Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Какой он – успешный менеджер?

Ірина Костенко
менеджер по персоналу

№7-8(54-55)(2016)

На сегодняшний день менеджер – это достаточно популярное и распространенное название должности. Иногда доходит и до абсурда, поскольку так называют всех и вся. В данной статье мы поговорим о том, кто же такой этот менеджер и стоит ли называть уборщицу менеджером по клинингу, а тамаду – менеджером в сфере культуры и отдыха. А также рассмотрим работу менеджера через призму его ключевых компетенций.

В Национальном классификаторе профессий ДК 003:2010, который является основой для определения названий должностей и профессий, менеджер отнесен к профессиональной группе «Руководители». А названия должностей звучат, как «менеджер (управитель)…». Исходя из этого, специалисты, выполняющие функции менеджеров, наделены разнообразными управленческими полномочиями, а их работа отличается повышенной сложностью, ответственностью и эмоционально-психологической нагрузкой. Эти критерии, в свою очередь, характерны для работы руководителей разнообразных уровней. Таким образом, менеджеры – это не просто линейный персонал, а представители руководящего состава организаций. 

Не вызывает сомнения тот факт, что представители данной профессии должны обладать широким спектром знаний, выходящим далеко за рамки их профессиональной специализации. Например, для управления строительной организацией недостаточно быть хорошим строителем, необходимо также владеть знаниями в области планирования, бюджетирования, ценообразования, управления финансовыми потоками, проектами и людьми. То есть, не имея финансовой и управленческой грамотности, сложно справиться с ведением и контролем финансово-хозяйственной деятельности компании. Но кроме профессиональной компетентности, руководитель – это человек, обладающий выдающимися деловыми и личностными качествами. 

Часто можно услышать, что руководителями не становятся, ими рождаются. Конечно же, имеется ввиду не то, что человек приходит в наш мир в костюме и с галстуком, назначенным на руководящую должность. Это выражение подразумевает, что человеку присущи такие личностные качества, которые помогают добиться высоких профессиональных результатов и сделать карьеру. Но черты характера и должности далеко не всегда совпадают. И многим людям приходится вырабатывать в себе компетенции, необходимые для выполнения обязанностей руководителя. Речь идет о деловых качествах и навыках. Итак, какие же личностные и деловые качества являются must have для руководящих работников? 

Среди деловых компетенций ключевые места занимают следующие: организация, планирование, делегирование и контроль. 

Организация. Определение очень широкое и подра­зумевает умение не только наладить и запустить тот или иной процесс. Важным элементом организации выступает самоорганизация: владение собой, навыки time management, ответственность, умение расставлять приоритеты и видеть причинно-следственные связи. Руководителя принято считать примером для подражания. Многие подчиненные хотят видеть в нем человека, у которого многому можно поучиться. От него ожидают четких и последовательных заданий, которые организовывают отдельные процессы в систему слаженных действий, направленных на достижение целей организации. 

Планирование – это один из важнейших инструментов организации работы. Достижению любой цели предшествует ряд последовательных действий. И от того, насколько они будут действительно последовательными, продуманными и своевременными, зависит общий результат. В рамках достижения общих целей зачастую именно руководитель занимается постановкой задач исполнителям, определением их приоритетности и сроков выполнения. Для того, чтобы задания не были хаотичными, они должны быть четко сформулированы, измеримы, целенаправленны, достижимы и определены во времени. Успешное планирование неразрывно связано с умением прогнозировать. Руководитель должен оценивать и анализировать перспективы тех или иных действий и только после этого составлять планы и распределять задачи.

Делегирование. Успешный и эффективный менеджер – это не тот руководитель, который умеет и делает все сам. Делегирование – это высший пилотаж управленческих навыков. А точнее – передача руководителем части своих задач и полномочий подчиненным. При этом ответственность за результат и достижение цели остается на руководителе. У делегирования есть два очевидных преимущества: 

руководитель экономит свое время и может сосредоточиться на стратегичес­ки важных задачах;
мотивирование персонала к профессиональному развитию путем введения их в новую зону ответственности. 

Вместе с преимуществами делегирование имеет и свои риски. Подчиненные могут, как минимум, не захотеть выполнять новые задания, воспринимая это как банальное перекладывание на них работы. Или не справятся с заданиями. Или попытаются подставить руководителя, намеренно не выполнив работу. С целью минимизации рисков стоит придерживаться следующих правил делегирования: 

  • подходить избирательно к выбору исполнителя. Задача должна быть для него посильна исходя из уровня базовой квалификации. Оценка текущей загруженности исполнителя поможет избежать разочарования от несвое­временно или не в полном объеме, или некачественно выполненной работы;
  • максимально конкретно и подробно сформулировать задачу и обозначить необходимый результат;
  • обеспечить доступ исполнителя ко всем ресурсам, необходимым для выполнения задачи;
  • определить права, возможности и обязанности для выполнения задачи;
  • удостовериться в том, что человек понимает задание и разобрался в полномочиях. Поддержать сотрудника и дать возможность задавать вопросы;
  • мотивация на хороший результат. Исполнитель должен видеть в новых задачах не дополнительную нагрузку, а новые возможности и перспективы.

Для эффективного делегирования руководитель должен быть внимательным и наблюдательным по отношению к сотрудникам, регулярно оценивать их результаты и уметь работать с потенциалом подчиненных. Успешный менеджер умеет убедить, воодушевить, вселить уверенность и сформировать команду. Все это больше личностные качества, о которых поговорим далее.

Контроль – это инструмент менеджера, обеспечивающий своевременное выполнение заданий и как следствие – достижение общих целей. С его помощью руководитель получает обратную связь от подчиненных о ходе выполнения заданий: что получается, а что нет, какие возникают трудности, как и с кем они решаются, вкладывается ли работник в срок. Контроль может быть заключительным и сплошным. Некоторых сотрудников демотивирует проверка их работы на всех промежуточных этапах, но это не означает, что работу нужно пускать на самотек, каким бы ни был кредит доверия к данному человеку. А вот другим необходимо одобрение руководителя по каждому отдельному действию и совет по выполнению следующего. Умение и талант руководителя в частности и состоит в том, чтобы выбрать уместный способ контроля индивидуально под исполнителя, тем самым направляя его работу в нужное русло. Успешный менеджер держит под контролем не только процесс выполнения работы, но и обстановку в бизнес-среде и коллективе. Он интересуется основными тенденциями развития своего и смежных сегментов рынка, благодаря чему способен оперативно реагировать на изменения, корректировать стратегию и тактику поведения. Он знает о рабочих взаимоотношениях коллег, умеет формировать команду, сглаживать конфликты и действовать на опережение. 

Среди личностных качеств успешного менеджера стоит выделить: вовлеченность, харизму, объективность суждений, аналитический склад ума, вариативность, гибкость мышления, профессиональный азарт, адаптивность к изменениям. Благодаря этим качествам руководитель способен задать общую атмосферу в коллективе, объединить людей вокруг единой цели, вдохновить на достижение наилучшего результата. Например, вовлеченность и профессиональный азарт – это то, что движет человека вперед. Речь идет не о том, чтобы работа полностью поглотила человека, но если он вовлечен, ему автоматически не безразличен результат, он интересуется смежными работами и заинтересован в высоких результатах. Менеджер, будучи руководителем, управленцем, не может быть статичным и шаблонным в своих действиях и решениях. Он должен оперативно реагировать на изменения, менять тактику поведения под сложившуюся ситуацию, быть готовым к поиску новых, нешаблонных решений, то есть быть вариативным. Реалии сегодняшнего рынка требуют от руководителей твердых решений и жестких методов ведения бизнеса с целью его выживания и развития. Менеджер должен быть готов к принятию непопулярных решений. Особое уважение вызывают те руководители, которые не просто принимают такие решения, а и самостоятельно доносят их до аудитории, комментируют причины и отвечают на вопросы. Не последнее место среди личностных качеств успешного менеджера занимает системность и последовательность в работе, а также отсутствие двойных стандартов в оценке ситуации и принятии решений. Порядочный подход к ведению бизнеса и справедливая оценка результатов работы – это наиболее распространенные ожидания работников от руководителей. 

Как бы странно это ни звучало, но не все руководители умеют говорить на языке цифр. Почему странно? Потому что для руководителя способность оперировать цифрами и расчетами воспринимается как умение по умолчанию. Так вот, успешный менеджер должен принимать решения, организовывать работу и отстаивать свою позицию с помощью показателей, сравнительного анализа, планов и бюджетов. Особенно это важно для коммуникации с инвесторами или собственниками бизнесов.

А теперь вернемся к нашему первоначальному вопросу: уборщица или клининг–менеджер, тамада или менеджер-организатор? Как бы уважительно мы ни относились ко всем работам и людям, их выполняющим, но определяя названия должностей, необходимо объективно оценивать зону ответственности, уровень принятия решений, личной и финансовой ответственности за результат. Работа менеджера, а значит – руководителя, как мы уже разобрались, связана с организацией не только себя и своего рабочего пространства, но и с ответственностью за работу других людей, что является отличительной чертой этого вида деятельности. 

Упомянутый нами классификатор профессий содержит множество названий профессий и работ, уверены, каждый сможет найти в нем название, точно отображающее характер выполняемых обязанностей. 

Правильного всем выбора!


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%