Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Николай Сербин: «Если ты любишь артиста – люби его издалека»

№12(71)(2017)

12-71-192

Ушли времена, когда в концертных залах Украины собиралось огромное число российских исполнителей, любимцев украинской публики.

Ряд украинских звезд попали в политическую опалу и перестали давать концерты в родной стране. Прекращены крупные фестивальные проекты с участием представителей двух враждующих стран. Мы расспросили арт-менеджера Николая Сербина, который долгое время занимался организацией и проведением гастролей российских звезд, как отразились трагические события на его деятельности и бизнесе.

Беседовал: Роман Барашев

Николай, расскажите о Вашей работе в качестве арт-директора в сфере шоу-бизнеса. Как все начиналось?

Все произошло благодаря случайному, но судьбоносному знакомству с Валентиной Басовской, когда я был еще совсем мальчишкой. 1997 год. Впервые на протяжении двух дней, 1 и 2 ноября на сцене Национального дворца «Украина» проходил концерт «Песня года – 1997». Все, абсолютно все, звезды эстрады собрались в Киеве. Я впервые тогда познакомился с шоу-бизнесом настолько близко. Впервые узнал о конкуренции и обидах, об интригах и злопыхательстве. Но вместе с тем уже тогда увидел, насколько велико желание артистов удивлять, петь, дарить радость людям. Это было мое первое, совсем малозаметное участие в масштабном проекте, который изменил всю мою жизнь.

Затем были «Краски неба» с участием Макса Фадеева, Ирины Билык и Линды – тур, прошедший в 16 городах Украины и собравший более 100 тысяч зрителей. Переаншлаговый концерт во Дворце спорта мегапопулярных на то время групп «Иванушки International» и Green Grey. Всеукраинский тур Филиппа Киркорова «Лучшие песни» при участии Анастасии Стоцкой и Dana National (Израиль). Всеукраинский тур Земфиры, который прошел в 25 городах Украины и собрал более 200 тысяч зрителей. Творческие вечера Игоря Крутого, Ильи Резника, Раймонда Паулса. «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой. Международный фестиваль Crimea Music Fest.

Басовская привлекала меня к выполнению разноплановых задач: от редактора репертуара (на сборных концертах) до тур-менеджера в гастрольных поездках и директора артиста.

Интересный и бесценный опыт был получен во время работы арт-директором в двух больших концертных клубах Одессы. Середина 2000-х. Расцвет концертной деятельности. Летом по 3–4 концерта, зимой – минимум один в неделю. Первые концерты Тины Кароль, Потапа и Насти, группы SMASH!, Comedy Club, дуэта «НеАнгелы». Аж дух захватывает от воспоминаний! Яркое было время.

12-71-191

Валентина Басовская – известный украинский продюсер – представила нам Вас как лучшего своего ученика, профи в своем деле. Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

Спасибо. Для меня большая честь учиться и перенимать опыт у такой знаковой фигуры шоу-бизнеса, как Валентина Басовская. У легенды шоу-бизнеса. У очень порядочного, принципиального человека, мудрой женщины.

Что касается качеств арт-директора – организатора, то, безусловно, это умение брать на себя ответственность, самодисциплина, уверенность в себе и в своей команде, умение быстро реагировать на самые неожиданные ситуации и соблюдать спокойствие в самых критических моментах, уважение к зрителю и артисту.

Если говорить о профессии «директор артиста», то в первую очередь между артистом и директором должно возникнуть полное доверие. Иначе ничего не получится. Настоящий директор должен отдавать своему артисту всего себя без остатка. Это очень тяжело, но без этого никак. Важно уметь в нужный момент поддержать, успокоить, настроить, вдохновить, опустить на землю. Важно быть честным и порядочным. Для артиста директор – это мама, папа, нянька, психолог, друг, партнер. Это человек, на которого можно положиться. Который сможет постоять стеной за свой коллектив. Люди привыкли видеть звезд, блистающих с экранов телевизоров, обложек глянца, но при этом все забывают, что любой артист и члены его коллектива – это такие же люди, как и все, со своим характером, настроением, со своими «тараканами в голове».

12-71-4

Чем бы ты ни занимался, главное – не халтурить! Любая работа не терпит поверхностного отношения. Или ты будешь все делать профессионально, или лучше не занимайся ничем.

Известно, что в сфере внимания «Концертного агентства Валентины Басовской» было много певцов и актеров из России? Что изменилось в деятельности агентства после известных событий, в условиях образовавшейся «культурной стены» между Украиной и Россией? Сохраняете ли Вы контакты с россиянами, проводите ли концертные мероприятия? В каких форматах? И не только с россиянами. Ведь известно, что многие украинские исполнители теперь работают в России, а юбилейный концерт Софии Ротару вообще проводился в Азербайджане. Приезжают ли «изгнанники» в Украину? Проводят ли концерты на частных корпоративах? Готовы ли Вы об этом говорить открыто? Очертите другие культурно-политические проблемы, с которыми сталкиваетесь?

Агентство Басовской организовывало гастроли театров «Сатирикон», «Ленком», «Современник», «Театра на Таганке», «Театра Вахтангова», спектаклей-антреприз. Проводило гастрольные туры и концерты первых звезд российской и украинской эстрады. Некоторые имена я уже назвал. Назову еще Кристину Орбакайте, Валерия Леонтьева, Ларису Долину, Ирину Аллегрову, Александра Розенбаума, Таисию Повалий, Софию Ротару, Максима Галкина, Николая Баскова, Михаила Жванецкого, Ирину Билык, группы «Виа Гра» и «Океан Эльзы», Тину Кароль, Ани Лорак. И это далеко не все имена.

12-71-194

Трагические события в нашей стране изменили многое. Мы остановили свои большие проекты. Когда сегодня основная часть страны не живет, а выживает, нам наша деятельность кажется несвоевременной. Украина – это же не только Киев, где можно собирать большие залы и в трудные времена. Средние и маленькие города находятся просто в удручающей ситуации. Когда у людей стоит вопрос, накормить семью обедом и ужином или сходить на концерт, выбор очевиден.

12-71-199

Конечно же, я продолжаю общаться со своими коллегами, друзьями и приятелями. Мы продолжаем сотрудничество, но работаем с ними в основном в Европе и Америке. Это приватные мероприятия. Количество частных мероприятий в Украине за последние несколько лет значительно уменьшилось, но если они проводятся, то список приглашаемых артистов практически не изменился, правда, добавились новые имена. «Изгнанники», о которых Вы говорите (такое мнение о них нам навязывают, хотя украинских поклонников у них не убавилось), не просто приезжают, они живут тут. Украина – их дом, и они не собираются переезжать.

12-71-195

Юбилейный концерт Софии Михайловны действительно проходил в Азербайджане в рамках ежегодного музыкального фестиваля «Жара». Очень жаль, что у нас никто не взялся за организацию этого события, ведь София Ротару – это достояние и гордость Украины!

Вы принимали участие в организации грандиозного международного музыкального фестиваля Crimea Music Fest, мероприятие проводились в Ялте, в жюри входили София Ротару, Валерий Леонтьев, Демис Руссос. В 2013-м по понятным причинам фестиваль прекратил свое существование. Можете рассказать, как это происходило? В какой момент Вы поняли, что в Крыму отныне «не пофестивалить»? Были ли рухнувшие планы, сорванные контракты?

Это было незабываемое время: мы собрали в одном месте огромное количество звезд, любимцев публики. Сложная логистика, постановка номеров, техническое обеспечение, декорации, сценарии, телевидение, пресса. Дух захватывало от происходящего! И во главе всей этой «махины» – Валентина Басовская. Знаете, наблюдая со стороны, я удивлялся: как!? Как эта женщина могла со всем справляться, всюду успевать, контролировать процесс? Даже самые «великие звезды» смиренно выслушивали ее замечания и выполняли все ее пожелания и требования беспрекословно. Это – высший пилотаж! Этому необходимо учиться!

А потом… потом уходит Крым. Рушатся планы проведения следующего фестиваля. Остаются без контрактов подрядчики. Кстати, фестиваль готовила украинская команда, и это не 10–20 человек. Сотни высококлассных специалистов лишились возможности демонстрировать свое мастерство публике. И ты сидишь дома и пони-маешь, что страна потеряла великолепнейшее культурное событие, но ничего не можешь с этим поделать. Когда стреляют пушки, артисты не поют.

Вы – одессит. Осенью в Одессе было сорвано выступление театра Райкина. Одесса уже давала «бойкоты» выступлениям украинских певиц Ирины Билык и Светланы Лободы. Киев «бомбил» Ани Лорак. Хотелось бы услышать Ваше видение сложившейся ситуации. Вы как-то написали: «Культура и политика взаимосвязаны. Только культура стоит над политикой. Когда все в политике рушится, культура остается последним мостом между людьми». Но способны ли мы восстановить разорванные культурные связи, или нам уже не позволят этого сделать? В списке «запрещенных» в Украине артистов много российских певцов: Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Стас Пьеха, Валерия, Николай Расторгуев, Сергей Пенкин, Александр Розенбаум, Григорий Лепс, Юлия Чичерина, Вадим Самойлов. Вы следите за их мнениями, мнениями деятелей культуры двух стран насчет происходящего? Вам известны истории жизни звезд, когда военный конфликт отражается на семейных связях, режет по живому?

Давайте говорить честно. Не Одесса давала «бойкоты», и не Киев «бомбил» – это были люди: обманутые люди, нанятые люди, люди, ищущие свое место в нынешних реалиях, люди, пытающиеся заработать на сегодняшнем кризисе. Это были 20–50 «активистов» против 4–5 тысяч людей, купивших билеты на выступления любимых артистов. К патриотизму это не имеет никакого отношения. Я уверен, что наступит время, когда пройдет большой концерт где-то на границе между Россией и Украиной для зрителей двух стран. Это будет историческое выступление!

Относительно запрещенных артистов. Если нарушен закон о неправильном пересечении границы – это одно. Если же артист взял в руки оружие или откровенно начал призывать людей идти убивать друг друга – это другое, для меня это неприемлемо. Но столь же неприятна для меня ситуация, когда Наташе Королевой пришлось с боем прорываться в Украину, чтобы похоронить свою бабушку, всю жизнь прожившую в Киеве и вырастившую ее.

Вы публикуете на своей фейсбук-странице старые добрые клипы советского периода, которые выставляет «Концертное агентство Валентины Басовской», вспоминая о днях рождения популярных эстрадных исполнителей – от Нины Матвиенко и Софии Ротару до Галанина, Сукачева и Розенбаума. Целый культурный проект. В чем его главная идея?

Проект мы придумали вместе 30 ноября 2016 года. Мы сидели, выпивали, общались. Это был день рождения Назария Яремчука, народного артиста Украины. Ни один канал телевидения тогда не рассказал о нем, и мы решили написать и напомнить людям о прекрасном украинском исполнителе. Так все и началось. Это проект о музыке, песнях, личностях, поэтах, актерах, авторах, режиссерах, о незаслуженно забытых именах и песнях. О тех, кто оставил большой след в культурной жизни и продолжает согревать сердца людей. Вот – главная идея! У каждого в памяти хранятся любимые песни, которые ассоциируются с важными событиями в жизни. Проект в том числе и об этом.

Звездная тематика зачастую сопрягается с личной жизнью звезд, публичными скандалами. Вы следите за «желтой прессой»?

Нет, не слежу, мне это неинтересно. Для меня артист – это его творчество, а не личная жизнь. Каждый раз, сталкиваясь с поклонниками известных людей, я говорю им одно и то же: если ты любишь артиста – люби его издалека, не ищи близкого знакомства. Ваш идеал и реальный человек – это совершенно разные люди.

Вот что меня всегда искренне возмущает – это показная благотворительность.

Я знаю много артистов, которые помогают детям, инвалидам, больным, нуждающимся, переселенцам – но делают это тихо, без пафоса, потому что так сердце им подсказывает. Но когда я вижу кого-то, кто под вспышки сотен камер дарит микроволновку какому-то интернату – это вызывает у меня только негативные эмоции. Настоящая благотворительность любит тишину.

В начале 2000-х мы делали пять больших сольных концертов Таисии Повалий «Звезда, рожденная Украиной». А шестой концерт был благотворительный. О нем не сообщалось в прессе, не говорили по ТВ. Тогда действительно все, абсолютно все работали бесплатно, а в зале находились взрослые и дети, которые никогда бы не смогли позволить себе купить билеты.

На днях интернет-издание «Обозреватель» опубликовало расценки на выступления звезд в рамках частных новогодних корпоративов 2017–2018 (40–60 минут – стандартная длительность концерта). Первая позиция в рейтинге досталась Вере Брежневой. Гонорар артистки составляет €50 тысяч. Также заказчику необходимо оплатить перелет певицы и всей ее команды из Москвы (15 билетов экономкласса и 2 билета бизнес-класса). Светлана Лобода обойдется примерно в ту же сумму. Чуть меньше стоят Настя Каменских, Тина Кароль. А, например, Андрей Данилко в образе Верки Сердючки выступает за € 25 тысяч. На ваш взгляд, это реальные цифры? Какие корректировки в финансовые запросы продюсеров и музыкантов внес последний экономический кризис?

Вас удивляет стоимость выступлений на частных мероприятиях? Но ведь гонорар артиста складывается из многих составляющих. Журналисты шокируют читателей цифрами, но не пишут о том, что гонорар – это оплата работы коллектива, инвестиции в запись новых песен и съемку новых клипов, это костюмы, постановки, это оплата сотрудников, работающих в офисах: визажисты, стилисты, дизайнеры, швеи и т.д. Гонорары за выступления на корпоративах – это скорее не заработок, а возможность создавать новые шоу. Это дорого. За качество и за работу профессиональной команды надо платить большие деньги.

Другое дело – кассовые концерты. Тут все не так хорошо, как может казаться. И зрители есть, и билеты раскупаются, но затраты на проведение таких концертов очень высоки, а платежеспособность публики низкая. Мало когда они окупаются в должном объеме.

На своей фейсбук-странице Вы представляетесь менеджером Ярославы и Кирилла Туриченко. Продолжаете ли Вы заниматься их «раскруткой»?

Я представляюсь их бывшим менеджером. Да, я имел честь работать с этими талантливыми людьми. Мы продолжаем общаться и дружить, но к сегодняшней их творческой деятельности я не имею отношения. Кирилл является солистом очень известного и популярного российского коллектива «Иванушки International», Ярослава переехала с детьми жить в Европу, собрала там коллектив музыкантов, создала несколько программ, состоящих из авторских песен, романсов и песен из кинофильмов и очень успешно работает для эмигрантов.

Кто Вы по образованию? Работа со звездным бомондом приносит больше головной боли или радости от встреч, общения, концертов, удавшихся проектов?

По образованию я – социолог. У меня хорошо полу-чается руководить коллективами и управлять процессами. Всегда нахожу общий язык со всеми. Я люблю сложности, радости, удовлетворение, преодоление трудностей, встречи с неординарными людьми, победы. Какой бы тяжелой ни была реализация проекта, все окупается чувством восторга и радости от результата.

В последнее время на своей фейсбук-странице Вы выкладываете философско-жизненные изречения. Давайте проведем блиц-опрос относительно некоторых из них.

«Любые запреты вызывают во мне только одно желание – нарушать их...» Какой из последних запретов Вы восприняли с особой остротой?

С рождения не переношу, когда мне что-то запрещают… Вот прямо, чтобы остро, такого не было, просто укрепляется ощущение, что тебя закрывают в клетке, постепенно ограничивая твою свободу.

«Лицемерие – это что-то вроде вредной привычки, которая будто бы на короткое время облегчает жизнь, но в итоге ни к чему хорошему не приводит...» В шоу-бизнесе много лицемеров?

Как и в любой другой сфере. Но и много порядочных, правильных, надежных и настоящих людей.

12-71-6

«Каждому из нас в жизни необходим человек, который никогда ничего не приукрашивает». У вас есть такой человек? Кто это, можете сказать?

Это мой близкий друг. Его зовут Павел. Мы дружим уже более 20 лет. Это человек, который может мне позвонить в 3 часа ночи и сказать: «Коля, что ты творишь, угомонись и опустись на землю». Это человек, который всегда говорит мне то, что думает, в глаза. Я это очень ценю и берегу нашу дружбу. Было несколько моментов в моей жизни, когда вследствие определенных обстоятельств и ситуаций у меня сносило крышу, и я начинал себя некрасиво вести. Именно он вытаскивал меня из этой пропасти.

«Не живите по расписанию. Жизнь не терпит стабильности. Сегодня что-то есть, завтра этого может не быть. Будьте готовы к изменениям и никогда ничего не ожидайте ни от ситуаций, ни от людей...» Довольно нестандартный взгляд. Нас со школы, а после и сама жизнь приучает жить по графикам, расписаниям, планам. Без этого всего жизнь человека может сорваться в штопор. Вы написали это в состоянии разочарования? Что Вас больше всего разочаровывает в людях?

Многое изменилось в жизни. Сама жизнь изменилась. Сегодня не стоит ждать стабильности, надо быть готовым к изменениям. А больше всего огорчает предательство. Не переношу предателей. Не люблю людей, сегодня воспевающих одни ценности, завтра – другие! Приспособленцы – это не мои товарищи!

«Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости». Вы – пацифист?

Наверное. Я верю в людей, в отношения, в чувства, в действия!

К слову, Вы проголосуете за Святослава Вакарчука как за будущего президента Украины?

Нет. Но с удовольствием пойду на его концерт.

Где и с кем Вы встретите этот Новый год?

Обычно Новый год я встречаю на любимой работе, вместе в любимыми артистами. В этом году это будет моя семья, мои друзья и моя любимая собака.

Что бы хотели пожелать нашим читателям в Новом году?

Друзья! Давайте научимся быть честными, откровенными и дружелюбными! Давайте уважать и ценить друг друга! Пусть следующий год принесет мир и взаимопонимание! Будьте счастливы, здоровы и любите жизнь!


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%