Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Таможня не дает добро противодействие корректировке таможенной стоимости

Руслан Белицкий
юрист

№5(16)(2013)

Во внешнеэкономических операциях по поставке товара существует масса рисков: непоставки товара зарубежным контрагентом; риски логистических ошибок потери груза или прихода его в негодность по причине аварии на транспорте. Но при этом одним из существенных рисков при внешнеэкономических поставках является риск, связанный с определением таможенной стоимости товара.
Приведем пример из жизни. Украинская компания планирует закупать определенный товар за рубежом. Изучив рынок, предприятие пришло к выводу, что продукт пользуется спросом. Чтобы товар был конкурентоспособен, компания просчитала оптимальную цену товара, в которую, само собой, заложили и таможенный сбор.
Заключили договор с иностранным поставщиком; оформили все товаросопроводительные документы; товар прибыл в Украину; в соответствующее подразделение таможенной службы подана декларация со всеми сопроводительными документами. И вот сюрприз: таможня насчитала дополнительную таможенную стоимость. Соответственно, компания понесет дополнительные затраты на оплату таможенного сбора. Они не были учтены в бизнес-плане, и теперь товар уже не будет настолько конкурентоспособен на рынке Украины из-за его завышенной цены. И здесь вы задумаетесь о том, что бы выйти хотя бы в ноль.
Что же произошло? В чем причина?
А причина кроется в функциях такого органа, как Государственная таможенная служба. Цель ее деятельности, по большому счету, – взимание таможенных сборов. Естественно, результативность работы данного органа оценивается по объемам этих самых таможенных сборов, которые мы с вами, как законопослушные участники делового оборота, должны заплатить. На практике, зная об особенностях работы таможни, многие украинские компании столкнулись с таким явлением, как корректировка (доначисление) таможенной стоимости, перед поставкой груза многие заранее закладывают в свой бюджет определенные риски работы с таможней. Для оформления товара опытные таможенные брокеры советуют делать переплату таможенного сбора со словами «ведь все равно таможня доначисляет». Они не особо вникают в ваши документы или из-за халатности, или потому, что не хотят терять лояльность работников таможни.
Так как же быть добропорядочной украинской компании, которая не желает выходить в ноль, чтобы заработать? Для начала разберемся в самом порядке декларирования таможенной стоимости и оснований ее корректировки (доначисления) согласно законодательству.
Указанные выше отношения возникают в сфере таможенного дела и касаются процедуры определения таможенной стоимости товаров и правомерности действий таможни по корректировке таможенной стоимости импортируемого товара на таможенную территорию Украины. Следовательно, основным нормативно-правовым актом в данной сфере является Таможенный кодекс от 13.03.2012 г. №4495-VI (далее – Кодекс).
Статьей 49 Кодекса установлено, что таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, является стоимость товаров, которая базируется на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.
В соответствии со ст. 51 Кодекса, таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, определяется декларантом согласно нормам Кодекса (ч. 1); таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, определяется согласно главе 9 Кодекса (ч. 2).
Статьей 57 главы 9 Кодекса установлено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых в Украину в соответствии с таможенным режимом импорта, осуществляется по таким методам:
основной – по цене договора (контракта) в отношении товаров, которые импортируются (стоимость операции);
второстепенные:
а) по цене договора относительно идентичных товаров;
б) по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров;
в) на основе вычитания стоимости;
г) на основе прибавления стоимости (исчисленная стоимость);
д) резервный.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, по цене договора (стоимость операции) является основным методом. Каждый последующий применяется только в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть установлена путем использования предыдущего метода.
Как показала практика, таможня часто грешит именно второстепенными методами, игнорируя определение стоимости по цене договора (контракта).
Любимым способом таможни при определении таможенной стоимости является метод оценки по аналогичным ввозимым товарам. Однако сам по себе факт того, что кто-то импортировал подобный продукт по цене выше, чем ввозите вы, не является основанием для корректировки.
В ст. 58 Кодекса закреплен метод определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) в отношении товаров, которые импортируются (стоимость операции). Согласно ч. 4 ст. 58 Кодекса, таможенной стоимостью товаров является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, если они продаются на экспорт в Украину, скорректированная в случае необходимости.
Как определено в ч. 5 ст. 58 Кодекса, стоимость, фактически уплаченная или подлежащая уплате, – это общая сумма всех платежей, осуществленных или которые должны быть осуществлены покупателем оцениваемых товаров продавцу или в пользу продавца через третьих лиц и/или на связанных с продавцом лиц для выполнения обязательств продавца.
Согласно ч. 1 ст. 53 Кодекса, одновременно с таможенной декларацией декларант подает на таможню документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод ее определения. Так, в ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что документами, подтверждающими таможенную стоимость товаров, являются:
декларация таможенной стоимости и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых производился расчет таможенной стоимости;
внешнеэкономический договор (контракт) или документ, его заменяющий, и приложения к нему в случае их наличия;
счет-фактура (инвойс) или счет-проформа (если товар не является объектом купли-продажи);
если счет оплачен – банковские платежные документы;
при наличии – другие платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара и содержащие реквизиты, необходимые для идентификации ввезенного товара;
транспортные (перевозочные) документы, если по условиям поставки расходы на транспортирование не включены в стоимость товара, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров;
копия импортной лицензии, если импорт товара подлежит лицензированию;
если осуществлялось страхование – страховые документы, а также документы, содержащие сведения о стоимости страхования.

Что дает основания таможне применить второстепенный метод определения стоимости?
Частью 3 ст. 53 Кодекса предусмотрено, что в случае если документы, указанные выше, содержат расхождения, признаки подделки или в них отсутствуют какие-либо сведения, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или данные о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары, декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию таможенного органа обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:
договор (соглашение, контракт) с третьими лицами, связанный с договором (соглашением, контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
счета об осуществлении платежей третьим лицам в пользу продавца, если такие платежи осуществляются по условиям, определенным договором (соглашением, контрактом);
счета об уплате комиссионных, посреднических услуг, связанных с выполнением условий договора (соглашения, контракта);
выписку из бухгалтерской документации;
лицензионный или авторский договор покупателя, касающийся оцениваемых товаров и являющихся условием продажи оцениваемых товаров;
каталоги, спецификации, прей­скуранты (прайс-листы) производителя товара;
копию таможенной декларации страны отправления;
выводы о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленные специализированными экспертными учреждениями, и/или информация биржевых организаций о стоимости товара или сырья (организация, которая определена Гостаможслужбой).

Статьей 54 Кодекса установлено, что контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом при проведении таможенного контроля и таможенного оформления путем проверки числового значения заявленной таможенной стоимости. Контроль правильности определения последней по основному методу осуществляется таможенным органом путем проверки расчета, проведенного декларантом, при отсутствии замечаний при применении этого метода.
То есть мы рекомендуем запастись указанными выше документами заблаговременно, поскольку таможня запрашивает их непосредственно в момент подачи декларации и не будет требовать документы у вашего партнера за рубежом. Поэтому задача не дать таможенному органу поводов для применения второстепенного метода. Ваши документы должны в полной мере отображать информацию о цене договора. В таком случае таможне придется выдумывать бредовые, не предусмотренные законодательством причины и поводы корректировки таможенной стоимости.
Опишем реальный пример из жизни. Так, декларант подал идеальный пакет документов. Среди них был прайс-лист на товар, в котором присутствовала фраза «Всем, к кому это относится». Таможня посчитала ее адресованной не неопределенному кругу лиц, а конкретно покупателю (это дает основание считать документ необъективным, т. к. он не отображает именно рыночную стоимость, а является ценой для конкретной операции с конкретным покупателем). Следовательно, таможня поставила весь пакет документов под сомнение. В дальнейшем суд указал на нелепость утверждения таможни, так как не нужно быть лингвистом, чтобы понимать, что указанная выше фраза не содержит конкретного круга лиц, кому этот прайс-лист адресован, следовательно, является доказательством формирования цены рыночным способом.
Как определено в ч. 3 ст. 54 Кодекса, по результатам осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает письменное решение о ее корректировке.
Согласно ч. 1 ст. 55 Кодекса, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины с помещением в таможенный режим импорта, принимается таможней в письменной форме при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости этих товаров как до, так и после их выпуска, если таможенным органом выявлено, что заявлено неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неверно определена таможенная стоимость товаров.
Частью 6 ст. 54 Кодекса предусмотрено, что таможенный орган может отказать в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом или уполномоченным им лицом таможенной стоимости исключительно при наличии обоснованных поводов считать, что заявлено неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров, в случае:
неверно проведенного декларантом или уполномоченным им лицом расчета таможенной стоимости;
непредставления декларантом или уполномоченным им лицом документов согласно пересчету и на условиях, указанных в ч.ч. 2-4 ст. 53 Кодекса, или отсутствия в этих документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары;
несоответствия выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара;
поступления в таможенный орган документально подтвержденной официальной информации таможенных органов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

Если вами предоставлены документы, предусмотренные ч. 2 ст. 53 Кодекса, которые четко идентифицировали оцениваемый товар и содержали конкретные и достоверные данные, то есть четко подтверждали таможенную стоимость товаров по цене договора, таможня не имеет права использовать второстепенный метод определения таможенной стоимости.
Однако таможенный орган все же принял решение о корректировке таможенной стоимости и оформляет карточку отказа в таможенном оформлении. В этом случае, чтобы не задерживать товар на таможне и не нести необоснованные убытки, рекомендуем оплатить таможенные сборы согласно корректировке, одновременно обжаловав решение таможни.
Это обосновано тем, что в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган по обращению декларанта или уполномоченного им лица выпускает декларируемые товары в свободное обращение при условии уплаты таможенных платежей согласно таможенной стоимости этих товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и обеспечения уплаты разницы между суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной таможенным органом, путем предоставления гарантий в соответствии с разделом X Кодекса (ч. 7 ст. 53 Кодекса).
Согласно п. 15 Приказа ГТСУ №230 от 17.03.2008 г. «Об утверждении Порядка выпуска товаров в свободное обращение под гарантийные обязательства при ввозе их на таможенную территорию Украины», декларант вправе обжаловать решение таможни об определении таможенной стоимости оцениваемых товаров в таможенный орган высшего уровня и/или в суд.
На первичном этапе обжалования можно попробовать подать в таможенный орган заявление об отмене решения о корректировке таможенной стоимости, приложив копии всех документов, которые могут подтвердить таможенную стоимость. Но шансы, что это заявление удовлетворят, невелики.
Для эффективного обжалования решения таможни необходимо обратиться в административный суд с иском. Предметом иска является признание неправомерным и отмена решения о корректировке таможенной стоимости; признание неправомерным и отмена карточки об отказе в принятии таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины – так должны быть сформулированы исковые требования.
Предметом доказывания в данном деле является: во-первых, наличие достаточных документов и информации, дающих основание для применения основного метода оценки таможенной стоимости (по цене договора); во-вторых, отсутствие у таможенного органа оснований для применения второстепенного метода оценки таможенной стоимости (перечень оснований указан в ч. 6 ст. 54 Кодекса).
Суд в процессе рассмотрения дела должен установить объективную возможность и способность таможни определить на основании предоставленных истцом документов указанную цену товаров, а также уровень таможенной стоимости товаров по цене договора.
В идеале нужно доказать нарушение ответчиком ч. 3 ст. 53 Кодекса и беспочвенность требования таможни о предоставлении дополнительных документов. В этих обстоятельствах ссылка ответчика на непредоставление истцом подтверждающих таможенную стоимость документов не может считаться обоснованной.
В заключение хотим сказать, что большинство импортеров просто закрывают глаза на «шалости» таможни. Как мы уже говорили, им легче заложить так называемые риски в цену товара. Однако не всегда можно позволить себе такую роскошь, как платить за то, за что платить не должен. Поэтому вам выбирать, кто к кому залезет в карман: таможня в ваш, или вы – в карман таможни!


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%