Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Питання та відповіді / Вопросы и ответы / Questions & Answers

№6(29)(2014)

Я недавно работаю на предприятии. Бухгалтер, который работал до меня, не включал в реестр налоговых накладных полученные и выданные налоговые накладные по операциям без НДС (комиссия за банковское обслуживание, приобретение товара у неплательщика НДС). Соответственно эти суммы не отражались в декларации по НДС. Подскажите, является ли это нарушением и если да, то какие предусмотрены штрафы?
В первую очередь, хотелось бы отметить, что включение в Реестр выданных и полученных налоговых накладных и, соответственно, в Декларацию по НДС, операций без НДС предусмотрено законодательством, а именно:
п. 6 разд. І Приказа Министерства доходов и сборов Украины № 708 от 25.11.2013 г. «Об утверждении формы реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения» (далее – Приказ № 708) – Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по НДС;
п. 2 разд. IV Приказа № 708 – в случае если товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного в качестве плательщика налога, в графе 7 Реестра отражается условный ИНН «400000000000»;
Кроме вышеизложенного, начиная с отчетного периода за январь 2014 года, Приказом Министерства доходов и сборов Украины от 13.11.2013 г. № 678 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» (далее – Приказ № 678), утверждена форма Приложения 5 к Декларации по НДС. Это приложение предусматривает довольно полную расшифровку строк налоговой декларации по НДС в части отражения как освобожденных от НДС операций, так и приобретения товаров/ услуг у неплательщиков НДС.
Как видите, законодательство предусматривает включение в реестр налоговых накладных по операциям без НДС, и игнорировать эти требования не следует.
Чем же грозит такое нарушение?
Поскольку факт занижения налоговых обязательств в данном случае отсутствует, то штрафные санкции к предприятию применяться не будут. А вот административная ответственность руководителя и других должностных лиц предприятия за эти нарушения предусмотрена.
Согласно п. 111.1 НКУ за нарушение порядка ведения налогового учета руководители и другие должностные лица предприятий привлекаются к административной ответственности, установленной ст. 1631 КоАП:
– от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн);
– от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн) – за повторные нарушения в течение года.
Административного штрафа можно избежать путем исправления ошибок, согласно ст. 50 НКУ.

Наше предприятие в 2013 году не осуществляло хозяйственную деятельность и не было зарегистрировано плательщиком НДС. Надо ли в таком случае подавать годовую декларацию по прибыли?
Подавать отчетность – обязанность плательщика налога на прибыль.
Налогоплательщик обязан за каждый установленный Налоговым кодексом Украины отчетный период подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, причем независимо от того, осуществлял ли он хозяйственную деятельность в отчетном периоде (п. 49.2 ст. 49 НКУ).
Такая декларация обязательно должна содержать все необходимые реквизиты, определенные ст.ст. 48–49 НКУ. Если какая-либо строка декларации или приложения к декларации не заполняется из-за отсутствия суммы, то в данной строке ставится прочерк. Приложения к строкам декларации, которые не заполнены из-за отсутствия показателей, в налоговый орган не предоставляются.
За непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности предусмотрена ответственность согласно п. 120.1 ст. 120 НКУ – наложение штрафа в размере 170 гривен за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн.

Руководитель нашего предприятия принял решение выплачивать каждому работнику один раз в год материальную помощь на оздоровление в размере среднемесячной зарплаты. Выплачивается такая материальная помощь не одновременно с отпускными, а в том месяце, в котором позволяют материальные ресурсы предприятия, выделенные на фонд оплаты труда. Как рассчитывать среднемесячную зарплату для выплаты такой материальной помощи? И как облагается такая помощь в налоговом учете?
Правила расчета материальной помощи, добровольно выплачиваемой работникам предприятия, действующим законодательством не установлены. Поэтому руководство может на свое усмотрение воспользоваться общеизвестными правилами расчета среднего заработка, определенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100 «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы». Затем, издавая внутренний приказ или распоряжение по предприятию о начислении и выплате материальной помощи на оздоровление – четко и подробно описать, как именно рассчитывать среднемесячную зарплату для такой материальной помощи. То есть в данном случае – все на усмотрение руководства.
Для того чтобы определить налогообложение такой материальной помощи, в первую очередь, выясним, будет ли она относиться к фонду оплаты труда.
В пп. 2.3.3 п. 2.3 ст. 2 Приказа Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 «Об утверждении Инструкции по статистике заработной платы» в фонд оплаты труда включается материальная помощь, которая носит систематический характер, предоставлена всем или большинству работников, кроме материальной помощи разового характера, которая в соответствии с п. 3.31 ст. 3 этого же приказа не попадает в фонд оплаты труда.
Кроме того, согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 НКУ,
заработная плата для целей раздела IV НКУ состоит из основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, которые выплачиваются плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
Статьей 2 Закона об оплате труда определяется структура заработной платы. В част­ности она содержит поощрительные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства, а предоставляются по решению работодателя или по договоренности между ним и работниками.
Так как в соответствии со статьей 5 Закона об оплате труда организация оплаты труда, в частности, осуществляется на основании коллективных или трудовых договоров, то чтобы материальная помощь наверняка попала в фонд оплаты труда, она должна быть оговорена в коллективном или трудовом договоре.
Согласно п. 142.1 ст. 142 НКУ в состав расходов плательщика налога включаются расходы на оплату труда физлиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, которые включают и другие виды поощрений. Следовательно, для того чтобы материальная помощь на оздоровление в налоговом учете отражалась в расходах на оплату труда, стоит такую выплату прописать не только во внутреннем приказе, но и в коллективном договоре.
Необходимо указать на систематичность выплаты такой материальной помощи, а также, что она предоставляется не одному работнику, а всем или большинству работников с указанием должностей или отделов таких работников. В противном случае существует риск, что при налоговой проверке такие выплаты могут посчитать дополнительным благом работника. И тогда налоговики будут отрицать право работодателя отнест­и такие выплаты к налоговым расходам согласно НКУ. Кроме того, такой доход, согласно пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУ, как дополнительное благо попадет в общий месячный налогооблагаемый доход физлица.

Директор предприятия планирует передать в аренду личный автомобиль своему предприятию. Заключая гражданско-правовой договор, может ли он (директор) подписать его с обеих сторон?

Физическое лицо, занимающее должность директора на предприятии, как, впрочем, и любой другой наемный сотрудник, имеет право заключить договор о передаче в аренду своего личного автомобиля. Действующее законодательство в данном вопросе не предусматривает никаких ограничений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 ГКУ договор заключается в письменной форме и независимо от срока его действия обязательно удостоверяется нотариально (ч. 2 ст. 799 ГКУ).
Директор не может подписать договор с обеих сторон, так как являясь представителем предприятия, одновременно представляет свои интересы как физического лица. Несмотря на то что с одной стороны договора выступает физическое лицо, а с другой – предприятие, подписывать его должны разные представители.
Согласно ч. 3 ст. 238 ГКУ, представитель не может совершать сделку от имени лица, которое он представляет, в своих интересах или в интересах другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением коммерческого представительства, а также относительно других лиц, установленных законом. Поскольку данная норма запрещает подписывать договор с двух сторон одному и тому же лицу, контролируемые органы могут признать такой договор недействительным.
Следовательно, директор может передать в аренду свой личный автомобиль предприятию, где он является директором, но подписывать такой договор от лица предприятия должно другое лицо, которому директор предприятия на основании доверенности может передать полномочия подписи.

Расходы, направленные на организацию и проведение медосмотра, который обязаны проходить наши сотрудники, оплачивает предприятие. Являются ли налогооблагаемым доходом работника такие расходы?
Обязанность работодателя за счет собственных средств оплачивать обязательные медосмотры установлена ст. 169 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г., ст. 21 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04. 2000 г. № 1645-III и ст. 17 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г. № 2694-XII.
Целый ряд законодательных актов предусматривает перечень работ, для которых обязательным является проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Согласно пп. 165.1.19 п. 165.1 ст. 165 НКУ, расходы предприятия на проведение обязательного медосмотра не являются налогооблагаемым доходом работника. Однако одним из условий для необложения таких выплат является наличие соответствующих подтверждающих документов (договоры, идентифицирующие продавца услуг и их покупателя (получателя), платежные и расчетные документы и т. п).
В Налоговом расчете по форме № 1 ДФ работодатель обязан отразить такую выплату с признаком дохода «143».
Расходы на проведение обязательных медицинских осмотров работников в базу взимания ЕСВ также не включаются.
Выплаты, которые включаются в базу взимания ЕСВ, определяются согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, а рассматриваемые выплаты в числе выплат, которые входят в фонд оплаты труда, не указаны (см. разд. 2 Инструкции № 5).
Включить данные расходы в состав налоговых расходов на основании пп. 138.8.5 п. 138.8 ст. 138 НКУ позволяет предприятию наличие двух условий:

  • организация и финансирование проводится в соответствии с действующим законодательством;
  • наличие таких расходов в п. 7 Перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденного постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

Если на предприятии не формируются общепроизводственные расходы, то расходы на проведение обязательных медицинских осмотров можно учитывать в составе:

  • административных расходов (пп. «ж» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 НКУ);
  • расходов на сбыт (пп. «з» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 НКУ);
  • прочих операционных расходов (пп. «в» пп. 138.10.4 п. 138.10 ст. 138 НКУ).

Итак, расходы на проведение обязательных медицинских осмотров работников не облагаются ни налогом на доходы, ни ЕСВ (при наличии подтверждающих документов), и отражаются в налоговом учете предприятия.

Наше предприятие (плательщик НДС) планирует транспортировку товара за границу, при этом получая транспортно-экспедиторские услуги от нерезидента. Подлежат ли такие услуги обложению НДС и отражению в Реестре и декларации?
Дело в том, что налогообложение услуг, и услуг нерезидентов в том числе, имеет свои особенности.
Рассмотрим правила их налогообложения.
Только те услуги, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, являются объектом обложения НДС. Причем место поставки услуг определяется согласно пп. 186.2 – 186.4 ст. 186 НКУ.
Порядок определения места поставки для транспортно-экспедиторских услуг в Налоговом кодексе выделен в отдельный пункт, который предусматривает место поставки по месту нахождения получателя услуг (пп. «ж» п. 186.3 ст. 186).
Место нахождения – это место регистрации субъекта хозяйствования, а в случае отсутствия такого – по месту постоянного или преимущественного его проживания.
В Вашем случае место поставки транспортно-экспедиторских услуг находится на таможенной территории Украины, поскольку предприятие – получатель таких услуг находится в Украине, и соответственно, подлежат обложению НДС на общих основаниях по основной ставке независимо от того, резидентом или нерезидентом такие услуги предоставляются.
Такие услуги не являются объектом обложения НДС лишь в том случае, когда поставляются заказчику-нерезиденту.
Учитывая правила ст. 208 и п. 187.8 ст. 187 НКУ, Вам необходимо по первому событию (либо на дату оформления документа, удостоверяющего факт получения услуг, либо на дату оплаты услуг) выписать налоговую накладную. Налоговая накладная выписывается в одном экземпляре с типом причины «14» и проставлением условного кода «300000000000» вместо ИНН продавца – нерезидента.
При этом договорная (контрактная) стоимость услуг является базой налогообложения и на день возникновения налоговых обязательств (то есть на дату первого из свершившихся событий) пересчитывается в национальную валюту по курсу НБУ (п. 190.2 ст. 190 НКУ).
Согласно п. 208.2 ст. 208. НКУ «сверху» начисляется НДС.
Сумму такого НДС на основании этой же налоговой накладной заказчик-резидент (плательщик НДС) имеет право в следующем отчетном периоде отнести в налоговый кредит (пп. 198.2 ст. 198, п. 201.12 ст. 201, п. 208.2 ст. 208 НКУ).
Поэтому, учитывая эти обстоятельства, транспортно-экспеди­торские услуги от нерезидента подлежат отражению в НДС-отчетности. А именно:
– в разделе I Реестра и строке 7 декларации по НДС в периоде возникновения налоговых обя­зательств;
– в разделе II Реестра и в строке 12.4 декларации по НДС в периоде возникновения права на налоговый кредит.

У предприятия не совпадают юридичес­кий и фактический адреса, то есть мы зарегистрированы по одному адресу, а находимся фактически – по другому. Является ли это нарушением, и если да, то каковы могут быть последствия?
Согласно ст. 93 Государственного кодекса Украины (ГКУ), местом нахождения юридического лица является или место расположения офиса, где находится руководство, или место, где осуществляется деятельность предприятия.
При государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя информация о местонахождении является обязательным атрибутом Единого государственного реестра (ЕГР). А начиная со следующего года, ежегодно, в течение месяца, наступающего за датой госрегистрации, необходимо подавать госрегистратору регистрационную карточку (ч. 11 ст. 19 Закона № 755). Причем неподача в предусмотренные сроки информации об изменении местонахождения для регистрации в ЕГР предполагает штраф на сумму 510 грн (п. 117.1 ст. 117 НКУ), а такое же повторное нарушение на протяжении года – 1020 грн.
Кроме того, если юридическое лицо своевременно не подало регистрационную карточку о подтверждении сведений о себе или налоговая уведомила госрегистратора об отсутствии юрлица по месту нахождения – это может стать причиной внесения в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по указанному местонахождению. Такая запись является основанием для аннулирования свидетельства плательщика НДС (пп. «ж» п. 184.1 ст. 184 НКУ), а также основанием для судебного решения о его ликвидации (ч. 2 ст. 38 Закона № 755).
Пострадать могут и Ваши контрагенты. Поскольку местонахождение продавца является обязательным реквизитом в налоговой накладной, его неправильное заполнение может стать основанием для признания таких налоговых накладных недействительными.
Как видите, наличие таких несовпадений крайне нежелательно.

Ответственность за неподачу электронной РРО-отчетности возникла с 01 января 2014 года. Подскажите, если такая отчетность не подавалась в течение нескольких дней подряд, то штраф применяется за каждый день отдельно или один раз за все дни, в течение которых отчетность не подавалась?
Каждый, кто обязан использовать РРО в своей деятельности, должен был еще в 2013 году обеспечить предоставление РРО-отчетности в электронной форме, купив новые регистраторы или модифицируя старые.
C 01 января 2014 года вступил в силу п. 9 ст. 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (Закон о РРО), предусматривающий штраф в размере 10 НМДГ (170 грн) за неподачу ежедневной электронной РРО-отчетности.
Так как электронная РРО-отчетность должна подаваться в налоговые органы в автоматическом режиме ежедневно, каждая неподача является отдельным самостоятельным нарушением и, как результат, за невыполнение этого требования в течение нескольких дней налоговики должны применить вышеуказанный штраф за каждое такое нарушение. То есть, если РРО-отчетность не подавалась Вами в течение пяти дней, штраф составит 850 грн (170 × 5).
Именно так разъяснили в своей консультации налоговики этот вопрос (п. 115.1 ст. 115 НКУ и письмо ГНАУ от 24.12.2009 г. № 13432/6/23-7015/14445).
Однако правовая позиция Верховного Суда Украины противоположна вышеупомянутому разъяснению, а именно:
– никто не может быть дважды привлечен к юриди­ческой ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. То есть за действия (бездействие), которые в своей совокупности составляют единое продолжающееся или длящееся правонарушение, можно привлечь к ответственности только один раз (Постановление ВСУ от 16.04.2013 г. и от 04.06.2013 г).
Учитывая неоднозначность толкования норм законодательства в решении данного вопроса, Госкомпредпринимательства подготовил и направил в Министерство доходов и сборов письмо с просьбой однозначного толкования норм законодательства в части применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к субъектам хозяйствования, которые используют регистраторы расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг. Будем ждать ответа.
Если же к Вам уже применили штраф за каждый день неподачи отчета, можете попытаться обжаловать решение налоговиков. Правда, желаемый результат в этом деле может дать лишь суд.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%