Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

Иван Серый: «Нас в Европе не ждут, но нам там есть место»

№12(59)(2016)

12-59-114-1Безотходное производство, ходовой товар с длительным сроком хранения, сравнительно низкая конкуренция на рынке и широчайший простор для креатива — именно так многие представляют себе бизнес по изготовлению свечей... Так ли это на самом деле, мы расспросили у владельца кременчугского свечного заводика и ТМ «Candy Light» Ивана Серого.

О тонкостях изготовления свечей Иван может рассказывать часами, но, как и подобает мужчине, очень сдержанно и емко. Шесть лет назад преуспевающий трейдер в сфере торговли нефтепродуктами решил оставить прежнее дело и заняться производством свечей ручной работы. Выкупили в Кременчуге небольшое предприятие, приобрели помещение, дополнительное оборудование, автопарк и разогнали производство, увеличив объемы в четыре с лишним раза.

Сегодня свечной заводик входит в топ-5 крупнейших производителей свечей ручной работы в Украине. При этом большую часть продукции экспортируют в Европу. На предприятии делают около сотни видов свечей более 60-ти цветов — декоративные, садовые, столовые, церковные, хозяйственные. Все это из качественных импортных материалов, по высоким европейским стандартам и очень неплохим ценам.

О том, как развивались, чем живут и какие планы впереди, Иван поделился в интервью «Независимому АУДИТОРУ».

Беседовала: Юлия МОСТОВАЯ

Иван, сейчас Ваше предприятие входит в пятерку крупнейших производителей свечей ручной работы в Украине, расскажите, как Вам пришла идея обзавестись собственным свечным производством? И что было самым сложным, когда входили в этот бизнес?

Сложнее всего было решиться и заняться этим профессионально. Потому что это было кардинально не из нашей оперы. Раньше я занимался всем, что связано с реализацией, закупкой нефтепродуктов, производством присадки — трейдинг чистой воды. Сначала работал в Торговом доме «Укртатнафта» в Кременчуге, затем был партнерский бизнес в Киеве. Но к свечам это не имело никакого отношения. В свечном деле оказался по воле случая. Шесть лет назад мы сделали торговый знак, сайт для одного небольшого свечного предприятия в Кременчуге с условием, что будем представлять его интересы в Украине. Компания называлась «Джи Эм Би». Как и мы сейчас, они занимались свечным производством, но в меньших объемах. В учредителях были голландцы и украинцы, цех работал в основном на экспорт. Но вскоре наши реалии европейцев не устроили и они решили выйти из бизнеса. А мы выкупили это предприятие уже у украинцев. Сейчас я один из основных владельцев.

12-59-114-5

На что первым делом бросили силы и ресурсы?

На сырье и оборудование. Нужно было решить, какое оборудование надо, чтобы сохранить свечу ручной работы, но при этом максимально механизировать ручной труд и удешевить готовую продукцию. Мы сами разобрались с сырьевой базой: поменяли поставщиков парафина (раньше были российские и украинские, теперь в основном из Европы, немного из Украины), наладили поставки В2В — убрали посредников в сырьевой цепочке. Купили помещение для производства, три транспортера. Организовали собственный автопарк по закупке и доставке жидкого парафина. Недавно приобрели рефрижератор, но нам нужен еще один — летом в жару свечи можно и не довезти за 2 500 км. И все в комплексе дало прирост: по объему выпускаемой продукции с момента, когда мы начали, и до сегодня выросли больше, чем в четыре раза.

Сколько видов свечей сейчас изготовляете, какие самые ходовые в Украине, за рубежом? Чем в первую очередь создается трафик?

Сейчас мы производим более 100 видов свечей разных форм и цветов, с декором и без. Основной объем продукции — цилиндрические свечи. Они наиболее популярны в Европе и хорошо продаются в Украине. На втором месте — ароматизированные. Они, кстати, самые ходовые в Украине. В последнее время свечи с ароматом начали заказывать страны Балтии, но больше нигде в Европе их не продаем. Так заведено, что жители Восточной Европы нюхают свечи, а для Западной важно, чтобы свеча была без запаха.

В меньших объемах делаем свечи в силиконе: как правило, это сложные формы (розы, шишки, елки, ангелы) или изделия с рельефными рисунками (барокко, венеция). Также выпускаем столовые, церковные, хозяйственные свечи. Но последние, скорее, для ассортимента — они пользуются слабым спросом и то только в осенне-зимний период, когда начинаются перебои со светом.

12-59-114-6

А на какой рынок идет больший объем?

Больше 85 % объема сейчас идет в Европу. Когда я начинал, были две компании в Голландии. Теперь рассчитываем, что в следующем году будет пять основных в Европе. Голландия по-прежнему остается главным рынком сбыта. Также работаем с Германией, Бельгией, Францией, Швейцарией, Великобританией, странами Скандинавии. Но не все идет напрямую. Часть товара отправляем через Голландию, Германию и Бельгию.

Почувствовалось ли падение спроса в связи с резким снижением доходов украинцев? Уменьшились ли объемы заказов по стране?

По объемам заказов мы растем, но упал средний чек. Люди стали покупать более легкую свечу (меньшего объема). Потому что это все-таки товар не первой необходимости: когда человеку не за что купить еду и нечем оплатить коммунальные, ему точно не до свечей. Хотя палить свечу не так дорого, как кажется. Один час горения — 70 копеек. Так что поужинать часа два с удовольствием — в красивой атмосфере с пламенем свечи — это не более полутора гривен. Иногда можно себе позволить.

На какие месяцы приходится основная часть заказов, прибыли? Есть ли так называемый мертвый сезон?

Низкий сезон у нас с конца февраля по май включительно. Это самое тяжелое время для свечника, так как объемы производства падают в разы. А ближе к Новому году ажиотаж нарастает. И европейцы, и украинцы ждут заказы сначала к католическому, затем к православному Рождеству, а потом на очереди Пасха. Так что сейчас у нас пиковые нагрузки и жатва.

Вы работаете и на склад или только под заказ?

На склад делаем немного. Держим небольшой ассортимент для украинских торговых сетей. Вообще, несколько лет назад мы глобально приняли решение, что ставим производственную систему «Тойоты» — снижение себестоимости за счет оптимизации производственных процессов. Это когда отсутствуют промежуточные склады. Мы не делаем, как в Европе, на большой склад и потом не перебираем его по нескольку раз (чтобы свеча там пылилась, ломалась, а потом снова возвращалась в цех). Минимальное количество двойного прикасания к свечам: сделали, запаковали, отправили заказчику — вот к этому стремимся. И в этом сейчас наш конек.

А на экспорт — исключительно под заказ, поскольку мы работаем по программе Private label. То есть заказчик дает свою этикетку, мы ее здесь печатаем, клеим на нашу свечу, и за границу она уезжает под его маркой.

То есть под вашей торговой маркой свечи в Европе не продаются?

Торговая марка «Candy Light» — только для украинского рынка. За границей наши свечи продаются под тремя основными европейскими марками, а в общей сложности их порядка десяти. Большинство крупных европейских производителей даже не рассматривает такой вариант работы, поэтому у нас есть небольшое преимущество в заказах. Конечно, мы понимаем, что не рекламируем себя в Европе. Но всему свое время. Сейчас важно пройти этот участок. И на нашем этапе становления это очень поддерживает.

В каких украинских магазинах, крупных торговых сетях можно купить свечи ТМ «Candy Light»?

В сети магазинов «Эпицентр», «Ашан», «Сильпо», Le Silpo, «Велика Кишеня» по Украине, в ТРЦ «Караван» в Киеве, а также в нашем фирменном бутике, который находится на территории свечного заводика в Кременчуге.

Расскажите еще о вкусах украинских и европейских покупателей: какие цвета, фактуры свечей охотнее покупают у нас и что больше ценят и заказывают европейцы?

Раньше было четкое разделение по цветам: на Европу грузили пастельные тона, а на наш рынок шло все яркое и сочное (оранжевое, зеленое, розовое). Но года два назад эта разница начала стираться. Украина стала во многом равняться на европейский рынок, смотреть, что модно там. Поэтому теперь мягкие цвета в заказах преобладают и там, и там.

Что касается фактур, то наше основное производство — это свечи ручной работы, стало быть, они все должны быть с рустиком — светлым напылением сверху. Гладкие и блестящие — это в основном машинные свечи. Наше производство не перенастраивается ни по рецепту, ни по каким-то другим параметрам. Что на экспорт, что на наш рынок идет одна и та же марка парафина, фитиля, красителей. Могут отличаться номера цветов, но это не разные свечи.

12-59-114-7

Парафин, фитиль, красители, акриловые краски, присыпки — это все импортное? Или удалось найти хороших поставщиков в Украине?

В Украине есть один хороший производитель парафина, находится на территории Кременчугского НПЗ. Компания называется «Фламма». У них мы покупаем часть продукта. А в Европе закупаем основной объем: львиную долю в Венгрии, потом идет Польша и по остаточному принципу — китайский, привезенный через Европу. По качеству нам больше всего подходит венгерский. Украинский парафин идет другой марки, она нам нужна для рецепта. Но качество гидроочистки у «Фламмы» такое же, как на «МОL» в Венгрии.

По фитилю основной поставщик Германия, Westdeutsche Dochtfabrik GmbH & Co. KG, второй — Бельгия. Краситель покупаем в Германии у Bekro Chemie GmbH и немного в Англии. По ароматам: единственный производитель, который нам подходит, это Германия, компания Frey & Lau.

Подходит по цене или рецепту?

Когда экспортируешь товар, не всегда смотришь на цену. Свеча в горящем и негорящем виде должна пахнуть одинаково. Но не каждый аромат работает в холодном и горячем виде. Это первое. Во-вторых, немецкий производитель делает такие ароматы, что свечи хочется укусить. Настолько запах натуральный. Хотя это тоже химия. А все, что касается декора, — акриловые краски, присыпки — это Украина.

Как работаете с крупными заказчиками? Они выбирают из готовых дизайнов или заказывают свои? И где берете формы?

С заказчиками работаем и так, и так. Предлагаем наши дизайны или заказчик передает сюда свою форму и говорит: хочу такую же свечу. Мы снимаем с нее слепок, отливаем нужное количество силиконовых форм и работаем. Так делаются ангелы, елки, розы, чашки.

12-59-114-8

А дальше вы може­те использовать их или похо­жие в произ­водстве?

У нас есть договоренности с европейцами: кто дает формы, тот получает право на эксклюзив. Этот дизайн мы больше никому не продаем. За этим там очень внимательно следят. Рынок в Европе достаточно узкий, все друг друга знают. Если эта свеча появится еще у кого-то, нам сразу укажут на это.

Фабрика работает с разными странами, и наверняка стандарты качества продукции немного отличаются. Какие заказчики, страны выдвигают самые жесткие требования? Чем они отличаются от украинских?

Украина вообще не ставит никаких требований по качеству. Все на усмотрение производителя, согласно ТУ.

В Европе с этим значительно строже. Основное требование европейцев: свеча не должна пахнуть нефтепродуктами, парафин должен быть гидроочищен. Неочищенное сырье может использоваться только в лампадках и свечах для уличного горения. Кстати, китайские производители получили заградительную пошлину на три года только потому, что начали не­очищенный парафин маскировать ароматами. Был целый разбор полетов в Европе.

Помимо этого на определенный размер свечи должен быть определенный вес и фитиль, чтобы она не сгорала очень быстро. Например, наша свеча диаметром 7 см высотой 10 см горит до 50 часов, 7 × 15 — до 75 часов и 7 × 20 — до 100 часов. Свеча должна быть сухая, без сколов, фитиль по центру и, как правило, просят пропарафиненный, чтобы поджигалась сразу. Есть испытания на копчение, изгиб фитиля, скорость горения и затухания. Например, любая свеча, после того как ее задули, должна затухнуть не более чем через 20 секунд, чтобы фитиль полностью не истлел и не оказалось, что в следующий раз нечего поджигать. Фитиль должен быть изогнут буквой «Г» и не торчать за пламя, тогда свеча не будет подкапчиваться. Не должно быть яркого пламени с высоким конусом. Чем мягче верхушка пламени, тем больше устойчивость к сквозняку и т. п. Все эти вещи европейцы четко контролируют.

А часто заказчики наведываются с плановыми проверками или устраивают спонтанные «налеты» на фабрику, чтобы посмотреть производство и условия работы сотрудников?

Налетов как таковых нет, у нас партнерские отношения. Но когда начинаем работать с заказчиком, это все небыстро: делаем пробы, небольшие заказы. Европейцы приезжают и смотрят производство здесь, проверяют продукцию в своих лабораториях. У нас есть клиенты, у которых свои фабрики по производству свечей, причем некоторым уже по 160 лет. Наши свечи они заказывают для ассортимента. А самые требовательные, наверное, бельгийцы. Когда приезжают, смотрят и форму одежды сотрудников, и бытовки, и охрану труда. Мы даже подписывали с ними документы, что не используем детский труд.

12-59-114-2

За какими свечами к вам обращаются европейские фабрики? Чего им не хватает?

Свечей ручной работы. По части машинных в Европе уже перепроизводство, а свечей ручной работы на рынке мало. У кого-то есть эти производственные линии, но ограничены мощности, у кого-то их вообще нет. Поэтому пока наша свеча внешне будет полностью соответствовать изделию ручной работы (будет шероховатость, потеки, чего нельзя сделать машиной), мы будем автоматизироваться, снимать нагрузку с женских рук. Но дальше не перешагнем, потому что исчезнет хенд-мейд-эффект, и мы станем в Европе не нужны.

А сколько в Украине крупных производителей свечей ручной работы? Кто ваши главные конкуренты?

Известных на рынке около пяти. Кто-то представлен на нашем рынке, кто-то нет. Есть такие, о которых у нас знают только специалисты, потому что они работают исключительно на экспорт. Также есть много гаражных кооперативов, которые в домашних условиях делают какие-то свечи, продают по Интернету.

Как формируете цену на свечу? Насколько ваши цены выше/ниже средних показателей на рынке в Украине и Европе? Как правило, сколько накручивает оптовый покупатель и ритейл?

Основные затраты в свече — это парафин и ручной труд. Дальше последовательность может быть разной, но приблизительно так: электроэнергия, фитили, красители, упаковка. В Украине ритейл накручивает в среднем от 25 до 40 %. В Европе наши свечи продают еще дороже. Хотя европейцы покупают их дешевле, чем мы продаем в розницу здесь. По церковной свече мы держим наименьшую на рынке цену за двухкилограммовую упаковку. Нас это устраивает.

Когда в последний раз повышали ценники на продукцию?

В феврале 2015 года. И собираемся с 1 января переоценить буквально несколько позиций, по которым у нас ограничены мощности. Поднимем цены до европейских. Сейчас они продаются здесь дешевле, чем мы их экспортируем. Хотим поставить более справедливую цену.

А как отличаются в цене самые простые в изготовлении свечи и с художественной отделкой? Сколько добавляете за «креатив»?

По-разному. От 20 % за «просто покрасить золотом или серебром» до 40 % за сложные художественные рисунки. Все зависит от того, какая свеча и сколько мастеру нужно с ней работать. Но в основной массе это плюс 20 %. Как правило, мы не беремся за рисунки, на которые художник тратит более 15 минут. Если эскизы сложные и нужно больше времени, это уже считается эксклюзивом и, соответственно, цены совсем другие.

Вы часто беретесь за производство свечей в одном-двух экземплярах, эксклюзивных серий? Какие самые интересные, необычные и сложные заказы делали?

Да, мы делаем эксклюзивные заказы, но нечасто. Поскольку, если человек заказывает несколько свечей и для них нужна мастер-форма, они выходят золотыми по себестоимости и от них попросту отказываются.

Из самых необычных... На подарок топ-менеджеру нашей украинской сети делали метровую цилиндрическую свечу на пять фитилей с пожеланиями шефу от коллектива. Рассчитана она была на 37 суток горения. Оформили ее, как большую конфету. Заносили «конфету» три человека, но зато знаем, что подарок точно заметили (смеется). Для «Киевгорстроя» делали золотые кирпичи на три фитиля. По размеру были как половина стандартного. Был один интересный заказ на две свечи для наших художниц: рисовали лавочку у пруда на любимой даче.

А сезонные коллекции рисунков разра­ба­тываете?

Сезонных коллекций рисунков мы не делаем, потому что все сезонное потом зависает на полках.

Все, что касается художественного цеха, под заказ. Чтобы потом не переплавлять остатки.

А вот с какими препятствиями и на каких уровнях Вы, как отечественный производитель, чаще всего сталкиваетесь на нашем рынке?

Тяжело идет растаможка товара. Каждый раз с каким-то боем и как в первый раз. Если наша машина едет в Европу со свечами или закупает там сырье, и водитель, не зная языка, растамаживается или затамаживается там за два часа, то здесь по месту — до пяти дней. При этом никакой коррупции: все в рамках закона, вопрос-ответ. Но вопросов столько... Спрашивают даже иерархию подписей. Например, кто-то завез в Украину тонну парафина в твердом виде по одной цене, а мы закупаем в жидком 23 т, без посредников В2В, показываем прямой контракт и нам говорят: все равно нужно повышаться по цене — мы на это не соглашаемся. Приходится по пять дней доказывать, что наши коммерсы действительно купили сырье так дешево. А машина стоит, все нервничают.

При этом нас на одной таможне могут растаможить по одному коду, а через три дня едем через другую область — совсем другие вопросы, другие коды. Это странно, особенно, когда есть с чем сравнить.

А были случаи, чтобы сроки по заказам срывались?

Были. И штрафы платили. Причем штрафы бывают серьезнее, чем сумма заказа. Но это неизбежно. Если хочешь там присутствовать, нужно выполнять три пункта: Качество, Цена, Вовремя. Если что-нибудь из этого не выполняется, два остальных пункта не имеют значения. Мы знали, на что идем. Это были серьезные деньги.

Мы и в Украине платили штраф за срыв срока.

О каких суммах и сроках идет речь?

В Украине заплатили 189 тыс. грн «Эпицентру», в Европе — €12 тыс. Сроки просрочки значения не имеют. Если ты не поставил продукцию вовремя, заказ считается невыполненным. У многих сетей, как украинских, так и европейских, есть толеранс поставки — допустимый объем, не менее которого ты должен выполнить в срок. По остальному — плати штраф. Это нормально. Потому что заказчик на что-то рассчитывает.

У Вас есть и производственная линия церковных свечей. Расскажите о ней поподробнее.

У нас автоматизированное производство барабанного типа. Стоит немецкая машина Hermammer. Думаю, она единственная в Украине. Срок окупаемости у нее вообще непонятно когда, но без этой машины невозможен основной бизнес, потому что она перерабатывает наше вторичное сырье: обрезы, разливы и т. п. Работает приблизительно так: каждый раз проходя через горячую парафиновую массу, фитиль набирает 0,25 мм до нужного диаметра. После каждого наплавления свеча проходит охлаждение и закаливание в холодной воде, что придает ей гладкости и прочности. Потом обрезается, оплавляется фитиль — и готово.

12-59-114-3

Церковные свечи делаете из парафина?

Да, в основном идет парафин. Также добавляем церезин для гибкости и для аромата с июля — натуральный воск. Такую свечу приятно держать в руках, она хорошо пахнет. Раньше мы использовали ароматизатор, но люди, которые торгуют номерными свечами, сразу чувствуют химию. Одно дело, когда ты дома поджег одну свечу, и совсем другое, когда лежат сотни распакованных и источают концентрированный запах. Это просто невыносимо. Натуральный воск дороже ароматизатора, но это того стоит.

Фитиль мы используем украинский, «Харьковнить» делает. Брать дорогой импортный не можем, потому что не войдем в цену — свеча дешевая. Да и наш для номерной свечи достаточно хорош. Она тонкая и сгорает полностью. На экспорт с харьковским фитилем свечу сделать не получится — с большим диаметром он уже не справляется.

А производители, которые действительно делают свечи только из натурального воска, это сейчас миф или есть такие?

Судя по ценам на церковные свечи и пчелиный воск в Интернете, скорее, миф. Стандартная двухкилограммовая упаковка готовых свечей стоит дешевле, чем 2 кг пчелиного воска по закупочной цене. Это нонсенс.

В Украине у каждого производителя свои требования к процентному содержанию воска в свече. А хватит ли ему совести потом назвать свою свечу восковой, это уже другой вопрос. Вообще, чтобы свеча могла называться восково-парафиновой, воск в ней должен быть основным веществом — на мой взгляд, не менее 70 %. А те, что я в основном вижу на рынке, стоило бы назвать парафино-восковыми.

Как искали точки сбыта? Есть монополисты на этом рынке?

Монополисты на рынке есть. Те, кто только этим профессионально занимаются. Мы пока совсем маленькие в данном сегменте. Наши производственные мощности — до 10 тонн в месяц. Основные заказчики — епархии, интернет-рынок. Через Интернет это может быть конечная церковь или поставщик икон и другой продукции. Но рынок продаж свечей даже церковной тематики с каждым годом у нас только растет.

А что главным образом влияет на качество горения церковной свечи? Вот, скажем, у многих суеверных людей (бабушек особенно) своя теория: свечки потрескивают и чадят у людей и в помещениях, где плохая энергетика.

Если свеча трещит, это точно не признак плохой ауры, а показатель того, что в парафине есть вода. Значит, не совсем качественно сохранили сырье по всей технологической цепочке: где-то в период транспортировки или отлива в него попала вода. Хорошая свеча не должна плакать. Священнослужители, которые смотрят за порядком в церкви, очень болезненно к этому относятся, потому что весь этот капающий парафин потом нужно отскребать от подсвечников. И, конечно, церковные свечи должны быть из тугоплавкого парафина, чтобы не складывались домиком, когда горят в большом количестве в подсвечниках.

Если говорить о декоративных свечах, как покупателю на глаз определить в магазине, хорошая это свеча или нет? Будет она долго и ровно гореть или закоптит, потечет?

Как и любой другой товар — визуально, наощупь. Обратите внимание на упаковку, фактуру и на то, чтобы свеча не была жирной. Жирный парафин содержит много масла, что дает хорошую себестоимость свечи, но она может гореть быстрее. Это, кстати, один из способов ее удешевить. Фитиль должен быть белоснежным, похожим на косичку. Импортный фитиль для комнатных свечей всегда плоский (украинский производитель делает круглый). Вес свечи имеет прямое значение. Например, китайцы научились вспенивать парафин. Тогда внешне свеча выглядит как тяжелая, а на самом деле легкая и горит значительно быстрее. Нечестные производители часто подмешивают в сырье неочищенный парафин, он дешевле. Это легко определить — свеча пахнет нефтепродуктами.

А для тех, кто любит коллекционировать свечи дома на полках, не решаясь жечь «сувениры», что посоветуете, чтобы сохранить их в хорошем состоянии как можно дольше?

Свечи все-таки нужно палить, а не хранить и собирать пыль (улыбается). Я бы посоветовал убрать с подоконников. У каждой свечи есть своя температура плавления (у нас это 56–58 градусов). Поэтому, если оставить под прямыми солнечными лучами, особенно летом, ее может повести, наклонить, какой бы качественной и дорогой она ни была. Если краситель без стабилизатора, через полгода на солнечном месте или под лампой свеча начнет выгорать. Также желательно, чтобы свечи разных цветов и насыщенности не соприкасались между собой.

А вот у Вас дома есть какие-то раритеты, эксклюзивы, палить которые просто рука не поднимается?

Есть (смеется). Шар уличный, который купил при первой экскурсии на заводик, когда еще не был в этом бизнесе. Мы его когда-то уже зажигали, а теперь хранится как раритет. Есть еще свеча с изображением Иоанна Павла ІІ (фото понтифика вмонтировано в свечу и запарафинено), подаренная голландскими партнерами. Больше дома не храним. Со временем в парафин въедается пыль и свечи выглядят неэстетично.

Сколько сейчас людей у Вас на предприятии? Сложно ли подбирать мастеров? Многие ли имеют специальное образование?

Более 100 человек. И около 70 % — это женский состав. Готовых мастеров подобрать практически невозможно, потому что у нас их не готовят. За исключением разве что художественного цеха. Там работают две профессиональные художницы. В украинских профтех­училищах, вузах нет такой специальности, как мастер свечного производства. Кто задерживается у нас на предприятии, так это в основном люди, которые прошли советское и постсоветское время производства, которые знают, что такое транспортер, производственная дисциплина. А если кто-то был писарем или бухгалтером и думал, что свечи это что-то прекрасное, поэтому решил прийти к нам поработать, то на вторую смену он уже не выходит. Здесь очень тяжелый физический труд.

При этом на ручных процессах изготовления свечи у вас задействованы только женщины и девушки. У мужчин плохо получается?

Они не выдерживают. Мужчинам не хватает усидчивости и выносливости. Это касается ручного фитилирования, разлива, выбивания. Я как-то работал две смены на выбивании свечей — это было нечто. Спортзал и рядом не стоял, так выматывает. У женщин и выносливость, и болевой порог выше. Но зато мужчина незаменим на тех процессах, где есть механизмы. А женщины чувствуют себя там не очень комфортно.

Сколько времени уходит на обучение новичка, практику?

Где-то от трех до шести месяцев нужно, чтобы человек освоил определенный процесс и мог работать без присмотра. У каждого на предприятии своя специализация. Человек приходит на свой участок и на нем тренируется. Нет такого, что бегает по всему цеху на все руки мастер.

На силиконе у нас работают только топ-мастера с высокой квалификацией. Это люди, которые уже годы проработали, туда новичков не берем.

У вас жестко с дисциплиной? Бывали ли досадные случаи, когда приходилось увольнять людей не за плохую работу, а за то, что выносят свечи?

Мы не производим танки или КрАЗы, поэтому отношения достаточно демократичные. Да, есть пропускной режим, карточный учет времени пребывания в цеху, видео­наблюдение, но не так жестко, как на заводах большой металлургии. У нас было несколько неприятных случаев с выносом свечей, поэтому чтобы такого не происходило, сделали в бутике для всех сотрудников 50 % скидку на свечи. Покупай сколько хочешь, хоть ларек возле завода открой — тебе никто ничего не скажет. Но если своровал, то будь добр покинь нашу компанию. Отношения важнее, чем заглядывать в каждую сумку.

А как у вас с зарплатами? Производство ведь вредное.

Средняя зарплата где-то в районе 4000 гривен. Рабочая неделя стандартная — 48 часов.

В отличие от многих предприятий с интересным производством, вы предлагаете бесплатные групповые экскурсии. Много ли желающих? Как правило, какого они возраста?

Экскурсии на завод — это тоже по принципам «Тойоты». Наверняка слышали, что «Тойота» дарит детям брендированные машинки в садиках. Это чтобы через 17 лет, когда эти ребята вырастут, у них не было другой мысли, чем приобрести машину марки «Тойота». Экскурсии — тоже хорошая вещь. С одной стороны, это социальный проект: нам не сложно, пусть дети приедут, посмотрят, как делаются свечи. А заодно и родителям расскажут. В какой-то момент мы поняли, что это работает лучше, чем реклама на радио или мониторы в маркетах. Рекламу могут пропустить, а детей точно услышат. Кстати, многие наши покупатели, приходя в шоу-рум, рассказывают: наши дети уже побывали, столько всего натрещали — решили и мы посмотреть.

Группы в основном детские. Не только из Кременчуга, окрестных сел, но и других городов.

Кстати, видим, что наши экскурсии уже и в Интернете продают. Даже слышали возмущения в шоу-руме, видели комментарии на интернет-форумах, что «так дорого и так быстро» и «стоит ли за такие деньги ехать»? Но мы по-прежнему объясняем всем и везде, что экскурсия бесплатная!

Дети любят все потрогать, норовят где-нибудь ускользнуть. Как относятся к толпам любопытных гостей Ваши сотрудники?

Все относительно. С одной стороны, это приятно. Если на твой труд приходят посмотреть, значит, ты делаешь что-то классное и чего-то стоишь. С другой — когда на производстве запара, идет срочный заказ, а тут еще и толпа галдящих детей... Это сложно. На первом месте, конечно, производство, но детям мы не отказываем, даже если их много. Воспитателей просим дробить экскурсионные группы по 15 человек, а сотрудников — отнестись с пониманием, потому что свечи должны продаваться, а значит, и популяризироваться. Дети — это тоже маленькие клиенты.

А кто подрабатывает экскурсоводами?

Поручили это нашим лаборанту и бригадиру. Выбрали сотрудниц, которые сами делают свечи, могут об этом интересно рассказать и которых дети слушают с замиранием сердца. Проведение экскурсий входит в их обязанности, за это они получают дополнительные деньги.

Детей пускаете абсолютно на все участки производства? Фотографировать разрешаете?

Да. Но там, где есть горячее производство, дети близко не подходят. Фотографировать, снимать видео можно. Все открыто. Нам нечего таить, это все есть в Интернете. Свечу у себя дома на кухне может слепить каждый. А вот сделать ее качественной с хорошей себестоимостью и потом продать — в этом и есть мастерство.

А какие страны, выставки сейчас задают моду на декоративные свечи в мире? Что, например, будет в тренде в следующем году?

Франкфурт покажет. Каждый год в конце января мы летим на Messe Frankfurt. Они проводят самые крупные в Европе выставки декора, сезонных украшений и товаров для праздника. Все производители представляют там свои новинки. Тема ближайшей — «Christmas world 2018», они за год готовятся к следующему Новому году. Как правило, едем за новыми идеями, но бывает, что встречаем свои уже у других производителей. Кстати, мы единственные из стран СНГ, кого представляют три компании в Европе на одной выставке.

Сегодня рынок просит геометрические фигуры (кристаллы, битое стекло), у нас такого пока нет, мощности ограничены. Также в тренде свечи из пальмового воска. В этом направлении сейчас движется Европа, поэтому хотим тоже ввести в ассортимент. В январе везем свои образцы. Основное сырье растительного происхождения — малайзийская пальма. Свеча получается гладкой, но эффект ручной работы подчеркивается тем, что сверху она с ровной поверхностью. Пальмовый воск убирает сочность в цвете, как будто в него добавляют молоко. Получается приятная матовость. Они дешевле в себестоимости по сырью, но дороже в производстве, потому что очень щепетильная работа. Фитилирование идет только ручное (машина их повреждает), к тому же все нужно делать в перчатках, иначе остаются отпечатки пальцев.

12-59-114-4

Испарения пальмового воска менее токсичны, чем парафин?

Он в допуске по европейским стандартам. А что вреднее, не могу сказать. Оно все неполезно, когда в больших объемах.

Иван, как для собственника бизнеса Вы очень серьезно изучаете подноготную процессов. Стремитесь все и везде контролировать? Насколько сложно управлять заводом в Кременчуге, будучи большую часть времени в Киеве?

Я попробовал основные процессы, где используется ручной труд. Чтобы понимать, как и что устроено. В Кременчуге есть партнер, который полностью отвечает за производство. Знает все от «А» до «Я». Мы ежедневно на связи по скайпу. Раньше ездил в Кременчуг чаще, сейчас — раз в две-три недели. Ну и плюс 36 камер, которые позволяют смотреть на производство с высоты, как на стадионе. Когда ты приезжаешь в цех и видишь все в линейном пространстве — это одно, а когда смотришь сверху, видно движение свечи — это очень помогает по части организации труда.

Жену и детей тоже вовлекли в свечное дело или каждый занимается своим?

Пока вовлечена только супруга. Она отвечает за айдентику, типографию, закупку ароматов и новые разработки. Шоу-рум — это тоже ее детище. Он нам нужен для встречи делегаций, популяризации свечной темы. Детям еще рано. Сыну 16 лет, а дочери вот 10 будет.

В будущем хотели бы, чтобы дети присоединились к семейному делу?

Если к тому времени, когда они вырастут и выучатся, этот бизнес будет у нас, почему бы и нет. А не захотят — пойдут своей стезей. Сын думает об учебе в Голландии. Ему интересна экономика предприятия. Если поступит, со следующего года поедет за границу. Голландцы сейчас одни из самых успешных коммерсантов в Европе. У них есть чему поучиться. Так торговаться до второго знака после запятой могут только они (смеется).

А на отдых, увлечения время находится?

Пока не занимался свечным бизнесом, было гораздо больше свободного времени, увлечений и спорта (смеется). Тренажерный зал, сквош... А теперь приходится выбирать. Поэтому остались только небольшие хобби — скандинавская ходьба, бильярд… и, пожалуй, все. Когда не хватает идей, люблю почитать что-то связанное с производством, бизнес-процессами. «Бедный папа, богатый папа» Роберта Кийосаки, «Производственная система Тойоты» Тайити Оно — хорошие книжки. Помогают в моем деле.

Как, где и с кем будете встречать Новый год?

Новый год встретим дома в семейном кругу. А третьего января улетим в Турцию большой компанией старых друзей.

А какие свечи будут на Вашем праздничном столе?

Думаю, будут цилиндры, без аромата, винного цвета.

Спасибо Вам за интересную беседу. И в завершении, что пожелаете нашим читателям, украинским бизнесменам?

Хочу пожелать, чтобы дерзали. Сейчас наше время, несмотря на то, что обстановка непростая. Нас в Европе не ждут, но нам там есть место. А высокий курс валют позволяет заградить от импорта нашу страну. Поэтому, если кто-то решил связать себя с производством, это то самое время!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%