Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Новини законодавства

Рімма Медведєва
податковий консультант

№6(29)(2014)

Правовые изменения в интересах инвесторов

С целью сближения с ЕС и создания в Украине благоприятного правового климата, прежде всего для западных инвесторов, ВР приняла Закон Украины от 13.05.2014 г. № 1255-VII. Он вступил в силу с 01.06.2014 г. Какие изменения он принес?
Так, вводится дополнительное основание для расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа – прекращение полномочий должностных лиц без указания конкретных причин принятия такого решения. При этом в качестве компенсации для защиты интересов должностных лиц устанавливается минимальный размер выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с прекращением полномочий должностного лица – в размере средней заработной платы за шесть месяцев.
Кроме того, установлено, что на работников не может быть возложена ответственность за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за вред, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости. Ответственность за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль может быть возложена только на должностных лиц.

Об утверждении новой редакции Порядка учета плательщиков налогов и сборов

Минфин приказом от 22.04.2014 г. № 462 изложил в новой редакции Порядок учета плательщиков налогов и сборов. Изменения вступили в силу 06 июня.
В информационном письме налоговиков от 13.06.2014 г.
№ 13734/7/99-99-18-02-01-17 кратко рассмотрены изменения в обновленном порядке учета налогоплательщиков. Так, с 06 июня новым порядком предусмотрено:
– ежедневная публикация на соответствующих сайтах органов госвласти данных о взятии на учет субъектов хозяйствования как налогоплательщиков в контролирующих органах;
– представление уведомления по ф. 20-ОПП контролирующему органу по основному месту учета налогоплательщика, а не по местонахождению такого объекта;
– исключение обязанности представления в контролирующий орган изменений, внесенных субъектом хозяйствования в Единый госреестр, и изменений, о которых налогоплательщик сообщил по основному месту учета;
– контролирующий орган может принять решение об изменении основного места учета только крупного налогоплательщика.
Также изменен порядок перевода налогоплательщиков на обслуживание из одного контролирующего органа в другой в связи с изменением местонахождения (места жительства) плательщика, связанным со сменой административно-территориальной единицы.

Обобщающая налоговая консультация относительно налогообложения сумм страхового возмещения, которые выплачиваются банку-выгодоприобретателю при наступлении страхового случая с предметом залога (автомобилем) и направляются банком на погашение кредита

Приказом от 02.06.2014 г. № 325 утверждена Обобщающая налоговая консультация (далее – ОНК) относительно налогообложения сумм страхового возмещения, которые выплачиваются банку-выгодоприобретателю при наступлении страхового случая с предметом залога (автомобилем) и направляются банком на погашение кредита.
Так, согласно ОНК, при наступлении страхового случая с автомобилем, под залог которого физлицо получило в банке кредит, страховая компания выплачивает такому банку-выгодоприобретателю страховое возмещение, а банк направляет эти средства на погашение кредита физического лица, полученного под такой автомобиль. Очень важно, что налоговики все-таки пришли к решению не включать суммы такого возмещения в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода физического лица – заемщика.
Напомним, ранее Миндоходов придерживалось фискальной позиции и в аналогичной ОНК от 22.11.2013 г. № 701 утверждало, что в случае направления страхового возмещения на погашение кредита банк выполняет функции налогового агента и должен удержать с такой суммы НДФЛ. То есть, по мнению налоговиков, пп. 165.1.27 Налогового кодекса не действует по причине несоблюдения условия относительно получения плательщиком страхового возмещения непосредственно от страховщика.
К счастью, в новой ОНК Миндоходов отказалось от формально-фискальной трактовки условий получения физлицом суммы страхового возмещения, которое, напом­ним, не включается в общий налогооблагаемый доход плательщика налога и не подлежит обложению НДФЛ.

Присяжные исполнители судебных решений

В парламенте зарегистрирован законопроект № 4028а «О присяжных исполнителях», которым определяются общие правовые основы деятельности присяжных исполнителей, порядок предоставления им полномочий, их статус, контроль за их деятельностью, принципы оплаты их труда.
Согласно проекту, присяжный исполнитель – специально уполномоченное от имени государства лицо, на которое возлагается исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), определенных Законом об исполнительном производстве. Присяжный исполнитель осуществляет исполнение решений, за исключением тех, которые исполняются исключительно органами Государственной исполнительной службы.
Как предусмотрено в законопроекте, присяжным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, владеющий государственным языком и сдавший квалификационный экзамен.
Присяжный исполнитель на территории его деятельности в открытом для свободного доступа месте обязан не позднее чем через шесть месяцев организовать контору. Численность присяжных исполнителей устанавливается не более чем 1 на 10 000 населения. Определены и нормы о профессиональной тайне.
Действия присяжного исполнителя по выполнению решений, согласно проекту, являются платными. Вознаграждение устанавливается в размере исходя из суммы требований взыскания по исполнительным документам, или в фиксированных суммах, взимаемых за совершение исполнительных действий. Предельные ставки вознаграждения присяжного исполнителя устанавливает Кабмин. В случаях, предусмотренных соглашением со взыскателем, присяжный исполнитель вправе до открытия исполнительного производства требовать от взыскателя выплаты аванса.
Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу с 01 января 2015 года.
Перейти к негосударственным формам исполнения решений предлагается постепенно: на первом этапе – ввести негосударственные формы исполнения решений наряду с ГИС под постоянным контролем со стороны Министерства юстиции Украины.
Как уверяет автор, принятие данного проекта позволит вывести процедуру принудительного исполнения решений на качественно новый уровень, обеспечит возможность эффективно повысить мотивацию исполнения решений и внедрить действенную конкуренцию, а также позволит государству сэкономить значительное количество бюджетных средств, которые ежегодно расходуются на обеспечение принудительного исполнения решений.
Еще одним законопроектом № 4029а о внесении изменений в Налоговый кодекс предложено отнести деятельность присяжных исполнителей к независимой профессиональной деятельности самозанятых лиц, подобно деятельности частных нотариусов, адвокатов и т. п.

Обеспечение защиты от морального преследования на рабочем месте

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект от 03.06.2014 г. № 4997, в котором предлагается гарантировать право лиц на эффективную защиту против морального преследования на рабочем месте. Для этого:
– определено понятие «моральное преследование на рабочем месте» и основные его формы;
– установлен запрет морального преследования на рабочем месте, определены субъекты, наделенные полномочиями по защите от морального преследования на рабочем месте;
– установлены возможности восстановления на работе и предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о защите от морального преследования на рабочем месте.
В частности, согласно проекту, если работник считает, что заявление об увольнении по собственному желанию было написано им под воздействием морального преследования на рабочем месте, он имеет право обратиться с соответствующим иском в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В случае установления, что работник написал заявление об увольнении по собственному желанию под воздействием на него морального преследования на рабочем месте, суд принимает решение о восстановлении его на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула.
Учитывая то, что жертве самостоятельно доказать перед судом правильность своих утверждений довольно трудно и не каждый захочет быть свидетелем под страхом потерять работу, бремя доказательства отсутствия деяний, направленных на моральное преследование истца, возлагается на ответчика. Истец не обязан доказывать эти обстоятельства. Проектом предусмотрено, что такие изменения будут внесены в Гражданский процессуальный кодекс Украины.

Депутаты намерены ввести для банков санкции за манипулирование валютным курсом

Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект № 4938 о внесении изменений в некоторые законы Украины по предотвращению (минимизации) негативного влияния на стабильность банковской системы.
Законопроектом планируется создать эффективные механизмы обеспечения стабильности банковской системы во время кризисных явлений и предотвратить ухудшение ситуации на денежно-кредитном рынке, а также расширить механизмы выведения неплатежеспособных банков с рынка.
Предлагается дополнить Закон о НБУ статьей, которая дает определение манипулированию на денежно-кредитном рынке, к которому относятся:
– осуществление (попытка осуществить) финансовым учреждением операций по торговле инвалютой, в результате которых курс гривны к инвалюте, спрос, предложение или объем торговли инвалютой отклонились от уровня или поддерживались на уровне, который существенно отличается от того, который бы сформировался без таких операций;
– распространение финучреждением заведомо ложной информации через СМИ, Интернет или любыми другими способами, в результате чего курс гривны к иностранной валюте, спрос и/или предложение иностранной валюты, объем торговли ею, процентные ставки, спрос, предложение или объем сделок на межбанковском кредитном рынке отклонились от уровня или поддерживались на уровне, который существенно отличается от того, который бы сформировался без распространения такой информации;
– неоднократное невыполнение фиучреждением обязательств по сделкам купли-продажи иностранной валюты, заключенным в течение дня в собственных интересах либо за счет клиентов, если заключение указанных сделок привело к существенному отклонению курса гривны к иностранной валюте от уровня, который бы сформировался без заключения указанных соглашений;
– осуществление банками операций на межбанковском кредитном рынке, которые не имеют экономического смысла, или представление заявки на заключение соглашения на межбанковском кредитном рынке без дальнейшего заключения такого соглашения, что привело к значительному отклонению процентных ставок от уровня, который бы сформировался без осуществления таких операций или подачи соответствующих заявок.
За указанное манипулирование, согласно проекту, НБУ сможет применить к банкам меры воздействия, предусмотренные ст. 73 Закона о банковской деятельности, а также ограничивать их деятельность на межбанковском валютном рынке. Также Нацбанку хотят дать право налагать на небанковские финансовые учреждения штраф в размере от 10 до 50 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 тыс. до 850 тыс. грн) и лишать их генеральной лицензии на осуществление валютных операций.
Также предусматривается изменить процедуры, осуще­ствляемые при ликвидации банков с целью ускорения реализации ликвидационной массы и усовершенствования механизмов получения финансовой помощи Фондом гарантирования вкладов физлиц для обеспечения своевременного получения им долгосрочных ресурсов для возмещения средств вкладчикам неплатежеспособных банков.

18-процентный специальный налог на прибыль банков и кредитных союзов

Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала» от 18.06.2014 г. № 4101а.
Законопроектом предложено:
– ввести ежемесячный специальный налог на прибыль для банков и кредитных союзов, который будет начисляться на сумму процентов в пользу физических лиц по вкладам (депозитам), текущим и другим счетам без уменьшения такой суммы процентов на сумму специального налога. Специальный налог будет включаться в состав расходов и исчисляться по основной ставке налога на прибыль 18 %;
– комплексно реформировать НДФЛ с доходов от капитала, к которым будут относиться дивиденды, проценты, роялти, доходы от ценных бумаг с применением при годовом пересчете прогрессивной шкалы налога.
Также предлагается отменить льготы по налогу на прибыль институтам и фондам совместного инвестирования для устранения схем налоговой оптимизации операций с недвижимостью. Указанная норма не будет касаться тех институтов и фондов, которые соответствуют совокупности следующих критериев:
– не менее чем 95 % активов которых размещены в сертификаты фонда операций с недвижимостью;
– созданы на срок строительства объекта (объектов) недвижимости.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что авансо­вый взнос при выплате дивидендов не будет взиматься, если выплачиваемые по результатам отчетного года дивиденды не превышают размер налогооблагаемой прибыли за такой год и при условии погашения обязательств по налогу на прибыль.
Как считает автор законопроекта, его принятие обусловлено необходимостью обеспечить справедливость в налогообложении.

Планируется новая должность – «налоговый омбудсмен»

В Раду подан законопроект № 4154а о внесении изменений в Налоговый кодекс с целью создания нового для Украины института – налогового омбудсмена.
Согласно проекту, «налоговый омбудсмен – независимое должностное лицо, которое обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в сфере налогового законодательства Украины, соблюдение указанных прав со стороны должностных лиц контролирующих органов при осуществлении налогового контроля».
В отдельном новом разделе Налогового кодекса предлагается подробно определить порядок назначения и увольнения такого омбудсмена, его права и обязанности, порядок рас­смотрения жалоб налогоплательщиков и т. д.
Предполагается, что назначать налогового омбудсмена на должность будет Президент Украины по представлению Совета предпринимателей при Кабмине, сроком на три года. Им может стать гражданин Украины, который достиг 35 лет, имеет полное высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по специальности не менее семи лет, проживает в Украине в течение десяти последних перед днем назначения лет и свободно владеет государственным языком.
Существование аналогичной должности является достаточно распространенной мировой практикой (Великобритания, Австралия, Канада, Грузия, РФ), которая вызвана значительной спецификой налоговых отношений и степенью важности налоговых вопросов в современной общественной жизни.

Депутаты готовятся принимать Трудовой кодекс

Комитет ВР по вопросам социальной политики и труда рекомендует принять за основу доработанный законопроект
№ 2902 Трудового кодекса Украины.
Представляя проект на заседании Комитета, один из его авторов обусловил необходимость принятия Трудового кодекса коренными изменениями всей системы общественных отношений, которые происходят в Украине в связи с формированием рыночных отношений и социально-экономическими преобразованиями. При этом действующий Кодекс законов о труде Украины был принят еще в 1971 году и, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в него, уже устарел и не отвечает современным экономическим условиям.
Кроме Кодекса, который до 1991 года был практически единственным законодательным актом, регулирующим трудовые отношения в Украине, за период независимости государства был принят ряд законов по трудовым вопросам: об охране труда, об оплате труда, о коллективных договорах и соглашениях, об отпусках и т. д. Вместе с тем принятие законов по различным аспектам трудового законодательства привело к тому, что их нормы практически перекрыли нормы соответствующих глав Кодекса. В некоторых случаях между нормами Кодекса и нормами законов появляются коллизии в связи с несогласованностью тех или иных положений.
По словам народного депутата, Трудовой кодекс предлагает комплексный подход к решению социально-трудовых вопросов, кодификацию и унификацию законодательных актов по вопросам труда; нормы проекта направлены на адаптацию трудового законодательства Украины к европейскому.
Авторы проекта Трудового кодекса учли большинство замечаний Главного научно-экспертного управления
к предыдущему проекту, а также проект поддержали представители организаций профсоюзов и работодателей, выразив готовность принять участие в дальнейшей его доработке.
Представитель Министерства социальной политики и труда отметил, что проект нуждается в доработке. Кроме того, Минсоцполитики подготовит свой проект Трудового кодекса, но сроки его подготовки не были названы.

Минюст разработал законопроект о предотвращении коррупции

В рамках реализации Концепции реформирования системы предотвращения коррупции, наработанной Министерством
юстиции совместно с общественными экспертами инициативы «Реанимационный пакет реформ» и одобренной 31 марта 2014 года во время круглого стола с общественностью, Министерством юстиции подготовлен проект Закона «О предотвращении коррупции».
Законопроектом определяются правовые и организа­ционные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, в частности правила формирования и реализации антикоррупционной политики. Предусматривается создание Нацсовета по антикоррупционной политике, который обеспечивает взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, общественности и субъектов предпринимательской деятельности по вопросам формирования и реализации антикоррупционной политики. В свою очередь, Нацкомиссия по вопросам предотвращения коррупции является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который реализует определенные законами меры по предупреждению коррупции.
Среди запланированных превентивных антикор­рупци­онных механизмов – ряд ограничений и запретов для публичных служащих, инструменты предотвращения и урегулирования конфликта интересов в их деятельности, система финансового контроля относительно имущественного состояния таких лиц. Также проектом закрепляются правила этического поведения на публичной службе, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений и т. д.

В каком суде и в какие сроки плательщик налогов может обжаловать налоговую консультацию?

В соответствии с разъяснением Информационно-справочного департамента Министерства доходов и сборов Украины, налогоплательщик может обжаловать в суде налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной или электронной форме, которая, по мнению налогоплательщика, противоречит нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.
Признание судом такой налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой налоговой консультации с учетом выводов суда.
Юрисдикция административных судов распространяется на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности.
Следовательно, обжалование налоговой консультации может осуществляться в окружном административном суде. Исковое заявление может быть подано в суд в шестимесячный срок, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%