Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Корпоративная социальная ответственность = устойчивое развитие

Елена Макеева
эксперт по вопросам бухгалтерского и налогового учета

№5(16)(2013)

Термин «социальная ответственность» уже давно не новый для Украины, однако мало кто осознает роль социальной ответственности для общества, страны, бизнеса. Написать статью меня подтолкнула дискуссия на конференции «Ответственность бизнеса перед страной», организованной издательской группой «Эксперт». Данным материалом я хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на возможность и необходимость внести свой вклад в развитие общества и нашей страны в целом. Только задумайтесь: если каждый из нас сделает шаг в этом направлении, как изменится окружение, отношение друг к другу и жизнь в Украине. Все грандиозное начинается с малого - идеи, мысли, действия.

Крупные транснациональные компании уже не задумываются о роли социальной ответственности (это давно стало частью их корпоративной культуры), интегрируя ее повсеместно, во все решения и действия. Недаром целью социальной ответственности называют содействие устойчивому развитию общества, страны, бизнеса. Именно активные действия компаний в области социальной ответственности являются залогом результативности и эффективности бизнеса. Подобная деятельность позитивно влияет на имидж и репутацию компании, дает ей определенные конкурентные преимущества, способность привлекать и удерживать лучших специалистов, выстраивать эффективные отношения с партнерами, СМИ, государственными органами и обществом.

Когда человек или предприятие осознает, что он/оно также несет ответственность за вклад в устойчивое развитие, абсолютно все решения и действия становятся осознанными, эффективными, экологичными, этичными. При этом с каждым днем растет осведомленность относительно соцответственности, однако не стоит ее путать с благотворительностью. Не всегда деньги могут помочь человеку, обществу, окружающей среде, стране.

Безусловно, начать надо с желания организации включать социальные факторы в процессы принятия решений и осознания их воздействия на общество и окружающую среду. Фундаментальным принципом социальной ответственности является соблюдение верховенства закона и соответствие юридически обязательным требованиям.
Компании следует определить круг тех, кто заинтересован в ее решениях и деятельности, чтобы понимать свое влияние и пути принятия мер в ответ на них. Такими заинтересованными лицами могут быть сотрудники и их семьи, клиенты, потребители, окружающая среда, государство и социальное окружение в области, где находится предприятие. Важная роль отведена природному окружению и экологии.

Основными принципами социальной ответственности являются:
1 Подотчетность. Она включает обязательство руководителей, компании нести ответственность перед контролирующими лицами (акционеры, учредители и т.д.) и органами в отношении соблюдения законов и нормативных актов. Кроме того, подотчетность подразумевает принятие ответственности в случае причинения вреда, осуществление соответствующих шагов для его устранения и принятие мер во избежание повторения.
2 Прозрачность. Организации следует быть прозрачной в своей деятельности и решениях, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду. Это означает, что компания должна раскрывать информацию относительно ее политики, решений и действий, за которые она несет ответственность. В частности, необходима прозрачность при назначении, характере и расположении деятельности компании; при определении состава лиц, контролирующих деятельность организации, методов, с помощью которых принимаются, реализуются и анализируются решения; стандартов и критериев, относительно которых организация оценивает свою деятельность; ее результативности в отношении применимых и значимых проблем социальной ответственности; источников, сумм и целей расходования средств компании; известного и вероятного воздействия ее решений и деятельности на заинтересованные стороны, общество, экономику, окружающую среду и т.д.
3 Этичное поведение. Организациям следует вести себя этично. При этом поведение должно оцениваться по трем критериям: честность, справедливость и добросовестность. Эти ценности подразумевают заботу о людях, животных, окружающей среде.
4 Уважение интересов заинтересованных сторон. Компаниям необходимо уважать, учитывать и реагировать на взгляды, интересы ее заинтересованных сторон, которые могут быть затронуты решениями и действиями организации.
5 Соблюдение верховенства закона. Предприятию следует принять, что соблюдение верховенства закона является обязательным. Для этого необходимо придерживаться требований законов и нормативных актов во всех юрисдикциях, где компания осуществляет свою деятельность, даже если такие законы и нормативные акты не применяются должным образом.
6 Соблюдение международных норм поведения. Организации должны соблюдать международные нормы поведения, следуя принципу верховенства закона. При этом необходимо использовать легитимные возможности и каналы для оказания влияния на соответствующие организации и органы власти, с тем чтобы устранить любые конфликты в национальном законодательстве и его применении.
7 Соблюдение прав человека. Организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.
Под признанием социальной ответственностью подразумевается идентификация проблем, возникающих в связи с воздействиями решений и деятельности организации, а также путей решения этих проблем таким образом, чтобы содействовать устойчивому развитию. При этом, развивая свою социальную ответственность, следует понимать три взаимосвязи: между организацией и обществом; между организацией и заинтересованными сторонами и между заинтересованными сторонами и обществом. Компания должна учитывать эти взаимосвязи, принимая и признавая социальную ответственность, поскольку частные лица и организации могут иметь разнообразные интересы, на которые могут повлиять решения и деятельность организации.

Для того чтобы выявить заинтересованные стороны, компании следует задать себе следующие вопросы:
Перед кем у организации существуют юридические обязательства?
На кого возможно позитивное или негативное воздействие решений или деятельности компании?
Кто, вероятнее всего, выразит обеспокоенность относительно решений и деятельности организаций?
Кто может повлиять на способность компании выполнять ее обязательства?
Взаимодействие с заинтересованными сторонами используется для:
увеличения понимания организацией вероятных последствий ее решений и деятельности;
повышения прозрачности деятельности компании;
оказания помощи организации проанализировать свою результативность с тем, чтобы она могла ее улучшить;
определения, каким образом лучше увеличить положительное воздействие и уменьшить негативное;
выполнения юридических обязательств;
формирования партнерства для достижения взаимовыгодных целей и т.д.

Основные направления социальной ответственности:
организационное управление;
права человека;
трудовые практики;
окружающая среда;
добросовестные деловые практики;
проблемы, связанные с потребителями;
участие в жизни сообществ и их развитии.

Следует обратить внимание на то, что организации необходимо рассматривать основные направления социальной ответственности как целое, а не концентрироваться на решении какой-то одной проблемы. Устранение одного вопроса может потребовать компромисса в достижении других задач.
Безусловно, малые и средние организации (МСО) не могут полноценно взять ответственность за все направления. Интеграция социальной ответственности в МСО должна быть реализована путем практических, простых и экономически эффективных действий и не обязательно быть сложной и дорогой. Поэтому МСО следует устанавливать приоритеты, фокусироваться вначале на проблемах и воздействии, имеющих наибольшую значимость для устойчивого развития. Таким организациям нужно действовать совместно с компаниями-аналогами или ассоциациями определенного сектора, а не поодиночке, чтобы сэкономить ресурсы и расширить возможности для действий. Не лишним станет и привлечение соответствующих государственных органов. При этом организации, имеющие большие возможности и опыт в сфере социальной ответственности, могут оказывать содействие МСО, осведомлять о проблемах соцответственности и наилучших практиках.
Сегодня все больше предприятий предоставляют отчет заинтересованным сторонам о своей результативности относительно социальной ответственности. Более того, этот отчет аудируется независимыми аудиторами. Публикация отчета по социальной ответственности может быть ценным аспектом деятельности организации.
Перейдем к украинским реалиям. Разумеется, что крупные транснациональные компании много делают в области социальной ответственности, это культура ведения бизнеса, однако таких предприятий совсем немного. Для того чтобы популяризировать социальную ответственность в бизнес-среде, государству, в первую очередь, следует предпринять определенные действия:
1. Сделать шаг в сторону глобального партнерства с бизнесом в целях развития программ социальной ответственности. Государство должно повышать доверие к бизнесу и его деятельности. Для этого существует много способов, один из которых – построение диалога. Конференции или круглые столы будут этому только способствовать. Доверие можно развивать и путем реализации совместных проектов, разделяя солидарную ответственность перед заинтересованными сторонами.
2. Улучшить налоговое законодательство в части разрешения формирования расходов, понесенных на реализацию проектов, связанных с социальной ответственностью. Это особенно существенно повлияет на мотивацию МСО реализовывать проекты в социальной среде.
3. Социальная защита населения в Украине лежит на плечах государства, при этом оно не поддерживает инициативы бизнеса в данной области. Абсолютно непонятно, почему приобретение полисов медицинского страхования для сотрудников организаций, профессиональное обучение (не в государственных учебных заведениях) относятся к налоговым ограничениям. Ведь такие инициативы, на мой взгляд, следует только приветствовать.
4. Всячески поддерживать социальные инвестиции – виды деятельности, стимулирующие социально-экономическое развитие (проекты в области образования, обучения, культуры, здравоохранения, развития инфраструктуры). Речь не идет о государственном финансировании таких проектов - поддержкой будет разрешение учитывать подобные расходы для целей налогообложения.
5. Не мешать в реализации социальных проектов и создавать условия, при которых бизнесу будет легко и просто осуществлять свои проекты в области социальной ответственности. Помню, как я пыталась убедить преподавателей одного из киевских вузов в том, что хотя бы иногда лекции должны читать практики. Я была готова тратить свое время на то, чтобы факультативно обучать студентов аспектам своей профессии совершенно бесплатно. Меня не услышали, преподавателям это было невыгодно в силу различных причин. Но радует, что такие инициативы в Украине все-таки есть, и пример тому – университет «КРОК», проект «Пираньи КРОКА».
В заключение я хочу обратить внимание на то, что социальная ответственность и реализация проектов в данной сфере будут выгодны всем заинтересованным сторонам: бизнесу, государству, обществу.
Для бизнеса следует выделить такие ключевые преимущества, как улучшение репутации организации, конкурентоспособности, обеспечение большего доверия со стороны общества, повышение лояльности сотрудников, поднятие их командного духа, предотвращение или ослабление потенциальных конфликтов с потребителями относительно продуктов и услуг, обеспечение экономии, связанной с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью и т.д.

Для государства основными преимуществами станут: повышение инвестиционной привлекательности, а значит, увеличение притока иностранных инвестиций; рост доверия со стороны бизнеса и общества; улучшение репутации правительства и государства на геополитическом уровне; повышение культуры ведения бизнеса на основе взаимного доверия, что прямо повлияет на готовность бизнеса платить налоги; предотвращение или ослабление конфликтов с представителями бизнеса и многие другие видимые преимущества.

Для общества повышение уровня социальной ответственности, а также количества реализованных социальных проектов принесет дополнительные блага в виде: повышения уровня жизни всех слоев населения, снижения коррупции в стране, обеспечения доступности природных ресурсов с использованием разумной экономии средств, технологий с низким потреблением энергии и воды, повышения безопасности и здоровья трудящихся, гендерного равенства и т.д.
Экономическая свобода, социальная ответственность и ответственное отношение к охране среды абсолютно необходимы для процветания (Парижская хартия для новой Европы, 1990 г.)


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%