Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

«Лебеди» на века

Роман Барашев
журналист

№9-10(80-81)(2018)

В один и тот же день, 19 сентября, два украинских театральных коллектива одновременно давали спектакль «Лебединое озеро» в двух городах Украины – Киеве и Харькове. Не сговариваясь. В Харьковском театре оперы  и балета была показана классическая версия, Киев модерн-балет Раду Поклитару представил модерновую постановку. Такое репертуарное совпадение – лишь очередное свидетельство того, что гениальное произведение, родившееся из музыки Петра Чайковского, остается самым популярным балетом в мире. Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году в Большом театре Москвы, и вот уже почти полтора века спектакль не сходит со сцен мира.

9-10-2018-97

В Украине «Лебеди» также входят в репертуар Киевского, Львовского, Днепровского, Одесского национальных академических театров оперы и балета. Одессу Чайковский почитал особенно – там, на сцене Городского театра, даже состоялась премьера «Пиковой дамы», на которой присутствовал автор. И одесские артисты преподнесли русскому композитору венок из живых цветов с надписью, ставшей исторической: «Смертные – бессмертному».

Именно «Лебединым озером» открывала свой первый сезон балетная труппа Харьковского театра оперы и балета в 1925 году. И первые в жизни гастроли молодой солистки Большого театра Майи Плисецкой состоялись на харьковской сцене в «Лебедином озере».

«Едва ли не самый казенный балет»

«Лебединое озеро» – самый популярный балет в мире, претерпевший массу художественных и эстетических изменений, ставший символом наиболее тревожных событий времен СССР (балет в течение трех дней показывали по телевизору в дни похорон генсеков и во время августовского путча 1991 года), а танец маленьких лебедей без труда узнают с 3-5 нот даже люди, далекие от балета

Первыми авторами либретто были Владимир Бегичев и Василий Гельцер, балетмейстером-постановщиком – Вацлав Рейзингер. На главную роль была назначена прима Большого театра Анна Собещанская. Но вскоре она отказалась от партии, поскольку композитор не написал для нее в ІІІ акте ни одного танцевального номера. На роль срочно была введена другая прима Полина Карпакова. Но Чайковскому пришлось дописывать вариации специально для требовательной звезды. Собещанская вышла на сцену только в третьем спектакле и рассматривала написанные для нее танцевальные номера, как свою собственность – в балетах с Карпаковой они не исполнялись.

В итоге главную роль обе балерины – Собещанская и Карпакова — исполняли по очереди, а вот сольный танцевальный номер был у каждой свой.

Сегодня всюду тиражируется мысль, что первая постановка была неудачной: критики писали, что Рейзингер создал «едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России», «использовал музыку лишь как мелодически-ритмическую основу для танцев, перегрузив ненужными подробностями». Однако знаменитый российский артист балета, педагог Николай Цискаридзе опровергает это распространенное заблуждение, заявляя, что в те годы спектакли держались на сцене максимум 3-4 сезона, а первое «Лебединое озеро» – 10 лет, поэтому неудачным его считать никак нельзя. По словам артиста, именно симфоническая музыка Чайковского открыла новую эпоху в искусстве балета, когда на него начали смотреть не как на «танцевальные спектакли», но как на высочайшее искусство.

Но все же обессмертили спектакль балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов, а также композитор Ричард Дриго , сделавший новую оркестровку партитуры уже после смерти Чайковского в 1894 году. В музыку было внесено несколько купюр, именно в этой постановке появились знаменитые лебединые сцены на озере, танец маленьких лебедей, дуэт Одетты и Зигфрида, танцы рук пришли на смену бутафорским крыльям.

К слову, Майя Плисецкая признавалась, что движения своего персонажа подбирала, наблюдая за лебедями в Московском зоопарке: «Несколько раз ездила туда с единственной целью – подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго…»

Это случилось в Лебедевке?

Искусствоведы называют целый ряд возможных источников, послуживших для написания либретто – это могло быть произведение немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», «Метаморфозы» Овидия, сказки братьев Гримм…Одни считают, что побудительным мотивом, импульсом к развитию лебединой темы послужил увиденный композитором в Швейцарии знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго (многие декорации к классическим постановкам и сегодня изображают готический замок в горах), а, например, в биографии Петра Чайковского, представленной в украинской «Википедии», говорится, что композитор создал произведение под влиянием увиденного в украинском селе Лебедевка (Каменский район Черкасской области) озера с лебедями.

В сентябре 1875 года Чайковский писал:

«По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

Вкратце изложим сюжет первоначального либретто.

Веселый бал в парке в честь совершеннолетия принца Зигфрида. Поселяне танцуют, развлекаются. Вальсы, краски, бравурные тона ненадолго прерываются спокойной ласковой мелодией – входит мать Зигфрида, объявляя, что на завтрашнем балу он должен выбрать себе невесту. В небе появляется стайка лебедей, все отправляются к дикому скалистому озеру поохотиться на птиц.

Королева лебедей превращается в очаровательную красавицу Одетту и умоляет Зигфрида не убивать птиц, которые на самом деле – околдованные люди, обретающие человеческий облик только после захода солнца. Чары сможет развеять лишь тот, кто полюбит человека-лебедя преданно и беззаветно.

Дуэт влюбленных – один из кульминационных номеров балета, в нем робость первых признаний и недоб-рые предчувствия. И вот уже злой гений, колдун в виде черного филина простирает над ними крылья.

Блеск роскошного бала, прибывают гости. Вальс невест и танцы иностранных гостей. Зло оказывается сильнее – перед принцем предстает «черная Одиллия», которую он не может отличить от «белой Одетты». Обманывается. Изменяет любви.

Выбор сделан.

Напрасно будет искать принц Одетту на лебедином озере. Теперь ей суждено погибнуть до рассвета, и она выбирает смерть. Погибает и принц. Оба бросаются в пучину.

Но финал балета сглаживает трагичность – в светлом подводном царстве, встреченные нимфами, влюбленные возрождаются.

Смелые идеи, новые смыслы

К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры: волшебная сказка превращалась и в бытовую драму, и в философскую притчу о черном и белом, низком и высшем в человеческом «Я».

В 1933 году своеобразную версию в форме романтической новеллы воплотили российский балетный педагог Агриппина Ваганова и режиссер Сергей Радлов. Вместо принца возник молодой граф, увлеченный легендами. Что лебедь – это девушка, ему просто кажется, он фантазирует, что она может стать женщиной, его женой, отец же «черной Одиллии», герцог-сосед, просто желает выдать дочь замуж. Дабы избавить принца от мечтаний, он убивает лебедя, птица умирает на руках графа, который в отчаянии пронзает себя кинжалом. Занавес. Все в духе того времени, отмечавшего пагубность романтизма, никакой мистики.

Конец прошлого века ознаменован массой разно-образных новаторских идей, далеко уходящих от традиционных постановок и классической хореографии. Каждый стремится отразить в волшебной сказке проблемы современности, найти новые смыслы.

Парижская версия Рудольфа Нуреева в постановке 1984 года переносит фокус внимания с балерины на принца и наполнена популярной в то время идеей отверженности принца, его ненужности в своей семье и ухода во внутренние миры.

Швед Матс Эк эпатирует публику образом лысых лебедей-андрогинов и превращает сказку в психо-аналитическую драму, его принц становится жертвой клановых козней и деспотичной матери. Балет британца Мэтью Борна 1995 года – исключительно мужской.

Норвежский автор Александр Экман в 2014-м полностью воссоздал первую постановку балета, наполнив озеро на сцене реальными шестью тысячами литрами воды. На вопрос, что побудило его поставить в Осло главный русский балет и как он соотносится с прототипом, норвежец ответил: «Да никак. Сначала была идея налить на сцену много воды. Потом мы задумались: какой из балетов связан с водой? Конечно, «Лебединое озеро». А теперь я даже не знаю, умно ли было назвать так мой спектакль, поскольку никакой связи с балетом «Лебединое озеро» у него нет».

Российский хореограф-концептуалист Александр Пепеляев, в последнее время работающий в Финлян-дии и Эстонии, в своей постмодернистской версии 2003 года взамен озера установил на сцене кучу железных бочек, ведер с жидкостью, развесил портреты Чайковского бородой вверх. «Мне интересно, когда человеческая история переводится не в рассказ, а в изображения, которые на что-то указывают, и я сам с помощью этих указателей то ли восстанавливаю сюжет, то ли, наоборот, узнаю себя в этой истории или оказываюсь в ней», – пояснял свое прочтение гуру «театра знака».

В 2016 году российский балетмейстер Алексей Ратманский, работающий в Американском театре балета, реконструировал не только эпизоды версии 140-летней давности, но и костюмы, грим и пантомимный стиль старинного балета.

Украинский хореограф Раду Поклитару написал новое либретто и подсократил фонограмму спектакля.

Он называет свое произведение балетом-размышлением о том, что жизнь теряет смысл, если изменяешь своему естеству. Здесь все начинается с того, что лебедя-птенца превращают в мальчика. Подрастая, он проходит через игры, пьянство, оргии (через грехи Чайковского), но во снах видит себя вольной птицей. Аналогии с днем сегодняшнем: действие развивается в готической атмосфере безысходности, где правы только люди с ружьями, искореняющие все чужеродное. Экшн суров. Зигфрид исполняет танец с бездыханным телом возлюбленной.

Интересно, что «Лебединое озеро» Раду Поклитару представлял как финальную драму «Киев модерн-балета», после которого труппа будет распущена, но творческого харакири не произошло. По словам Поклитару, спектакль ставился во времена, когда его театру было 7 лет и он испытывал «тяжелейшее материальное положение, а многие молодые талантливые танцовщики вынуждены были оставлять труппу, уезжая в другие страны». В июле 2014-го «Лебединое озеро» от Раду Поклитару станцевали в Москве.

Тема внутренней борьбы черного со светлым нашла свое отражение и в кино.

«Я достигла совершенства!» – это финальная фраза Нины, героини Натали Портман, в фильме американского режиссера Даррена Аронофски «Черный лебедь» о прилежной балерине, жизнь которой с детства посвящена балету, тяжелому труду. Именно ей балетмейстер (Венсан Кассель) предлагает первую роль в «Лебедях», предупреждая, что главная сложность в том, что ей предстоит сыграть обе партии – ангельскую Одетту и развратную Одиллию. Если с Одеттой все понятно, то как стать настоящей, убедительной злодейкой, если ты из другого теста и не училась этому? Но Нина старается, несмотря на то, что перья черной птицы болезненно прорастают через кожу. В своих стараниях она доходит до того, что убивает соперницу, которая была готова заменить Нину в случае неудачи. Но после поняла, что убила себя, ведь Одетта и Одиллия – одно лицо.

Искупительные музыка и труд

Балет «Лебедине озеро» был написан Чайковским (автор 10 опер, 3 балетов и 6 симфоний) в Украине. Была и у Петра Ильича своя, черно-белая лебединая мистика. Женился он, кстати, в год премьеры «Лебединого озера», в июне 1877 года в возрасте 37 лет. Желание связать себя узами брака с бывшей консерваторской студенткой Антониной Милюковой было импульсивным, той самой попыткой стать, как все. Но буквально в медовый месяц композитор понял, что это вообще не его, безуспешно добивался развода до самой смерти (умер в 53 года). Биографы сообщают, что эти мысли душили Чайковского до суицидальных намерений.

Белым же лебедем служила композитору состоятельная поклонница его таланта Надежда фон Мекк, выплачивавшая «гонорары», за которые Чайковский, человек, вечно нуждающийся, позволял себе все прелести светской жизни, а также поездки за границу. Композитор с фон Мекк не встречались, но переписывались. За 13 лет было написано около 1 100 писем.

Даже после постановки «Лебединого озера» Петр Чайковский оставался неуверенным себе человеком, с массой комплексов, переживаний за свое будущее. Он так и жил – от поднебесного вдохновения до черных провалов. Вот что писал композитор в 38 лет своей Надежде: «Дорогая моя! Ничего не может быть разумнее, как совет Ваш отдыхать больше и меньше истощать свою изобретательную способность.

Но что мне с собой делать? Как только набросан у меня эскиз, я не могу успокоиться до тех пор, пока не исполню его, а как только готово сочинение, я тотчас же испытываю непреодолимую потребность приняться за новое.

Для меня труд необходим, как воздух. Как только я предамся праздности, меня начинает одолевать тоска, сомнение в своей способности достигнуть доступной мне степени совершенства, недовольство собой, даже ненависть к самому себе. Мысль, что я никуда негодный человек, что только моя музыкальная деятельность искупает все мои недостатки и возвышает меня до степени человека в настоящем смысле слова, начинает одолевать и терзать меня.

Единственное средство уйти от этих мучительных сомнений и самобичевания – это приняться за новый труд. Вот я и верчусь в этом смысле тоже как белка в колесе.

Иногда находит на меня непреодолимая почти лень, апатия, разочарованье в самом себе; это очень скверное состояние, и я всячески борюсь с ним. Я очень склонен к ипохондрии и знаю, что мне нельзя не сдерживать свои влечения к праздности.

Только труд спасает меня. Я и тружусь. К тому же благодаря нескольким успехам, выпавшим на мою долю, я очень ободрился, и хандра, доходившая прежде до галлюцинаций и безумия, посещает меня редко».

«Мне хочется в Вашем лице искать тех вдохновений, тех чувств, под влиянием которых Вы писали музыку, что уносит человека в мир ощущений, стремлений и желаний, которых жизнь не может удовлетворить, – отвечала Надежда фон-Мекк. – Сколько наслаждения и сколько тоски доставляет эта музыка. Но от этой тоски не хочешь оторваться, в ней человек чувствует свои высшие способности, в ней находит надежду, ожидание, счастье, которых жизнь не дает».

Вот как Надежда фон Мекк, мать 11 детей, писала о нотах гения – портале во что-то неземное:

«Они пробегают дрожью по всем моим нервам, я хочу плакать, я хочу умереть, хочу другой жизни, но не той, в которую верят и ждут другие люди, а иной, неуловимой, необъяснимой. И жизнь, и смерть, и счастье, и страдание – все перемешивается одно с другим: чувствуешь, как поднимаешься от земли, как стучит в виски, как бьется сердце, туманится перед глазами, слышишь ясно только звуки этой чарующей музыки, чувствуешь только то, что происходит внутри тебя, и как хорошо тебе, и очнуться не хочется...

Для набожных людей нужны апостолы, проповедники религии, большею частью искаженной. Для меня нужны Вы, чистый проповедник моего любимого, высокого искусства».

15 сентября 2018 года балет «Лебединое озеро» был исполнен впервые на сцене Национальной оперы Украины с участием двух звезд мирового балета: примы-балерины New York City Ballet и San Francisco Ballet аргентинки Анны Софии Шеллер (партия Одетты-Одилии) и премьера балета Александра Стоянова (принц Зигфрид). А 10 ноября вместе с Александром Стояновым «Лебединое озеро» станцует прима-балерина Национальной оперы Кубы Греттель Морехон. Либретто – Василия Гельцера, хореография – Анатолия Шекеры. Не пропустите!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%