Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

На кладбище затоптанных идей. Всем создателям нового Фейсбука посвящается

Андрей Козориз
финансовый аналитик

№3-4(62-63)(2017)

Настоящая история — довольно скучна.
Я о том, что мы просто сидели
за компьютерами шесть лет и писали код.

Марк Цукерберг

3-4-62-63-10-1

Цифровая эпоха создала уникальные условия для резкого роста бизнеса в геометрической прогрессии. Когда какой-либо веб-сервис или продукт становится действительно популярным, он за несколько дней может принести создателям головокружительные доходы. Постороннему наблюдателю может показаться, что это похоже на выигрыш лотереи: вчера ты начинал робкий стартап, а сегодня ты уже заработал миллионы. Такой успех манит и лишает людей трезвости суждений. Каждый считает, что если Цукерберг и Билл Гейтс смогли, то почему я не могу? К сожалению, это рассуждение часто становится причиной финансовых потерь и разочарований. Давайте разберемся, почему «взрывные» идеи бывают опасны, как на них зарабатывать и, главное, как не лишиться своих кровных.

Facebook, iPhone, Pokemon GO, Twitter — каждый из этих проектов стал настоящим громом среди ясного неба. Когда в наших краях об этих сервисах и товарах узнавали, они уже были сверхпопулярными и казались настоящим разрывом шаблона. Как видим, «взрывной» эффект могут иметь как товары, так и онлайн-сервисы. Но объединяет их одно — вирусная популярность. А суть вирусного эффекта заключается в том, что действующие пользователи определенного товара или услуги, будучи в восторге от него, становятся «рекламными агентами», активно рекомендуя его друзьям.

Задумайтесь, как на вашем телефоне оказался мессенджер Viber? Вероятнее всего, один из ваших друзей (или многие друзья) подталкивали вас к его установке. Дескать, общаться удобно, круто и весело. Именно так и работает вирусное распространение сервиса. И когда этот процесс запускается, в него включаются не тысячи, а миллионы пользователей — тот самый потенциал, благодаря которому и становятся миллионерами.

Многие предприниматели в Украине не хотят стоять в стороне и ждать, когда очередной Цукерберг создаст очередной мегапопулярный сервис и заработает на этом миллиарды. Они хотят создать нечто, имеющее «взрывной» успех, сами, получив высокий доход. Однако печальная правда заключается в том, что знаменитым становится один стартап на несколько миллионов, в то время как все остальные отправляются на кладбище затоптанных идей.

Есть ли реальные шансы создать проект, который не окажется на этой свалке? Теоретически, есть. Разберемся, что для этого нужно.

Анатомия «взрывного» продукта

Для начала выясним, что же делает продукт «взрывным» и дарит ему массовую популярность. Если проанализировать все ставшие шокирующе успешными стартапы, можно выделить следующие признаки:

  • Своевременность. Именно критерий «нужное место и нужное время» является основополагающим в вопросе успешности стартапов. Образно говоря, хорошие идеи всегда витают в воздухе, и определенная потребность назревает в обществе. Когда кто-то первым осознает эту потребность и реализует ее, он и снимает сливки.
  • Реализация определенных социальных потребностей. Из первого пункта следует, что необходимо, чтобы сервис приносил определенную пользу. При этом под пользой чаще всего понимается упрощение определенных видов деятельности, повышение уровня комфорта, но еще лучше — создание принципиально новых видов деятельности. К пример­у, два кардинально разных проекта — Facebook и Pokemon GO, оба создали новые виды деятельности (общение в социальной сети и охота на покемонов соответственно).
  • Если не польза — тогда эмоции. Если сервис не нацелен на выполнение определенных функций, он должен воздействовать на эмоции.
  • Даже если и польза — все равно эмоции. Любой успешный сервис обязательно касается эмоциональной сферы, затрагивает и не оставляет равнодушным. Чтобы проект был действительно успешным, он должен выводить людей из равновесия, затрагивать не только рациональное, но и чувственное. Именно так запускается вирусный эффект.
  • Удобство в эксплуатации. Чем выше уровень развития техники, тем более ленивым и капризным становится человек. Двести лет назад вполне неплохим видом транспорта считались поезда, чадящие угольным дымом и оборудованные жесткими деревянными лавками для пассажиров, которые двигались со скоростью 60 км/ч. Сегодня даже к сверхскоростным Hyundai у наших людей есть масса вопросов, и находится немало поводов их поругать. То же касается и сервисов: избалованные многообразием, люди хотят только идеальный комфорт и функциональность.

Забегая наперед отмечу, что самый сложный в исполнении пункт — это первый, касающийся своевременности. Даже неудобный, сырой и не самый удачный продукт, который был запущен в нужное время и когда он был ожидаем социумом, может стать взрывным. Более того, уже набрав определенную популярность, продукт может пройти эволюцию, усовершенствоваться и избавиться от «юношеских проблем», став зрелым и совершенным.

Поэтому, если говорить метафорически, потребности социума похожи на пазл, который постоянно видоизменяется. Время от времени появляются пустые ячейки. И когда находится тот, кто первым создаст элемент пазла, который подойдет по форме и размерам в эту ячейку, он имеет шансы реализовать свои мечты о быстром успехе. Впрочем, не таком уж и быстром, честно говоря…

История «взрывных» продуктов: не с первого раза и совсем не гладко

Теперь пришло время развеять самое главное заблуждение о том, что успех приходит быстро. На самом деле, это мы уже узнаем о стартапе, когда он стал успешным, поэтому кажется, что успех был быстрым. Но если копнуть глубже, этому прорыву предшествовал сложный процесс поисков, борьбы, падений и подъемов. Пару примеров из жизни:

Цукерберг начинал свой Facebook как сервис для студентов Гарварда, и первые фотографии, которые он добавлял в социальную сеть, были украдены с университетских серверов, из личных дел студентов. За что его чуть не посадили в тюрьму, хотя от ответственности удалось уйти, сняв фотографии с публикации.

Билл Гейтс не придумывал DOS, как считают многие, а очень удачно купил ее у канувшей в лету сегодня компании Seattle Computer Products, где ее разработал Тим Патерсон. А он, в свою очередь, эту идею практически полностью скопировал с операционной системы CP/M от Digital Research. Таким образом, основополагающий успех Microsoft заключался в том, что в нужное время и в нужном месте было совершено две очень удачные сделки: покупка DOS и продажа ее IBM в будущем.

Перед головокружительным успехом iPhone Стива Джобса ждало несколько провалов. Первая версия iPhone, известная как проект «Purple 1», вообще не была доведена до конца, так и не покинув лабораторий Apple. Вторая версия де-факто была воплощена в гаджете Motorola ROKR, однако это устройство было признано «провалом года — 2005». И только после этих двух провалов Стив Джобс все-таки смог вывести на рынок продукт, который с 50 % вероятностью лежит сейчас на вашем столе или в вашей дамской сумочке.

Механизм распространения взрывного продукта выглядит следующим образом:

• Продукт начинается с идеи. В основе всегда лежит определенная концепция, главный критерий качества которой — ее новизна. Создатель взрывного продукта должен стать своего рода пророком, предвидя потребности общества даже еще до того, как они оформились. Люди могут еще и не знать, что чего-то хотят, а разработчик должен это предугадать и реализовать.

• Разработка продукта в корпоративной или в любительской среде. Корпорация готова инвестировать, и любой стартап начинается с организации штата, целенаправленной и планомерной работы, которая может привести к успеху, а может закончиться «пшиком». В любительской же среде чаще всего взрывные проекты начинаются с решений «для себя», когда человек делает что-то для души, но делает это феноменально талантливо. При этом развитие любительских проектов всегда бывает очень длительным, так как человек, не имеющий ресурсов для инвестирования, чаще всего инвестирует свое время и труд.

• Апробация новинки социумом и формирование первых пользователей. Когда продукт представлен публике, он начинает собирать вокруг себя определенную целевую аудиторию. При этом интерес к новинке на этапе запуска сохраняется совсем непродолжительный период времени. Если за первые несколько недель разработчику не удается заинтересовать публику, его проект автоматически переходит в статус «болота» и становится никому не интересен.

• Вирусное распространение или забытье. Тут одно из двух: либо люди, проникнувшись идеей, начинают активно втягивать своих знакомых и друзей в процесс. Либо новинка оказывается всем безразлична, и даже те, кто поначалу стали ею пользоваться, со временем «наиграются» и оставят ее. Особенно — если сервис не приобретает популярности среди окружающих.

Покупная популярность: может сработать, а может и нет

Следует отметить важный фактор: в наше время вирусное распространение может имитироваться, если у компании, запускающей сервис, есть на это достаточно средств. Делается это так:

• Создание «хайпа». Этим термином называется азартное ожидание публики перед запуском продукта. Для этого блогерам, журналистам и прочим лидерам мнений за деньги предлагается разместить различные слухи о новом продукте. Так создается интерес к новинке, чтобы уже на старте как можно больше людей ее попробовали.

• Продвижение и реклама. С помощью различных инструментов рекламы информация о новинке доносится до публики. Особенно активно рекламные технологии применяются для продвижения игр, так как конкуренция в этой сфере особенно жесткая.

• Накрутка социальных и поведенческих факторов. Чтобы люди думали, что продукт пользуется спросом, специально обученные (и оплаченные) люди ставят в социальных сетях «лайки», выставляют максимальные оценки приложению, пишут позитивные комментарии и т. п. В результате люди начинают думать, что сервис действительно популярен.

Однако нужно понимать, что эти методы — своего рода костыли, которые могут помочь только в том случае, если у «пациента» есть шансы на «выздоровление». И совершенно бесполезны, если сервис мертворожденный, так как люди все равно не будут им пользоваться, а у компании рано или поздно закончится рекламный бюджет.

Венчурное инвестирование сегодня: золотая лихорадка XXI века

Переходим к вопросам экономическим. Условие задачи формулируется следующим образом.

Дано:

  • Стартапы способны приносить миллиарды долларов.
  • Шансы на успех есть только у нескольких на тысячу.

Задача: получить экономическую выгоду от стартапов.

В Украине подобную задачу мало кто берется решать в промышленных целях. А вот в более развитых странах, в первую очередь в США, работают целые фонды венчурного финансирования, которые на профессиональной основе занимаются инвестированием в стартапы. И их работа во многом похожа на работу золотоискателей, которые в мутном потоке грязи находят золотые самородки.

Примерный алгоритм работы американских инвесторов со стартапами выглядит следующим образо­м:

• Выслушать как можно больше претендентов. Эксперты за день принимают по 10 соискателей, которым дается буквально до 15 минут на то, чтобы представить идею и показать имеющиеся наработки. Это называется бейсбольным термином «Pitching idea», то есть «подача идей», когда соискатель должен словно мячом попасть в цель и поразить слушателей своей идеей.

• Предложить драконовские условия распределения прибыли. Венчурные капиталисты дают соискателям не более 20-30 % от потенциального дохода, так как прекрасно понимают, что без их капитала соискатель обречен на провал. И большинство соглашаются, считая за счастье получить возможность реализовать свою идею.

• Отказывать, отказывать и отказывать. Так как поток желающих не иссякает никогда, можно не особо церемониться и соглашаться работать только с теми идеями, которые действительно имеют коммерческий потенциал.

• Анализировать полученный опыт. Когда за спиной уже несколько десятков инвестиций в стартапы, инвестор уже может делать выводы о том, что «взлетает», а что безнадежно остается на земле.

• Рисковать. Раз уж взялись за венчурное инвестирование, необходимо идти на обдуманный риск и иногда допускать дерзкие предположения, чтобы не упустить самородок вроде Instagram или Twitter.

• Вкладывать мало. Инвесторы не хотят вкладывать в проекты, требующие много инвестиций на старте. Это не выгодно, так как риск слишком велик. Гораздо выгоднее вкладывать в недорогие проекты, которые потенциально могут принести многократный доход.

В рамках такой концепции инвестфонды умудряются получать доход в несколько сотен процентов годовых. И даже разоряющиеся один за другим стартапы для них — не трагедия, так как для них важен не успех отдельной идеи, а общий финансовый результат. По статистике же один успешный проект позволяет окупить инвестиции в 5-6 провальных.

Украинские стартапы: как предприниматели теряют деньги

Возвращаемся из чужого Лос-Анджелеса в родной Киев. Как же дела обстоят со стартапами в Украине? Скажем честно, не лучшим образом. Чаще всего инвестиции в онлайн-сервисы и различные проекты выглядят следующим образом:

• Человек решает, что хочет заработать «в Интернете», и собирается вложить в это дело деньги.

• Как правило, к выбору идеи относятся формально. И пытаются попросту обезьянничать существующие успешные проекты, немного их доработав. «Twitter так не умеет, а у нас будет, и все, весь Интернет — наш!»

• Для реализации идей нанимаются сомнительные исполнители. Как правило — из тех «сайтоделов», объявления которых «Сайт за 800 грн» можно встретить в метро. В результате качество соответствует цене. Либо же, если имеются достаточные навыки, реализацией человек занимается сам, а потому по скорости и качеству чаще всего и близко не может сравниться с командой профессионалов.

• Почему-то многие «горе-онлайн-бизнесмены» в Украине думают, что, разместив в Интернете сайт, вы автоматически начнете получать деньги. Инвестиции в контент, поддержание и развитие ресурса считается тратой «денег на ветер», из-за чего большинство проектов погибают в зародыше.

Конечно, эта схема не является догмой, и многие украинские стартапы оказываются действительно успешными. Однако это скорее редкость и исключение из правил. Более того, наши талантливые программисты зачастую оказываются задействованы в работе над зарубежными стартапами в качестве «рабочей силы».

Отдельная тема — украинские правительственные стартапы в цифровой сфере. Почему-то государственное присутствие онлайн связано с особой никчемностью сервисов при колоссальных расходах на их разработку. Запуская новый сервис, его преподносят с помпой и пафосом, а на деле оказывается, что разработчик работал за «откат», делал все по принципу «как можно дольше и очень некачественно», и готовым продуктом практически невозможно пользоваться.

10 причин, по которым ваш стартап попадет на кладбище затоптанных идей

Если вы планируете вкладывать в онлайн-бизнес или запускать на рынке некий продукт, который должен стать «взрывным», вот 10 причин, из-за которых может «не взлететь»:

• Недостаточно оригинальная идея, которой не удается привлечь внимание. Многие проекты обречены на провал уже в момент разработки, так как новизны идеи не хватит для того, чтобы убедить людей начать пользоваться чем-то новым, изменить свои привычки и т. п.

• Недостаточно средств на качественную реализацию. Это главная проблема, которую все стартаперы недооценивают. Люди считают, что главное — начать, а там видно будет. Но в современных условиях любой проект имеет определенную стоимость реализации, и нужно располагать этим капиталом. Иначе и начинать смысла нет.

• Низкокачественная реализация. Даже если вы вложите деньги, еще не значит, что вам сделают хорошо. На украинском рынке работает огромное количество сомнительных операторов, которые берут дорого, а делают очень плохо. Поэтому нет никаких гарантий, что продукт будет соответствовать ожиданиям.

• Нехватка рекламы и внимания общественности. В Украине мощную рекламную кампанию могут себе позволить разве что OLX, Hotline и Rozetka, которые уже стали гигантами. Мелкие же сервисы не имеют ресурсов для того, чтобы создать «хайп» и обеспечить мощный запуск, в результате чего весь жизненный цикл стартапа оказывается нарушенным.

• Популярность и финансовая успешность — это не всегда синонимы. Сервис должен правильно монетизироваться, чтобы стать действительно успешным. В США с этим проще, так как у них, достигая определенного уровня, компания может выпустить акции и применять прочие технологии для привлечения инвестиций, да и на рекламе можно заработать гораздо больше. У нас же говорить об акционерном капитале вообще не приходится, доходы с рекламы — низкие, поэтому монетизация проектов становится настоящим искусством.

• Отсутствие развития. Важно, чтобы проект жил и развивался, а не просто появился и существовал. Для этого нужны инвестиции, команда поддержки, непрерывный анализ откликов пользователей. Если всего этого нет, проект через определенное время станет никому ненужным.

• Угасание популярности. Даже если на начальном этапе удалось собрать определенную популярность, зачастую проект достигает определенного «потолка», рост выше которого оказывается невозможным. Практика показывает, что отсутствие роста является синонимом падению.

• Ограниченная аудитория. В отличие от англоязычной экосистемы, которая охватывает весь цивилизованный мир, украинский рынок является достаточно узким. 40 миллионов — это не так много по меркам Интернета (это меньше, чем суточная посещаемость Facebook). Поэтому развернуться в англо­язычном сегменте гораздо проще, чем на украинском рынке.

• Удушающая политика государства. Если вы попробуете зарегистрироваться и начать работать официально, вас не будет покидать ощущение того, что государство желает вам банкротства и скорейшего закрытия. Налоги, отчетность, проверки, постоянное внедрение новых сумасбродных норм — все для того, чтобы ваш проект ощущал как можно больше дополнительной нагрузки.

• Низкий уровень жизни населения и полная неготовность платить за какие-либо сервисы. Американцы платят за Netflix около 12 долларов в месяц, за Deezer — около 20, и пользуются еще десятком аналогичных сервисов, за месяц отдавая за цифровой контент до нескольких сотен долларов. Наши же пользователи не готовы платить практически ни за что и считают немалой платой даже 100 грн за широкополосный Интернет, поэтому и доходы от них крайне сомнительны.

Все еще есть желание запустить стартап? Тогда переходим к выводам.

Так мне начинать или нет?

Если вы сидите на диване, наблюдаете серые будни вокруг себя, хотите что-то изменить к лучшему и говорите себе: «А запущу-ка я с понедельника взрывной веб-проект», то нет. Не делайте этого. Не тратьте времени и денег. Так как ни один успешный стартап не начинался с задумки «а заработаю-ка я деньжат». Большинство сервисов, принесших миллионы, начинались как маленькие проекты для души, которыми люди занимались, так как их распирала идея, рвущаяся на свободу. Даже если в эту идею инвестировали венчурные капиталисты, цель которых — только деньги, соискатель инвестиций всегда начинал именно с идеи.

Если же вы видите, что существующую реальность можно определенным образом улучшить, знаете, какую нужно выточить шестеренку, чтобы она вставилась в механизм и упростила жизнь для многих людей, принесла им радость и пользу, вот тогда стоит начинать.

Если вы «болеете» идеей, она не дает вам покоя, и вы понимаете, что это может быть интересно людям — вот тогда имеет смысл начать. Ведь именно наличие идей делает людей особенными существами, изменяющими мир вокруг себя до неузнаваемости.

Давайте шанс вашим идеям. И не давайте шанс бесталанным попыт­кам быстрого обогащения.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%