Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Магия мотивационных спикеров: почему они так популярны за рубежом и абсолютно не востребованы в Украине?

Андрей Козориз
финансовый аналитик

№9-10(80-81)(2018)

«Ты – нечто большее, чем можешь себе вообразить! Сегодня твой день, и сегодня ты добьешься своей победы! Если видеть цель и сметать на пути препятствия, любую мечту можно реализовать менее, чем за год!»

Уже появилось желание трудиться активнее и зарабатывать больше? Нет?

Тогда, возможно, магия мотивационных спикеров – не для вас.

9-10-2018-86

А вот в США и Японии эти ребята умудряются собирать стадионы и зарабатывать миллионы, создавая забавный каламбур: учить других, как быть успешным, намного выгоднее, чем самому пытаться стать успешным. Давайте рассмотрим, почему мотивационные спикеры так популярны за рубежом и чего им не хватает, чтобы покорить сердца украинцев.

Кто такие мотивационные ораторы?

Мотивационные спикеры (или ораторы) – это гремучая смесь проповедника, стендап-комика и шоумена. Механизм воздействия на психику слушателей достаточно сложный, он предполагает использование харизмы спикера в сочетании с элементами NLP, гипнотическими техниками (что делает ораторов похожими с проповедниками «новых церквей»). Успешного шоумена в данной сфере создают следующие пять факторов:

Харизма. Это ключевое требование, человек должен быть энергичным и «заряженным» на отдачу энергии в зал. По сути, «мотивацией» данный процесс называется потому, что спикер передает свою энергетику в зал, вдохновляет людей на активную деятельность и создает ощущение жажды деятельности (не всегда в нужном русле, к сожалению).

Наличие идеологической и философской платформы: книги, мемуаров, фильмов и прочих произведений, в которых автор изложил свою философию и теперь пересказывает ее вслух.

Сложная судьба. В большинстве случаев людей «цепляют» истории тех, кто «вставал с колен», «начинал с нуля» и т.п. Поэтому важно, чтобы у спикера была интересная биография с многочисленными изломами (возможно, придуманными для увеличения драмы).

Показательная успешность (или ее имитация). Подавляющее большинство спикеров любят приводить себя в пример, а потому важно вселить в людей уверенность, что их «гуру» – эталон успеха. Даже если это и не так, на публике важно создать соответствующий образ.

Инвестиции в рекламу и мощная раскрутка. В тех странах, где данный вид шоу популярен, спикеры тратят миллионы долларов на билборды, рекламу по ТВ, рекламные ролики на YouTube и прочие методы привлечения аудитории.

И еще один важный факт: при наличии всех перечисленных факторов слава и популярность приходят к избранным. Ниша мотивационных выступлений в США крайне популярна и конкурентна, поэтому из тысячи спикеров, ведущих семинары по саморазвитию и самосовершенствованию, по-настоящему известными становятся единицы. Поэтому шестым, и ключевым, фактором является способность запустить вирусный эффект популярности, то есть впечатлить публику настолько, чтобы люди начали советовать друг другу посетить данное мероприятие.

О чем говорят мотивационные спикеры?

Суть их публичных выступлений – научить людей жить «правильно». Под этим «правильно» подразумеваются три основные составляющие:

Добиться самореализации и личностного роста. Именно вокруг саморазвития и роста крутится большинство выступлений и философствований.

При этом у каждого спикера – свой подход к пониманию критериев данного роста и методов достижения, но все сходятся во мнении, что главная цель человека в жизни – непрерывное развитие.

Научиться радоваться жизни и получать от нее удовольствие. Еще один «классический аспект», который целиком и полностью укладывается в философию «американской мечты». Спикеры рассказывают людям о том, как нужно относиться к жизни и как «брать от нее все».

Получать действительно высокие доходы и вырваться из будничного цикла «работа – дом». Дело в том, что «трудовое рабство» в США еще жестче, чем у нас, и для большинства людей – это самая сокровенная мечта. Поэтому, рассказывая слушателям о способах вырваться из оков наемного труда, спикеры задевают очень резонансные струны души.

Условно все тематики, которые поднимают мотивационные спикеры, можно изложить в виде следующей структуры:

При этом выступления представляют собой сплав из философии, психологии, убеждения и менеджмента, создавая достаточно популярный и поверхностный коктейль из информации. Главная «фишка» заключается в том, что мотивационные спикеры никогда не копают глубоко и не дают детальной информации, а лишь озвучивают общие представления, которые выглядят умно, лихо и загадочно. Если разобрать компоненты детальнее, получаем следующую картину:

Большинство вопросов обязательно рассматриваются в контексте психологии. К примеру, многие мотивационные речи посвящаются психологии общения с начальником, психологии инвестирования и торговли на бирже, психологии продаж и т.п. Спорить с тем, что психология – важный элемент всех явлений, нельзя, однако проблема «спикерского» подхода заключается в том, что он дает лишь общие черты, намеки и отдельные психологические уловки, которые срабатывают далеко не всегда и не со всеми. При этом данные методы позиционируются как универсальные, и, таким образом, люди, решившие применять их на практике, подвергают себя риску попасть в неприятности.

9-10-2018-03

Философский аспект подразумевает запрограммированную жизненную позицию и определенную систему взглядов на те или иные проблемы. Спикер находит некий оптимальный, по его мнению, способ смотреть на вещи и навязывает его своим слушателям.

Менеджерский аспект призван привнести в «учение» практику и конкретику. Рассказывая различные конкретные методики (например, управления временем, оценки рисков, принятия решения и т.п.), спикеры преподносят эти методы как некое «супер-оружие», которое поможет слушателям превратиться в «сверхлюдей».

Главная проблема и опасность таких мероприятий – в убеждении. В отличие от психологов, которые просто пытаются помочь людям понять себя, мотивационные ораторы убеждают человека в том, что он должен слушать их советы и принимать на вооружение. В результате происходит навязывание определенных взглядов, ценностей, идей, жизненных ориентиров, психологических приемов.

В итоге получается достаточно странный симбиоз. С одной стороны – спикеры, которые не затрагивают вопросы политики, религии, не ведут целенаправленной рекламы, но применяют весь спектр методов пропаганды, чтобы просто убедить аудиторию в собственной точке зрения и навязать свою философию. С другой – слушатели, которые получают удовольствие от того, как складно и энергично им навязывают определенную философию, и готовы за это платить. Но такой симбиоз существует только в странах с определенным менталитетом, где процветает трудоголизм и поклонение капиталу. В первую очередь, это США и Япония.

На пути к сверхчеловеку: действительно ли спикеры помогают?

Может возникнуть вопрос: если посещение подобных мероприятий и впрямь помогает людям осваивать определенные навыки, выходить за пределы привычного мировоззрения и добиваться чего-то большего, чем плоха деятельность мотивационных спикеров?

На самом деле, как любое явление, оно имеет позитивные и негативные стороны.

Из позитивных элементов можно отметить следующее:

Посетителей убеждают в том, что они «достойны большего», «могут добиться всего, чего захотят» и «должны бороться за свою мечту».

Обучают базовым техникам тайм-менеджмента и планирования, благодаря которым человек и впрямь может более эффективно организовать свое время и свою жизнь.

Зачастую снабжают «уникальной авторской методикой», которая представляет собой упрощенное, схематичное решение некой практической задачи. Например, модная в последние годы методика построения планов SMART (акроним от английских слов Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound) учит, что ваши планы должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными во времени. То есть просто упорядочивает и так понятные любому человеку, хоть минимально знакомому с менеджментом, принципы планирования. К слову, составление красивых и запоминающихся аббревиатур – очень популярный ход спикеров, помогающий «продавать» уникальные идеи и концепции.

Слушатели получают заряд энергии и стимуляцию. Собственно, это и есть тот самый эффект «мотивации», ради которого люди посещают подобные мероприятия.

Но негатив начинается тогда, когда мотивированный, заряженный на успех и верящий в себя человек внезапно сталкивается с суровой действительностью. Да, есть много историй успеха, когда, наслушавшись напутствий об инвестициях, SMART-планировании и прочих подобных вещах, человек становился миллионером.

Но никто не рассказывает истории о доведенных до отчаяния и даже самоубийства людях, сначала безумно поверивших в себя и свою мечту, а затем так и не достигших обещанного успеха.

Главная опасность мотивационных спикеров заключается как раз в том, что они позиционируют свои методики как «простой способ стать сверхчеловеком» и продают их, как панацею. А панацеей, как известно, торгую только мошенники. И относиться к информации, поступающей от таких деятелей, нужно с большой осторожностью. Да, там могут быть крупицы истины и полезные сведения, но слепо доверять и верить каждому слову, как делают многие – недопустимо.

Мотивация и украинский менталитет: причина несовместимости

Теперь переходим к самому интересному: почему же все-таки данная тема не прижилась в Украине? Ведь у нас прекрасно себя чувствуют секты с назойливыми пасторами, отлично приживаются американские традиции… А вот к мотивации люди относятся крайне скептически.

К примеру, несколько лет назад в Киев приезжал Джордан Белфорт, звезда данного жанра мирового масштаба, «волк с Уолл Стрит». Мероприятие очень яростно рекламировалось, а в итоге закончилось «пшиком»:

Слишком дорогие билеты – от 1 500 грн – остались нераскупленными более чем на 40%, зал был полупустой.

Видимо, обидевшись на плохое наполнение зала или по еще каким причинам, спикер опоздал на свое шоу на 2,5 часа. Но из зала практически никто не ушел, так как, заплатив немаленькую сумму за билет, просто встать и уйти было бы чрезмерным расточительством.

На свойственную артисту манеру подачи информации, с экспрессивными выпадами, зал реагировал, мягко говоря, с непониманием. Все широкие жесты и пробежки по сцене воспринимались людьми, как нечто странное.

Не помогли ни харизма, ни сложная судьба, ни тот факт, что по мотивам биографии спикера было снято целых два голливудских фильма. Так что же не так? Чтобы разобраться с этим, нужно попросту сопоставить особенности нашего менталитета и специфику информации, подаваемой спикерами.

Наш народ гораздо более крепкий морально и подготовленный, так как мы «видали виды». Украинцы привыкли жить по колено в коррупции, несправедливости, неудобстве и прочих негативных явлениях. Поэтому когда мотивационный спикер пытается учить людей тому, что в обществе «работают законы джунглей», «побеждает сильнейший», это может вызывать только грустную улыбку. А когда призывает «поверить в себя и идти к мечте», каждый из нас попросту подумает «ага, ну-ну, так и пошел уже», сразу понимая, насколько слабо применимы эти советы в наших реалиях.

Несоответствие американских и украинских корпоративных клише. В продолжение предыдущего пункта следует сказать о колоссальной культурной разнице. У нас все подходы к менеджменту пытаются копировать с американских, японских или европейских, но в результате получается нечто совершенно особенное и истинно украинское. Поэтому большинс-тво советов и методик, предлагаемых спикерами, попросту не сработают в наших реалиях, и люди прекрасно это знают.

У нас практически отсутствует средний класс. Целевая аудитория большинства мотивационных ораторов – представители среднего класса: бизнесмены или наемные работники среднего и высокого уровня оплаты труда. У нас же на месте среднего класса зияет пропасть между очень богатыми и очень бедными. Очень богатые и так уже добились успеха, а очень бедные не готовы платить за то, чтобы им рассказали, как надо жить.

Наши люди слишком гордые, чтобы терпеть, как кто-то их будет учить жить. Большинство украинцев считают, что и так хорошо знают, как нужно ценить себя, окружающих, и что нужно делать. Если что-то и мешает, то это обстоятельства, недоброжелатели, само государство и т.п. И никакие басни со сцены не помогут эти вполне реальные обстоятельства исправить. Особенно что касается бизнеса, который традиционно составляет костяк целевой аудитории спикеров. Наши предприниматели сами хозяева своего дела и прекрасно знают, как вести бизнес, а потому не потерпят, чтобы их поучали.

У нас не принято платить деньги за информацию. Не зря же Украина – один из мировых лидеров по цифровому пиратству. Люди отлично понимают, что даже если их заинтересует некая методика или теория, они могут скачать это в Интернете бесплатно, и посещать дорогостоящие мероприятия нет смысла.

Наш менталитет иначе воспринимает экспрессию со сцены. Если для американцев или японцев напористая речь, резкие выпады, несколько агрессивный стиль подачи – это норма и воспринимается на «ура», то для наших людей подобное кажется чем-то странным, непонятным и даже неуместным.

В результате получается прос-той факт: американская мотивация вообще не работает с нашим менталитетом. Большинство украинских слушателей не проникаются энергетикой, не ощущают той самой заветной «мотивации» и относятся к подобному действу, как к фарсу. Впрочем, ситуация постепенно меняется.

Учимся учить жить: украинские аналоги мотивационных спикеров

Описанные выше особенности украинского менталитета характеризуют старшее поколение, которое сейчас составляет «рабочий костяк» общества. Это «тертые» и «битые жизнью» люди, которым будет только смешно выслушивать поучения от «заморского гостя».

Однако поколения сменяются, а вместе с ними и взгляды. Сегодня полным ходом идет процесс инфантилизации населения. По уровню неподготовленности к суровым реалиям украинского государства нынешние выпускники школ бьют все рекорды, в основной массе либо всецело полагаясь на помощь родителей в устройстве своего будущего, либо веря в «свои силы и большие перспективы». А сталкиваясь с безработицей, рабскими условиями трудоустройства и прочими «прелес-тями» взрослой жизни, оказываются в растерянности и шоке.

Поэтому многие представители юного поколения уже смотрят на мотивационных спикеров совсем другими глазами. Они ищут в их методиках ответы на свои вопросы, а расходы на посещение подобных мероприятий на полном серьезе считают «инвестициями в себя» (часто тратя на них родительские деньги). На фоне такой тенденции появилось немало украинских предприимчивых ребят, которые предлагают всевозможные способы «самосовершенствования», включая:

Различные спиритические и оккультные учения, предлагающие дикую смесь восточной философии и программы первого курса факультета менеджмента.

Основанные на древних традициях учения. К примеру, существует немало «гуру», которые рекомендуют искать гармонию в жизни через возвращение к языческим ритуалам, приплетая «родную веру» к бизнесу, карьере и прочим практическим вещам.

Спекуляции на казацком духе. В последнее время развелось немало школ и учителей, которые обещают научить всех желающих казацкому духу всего за несколько тренингов и умеренную плату.

Кальки с иностранных методик. Искатели «легкой наживы» на скорую руку осваивают методики зарубежных авторов и начинают их «нести в массы», зачастую искажая и меняя суть.

Психологические курсы и тренинги в исполнении сомнительной квалификации психологов также в большинстве случаев являются калькой с зарубежных методик без адаптации под украинскую специфику.

Наличие подобных игроков на рынке делает тенденцию еще более опасной, ведь риски, связанные со слепой верой сомнительным преподавателям, особенно актуальны.

Индустрия мотивации в США и в Украине: конвейер против умельцев

В США выступления экспертов по саморазвитию превращены в полноценный шоу-бизнес со всеми вытекающими последствиями. Каждый раскрученный спикер – это, по сути, результат сложной и кропотливой работы целого персонала. Вот основные направления работы:

Реклама по всем доступным каналам, включая телевидение и Интернет. Визит известного спикера в американский город сопоставим с посещением рок-звезды. Весь город будет увешан плакатами, а за билетами начнут гоняться, как в Киеве гонялись за билетами на Imagine Dragons.

Сценография и постановка. По сути, спикер только придумывает основную идею, а само шоу уже делают профессионалы. Свет, расстановка камер, движение шоумена и актеров поддержки по сцене, пластика, позы – все это уже ставится с профессионалами. Выступления репетируются и тщательно готовятся. И тот факт, что подобное шоу может выглядеть, как экспромт, – результат искусной работы главного действующего лица.

Сценарий. Опять-таки, спикер формирует только ключевые идеи и отправные точки, в то время как конкретный сценарий подготавливается целым штатом сценаристов. Будучи «лицом» и «человеком-брендом», такие звезды во многом теряют контроль над тем, что они говорят.

Аналитика. За реакцией аудитории очень тщательно следят и анализируют сотни параметров. В результате специалисты вычисляют, что именно лучше всего воспринимает зал, какие темы наиболее привлекательны для аудитории, что люди хотят слышать. Исходя из этих данных, готовятся модификации для подаваемых со сцены программ.

Маркетинг. Выступления спикеров – это всегда еще и мощный генератор продаж, поэтому важно, чтобы было, что продавать. В частности, это могут быть книги, диски, сувенирная продукция и прочие дополнительные товары, которые буквально разметают с полок после удачных выступлений.

В результате деятельность раскрученного спикера в большинстве случаев генерирует доход, состоящий из трех компонентов:

Непосредственная прибыль от проведения шоу и мероприятий от продажи билетов.

Прибыль от реализации сопутствующих товаров, книг и прочих медиапродуктов.

Роялти от внедрения разработанного метода. К примеру, если кто-то хочет сам вести курсы по саморазвитию с применением идей, описанных в книге нашего мотивационного оратора, придется ему отстегивать.

У нас же, сами понимаете, все намного проще, хотя принцип и схожий. Чаще всего работа выполняется самим спикером и его немногочисленной командой. Наиболее актуальная схема заработка следующая:

Продвижение своих услуг в Интернете, чаще всего через рекламу в социальных сетях. Instagram и Facebook приносят до 80% аудитории наших «актеров словесного жанра».

Организация мероприятий по «эконом-варианту». От аренды актового зала в школе до заказа более-менее профессиональной площадки со звуковой техникой.

Зачастую также практикуются платные вебинары и продажа медиаконтента, когда спикер вещает дистанционно (не исключено, что из спальни) и продает свои видео.

Однако справедливости ради следует отметить, что цены на подобные информационные продукты достаточно высоки. К примеру, мотивационные речи, посвященные криптовалюте или заработку в Интернете, достаточно успешно продаются онлайн за 7-10 тыс. грн за курс, состоящий из 8-10 видео.

Вакуум в нише: в ожидании украинских харизматичных спикеров

В Украине нет мотивационных спикеров и шоуменов схожего жанра, которые могли бы претендовать на всеукраинскую известность и статус «признанной звезды». А те звезды локального масштаба, которые имеются, знамениты лишь в узких кругах ценителей данного жанра. Поэтому можно говорить о наличии вакуума в нише: спрос на подобный вид шоу уже появляется, так как подрастает новое поколение, которому это нужно, а предложений нужного уровня и качества нет.

А как известно, природа вакуум не терпит и стремится его заполнить. Пока что его заполняют сомнительные игроки, однако можно надеяться, что количество перерастет в качество, и вскоре среди тех, кто зарабатывает легкие деньги на доверчивых слушателях, появятся харизматичные люди, которые действительно разработают уникальные методики, адаптированные и работающие в украинских реалиях, а также смогут их эффектно преподнести. Только когда у нас появятся наши собственные звездные спикеры, а не «импортные знаменитости», можно будет говорить о том, что ниша начинает заполняться. Пока же всем, кто интересуется этой темой, можно рекомендовать поступить по старинке: скачать выступление или книгу с торрента, ознакомиться и решить, насколько вам это нужно. Или, возможно, стоит искать собственные способы мотивации и саморазвития без чужих подсказок.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%