Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

Любовь Цымбал: «Вести прозрачный бизнес реально, спокойнее и выгоднее»

№9(68)(2017)

9-68-102-1Сегодня в Европе, Индии, Турции наблюдается пик развития так называемых бизнес-сервис-центров, которым предприятия передают на обработку рутинную бухгалтерию, освобождая руки и мозги сотрудников для работы над важными стратегическими задачами. Генеральный директор компании «Группа Финансовых Решений»/Finance Solutions Group (FSG) Любовь Цымбал считает, что и Украина является прекрасной площадкой для развития подобных учреждений, однако все почему-то складывается не в нашу пользу и данный рынок все еще свободен.

Беседовал: Роман БАРАШЕВ

Бизнес-сервис-центры должны создаваться в Украине хотя бы потому, что у нас в стране сейчас «низкие заработные платы» и, как это ни печально, это же касается и высококвалифицированных специалистов, – объясняет Любовь. – К тому же такие центры являются уникальной стартовой базой для выпускников вузов. Вчерашним студентам нужно с чего-то начинать, но бизнес неохотно принимает их на работу без практических навыков – и у нас, и на Западе, всем нужны специалисты с опытом работы. В подобных бизнес-центрах, да еще и под руководством квалифицированных руководителей, молодые люди учатся регламентировать процессы, работать с документами, изучают документооборот, а затем получают первую запись об опыте в своем резюме и могут предлагать себя рынку уже как практики.

Хочу обратить внимание, что это нормально, когда ротация молодых специалистов в бизнес-сервис-центрах составляет 70-80 % в год. Выгоду получает каждая из сторон, ведь для студентов это полезная практика, дающая прекрасный стартовый импульс, а для бизнеса – удобный недорогой ресурс.

По каким же причинам это направление не развито в Украине?

С чем сталкиваюсь я, так это с тем, что украинский бизнес все еще не готов раскрывать управленческую информацию внешним консультантам. Потому что зачастую она, мягко говоря, неоднозначна: как правило, перекручена, запутана, все перевернуто с ног на голову. Такая документация не только нерелевантная, но и неадекватна для принятия решений по развитию бизнеса. К сожалению, украинский бизнес пока еще не торопится становиться полностью прозрачным. Но придется.

Не торопится или проблема заключается в условиях, которые для него созданы? Вам скажут – здесь просто нереально работать прозрачно!

Условий, Вы правы, тоже нет. Сегодня бизнес слабо доверяет экономической модели государства. Поэтому чтобы ответить на вопрос, есть ли перспективы для развития консалтингового бизнеса в Украине, мы заказали компании «Эксперт&Консалтинг» исследование на предмет предоставления услуг профессионального консалтинга в области финансов. И что же мы увидели?

На сегодняшний день на рынке консалтинга Украины насчитывается более 5000 компаний не только финансового профиля, но и юридического, бухгалтерского, ИT. В Киеве и Киевской области сконцентрировано, по данным на конец 2016 года, 86 % рынка. Начиная с 2011 года, количество игроков на консалтинговом рынке Украины ежегодно снижается на 10 %. Исследование показало, что если в 2009 году таких компаний было более 9000, то теперь их чуть больше 5000. Средняя численность сотрудников в компании – порядка 10 человек.

Но основное, что все 75 % рынка финансового консалтинга и стратегического менеджмента Украины (финансовые услуги, менеджмент-консалтинг, юридический консалтинг, стратегический менеджмент) занимает «большая четверка».

Другими словами, «большая четверка» (а это 4 иностранные компании в основном с американским и английским капиталом) взяли под контроль аудит всех крупнейших предприятий и корпораций Украины. На Ваш взгляд, это справедливо? Что остается отечественным специалистам?

Не будем забывать, что это компании с мировым именем, столетней историей, солидной репутацией…

Что, кстати, не гарантирует от попадания в нехорошие истории. Так, в июле этого года из Реестра аудиторских фирм, которые имеют право на проведение аудита в банках, НБУ исключил одну из компаний «четверки» – «PwC Украина» за предоставление недостоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности «ПриватБанка»…

Думаю, эта история еще не закончена, не будем спешить с выводами. Но если мы говорим о представителе крупного международного бизнеса, работающем по всему миру, то вполне логично, что он выбирает компании «большой четверки». Если это крупный украинский бизнес, который экспортирует продукцию или же хочет выйти на мировую арену, он, разумеется, тоже пойдет к ним за консультациями.

Но есть же еще средний и малый бизнесы, для которых «четверка» слишком крупная, исходя хотя бы из стоимости их услуг. Поэтому мы и ориентируем свою деятельность именно на данный сегмент рынка.

Обозначьте главные запросы, с которыми к Вам обращаются клиенты.

Прежде всего, огромное количество компаний сегодня озадачены тем, как стать или остаться конкурентоспособным с учетом непростых преобразований, которые постоянно происходят в стране, и уже потом – как привлечь финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Для меня все же позитивно, что евроинтеграционные процессы обязывают пересматривать выстроенные бизнес-модели, которые должны становиться прозрачными и понятными.

Но ситуация такая, что далеко не все средние и малые компании имеют даже три основные формы отчетности, с помощью которых можно понять, что из себя представляет и как работает тот или иной бизнес. Это отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств. И даже в случае их наличия хорошо, если указанные в них данные соответствуют действительности.

А если не соответствуют?

Тогда руководители компании могут не рассчитывать, что эту отчетность всерьез будут воспринимать партнеры, инвесторы, банки, фонды, прочие финансовые институты. В таких случаях надеяться на внешнее финансирование не стоит. Впрочем, известны и случаи, когда «срабатывает» красиво нарисованная отчетность. Но тогда мы получаем невозвращенные кредиты и десятки рухнувших банков и самих компаний.

Каков он – образцовый для Вашей компании клиент? С кем приятнее работать?

Это – бизнесмен, готовый меняться, перестраивать свой бизнес, повышать его эффективность, привлекать финансирование, покорять новые рынки. В сегодняшнем, стремительно меняющемся мире будущее за такими людьми.

Да, развивать систему бизнес-сервис-центров, подобную тем, которые существуют в Чехии, Венгрии, Польше, Индии и Турции, теперь довольно сложно. И наша первостепенная задача – подготовить к этому потенциальных клиентов. А именно изменить их менталитет, чтобы пришло понимание, что компания, в финансовых документах которой царит хаос, не имеет перспектив. Хаос – большой риск для современного бизнеса. Скажем, внедрить ERP-систему1, которая считается необходимым условием для публичной компании, не представляется возможным, если отчетность компании построена по принципу – «тут читаем, тут не читаем, тут смотрим, тут закрываем глаза». Автоматизированной системе учета всего этого не объяснить.

Также к нам обращаются с целью проектирования новых бизнес-моделей, заказывают проведение due diligence2 или аудита для выяснения реальной стоимости объекта либо компании. Для партнеров, желающих привлечь финансирование, мы готовим документацию о компании для предоставления ее в банк. При этом наша задача – установить, что эта сделка будет без риска для банка, нам с ним работать дальше, ведь от объективной информации зависит и наша репутация на рынке. А чтобы наши клиенты к нам возвращались и появлялись новые, мы должны превзойти их ожидания, в том числе и по процентным ставкам банковских кредитов.

Когда же в документах компании все запутано, эта «мутная вода» ведет к большим убыткам, в том числе финансовым. Также это потеря времени и рассеивание внимания. Бизнесу необходимо изучать рынок, потребности потребителя, решать стратегические задачи. Вместо этого сотрудники занимаются подтасовками в документах, думают над созданием хитрых схем. Или высчитывают «коррупционный налог», скажем, на случай проверки налоговиками.

Взятки имеете в виду?

А их никто, увы, не отменял. Словом, если мы просуммируем все потери от ведения бизнеса в тени, то можем сделать вывод, что вести прозрачный бизнес реально, спокойнее и выгоднее.

9-68-102-2

 

Почему же многие так не делают?

А кто занимается подсчетами урона от непрозрачного ведения бизнеса? Когда нужен кредит, бизнесмен со своей «туманной отчетностью» и рисковыми сделками идет в банк, где получает его по процентной ставке 24 % – это теперь, а была и гораздо выше. Почему такая высокая процентная ставка? Потому что сделка – рисковая, большой риск невозврата кредита. А если бизнес выведен из тени, если отчетности можно доверять, вы можете привлечь финансирование и под 15 % годовых. При больших оборотах получаем весьма существенную разницу. В итоге, делаем такой вывод: недоплаченные налоги в бюджет – не такое уж оптимальное решение для нормального бизнеса.

А занимаются ли консалтинговые агентства темными делами, помогают ли «мутным бизнесам» спокойно чувствовать себя в тени, уходить от налогообложения? Так, недавно управляющий партнер K.A.C. Group Владимир Гаркуша в комментарии изданию «Бизнес» заявил, что удержаться на плаву консалтинговому рынку помог именно коррупционный фактор. «Это когда раскручивается консалтинговая (юридическая, аудиторская) компания, допущенная к бюджету благодаря родственнику-чиновнику», – объяснил он и добавил, что такие компании сопровождают многие проекты, инициированные органами центральной и местной власти.

Мы не занимаемся темными делами и не работаем с такими компаниями. Я о них не знаю и знать не хочу. Наша задача – помочь сделать бизнес прозрачным, «обелить» его. Еще когда мы думали над названием нашей компании, меня в нем немного смущало слово «решения». К сожалению, в Украине оно приобрело негативный оттенок. Когда тут и там вам предлагают не принципиальное решение проблемы, а тихо «порешать» те или иные вопросы.

Но все же мы остановились на этом слове. Ведь наши «решения» направлены на развитие прозрачного, структурированного бизнеса. К слову, объем рынка консалтинга составляет сегодня 1 % от ВВП в развитых европейских странах (в Финляндии – 1,2 %). В Украине – 0,46 %, при этом и сам показатель ВВП не сравнить с европейскими. Если западный бизнес привлекает консультантов, готов оплачивать их услуги и занимает лидирующие позиции, то и украинскому бизнесу пора понять, что инструмент консалтинга не столь уж и бесполезен, а, скорее, наоборот.

Но как воспринимает это наша постсоветская ментальность, воспитанная на том, что за обучение, как и за лечение, платить не принято? Десятилетиями же вкладывалось в головы, что знания ничего не стоят. Но это, поверьте, изменится.

Обозначьте главные преимущества того, чтобы финансовой стороной вопроса фирмы занимались внешние консультанты. Наверняка, многие считают, что это куда дороже, чем держать финансиста в штате.

Менеджмент компании, как правило, занимается операционным управлением и отстраивает структуру, основываясь только на своем опыте «как умеет и как знает». Внешние же эксперты хороши тем, что способны взглянуть на бизнес нешаблонным свежим взглядом – они не погружены в рутину. Со стороны лучше видно, где есть пробелы с реализацией задачи, где закручены «информационные петли». Когда, например, происходит дублирование функций исполнителей.

Наши консультанты изучили работу других компаний и знают, какие практики являются оптимальными, наиболее эффективными для того или иного бизнеса.

Ведь зачастую как получается? Скажем, фирма внедряет какой-нибудь новый программный продукт, для этого требуются дополнительные сотрудники. Нанимает их. Система внедрена, а люди уже стали своими, их не увольняют, и сокращение численности сотрудников, которое планировалось на старте, перерастает в увеличение. При этом новым сотрудникам нужно закрепиться на своих местах – они начинают либо дублировать работу друг друга, либо демонстрировать значимость своей работы, отвлекая внимание других подразделений бизнеса от решения стержневых задач. Начальник этого может не замечать, поскольку занят своей работой, а может понимать, что все идет не так, как надо, но он уже сблизился с людьми и ему попросту жаль их увольнять. У внешнего эксперта нет таких привязанностей, для него нет личностей – лишь функциональные звенья, эффективность которых нуждается в повышении.

Кто для Вас является научным авторитетом по финансовой части?

Знаете, я никогда не останавливалась в обучении, учиться всю жизнь – мое жизненное кредо. В марте этого года получила степень Senior Executive MBA, пройдя программу для высшего руководящего состава с большим управленческим опытом в Международном институте менеджмента, теперь там же учусь по программе Doctor of Business Administration. Читаю множество книг, слежу за деятельностью известных финансистов. Рекомендую изучать Питера Друкера и Роберта Кийосаки – выдающихся американских публицистов, самых влиятельных теоретиков менеджмента нашего времени.

Мир не стоит на месте. Появляются блокчейновые системы, криптовалюта, электронные деньги… Такие тренды говорят нам: люди, меняйтесь, не застаивайтесь, не спите! Ведь если раньше банки были нужны как посредники между заемщиком и кредитором, то теперь мы идем к тому, что этот «посредник» перемещается в компьютер. Его будет сложнее обвести вокруг пальца, ведь он просто откажется понимать перекрученные финансовые данные. Однако и сегодня мы сталкиваемся с ситуациями, когда бухучет ведется на пустографках.

Сколько сотрудников работает в Вашей компании? Кто они по специальности?

В нашем бизнес-сервис-центре на сегодня уже постоянных двенадцать человек. Это финансисты, экономисты, бухгалтеры. Все – практики. Работали в реальном бизнесе. Структура нашей компании – это финансовый департамент хорошего бизнеса, где есть казначейство, планирование, финансово-экономический анализ, ведение учета. Также мы привлекаем специалистов на проекты, например, у нас все еще нет в штате ИТ-специалиста, но при реализации проектов нам нужен такой эксперт.

9-68-102-5

У вас есть прейскурант на те или иные консультации?

Конечно.

Он в открытом доступе?

Бизнесы разные, и у каждой компании абсолютно разные запросы на консультацию. Потому к каждому клиенту мы подходим индивидуально, готовя предложение, учитывая все пожелания.

Первая консультация платная?

Первая консультация нашим клиентам всегда бесплатная. Это связано с тем, что для предоставления конкретных консультаций необходимо детально изучить бизнес. И уже от объема бизнеса мы просчитываем наши временные ресурсы, которые потребуются для решения задач. Решаем, каких специалистов придется задействовать в реализации проекта. Таким образом и формируется цена предложения.

Просчет выполняется в ходе изучения финансовой документации или вы выезжаете на предприятие?

На первом этапе анализа компании нам необходимы только документы. Мы в обязательном порядке с каждым подписываем договоры конфиденциальности. Соблюдение коммерческой тайны – одна из наших ключевых компетенций.

Нет ли фактора недоверия к консалтинговым агентствам в связи с возможной утечкой информации, например, к конкурентам или в те же органы налогового контроля?

Это раздутый миф, такой риск отсутствует. Что станет с консалтинговой компанией в результате обнаружения такой утечки? Это моментальная потеря репутации и уход с рынка.

А если это прекрасная возможность снять «джекпот»...

Скажите, зачем «снимать джекпот» через консалтинговое агентство, если в самой компании есть человек сто осведомленных сотрудников, которые рискуют не потерей бизнеса, а всего-навсего увольнением? Кто-то проверяет, как уволившийся сотрудник обращается с коммерческой тайной? Сколько такой информации вываливается в сеть! Полистайте отзывы о работодателях на различных форумах. Там такого начитаешься! И про серые конверты, и про черные зарплаты, в лицах и во всех пикантных подробностях.

Проблемы в банковской сфере, непрогнозируемая национализация «ПриватБанка», международные санкции, скачки курса, потеря производственных предприятий, снижение отчислений в бюджет – за последние годы экономика Украины пережила массу потрясений. Порой даже складывается ощущение, что, если бы их не было, их нужно было выдумать. Для встряски, что ли…

Катаклизм всегда для одних – крах, а для других – новая возможность.

Возьмем последние решения по российской программе 1С, положение которой было монопольным на украинском рынке. Для среднего и малого бизнеса дешевле программного продукта нет. Ею пользуются, как калькулятором, для ведения учета. Пока запрет «одинэски» распространяется на государственные предприятия. А в коммерческих – каждый руководитель самостоятельно принимает решение, готов он продолжать работать в российской программе при существующей политической ситуации или нет.

Но что это показало? Что альтернативы 1С нет. Возможно, это послужит импульсом для украинских айтишников, и они разработают свой оригинальный и более удобный продукт.

Кстати, к нам уже обращались несколько международных ИT-провайдеров со своими программами по доработке налогового модуля для Украины. Но по стоимости они гораздо дороже 1С, украинские бизнесмены их просто не потянут. Да и, кроме стоимости, вопрос еще и в том, что украинское законодательство меняется так часто, что подобным программам будут нужны постоянные налоговые обновления, а это новые и новые затраты.

Вы согласны, что эти изменения не всегда оправданы и не направлены на облегчение ведения бизнеса в Украине, несмотря на все те высокопарные фразы, которые произносятся сегодня с трибун?

Жизнь бухгалтеров в нашей стране никогда не была легкой и вряд ли станет легче в ближайшем будущем. Сегодня в мире бизнес-сервис-центры работают уже даже не над автоматизацией, а над роботизацией бухучета, но для этого нужно законодательство, которое не меняется с такой частотой, как у нас.

Принят Закон об электронной подписи, а кто им пользуется? Почему бухгалтеры продолжают производить и накапливать первичную документацию? Потому что не знают, как завтра налоговая отнесется к ее отсутствию. Мой главный бухгалтер, который ведет нашу документацию, печатает все отчеты с электронной цифровой подписью и приносит мне под подпись шариковой ручкой, ставит «живую» печать – на всякий случай. Ведь мы не знаем, как налоговая инспекция к такому отнесется.

Вы выступаете с лекциями для молодежи, которые посвящены теме финансов в бизнесе. Недавно выступили в «Школе успеха». Что это за проект?

Лекции и тренинги – это не основное направление бизнеса, но я с удовольствием принимаю такие предложения. «Школа успеха» – это 2-недельная летняя школа для старшеклассников 14-16 лет, где собираются активные ребята со всей Украины (50 мальчиков, 50 девочек), которым рассказывают об азах бюджетирования, как работает украинский бизнес и финансы, они посещают государственные учреждения – Кабмин, Администрацию Президента. Проект поддерживается «Фондом Кличко», и таких школ, конечно, должно становиться больше. Обязательное условие окончания школы – разработка и создание собственного проекта, под который выделяются международные гранты. Так, в одном из районных центров была решена проблема, когда люди с ограниченными возможностями не могли заехать в аптеки, чтобы купить лекарства. Также реализовали идею по установке «тревожных кнопок» у дверей аптек – теперь колясочники могут приобретать лекарства, не заезжая внутрь.

На мой взгляд, финансовая грамотность должна прививаться в школе. Причем ментальность «не уплачивать налоги» должна остаться в прошлом.

А как Вы оцениваете уровень бизнес-просвещения старшеклассников?

Бизнес-просвещение в школах просто отсутствует.

И это в то время, когда человек уйму времени посвящает подсчету денег, коммунальных платежей, налогов, оптимизации семейного бюджета, когда вокруг расставлена масса финансовых ловушек, мошеннических пирамид, от которых стоило бы предостерегать молодых людей…

У меня двое детей – сын и дочь. Финансовые знания в школе они не получали. Сейчас сын учится в Киевском институте международных отношений. Специальность – международная экономика. Пошел по маминым стопам, хотя для него не так интересны финансы, как торговля. Кстати, пришли к решению вопроса с выбором вуза через призму финансов – я приводила этот пример в «Школе Успеха».

А дочь уже выбрала жизненный вектор?

Марина у меня – очень самостоятельная 10-классница. Определила для себя профессию очень давно. Я все надеюсь, что это – лишь ее юношеское увлечение, что ее мировосприятие поменяется... Ее мечта – быть актрисой. Но она не только мечтает – действует. Она у меня – умница, английский и французский языки совершенствует самостоятельно, берет бесплатные видео-уроки в Интернете. Сама же изучает разные школы актерского мастерства, только того, что нравится, в Украине нет – есть в Москве, а вообще мечтает о Голливуде. Я же работаю в направлении, чтобы вернуть ее на землю. Отправила на учебу в MBA Kids – школу предпринимательства для детей, где учат бизнесу, работе с финансами, проводят тренинги по развитию лидерских качеств.

Вы какой вуз оканчивали? Выбирали профессию самостоятельно или родители повлияли на Ваш выбор?

Да, мама повлияла. Я рассматривала торгово-экономическое направление, но мама настояла на «Нархозе», так что я связала свою жизнь с финансами благодаря ей. О чем нисколько не жалею.

Причем я училась заочно, сразу же пошла работать в «Укрсоцбанк», начинала простым кассиром, через пару месяцев перешла в бухгалтерию… 11 лет банковской работы стали решающими в развитии моей дальнейшей карьеры. Главное, что я получила – четкие представления о том, как работает крупная финансовая структура, что собой представляют на практике движущие силы бизнес-процессов, что регламентируется законодательством, что – внутренними правилами.

9-68-102-6

Второй, также 11-летний, этап моей карьеры – работа в крупнейшей пивоваренной компании «Interbrew» (Бельгия), которая после слияния с бразильской «AmBev» стала называться «InBev». Компания имеет представительства более чем в 30 странах, ей принадлежат 123 пивзавода, а ее продукция представлена в более чем 130 странах. Тогда она только выходила на рынок Украины, я выиграла конкурс на должность начальника отдела контроллинга на Николаевском пивзаводе «Янтарь» (среди основных пивных марок компании — «Stella Artois», «Beck’s», «Hoegaarden», «Черниговское», «Рогань», «Bud», «Staropramen» и др.). Здесь я внедряла принципы европейского финансового менеджмента на производстве, предприятии постсоветской бизнес-модели, где еще вчера двигали плановую экономику, считали на счетах. Мы вникали в Международные стандарты финансовой отчетности и стандарты бухгалтерского учета Generally Accepted Accounting Principles.

Ушла из компании с должности финансового директора Черниговского пивзавода после осуществления знакового для меня проекта – создания бизнес-сервис-центра, который охватывал Украину, Россию, страны Центральной Европы. Правда, к моменту запуска компания продала свои заводы в Центральной Европе. В наш центр стекались финансовые отчеты со всех торговых площадок, мы отвечали за прохождение налоговых и аудиторских проверок, составляли внутренние и внешние аналитические отчеты.

Почему Вы называете этот проект знаковым?

Потому что именно он четко показал мне, на что нужно акцентировать внимание бизнеса. В ходе реализации этого проекта в моей голове произошла серьезная переоценка механизмов бизнес-деятельности. К примеру, что аутсорсинг – это эффективный инструмент проведения рутинных транзакций в едином центре управления и автоматизации процессов. Непонимание этого – большая проблема украинского бизнеса. В Украине многие считают, что сильная сторона бизнеса – отлаженные системы учета (управленческого, финансового, налогового), для чего создается масса вспомогательных подразделений. И эта рутинная работа отнимает у бизнес-структуры время, которое можно было посвящать развитию продукта, продвижению товаров, рыночным стратегиям. Погрязшая в рутине компания теряет способность к генерированию идей.

Как складывалась Ваша дальнейшая карьера?

В 2008 году я перешла в украинский бизнес, в компанию крупнейшего фармдистрибьютора «Альба-Украина». В то время запускался проект по привлечению средств ЕБРР в капитал, по реструктуризации кредитного портфеля с последующим выводом компании на IPO3. Это был очень интересный и многообещающий проект. Но, к сожалению, он завершился в очень неудачное время, когда рухнувшие фондовые биржи в Польше заставили ЕБРР свернуть ряд программ, и моя дальнейшая работа превратилась в операционное управление, что уже не было для меня интересным.

Потом перешла в управляющую компанию Александра Кардакова «Октава-капитал» (в управлении находились такие известные компании, как системный интегратор «Инком», телекоммуникационный оператор «Датагруп», компания «Мегатрейд», предоставляющая комплексные технические решения, и др. – Прим. авт.). Здесь отстраивала механизмы корпоративного управления финансами, занималась непосредственно консалтингом, в задачи управляющей компании входили контроль за работой бизнесов и консультационная поддержка по повышению их эффективности.

И вот в 2015 году приняла решение создать собственную консалтинговую компанию. Так появилась «Группа Финансовых Решений», в июне этого года нам исполнилось 2 года.

Удачи Вам. Воплощения задуманного. Достойных клиентов с прозрачной отчетностью!

Спасибо!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%