Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

Краудфандинг: коллективный бизнес

Виталий Хворостяный
журналист

№9-10(44-45)(2015)

Термин «краудфандинг» (дословно с английского: сrowd – «толпа», funding – «финансирование») появился в 1997 году благодаря фанатам американской рок-группы, решившим при помощи Интернета собрать средства для любимых исполнителей, чтобы они смогли устроить турне по стране. Этот факт, собственно, и принято считать точкой отсчета для начала краудфандинговых интернет-операций, хотя сам принцип артельного финансирования различных проектов существует уже достаточно давно.

9-10-44-45-148-1

Сразвитием и популяризацией интернет-технологий, взявших стремительный разбег в конце XX века, система краудфандинга развернулась в полную силу и до сих пор не сбавляет обороты. По данным американской ассоциации краудсорсинга, в 2011 году объем финансирования, привлеченного через краудфандинговые площадки, составил $1,5 млрд, в 2013-м – $5,1 млрд, а уже в 2014 го­ду краудфандинговый рынок вырос втрое, достигнув $16,2 млрд (по оценкам экспертов, рынок вырос на 167 %). По прогнозам Всемирного банка, к 2025 году объем краудфандингового рынка способен достичь $95 млрд, что почти вдвое превысит сегодняшний рынок венчурных инвестиций.

Основной принцип краудфандинга – это прохождение наиболее краткого пути от производителя до конечного потребителя за счет минимизации роли различных посредников. Также следует обратить внимание, что краудфандинг – практически единственный инструмент финансирования, где все отношения между инвесторами и производителями построены исключительно на доверии. Этот факт является одним из ключевых показателей успеха краудфандинговых площадок, поскольку в мире найдется не очень много крупных инвесторов (в том числе банков), готовых финансировать стартап без определенных гарантий со стороны заемщика.

Инвесторы выдают беспроцентный кредит производителю, а взамен ожидают получить образец продукции или какое-то другое вознаграждение, в зависимости от договоренности и вида краудфандинга. Это также может быть благотворительный или научный проект, нацеленный на перспективу и не обещаю­щий вознаграждения для конкретного инвестора (например, проект по разработке сорбента, который будет способен нейтрализовать последствия разлива нефтепродуктов, или проекты, направленные на образование). Следует заметить, что альтруистические и научные стартапы не пользуются такой популярностью, как более приземленные направления крауд­фандинга, нацеленные на разработку и изготовление различных гаджетов или приборов, применяемых в повседневной жизни. Также популярны проекты, направленные на поддержку творчества любимого автора, запись нового альбома музыкальной группы, съемки фильмов и т.д.

Нужно отметить, что большинство краудфандинговых платформ (без учета альтруистических) делятся на два типа, в зависимости от вида финансирования. Точнее, на два разных вида получения выгоды от финансирования стартапа. В первом случае инвес­торы получают в качестве вознаграждения готовую продукцию, а во втором – рассчитывают на определенную долю акций будущего предприятия.

На сегодняшний день во всем мире существует множество активных краудфандинговых платформ, отличающихся лишь по принципу выбора категорий производства. Наиболее известные и продвинутые платформы – это американские Kickstarter и Indiegogo. Они относятся к первой категории краудфандинговых платформ, где вознаграждением за участие в проекте является готовый продукт. Принцип работы этих платформ, так же как и большинства аналогов, заключается в предоставлении виртуального пространства для презентации и дальнейшего продвижения практически любого стартапа, который может заинтересовать потребителя. Помимо презентации проектов, краудфандинговые платформы предоставляют ресурс для создания стартового капитала будущего стартапа.

Для запуска проекта на краудфандинговой платформе необходимо соблюсти несколько требований:
Выбрать категорию, которая будет представлена на платформе. Это может быть искусство, fun-проекты, ремесленные поделки, игры, журналистика, издательство или разработка компьютерных технологий, изготовление инновацион­ного софта и т.д. Например, на Kickstarter таких категорий 13, а на Indiegogo и ряде других платформ ограничений нет, и автор может добавить свою собственную категорию. В большинстве случаев краудфандинговые площадки не рассчитаны на поддержку проектов, занимающихся политикой, пропагандой незаконных или опасных для жизни видов развлечений, а также различных видов производств, которыми не будут заниматься лично авторы проекта (аутсорсинг).

Для запуска проекта следует указать сумму, которая потребуется на его реализацию, и сроки. Если проект соберет на платформе половину или чуть больше необходимой суммы, то автор имеет право дофинансировать оставшуюся часть суммы и таким образом сформировать бюджет.

Автор идеи создает презентацию проекта, стараясь максимально доступно и информативно передать суть своей идеи. Это может быть видеоролик, фотографии, графическая модель будущего продукта – чем больше информации, тем выше вероятность того, что народ заинтересуется и решится на вложение средств. Помимо этого, на некоторых платформах (например, Kickstarter) обязательно должен быть продемонстрирован работающий прототип продукции, в том случае, если речь идет о каком-то гаджете или любом другом изделии (речь не идет об IT-технологиях, творчестве и программном обеспечении).

Для будущих инвесторов готовятся своеобразные системы вознаграждения – пледжи.

Например, автор проекта анонсирует старт компании по изготовлению компьютерной игры и объявляет сбор средств, необходимых для воплощения этой идеи в жизнь. Каждый, кто посчитает этот проект достойным внимания, может принять участие, перечислив определенную сумму (на разных платформах существует минимальный взнос) на изготовление продукта. Взамен он получает пледж: это может быть образец готовой игры, бесплатный доступ к обновлениям, постер и т.д. (в большинстве случаев все зависит от суммы взноса). Количество пледжей ограничено, и они поделены на категории в зависимости от суммы взноса.

После того, как необходимая для старта проекта сумма будет собрана, краудфандинговая платформа взимает определенный процент как плату за предоставленные услуги. Например, Kickstarter взимает 5 %, а Indiegogo – до 9 % (процент выше, но нет ограничений по категориям, к тому же, если проект благотворительный, существует скидка). Остальные деньги перечисляются на счет производителя. Процент взимается вне зависимости от того, будет дальнейший проект успешно завершен или нет.

Создатели проекта приступают к выполнению задумки. В том случае, если по каким-то причинам производители не в состоянии запустить проект, авторы обязуются вернуть взносы инвесторам.
Следует заметить, что основные отличия лидеров краудфандинговых платформ (Kickstarter и Indiegogo) не заканчиваются на выборе доступных категорий и разнице в процентной ставке, взимаемой с авторов, разместивших свои проекты на этих платформах. Одним из ключевых отличий является фандинг (количество собранных средств, необходимых для старта проекта). На Kickstarter проект запускается лишь тогда, когда собраны 100 % средств. Если заявленная сумма не собрана за отведенное время, и авторы не в состоянии провести докапитализацию проекта, деньги возвращаются инвесторам – это называется фиксированный фандинг. На Indiegogo применяется гибкий фандинг. Если авторы проекта не достигли цели по сбору заявленной суммы (в указанные сроки), они все равно получают те деньги, которые им удалось собрать, а также возможность собирать деньги дальше. Правда, им придется заплатить Indiegogo чуть больший процент (9 % для проектов, которые не достигли цели, и 4 % для тех, кто успешно справился со сбором заявленной суммы).

Риски

Наибольший риск при активации любого краудфандингового процесса заключается в том, что инвестор может не увидеть результат. Попросту говоря – никто не застрахован от мошенников или неумелых производителей, которые придумали хорошую идею, но не сумели воплотить ее в жизнь, а деньги не вернули. Примеры, к сожалению, были.

Так, в 2011 году американские авторы-изобретатели презентовали проект по изготовлению очков Eyez, которые снимают видео в формате НD и при помощи смартфона загружают его в сеть. Они сумели собрать деньги на проект (участие приняли более 2 тыс. человек, перечисливших различные суммы на счет производителей, начиная со $150 и выше). В итоге была собрана сумма в $343 тыс. (при запросе в $55 тыс.), но никто из инвесторов так и не увидел готовой продукции, обещанной в виде вознаграждения. Поначалу авторы проекта выходили на связь с инвесторами, заявляя, что требуется дополнительное время на изготовление продукции, но потом они попросту исчезли вместе с деньгами. Следует заметить, что краудфандинговые платформы не несут ответственности за средства после того, как была собрана необходимая для старта проекта сумма. Это правило изначально прописано в договоре об использовании площадки. Также они не выдают компенсации за неудавшиеся проекты. Все договора между акционерами и производителем заключаются без участия краудфандинговой платформы.

Выше описанный вид мошенничества встречается крайне редко, иначе краудфандинговые платформы не пользовались бы столь высокой популярностью. Правда, иногда обстоятельства и неумение вести дела оказывают негативное влияние на, казалось бы, весьма перспективные проекты. Например, вполне успешный краудфандинговый проект Hanfree iPad Accessory, направленный на изготовление удобной подставки для iPad, собрал необходимую для старта производства сумму в $35 тыс. (изначально для старта проекта было достаточно $15 тыс.) и поначалу все шло весьма успешно. Но автор проекта, являясь профессиональным проектировщиком изделий, не имел абсолютно никакого опыта в маркетинге, логис­тике и производстве вообще.

Организовав компанию по изготовлению оборудования, изобретатель столкнулся с производственными трудностями, повлекшими за собой срыв сроков и «рассеивание» стартового капитала. Проект начал «пробуксовывать» и на определенном этапе полностью остановился. Автор был вынужден признать провал проекта. Также он объявил о готовности вернуть вложенные средства инвесторам. Но поскольку деньги уже были потрачены на инженерные работы, материалы и т.д., вернуть деньги он не сумел. На его беду, один из раздосадованных инвесторов, вложивший всего $70, оказался юристом, а поскольку автор проекта не успел полностью оформить документы на компанию по производству гаджета, он являлся единственным материально ответственным лицом, отвечающим за понесенные убытки со стороны инвесторов. По результатам судебного процесса компания была признана банкротом, а самому автору было запрещено заниматься деятельностью, связанной с промышленным дизайном.

Кстати, после этого случая, произошедшего в 2011 году, многие краудфандинговые платформы ужесточили требования к проектам и ввели ряд дополнительных обязательств для авторов. Новые правила вносили поправки в процедуру заявки, и были сориентированы на повышение надежности проектов, с учетом вероятных рисков.

Помимо организационных и производственных проблем, иногда встречаются трудности, связанные с технологической составляющей, когда организаторы проекта не сумели учесть важной составляющей, и продукт оказался с дефектом. Так произошло с алюминиевыми чехлами для iPhone, которые были изготовлены компанией американских изобретателей. Сумев собрать необходимую для производства сумму в $85 тыс., авторы проекта запустили производство и, как и было обещано, предоставили инвесторам образцы продукции. В конечном итоге бэкеры (так называют инвесторов, рассчитывающих на образец товара) получили стильную «глушилку», поскольку разработчиками не был учтен тот факт, что металлический корпус чехла выступает в роли экрана, подавляющего сигнал.

Следует заметить, что большинство проблем, возникающих у авторов с реализацией перспективных идей, связано с отсутствием организационного опыта. Так, проект Flint and Tinder: Premium Men’s Underwear успешно себя зарекомендовал, собрал необходимую сумму для запуска производства, но количество бэкеров оказалось столь велико, что компания оказалась не в состоянии справиться с логистикой и доставкой товара в указанные сроки, что повлекло за собой дополнительные расходы и, как следствие, убытки.

Краудфандинг в Украине

Украинские краудфандинговые платформы еще не достигли такой же популярности, как лидеры мирового рейтинга, но им уже есть чем похвастаться. Например, запущенная в 2012 году платформа «Спільнокошт» успешно набирает обороты, демонст­рируя активный рост пользователей платформы. Условия размещения проектов на этом ресурсе практически дублируют требования Kickstarter. По условиям «Спільнокошта» авторы стартапов привязаны к фиксированному фандингу (проект стартует, лишь собрав 100 % необходимой для старта суммы). Но существуют и отличия от условий, принятых на ресурсе Kickstarter: на украинской платформе приветствуются социально направленные проекты, которые помимо финансовой выгоды инвесторов, способны принести пользу всему остальному обществу. Также на украинских платформах нет территориального ограничения (на платформу Kickstarter могут попасть лишь резиденты США, поэтому иностранным агентам предлагают свои услуги американские фирмы-посредники).

Начиная с 2012 года различные украинские социально ориентированные и благотворительные проекты успешно собрали около 4 млн грн.

Особо можно выделить несколько удачных украинских проектов, которые были успешно реализованы.

1. Zelenew – проект, направленный на переработку и вторичное использование пластиковых продуктов. Собрав 84 тыс. грн (изначально для старта требовалось 54 тыс. грн), проект был успешно реализован в конце 2012 года.

2. «Про.СВП» – проект, направленный на альтернативное образование детей. При заявленных 15 тыс. грн, необходимых для старта, проект сумел собрать 44 тыс. грн и был успешно реализован в 2013 году.

3. Izolab – некоммерческий проект, направленный на популяризацию и развитие науки. Заявив необходимую сумму для старта в 100 тыс. грн, проект сумел собрать 106 тыс. грн и также был успешно реализован.

Следует отметить, что начиная с февраля 2013 года активизировались коммерческие проекты, что послужило толчком для открытия еще одной украинской краудфандинговой площадки – Na-Starte. За два года существования на платформе были реализованы около 40 коммерческих проектов.

К тому же украинские проекты успешно стартуют при помощи иностранных краудфандинговых платформ, что оказывает позитивное влияние на динамику развития бизнеса в Украине. На одном лишь Kickstarter представлено около десятка украинских стартапов, а самые успешные реализованные проекты могут послужить примером для будущих украинских предпринимателей и изобретателей.

Наиболее успешным в финансовом плане украинским стартапом является проект львовских изобретателей, предложивших свое видение дисплея будущего. Их проект – LaMetric – собрал рекордные для Украины $370 тыс. (для старта было бы достаточно $69 тыс.). Многофункциональный дисплей способен выводить на экран массу различной информации благодаря синхронизации с приложениями GoogleCalendar, Crossfit, AppleStore, IFTTT. При помощи дисплея владелец такого оборудования имеет возможность получать оповещения из социальных сетей, почты, календарные напоминания, информацию о состоянии здоровья владельца и т.д. Помимо этого, функции дисплея предусматривают наличие проигрывателя, таймера, радио и многого другого.

Еще одним успешным украинским стартапом, реализованным на платформе Kickstarter, является детище компании молодых киевлян, завоевавших всемирное признание и титул «Лучший hardware-стартап 2014 года», благодаря изобретению робота, который предназначен для развлечения домашних питомцев в отсутствие хозяев. Изобретатели разместили внутри небольшого кубического робота широкоугольную камеру, микрофон, динамики и лазер низкой интенсивности. Если подключить робота к сети, можно онлайн наблюдать за домашним питомцем, развлекать его лазерной указкой или говорить с ним через динамики.

Проект, получивший название Petcube, собрал $251 тыс. от 1758 пользователей (при изначальной заявке $100 тыс.).

Существует масса успешных примеров стартапов, реализованных на украинских и зарубежных краудфандинговых платформах, но при этом стоит учитывать один важный нюанс – не все проекты являются перспективными для старта на краудфандинговых платформах. Большинство успешных проектов являют собой какие-то новинки, открытия и т.д. Они интересны обществу из-за своей новизны и креативности и в большинстве случаев рассчитаны на определенную аудиторию. Поэтому краудфандинг лучше всего подходит необыкновенным проектам, а не очередному интернет-магазину, если, конечно, этот магазин не способен предложить что-то из ряда вон выходящее.

Следует заметить, что краудфандинг является не только средством раскрутки небольших стартапов. Крупные украинские компании могут перенять опыт западных предприятий, которые используют краудфандинговые площадки как полигон, где они могут выяснить отношение общества к тому или иному новшеству (от нового гаджета и до интерактивного приложения), а также создать ажиотаж вокруг нового продукта.

На сегодняшний день в Украине наиболее популярны краудфандинговые направления, связанные с творчеством и благотворительностью. Но темпы развития и многообразие направлений мирового краудфандинга неизбежно окажут влияние на украинский сектор рынка, что поспособствует созданию благоприятной атмосферы для развития лидирующих направлений в бизнесе.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%