Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Медицина Украины сидит на валютной игле

Виталий Хворостяный
журналист

№3-4(38-39)(2015)

В 2014 году украинская фармакология вынуждена была приобрести около 70 % медикаментов за рубежом. Причиной тому послужило отсутствие сырьевой базы и необходимых узлов производства современных лечебных препаратов на территории Украины. Сумма валютных средств, затраченных на приобретение материалов и готовых препаратов, составила $2,5 млрд (Госстат). Эта сумма практически равняется стоимости половины российского газа, приобретенного Украиной за тот же период.

3-4-38-39-17-1

Несмотря на ухудшение экономической ситуации в 2015 году и увеличение стоимости зарубежных медикаментов (в связи с возросшим валютным курсом, девальвацией национальной валюты и введением 7 % НДС), закупки лекарств и сырья за рубежом сократились всего лишь на 20 %.

Причина все та же – Украина не обладает необходимым производством и ресурсной базой, а коррупционные схемы при закупке медикаментов истощают и без того похудевший валютный запас страны, ослабляют торговый баланс и негативно сказываются на курсе национальной валюты.

Анамнез

За 23 года независимости Украины в стране четырежды менялось направление политического курса. При этом в двух случаях из четырех смена курса сопровождалась достаточно глубокими экономическими проблемами, затронувшими и сектор здравоохранения.

К власти приходили сторонники евроазиатского пути развития и евроинтеграции, демократы и закамуфлированные автократы. Все они обещали сделать лекарства более дешевыми, более доступными и более качественными. Дальше обещаний дело не шло. Рассматривая заявления политиков от бывшей власти, на фоне тотальной коррупции и теневых схем по закупкам медикаментов, можно смело утверждать, что подобные заявления выглядели популистскими и недееспособными. Для изменения существующего положения дел требовались глобальные реформы, исключающие коррупцию и, как следствие, снижающие затраты на приобретение необходимых материалов и лекарств.

При этом каждый раз вместе с повышением валютного курса со стороны регулятора звучали ультимативные призывы – медикаменты должны подешеветь! Но фармакологический рынок диктовал свои условия и, не реагируя на подобные заявления, цены на закупку лекарственных препаратов неизменно повышались.

Представители руководства страны, наблюдая прямо противоположные указаниям действия фармакологического сектора, заявляли о наличии спекулятивных процессов в медицинской сфере и обещали разобраться с проблемами. При этом застарелые проблемы лишь усугублялись новыми ошибками, а пилотные решения, принимаемые руководством страны (зачастую накануне выборов с целью пиара), не приводили к положительным изменениям в отрасли здравоохранения.

Закупки медикаментов за рубежом проводились по малопонятным для рядового украинца схемам, отечественная фармацевтическая отрасль оставалась на уровне начала ХХ века, а стагнация в секторе производства медикаментов грозила перерасти в упадок всей системы здравоохранения.

Диагноз

По информации, размещенной на официальном интернет-ресурсе Службы безопасности Украины, немалая часть закупок, проведенных в 2012-2014 годах, содержала элементы коррупционных схем. Примером может послужить отчет СБУ о раскрытии преступной деятельности одного из крупнейших дистрибьюторов, поставлявших медикаменты из-за рубежа по заказу МОЗ Украины в период с 2012 по 2014 год:

«Служба безопасности Украины совместно с органами прокуратуры разоблачила механизм нанесения ущерба госбюджету при закупке Министерством здравоохранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2012-2014 годах. Коррупционная схема также привела к значительному подорожанию лекарственных препаратов, что сказалось в первую очередь на незащищенных слоях населения.

Установлено, что служебные лица одного из крупнейших дистрибьюторов фармацевтической продукции поставляли лекарства по заказу Министерства здравоохранения Украины по ценам, завышенным на 20-40 %. Для этого в документы, необходимые для таможенного оформления товаров, вносились заведомо ложные сведения. Таким образом, зло­умышленники получали сверхприбыли в обход установленной законодательством 10-процентной предельной надбавки на оптовые цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В течение 2012-2014 годов эта коммерческая структура посредством подконтрольных иностранных фирм импортировала в Украину на выполнение государственного заказа только по договорам с Минздравом фармацевтической продукции на сумму свыше 1 млрд 260 млн гривен.

Возмещать нанесенный ущерб приходилось рядовым украинцам из собственного кармана», – сообщает пресс-служба СБУ.

Единичный пример раскрытия одной из множества коррупционных схем может послужить наглядным примером тому, какими «болезнями» страдает наша система закупок лечебных препаратов.

Лечение

В начале 2015 года новым министром здравоохранения Александром Квиташвили была предложена программа по реорганизации системы здравоохранения, предусматривающая, в том числе, изменение систем закупок медпрепаратов за рубежом. Этот проект Кабинет Министров подал на рассмотрение в Верховную Раду, и первые его положения были приняты в марте 2015 года. В целом система должна заработать лишь в 2016 году, но первые шаги на пути реорганизации уже сделаны.

Одним из пунктов программы предусмотрено делегирование закупок медикаментов и фармакологических препаратов организациям ВОЗ и ЮНИСЕФ, что должно исключить контакт с неблагонадежными посредниками, которые ранее занимались закупками и могли быть причастны к коррупционным схемам и завышению цен на медикаменты.

У нынешнего министра здравоохранения уже имеется аналогичный опыт сотрудничества с международными организациями, полученный во время проведения реформ в Грузии с 2008 по 2010 год.

Благодаря тому, что ВОЗ и ЮНИСЕФ напрямую контактируют с мировыми производителями медикаментов и закупают их в больших количествах по вполне приемлемым ценам, Украина может получить возможность сэкономить на валютных закупках около 30 % от прежних расходов и при этом избавиться от коррупционных схем, вымывающих ранее немалую долю валюты из бюджета страны.

Но не все так гладко. Одной из проблем, которая может возникнуть при подобном раскладе, является тот факт, что ВОЗ не будет специально для Украины закупать медикаменты. В формирующихся списках ВОЗ на закупку препаратов присутствуют лекарства, не зарегистрированные в Украине. И основной проблемой является даже не тот факт, что их придется регистрировать, заплатив около 150 тыс. грн, а время, необходимое для их оформления, – более года. В сложившейся ситуации, когда в стране отсутствует запас необходимых медикаментов, для приобретения большинства препаратов из списка госзакупок подобные сроки неприемлемы. Выходом из ситуации может стать принятие соответствующего закона, который упрощает или даже отменяет процедуру регистрации для международных организаций. Но тут свое слово сказали отечественные представители фармакологии, направившие открытое письмо Премьер-министру и Президенту Украины. В письме были представлены аргументы, способные повлиять на принятие этого закона.

Все дело в том, что в странах Европейского Союза за качество поставляемых медицинских препаратов несет ответственность собственник лицензии. В случае отмены регистрации на поставки зарубежных препаратов импортер не будет отвечать за качество ввозимых медикаментов. Соответственно, его никто не сможет привлечь к ответственности в случае возникновения проблем. К производителю медикаментов также не будет претензий. Не являясь резидентом нашей страны, иностранный производитель медикаментов никакой ответственности за свою продукцию перед Украиной не несет. Помимо этого, в некоторых странах, в том числе в США, существуют заниженные нормы к некоторым лекарственным препаратам, предназначенным на экспорт. Это связано с дозой активных компонентов, присутствующих в лекарстве, и правилами фармаконадзора, прописанными в соответствующих документах страной-поставщиком.

Отечественные производители медицинских препаратов высказали опасения, что страну могут наводнить низкоэффективные лекарства, за качество которых никто не сможет поручиться.

В конце марта 2015 года правительство рассмотрело всевозможные варианты развития событий и в конечном итоге Верховной Радой был зарегистрирован законопроект № 2150, регулирующий систему госзакупок. Еще один проект закона (№ 2151), касающийся отмены налога на импорт медикаментов, что существенно снизит их стоимость, не встретил одобрения со стороны народных избранников. Мотивировано это было тем, что международные благотворительные организации и так не платят налогов. Но основной причиной можно считать влияние фармакологического лобби в правительстве не желающих расставаться с прибыльным бизнесом.

В пояснительной записке к закону № 2150 сказано, что передача прав госзакупок международным организациям под эгидой ООН (некоммерческим организациям, работающим по правилам ВОЗ и ЮНИСЕФ) позволит решить ряд вопросов по поставкам наиболее необходимых лекарственных препаратов. В первую очередь это касается закупок медикаментов для людей, страдающих ВИЧ-инфекциями, туберкулезом и гепатитом. Кабинет Министров должен в течение месяца (с начала вступления закона в силу) составить необходимый список лекарств и проработать схему поставок препаратов, так как в документе она не указана.

Авторы проекта выказали уверенность, что механизм закупок будет согласован с правилами международных организаций и не потребует дополнительных проверок, поскольку регламент ВОЗ и ЮНИСЕФ подразумевает жесткий контроль качества закупаемой продукции. Помимо этого, сроки регистрации, занимавшие ранее год, будут укладываться в одну неделю.

Также создатели проекта подчеркивают, что нынешний вариант документа – это временная мера, призванная решить наболевшие вопросы по поставкам наиболее необходимых медикаментов, пока идет процесс реформирования системы госзакупок.

Несмотря на первичный успех, исключающий влияние коррупционных структур на централизованные закупки, руководство МОЗ оставило за собой право закупок лекарственных препаратов в регионах, что наводит на мысль о «старых граблях».

Побочные эффекты

Высказанные в письме к правительству опасения украинских производителей фармакологической продукции являются лишь одной из «сторон медали». Существуют более прозаичные причины, побудившие их выступить против назревающих реформ. Все дело в том, что отечественные производители медикаментов опасаются быть вытесненными зарубежными компаниями даже с украинского рынка. И эти опасения вполне обоснованы.

Так как украинская фармакология находится на задворках мирового производства лекарственных препаратов, она может лишиться даже того, что имеет. К примеру, в госпитальном секторе поставок медикаментов доля отечественного производителя составляет 15-20 % от общего оборота продукции. И это лишь одна из многих статей доходов отечественных компаний.

Международные организации, которые займутся поставкой лекарственных препаратов, сориентированы на закупку медикаментов у крупных зарубежных производителей. Поскольку препараты закупаются огромными партиями, это позволяет существенно сэкономить на оптовых закупках (одна из причин, почему Украина заинтересована в сотрудничестве с ВОЗ и ЮНИСЕФ).
Совершенно очевидно, что международные организации не станут сотрудничать с украинскими фармакологическими компаниями, ведь эта ниша занята более крупными и проверенными поставщиками из-за рубежа.

На «помощь» отечественным производителям пришли функционеры, не желающие терять наработанные схемы обогащения и всячески «вставляющие палки в колеса» начатым реформам. Коррупционную составляющую никто не отменял! Выказывая опасения в эффективности работы международных организаций в сфере госзакупок (ранее ВОЗ и ЮНИСЕФ занимались поставкой лишь определенного списка лекарств для лечения инфекционных заболеваний), некоторые политики начали наперебой предлагать различные тендерные схемы по закупкам медикаментов. Лоббируя интересы фармакологических компаний, заинтересованных в получении выгодных контрактов и готовых «благодарить» за принятие решений в свою пользу, коррумпированные чиновники снова пытаются реализовать схемы, против которых направлены реформы в сфере госзакупок.

На фоне негативных прогнозов по курсу гривны дистрибьюторы фармакологических компаний, закупающие сырье и готовые медикаменты за рубежом, подняли цены на препараты в несколько раз, так как в стоимость продукции закладываются возможные риски. Для многих пациентов, чья жизнь зависит от дорогостоящих лекарств, покупка необходимых медикаментов стала практически невозможной.

Выходом из сложившейся ситуации может стать компенсация стоимости лечебных препаратов государством и благотворительными организациями. Но в принятом бюджете 2015 года статья закупок существенно урезана (с 40,6 млн в 2014 году до 13,6 млн – в 2015). Это сделано с целью наведения порядка в сфере закупок.

Как заявил в интервью УНИАН представитель благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей: «Когда Минздрав говорит, что на 100 % что-то купил, речь идет лишь о том, что они потратили 100 % средств. Речь не идет о том, сколько и чего они купили».

Тотальное недофинансирование грозит смертельной опасностью больным онкологическими заболеваниями, инфицированным туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, гепатитом и другими серьезными недугами. Такие заболевания требуют постоянного применения медикаметозных средств, которых в Украине хронически не хватает, а потому в стране ежедневно умирают около 300 людей и еще 1600 находятся на грани жизни и смерти.

Хоспис

В 2015 году в бюджет Украины заложена сумма 8,8 млрд грн, которая будет выделена на потребности здравоохранения. Это самая большая сумма за последние годы. В 2014 году было выделено 7,2 млрд, а в 2013-м – 8,2 млрд грн.

Частично эти средства уже децентрализованы на закупки необходимых препаратов для наиболее нуждающихся пациентов, чья жизнь зависит от бесперебойных поставок медикаментов, не производящихся в Украине. Оставшиеся средства будут распределены неравномерно, но с максимальной эффективностью.

Немалая часть выделенных средств пойдет на рост медицинских субвенций в местные бюджеты, что позволит медицинским учреждениям самостоятельно распоряжаться деньгами и решать, какие именно препараты необходимо закупать для каждой клиники. Фактически это означает передачу государственных учреждений в управление территориальных общин и дает более широкие полномочия власти на местах. Подобный шаг является одним из этапов реорганизации медицинской отрасли при переходе на европейскую систему здравоохранения.

Внедрение западной схемы, системы медицинского страхования и повышение качества медицинского обслуживания неразрывно связаны с глобальными реформами, вводить которые нужно
поэтапно, дабы отечественная система здравоохранения подверглась минимальному шоку, но достаточно быстро, чтобы эти реформы не увязли в бюрократических дебрях и не подверглись саботажу со стороны заинтересованных лиц.

В Украине до сих пор действует система, запущенная еще во времена СССР, так называемая система Семашко, когда бюджет медицинской отрасли рассчитывается на основе количества койко-мест, а не на эффективности оказанной помощи. Подобное состояние дел является одной из причин непомерных расходов, негативно влияющих на бюджет страны. Для примера: в Украине – 950 койко-мест на 100 тыс. человек, в Европе – всего лишь 500. Упразднение подобной системы, одновременно с повышением уровня лечения, способно существенно сократить бюджетные расходы и повысить качество медицинских услуг.

Именно поэтому, наряду со значительным сокращением финансирования сектора закупок медикаментов, увеличилась поддержка сферы медицинского образования. На ее развитие выделено наибольшее количество средств из бюджета в 2015 году. Повысить уровень медицинского персонала – одна из ключевых позиций будущих реформ.

Конечно же, трудно все сделать быстро и эффективно в стране, где минимум 40 % экономики находится в тени, где 15 % платежного баланса ввозят и вывозят в «карманах» и где черный и серый нал спасает народ от вымирания.

Однако благодаря начатым реформам и выбранному пути развития украинская фармакология способна повысить привлекательность для инвестирования.

Отечественные производители медикаментов смогут наладить контакты с партнерами, готовыми вложить средства в развитие фармакологического бизнеса, и в конечном итоге избавиться от валютной зависимости.

Украинским компаниям-производителям лекарственных препаратов, стремящимся выжить в сложившихся условиях, необходимо проделать работу по модернизации производства. В противном случае они неминуемо окажутся в арьергарде медицинской отрасли, что приведет к логическому финалу – краху или поглощению более расторопными конкурентами.

Лидеры украинского фармакологического сектора уже предприняли ряд шагов по модернизации производства. Ярким тому примером может послужить введение новой современной линии производства инфузионных растворов, не имеющей аналогов в Украине, столичной компанией-производителем медицинских препаратов «Дарница».

Помимо этого, европейские партнеры готовы вкладывать в Украину не только средства, но и знания. В начале 2015 года стартовал совместный украино-израильский некоммерческий проект по организации мобильных групп, которые будут проводить бесплатные обследования на наличие онкологических заболеваний у женщин во всех регионах Украины. Целью данного проекта является предупреждение развития онкологических заболеваний на ранних стадиях и, как следствие, предупреждение смертности граждан Украины. Также одной из целей проекта является внедрение методик по уходу за больными на дому – в хосписе. Применение израильского опыта по уходу за больными вне клиники поможет разгрузить медицинские учреждения, что позволит на практике реализовать одну из доктрин новой реформы – уход от расчета бюджетирования в зависимости от наличия койко-мест в лечебном заведении.

Качественное улучшение жизни украинцев (как общества, так и бизнеса) зависит от множества факторов, но большинство изменений происходит лишь тогда, когда сам «пациент» желает излечиться.
Проведение реформ в украинском фармсекторе можно сравнить с началом реабилитации наркоманов. Помимо желания избавиться от зависимости, требуется воля, время и помощь специалистов.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%