнее время я работаю либо одна, либо в сотрудничестве с другими организациями, фондами. Это позволяет экономить и человеческий, и финансовый ресурс. 

Влада, а как Вы относитесь к критике? И свойственны ли Вам самокритика, самоедство?

Здоровая самокритика – да. Я прислушиваюсь к себе и к мнению авторитетных для меня людей. Не слушаю тех, кто мне неинтересен и чье мнение обо мне имеет непрофессиональный подход. Когда критику выстраивают на каких-то своих внутренних комплексах или штампах, устоявшихся в обществе. 

А вот то, что Вы красивая, эффектная женщина, помогает или мешает в работе? Ведь, как ни крути, мы все еще живем в обществе, полном стереотипов.

Это мешает работе. Даже при том, что я уже женщина среднего возраста и ни в коей степени не соревнуюсь ни с кем по части внешних данных. Для меня это давно пройденный этап. Когда-то был период, когда у меня были амбиции в сфере красоты, – я их тогда демонстрировала на официальном уровне. 

7-8-54-55-28-6

К сожалению, у нас в обществе очень развит стереотип, что красивая, ухоженная женщина (тем более девушка, которая побеждала в конкурсах красоты) не может быть хорошим специалистом. Более того, фактор прихода из другой сферы или наличие внешности, более чем посредственной, заставляет людей напрягаться и мыслить негативно. Но украинские женщины действительно парадоксальны в сочетании внешних данных, умственных способностей и, самое главное, силы воли. Так что приходится работой и проектами показывать то, чем ты живешь, чем наполнен, что ты состоятелен. Слово «доказывать» я не люблю. Никогда и никому ничего не доказывала. Доказывают проекты, программы, действия человека, его успех и стабильность на протяжении лет. 

А как Вы относитесь к полной женской самостоятельности, которая давно культивируется на Западе и сейчас заметно популяризируется у нас?

Возможность рассчитывать только на себя полезна, позволяет чувствовать себя уверенно. С другой стороны, наше общество так устрое­но, что во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной женщина всегда остается где-то на втором плане, в чем-то подчиненной. Безусловно, если мужчина воспитан на традициях уважения к женщине, он никогда не будет бравировать финансовым положением. Это само собой разумеется. К тому же жена – это лицо мужчины, показатель разных граней его успешности как в семье, так и в обществе.

Тем не менее, бывают перекосы. Я, кстати, не понимаю вот этот момент унижения женщины, адаптации к каким-то дискомфортным условиям и болезненным отношениям, только бы сохранить свой статус замужней дамы. Поэтому, мне кажется, что разумнее и проще развиваться как эксперт, вкладывать деньги в свое образование, саморазвитие, здоровье, а не в быт, рестораны и шмотки.

Стоит появиться на мероприятии, и к Вам обязательно подойдут не меньше трех фотографов и пяти поклонников. Скажите, Вам никогда не надоедает это: «Влада, можно с вами сфотографироваться», «Влада, посмотрите на меня»?

Сейчас я отношусь к этому совершенно нормально. К тому же я не такой уж публичный человек. Раньше, конечно, было по-разному: где-то мне не нравилось, где-то даже напрягало, а где-то это было просто как волной какой-то – все так себя вели. Но люди, которые просят с ними сфотографироваться – это мои поклонники, которые в меня верят и для них я, собственно, и творю. Поэтому я просто не имею права где-то недоуделить им внимания, чем-то огорчить или, не дай Боже, обидеть. Наоборот, в последнее время я стала больше поворачиваться к людям, и если у меня спрашивают мнение или просят подсказать, помочь, направить, дать оценку, я всегда делаю это очень искренне, как для близких мне людей. 

К тому же есть и другая сторона публичности. С тобой сотрудничают торговые марки, магазины, дизайнеры приглашают презентовать их одежду – это очень здорово, приятно, почетно. Плюс, всегда есть какое-то количество очень приятных бонусов, подарков, внимания. Я это очень ценю и всегда стараюсь добросовестно «отработать» тот или иной знак внимания.

Вот Вы уже немножко затронули тему гардероба. Признаюсь, с восхищением рассматриваю Ваши образы, наряды, особенно с интересными этническими элементами. Расскажите, пожалуйста, каким украинским дизайнерам, всемирно известным брендам отдаете предпочтение?

В последнее время я не покупаю дорогие вещи. Мне просто неудобно и немного стыдно тратить огромные деньги на одежду, обувь в то время, когда в стране большая часть населения живет в некомфортных условиях. К тому же сейчас появилось множество украинских производителей, которые делают качественную трендовую одежду по разумным ценам. Зачастую мне делают подарки, но периодически я покупаю изделия по фиксированным ценам. В последнее время сотрудничаю со студией авторской одежды VOVK. Мне очень нравятся их изделия и я благодарна основателю бренда Татьяне и пиар-директору мастерской Анастасии за свои яркие луки и возможность одеваться для крупных культурологических проектов. 

Сегодня на мне платье от Днепропетровского дизайнера Татьяны Щуровой. Мы с ней недавно только познакомились. Татьяна подарила мне это потрясающее платье. Теперь с удовольствием его ношу и рассказываю всем об этом талантливом мастере. 

Еще мне в последнее время очень нравятся разные этно-акценты. Например, женские нагрудные украшения: «намысто», «корали», «згарды», «дукачи», «селянки». Я уже немножечко разбираюсь в этом, у меня есть небольшая коллекция. Но это не винтажные аутентичные вещи, а работы современных мастеров. В холодное время года я надеваю их поверх однотонных платьев и в сочетании с украинским национальным платком получается очень яркий, особенный и в то же время практичный образ. Мне кажется, такие вещи создают определенный шарм и своеобразный индивидуальный стиль. Плюс я чту и популяризирую традиции своих предков, украинских женщин, которые всегда выглядели со вкусом. Одеждой и стилем которых восхищалась вся Европа и много чего у нас заимствовала.

А есть ли кто-то, к чьим советам по стилю, моде Вы прислушиваетесь?

Главные советчики это все-таки свои глаза и отражение в зеркале. Но есть женщины, мнение которых для меня авторитетно. Это моя близкая подруга и родственница Олечка Сумская. У нее действительно великолепный вкус. Это женщина, которой я восхищаюсь. И Лариса Кадочникова. Кроме того, что Лариса легендарная актриса, она еще очень хорошо рисует. Мало кто знает, что у нее есть персональная выставка картин. И конечно, у нее очень хорошо развит эстетический взгляд на все. Вот с ними я всегда охотно советуюсь, они мне подсказывают что-то по образу: удачно или нет. Я приветствую здоровую критику, какие-то пожелания, идеи. Зачастую очень серьезно к ним отношусь, что-то принимаю.

7-8-54-55-28-7

У Вас очень насыщенный график, но при этом охотно принимаете приглашения об участии в новых проектах, соглашаетесь на интервью и личные встречи с журналистами. Удается ли Вам сейчас сбалансировать личное и рабочее время?

В последнее время чувствую, что уже пора отдыхать. Появилась какая-то физическая усталость. Но наконец-то за долгие годы у нас будет совместный отдых с младшей дочкой. Раньше она ездила с папой или со свои­ми друзьями. А это мы решили провести с ней несколько недель вместе. И конечно, я хочу полностью отключиться от всего и сконцентрироваться на ребенке, на восстановлении внутреннего баланса и гармонии. 

После каникул Кристина вернется к учебе в Швейцарии. Вам тяжело было отпустить дочку одну жить и учиться за границей?

Нет, абсолютно. Кристина у нас путешествует с маленького возраста. Она привыкла. Вот дети конца 90-х – это какие-то глобалисты. Мне кажется, что масштабы земного шара их совершенно не смущают. Вот она мне рассказывала, что, наоборот, ей нравится путешествовать самостоятельно, преодолевать большие расстояния, особенно, если есть пересадка. Она себя ощущает очень взрослой, значимой, самостоятельной. Ну а с другой стороны, это же хорошая функция. Я вот помню свои первые поездки, когда ноги-руки просто дрожали от страха, чтобы не забыть где выйти, где перейти... В руках - план-схема по заходу-выходу в аэропорт (смеется). В общем, я приветствую этот подход, когда молодежь умеет разбираться, ориентироваться и, самое главное, самостоятельно принимать решения.

7-8-54-55-28-5

Какая страна или украинский курорт Вам больше всего импонирует для отдыха, путешествия?

Мне очень нравится на Западной Украине. Там комфортно. Чувствую себя там своей. И конечно, нравятся традиции, обряды, то, как их там чтут и популяризируют.

А какие интересные семейные традиции или подзабытые украинские обряды чтите с дочками? 

У нас передавалось мало семейных традиций. Нет уже моих родителей. Но зато в нашей женской семье сформировались собственные: мы отмечаем семейные праздники (день рождения, Новый год), чтим религиозные праздники – всегда идем в храм на службу все вместе. Ну и вообще мы очень внимательны по отношению друг к другу. Поддерживаем друг друга. Это тоже очень важно.


 

Влада Литовченко

  • Общественный деятель, председатель Международного фонда культурного сотрудничества
  • Родилась в городе Бровары Киевской области. С детства занималась игрой на фортепиано и мечтала стать преподавателем музыки. Родители всячески поощряли увлечение дочери, даже купили абонемент в филармонию, которую посещали каждые выходные. В 1989 году Влада с отличием окончила Киевское государственное высшее музыкальное училище им. Р. М. Глиэра по классу фортепиано, а в 1994-м – Одесскую консерваторию. После учебы два года преподавала в музыкальной школе.
  • В модельный бизнес Влада попала случайно. За компанию с подругой пришла в модельное агентство «Линия-12», некоторое время поработала моделью, попробовала себя в роли менеджера агентства. В 1994 году завоевала первую престижную награду «Мисс Киев – 1994». Через год стала обладательницей титула «Мисс Украина – 1995» и заключила годовой контракт с французским агентством Elite. В этом же году получила награду «Профессиональная модель – 1995», затем «Лучшая модель года – 1997» (Украина).
  • В 1997 году Влада перешла в агентство L-Models уже в качестве директора. Спустя год основала собственное модельное агентство Karin Model Management Group (1998–2009 гг.). За несколько лет вывела агентство в лидеры на украинском рынке, добилась того, чтобы с Karin MMG сотрудничали известные зарубежные бренды, а девушки работали на показах в США, Франции, Японии, Корее, России, Италии. Под управлением Влады агентство выиграло тендер на проведение одного из самых престижных модельных конкурсов мира Ford Models Supermodel of the World и дало миру новую топ-модель Наталью Гоций.
  • В 2003 году Влада вместе с Милой Щербань и Яном Медниковым стала соавтором первого в Украине учебника модельного бизнеса «Профессия: модель».
  • С 2004 по 2009-й подписывает рекламные контракты, становясь «лицом» торговых марок: Киевстар (Украина, 2004 г.), Розариум от DR. Sante (Украина, 2005 г.), Мягкое золото (Украина, 2006–2009 гг.), Jaguar (Британия, 2007 г.), Soho Square (Египет, 2009 г.). А также представляет модные дома: Osmany Laffita (Чехия, с 2006 г.), «Евгения Фененко» (Украина, 2008 г.), Aina Gasse (Украина, 2009 г.).
  • С 2007 года – глава Благотворительного фонда «Обдаровані діти – майбутнє України», ориентированного на помощь талантливым детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей. Под патронатом фонда несколько киевских школ-интернатов и музыкальная школа-интернат им. Н. Лысенко.
  • В 2007-м Влада вошла в сотню самых влиятельных женщин Украины по рейтингу журнала «Фокус». А по итогам 2009 года – в число 25 самых активных и результативных украинских меценатов по версии газеты «Дело». Получила почетный знак «За благодійність» от Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, а также Орден Святой Праведной Анны от Украинской православной церкви.
  • С 2008 по 2011 год – советник министра по делам семьи, молодежи и спорта.
  • В 2009-м окончила Дипломатическую академию при МИД Украины и поступила в аспирантуру. В 2015 году защитила диссертацию по теме «Роль ЮНЕСКО в охране и сохранении культурного наследия в Украине (1954–2010 гг.)» и получила ученую степень кандидата исторических наук.
  • В 2012-м – советник генерального директора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по международным связям.
  • В 2013 году основала Международный фонд культурного сотрудничества.
  • Помимо общественной деятельности, с 2013 года преподает в Международном университете «Украина» курс «Всемирное наследие ЮНЕСКО».
  • Влада дважды была замужем и воспитывает двух дочерей – Маргариту и Кристину.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%