Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Новости законодательства

Римма Медведева
налоговый консультант

№5(16)(2013)

1.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1.1. Вступил в силу закон, ужесточающий ответственность за взяточничество

Вступил в силу Закон Украины от 18.04.2013 г. №221-VII «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо приведення національного законодавства у відповідність до стандартів Кримінальної конвенції про боротьбу з корупцією», которым вводится уголовная ответственность за обещание или предложение неправомерной выгоды.

Согласно закону, все коррупционные правонарушения, связанные с получением неправомерной выгоды, предлагается отнести к числу преступлений.

Кроме того, предлагается заменить термин «взятка» понятием «неправомерная выгода». Закон предполагает криминализацию всех элементов активного и пассивного взяточничества, в том числе обещание неправомерной выгоды, а также установление уголовной ответственности за принятие предложения или обещание неправомерной выгоды.

Так, за предложение должностному лицу неправомерной выгоды за совершение или несовершение им того или иного действия в интересах того, кто предлагает такую выгоду, предполагается установить наказание от штрафа (250-500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) до лишения свободы с конфискаций от трех до шести лет.

За принятие должностным лицом предложения неправомерной выгоды предлагается установить наказание в виде штрафа от 750 до 1 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Получение неправомерной выгоды должностным лицом с использованием предоставленной ему власти или служебного положения наказывается штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение должностным лицом неправомерной выгоды в особо крупном размере, или получение ее должностным лицом, которое занимает особо ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Неправомерной выгодой в особо крупном размере считается выгода, которая в 500 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Помимо того, законопроектом предлагается: расширение границ применения диспозиций коррупционных правонарушений таким образом, чтобы соответствующие положения касались случаев, когда коррупционное действие совершается в интересах третьей стороны; установление более жестких, по сравнению с существующими, санкций за коррупционные деяния в публичной сфере; устранение риска злоупотребления институтом действенного раскаяния, путем введения дополнительных обязательных условий для возможного освобождения от ответственности за коррупцию (внедрение обязательного сочетания двух факторов — вымогательства и добровольного информирования органа досудебного расследования, тогда как на сегодня для такого освобождения достаточно любого из этих двух условий).

Отметим, что данный закон является необходимым для дальнейшей евроинтеграции Украины.

1.2.Внесены изменения в положение об автомобильной лицензионной карточке

Приказом Мининфраструктуры от 15.04.2013 г. №219 «Про внесення змін до наказу Міністерства транспорту та зв'язку України від 22 липня 2010 року №514» внесены изменения в положение о лицензионной карточке, прилагаемой к лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

В частности, приведено в соответствие с Законом о лицензировании название вида деятельности, в котором указаны перевозки не просто грузов, а опасных грузов и багажа. Изъято упоминание о том, что лицензионная карточка является бланком строгой отчетности.

Добавлено третье основание для отказа заявителю в оформлении лицензионной карточки - в случае установления наличия действительной лицензионной карточки на заявленное транспортное средство. Продлен срок оформления новой лицензионной карточки с одного рабочего дня после получения заявления до двух.

Этот приказ вступит в силу со дня его официального опубликования.

1.3.Международное удостоверение водителя выдается без сдачи экзаменов

Приказ МВД Украины от 22.02.2013 г. №176 «Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке приема экзаменов для получения права управления транспортными средствами и выдачи удостоверений водителя»

Международное водительское удостоверение выдается сроком на три года на основании национального удостоверения водителя, но не более срока действия этого удостоверения. Оформление и выдача осуществляются в срок до пяти рабочих дней со дня предоставления необходимых документов.

Для получения (обмена) международного водительского удостоверения необходимо подать следующие документы:

1) заявление;

2) ксерокопию национального удостоверения водителя, а также предъявить оригинал этого удостоверения;

3) фотографию размером 3,5 х 4,5 см на матовой бумаге.

Выдача (обмен) международного водительского удостоверения осуществляется без сдачи экзаменов.

Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

1.4. Вступает в силу закон о взносах в Пенсионный фонд работающими за рубежом украинцами

Девятого мая 2013 года вступает в силу закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о добровольной уплате единого взноса»

Как сообщалось, 5 апреля 2013 года большинством голосов депутатов Верховной Рады принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о добровольной уплате единого взноса». По данным Информационного управления Аппарата Верховной Рады, документом внесены изменения в законы «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Данными законами урегулированы:

вопросы определения размера взноса при добровольной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

 вопросы уплаты единого взноса в Пенсионный фонд Украины в иностранной валюте расположенными за пределами Украины предприятиями, учреждениями, организациями (в том числе международными) за ее работников, являющихся гражданами Украины, а также гражданами Украины, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины в соответствии с договорами о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования;

вопросы одноразовой уплаты застрахованным лицом единого взноса за предыдущие периоды (в том числе за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2010 года).

При этом сумма уплаченного единого взноса за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального и больше максимального страхового взноса, установленного на дату заключения договора.

2.РАЗЪЯСНЕНИЯ

2.1. Каков порядок контроля за таможенной стоимостью товаров?

Миндоходов в письме от 07.05.2013 г. №99-24/1-02-04/796 уведомило относительно контроля правильности определения таможенной стоимости товаров.

Соответствующие разъяснения Министерства приняты с целью обеспечения единого толкования таможенными органами положений Таможенного кодекса и предотвращения жалоб субъектов ведения хозяйства на неправомерные действия таможенных органов при реализации отдельных положений документа.

В документе напоминается о том, что таможенные органы во время осуществления контроля правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости имеют право применять такую форму контроля, как контроль сопоставления.

Отмеченная форма контроля заключается в сопоставлении данных о стоимости товаров, которые заявляет декларант, с данными о стоимости товаров, которые содержатся в других электронных документах, имеющихся у таможенного органа на момент осуществления таможенного оформления оцениваемых товаров.

Вместе с тем такое сопоставление осуществляется только с целью проверки достоверности предоставленных декларантом сведений относительно стоимости товаров и исключительно для контроля правильности определения таможенной стоимости и выявления потенциальных рисков.

При этом в письме Министерства отмечено, что решения таможенных органов относительно корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости принимаются исключительно при наличии оснований, предусмотренных ч. 6 ст. 54 Таможенного кодекса.

3.ЗАКОНОПРОЕКТЫ.

3.1 Кабинет Министров вернет «письма счастья» и запретит тонировку стекол авто

Кабинет министров Украины намерен возобновить автоматическую фото- и видеофиксацию нарушений Правил дорожного движения.

Сообщается, что в Кабинете министров завершают подготовку нового законопроекта, который восстановит автоматическую фото- и видеофиксацию нарушений. Ожидается, что отмечать на камере будут абсолютно все нарушения правил, а данные об их фиксации и штрафных санкциях водителям придут по почте.

Планируется, что водителям будут приходить заполненный протокол и фото, на котором снято нарушение, с точными координатами и временем. В случае непогашения штрафа в течение двух недель, его сумма увеличится в два раза, а через два месяца дело передадут в исполнительную службу и машину могут арестовать.

Кроме того, для того чтобы новые автоматические камеры могли заснять лица водителей, тонировку стекол планируют запретить. Отметим, что у госавтоинспекции есть 24 мобильных лаборатории, которые будут проверять тонированные автомобили во всех областях страны. Тем не менее, подобных установок не хватит, так как в Украине до 85% транспортных средств оборудованы затонированными стеклами. По информации администрации ведомства, система фото- и видеофиксации может начать работу уже до конца нынешнего года. Осталось лишь принять необходимые законы, организовать единую базу нарушений со связью с таможней и заставить украинцев растонировать автомобили.

«Если народные депутаты нас поддержат, то до конца года, максимум до весны следующего, ни одной тонированной машины в стране не останется. Мы тянули с этим до последнего, но необходимо ставить точку. Если хотим отдать вопрос фиксации нарушений технике, исключив человеческий фактор, автомобили должны быть растонированы. В противном случае, новые системы будут работать некорректно. Осенью начнем жестко штрафовать за тонировку», – сообщил один из представителей УГАИ МВД Украины, которого цитирует «Первая передача».

Также в МВД уже завершили подготовку законопроекта об увеличении штрафов за ряд нарушений (в том числе за тонировку – до 680 грн). Тот же документ дает право ГАИ контролировать техническое состояние во время эксплуатации авто.

Согласно измененным ПДД, новые дорожные знаки должны соответствовать требованиям национального стандарта, они не должны быть закрыты полностью или частично от участников дорожного движения какими-либо препятствиями, должны просматриваться на расстоянии не менее 100 м по направлению движения и быть размещены не выше 6 м над уровнем проезжей части.

Напомним, что ПДД теперь будут требовать, чтобы знаки устанавливались на той стороне дороги, которая соответствует направлению движения, и размещались таким образом, чтобы передаваемая ими информация могла восприниматься именно теми участниками движения, для которых она предназначена.

3.2. Разработана новая редакция закона об автомобильном транспорте

На сайте Мининфраструктуры размещен проект новой редакции закона об автомобильном транспорте. К основным новациям проекта авторы относят введение таких требований, как: наличие хорошей репутации, соответствующего финансового состояния и профессиональной компетенции для допуска на рынок перевозок, а также введение требований к финансовому положению для экспедиторов.

Планируется предотвращение осуществления регулярных перевозок без разрешительных документов под видом других видов перевозок и внедрение возмездного изъятия за работу без лицензии и/или разрешения, а также определение приоритетов при формировании маршрутной сети.

Преимущество при проведении конкурса будет отдаваться перевозчикам с собственными новыми транспортными средствами. К участию в конкурсе будут допускать и перевозчиков, имеющих собственные или взятые в финансовый лизинг автобусы, суммарная пассажировместимость которых не менее 220 мест для сидения.

Кроме того, документ предусматривает:

- переход на адресную помощь гражданам Украины, которые имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте;

- внедрение системы управления безопасностью перевозок и проведение технических расследований причин дорожно-транспортных происшествий;

- имплементация требований ЕС к конструкции и техническому состоянию транспортных средств, в частности по оборудованию их системами безопасности.

- введение государственного рыночного надзора и контроля производства транспортных средств и их составных частей.

3.3 Рекламу хотят запретить размещать в зоне транспортных развязок и на дорожных знаках

Разработанный МВД законопроект относительно размещения внешней рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов был согласован с председателем Госпредпринимательства.

Напомним, Мининфраструктуры предлагает запретить размещать рекламу на окнах общественного транспорта. Из Закона «Об автомобильных дорогах» предлагается исключить статью, которой регулируются вопросы размещения рекламоносителей на автодорогах по согласованию с органами государственного управления автомобильными дорогами или их собственниками и соответствующими госорганами по безопасности дорожного движения. Этой статьей также определяется перечень запретов относительно размещения таких рекламоносителей.

Согласно изменениям, которые предлагается внести в Закон «О рекламе», располагать средства внешней рекламы будет запрещено:

- на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, а также аллеях;

- в населенных пунктах на высоте менее пяти метров от поверхности дорожного покрытия;

- вне населенных пунктов на расстоянии менее десяти метров от края проезжей части;

- в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, над проезжей частью автомобильных дорог общего пользования и дорог населенных пунктов;

- на разделительных полосах автомобильных дорог общего пользования;

- на поверхностях и опорах дорожных знаков, освещения, искусственных сооружений;

- в зоне транспортных развязок, мостов, путепроводов;

- в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.

3.4. Видеорегистраторы в Украине

Запретить автомобильные видеорегистраторы или обязать установить? Законопроекты, противоречащие друг другу, подали депутаты от оппозиции. Эксперты критически отнеслись к данным законодательным инициативам.

«Кадры метеорита, упавшего под Челябинском, до сих пор пользуются популярностью на видео-портале YouTube. Отснять такое природное явление удалось с помощью автомобильных видеорегистраторов. Этими приборами, которые записывают все, что происходит на дороге, оснащено немало авто в Украине. Многие используют их не только для записи редких природных явлений, но и для фиксации дорожных инцидентов. Данные с видеорегистраторов уже давно принимают в суде в качестве доказательств виновности или невиновности водителя», - пояснил юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель.

Два законопроекта

Однако сейчас вокруг использования этих приборов в Украине разгорелась оживленная дискуссия. Недавно депутаты от оппозиционной фракции «Батьківщина» Геннадий Москаль и Виталий Ярема зарегистрировали в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, которые касаются именно использования автомобильных видеорегистраторов. Депутаты предлагают ввести уголовную ответственность за несанкционированное судом видеонаблюдение как за частным лицом, так и за государственными служащими и общественными деятелями. Согласно законопроекту, такое видеонаблюдение следует расценивать как вмешательство в частную жизнь.

Депутат Москаль на своей странице в Facebook попытался успокоить общественность и объяснил, что предложенные нововведения не касаются обычных водителей, а призваны предотвратить незаконные действия правоохранителей, которые проводят несанкционированное «негласное наблюдение» не только за оппозиционными политиками, но и за частными лицами различными средствами фото- и видео-фиксации. Впоследствии Москаль зарегистрировал еще один законопроект, который бы уже обязывал водителей устанавливать в авто видеорегистраторы.

Многие юристы и эксперты критически отнеслись к таким инициативам народного избранника. Они считают законопроект об ответственности за незаконное осуществление визуального наблюдения недоработанным, поскольку, исходя из содержания предложенного законопроекта, человека можно будет привлечь к ответственности, если в объектив его видеокамеры попадет какое-либо лицо, которому покажется, что за ним «следят».

Поле для злоупотреблений

«Законопроект открывает возможности для злоупотребления. Речь идет о «гласном или негласном наблюдении» с помощью спецсредств. Наши правоохранители могут любой, даже самый простой видео-прибор, переквалифицировать в спецсредство, вследствие чего и водителя, и даже журналиста могут посадить», – говорит пресс-секретарь общественной организации «Дорожный контроль» Егор Воробьев.

Как пресс-секретарь «Дорожного контроля», так и юрист Харьковского автоклуба подвергли критике и второй законопроект, обязывающий обустройство авто видеорегистратором. «Власть хочет устанавливать какие-то сертифицированные приборы. Это еще одна возможность «нагреть руки» на водителях». Также не исключается возможность злоупотреблений со стороны служащих ГАИ: Если прибор сломался по дороге? Если его украли? Это четко не прописано, и каждый может стать нарушителем», – уверяет юрист. Он убежден в том, что вместо того чтобы принимать огромное количество противоречивых законов, Украине уже давно следует создать один единственный и четкий – «автомобильный кодекс».

4.РАЗНОЕ.

4.1. Укрзализныця вводит платные услуги в поездах на Крым

Как отмечается на сайте ведомства, Укрзализныця расширила круг услуг, предоставляемых в поездах, следующих в Крым, Днепропетровск и Запорожье.

«Среди новых услуг, которые недавно могут получать пассажиры, - пользование холодильником в вагоне (1 услуга) - 3,5 грн, микроволновой печью (1 услуга) - 3,5 грн, подзарядка мобильного телефона или ноутбука проводником (по 2 часа) - 5 грн», - говорится в сообщении ЮЖД.

Кроме того, граждане могут воспользоваться «Экспресс-передачей» - услугой по перевозке частных отправлений весом до 200 г (1 конверт) - 12 грн.

«Плата за пользование постелью в купейных и плацкартных вагонах всех категорий составляет 14,5 грн, в СВ - 24,5 грн», - напомнили в ведомстве.

4.2. Что нужно знать о поездке за границу

В письме от 17.05.2013 г. Миндоходов поделилось актуальной информацией для граждан, которые планируют поездку за границу.

Так, согласно ст. 370 Таможенного кодекса, при пересечении границы считаются личными, в частности, такие вещи граждан:

- товары личной гигиены и индивидуальные косметические средства в количестве, которое обеспечивает потребности одного лица на период поездки;

- один фотоаппарат, одна кино- или видеокамера вместе с разумным количеством фото-, видео-, кинопленок и дополнительных принадлежностей;

- сотовые (мобильные) телефоны в количестве не более двух штук, пейджеры;

- 0,5 л туалетной воды и/или 100 г духов;

- спортивное снаряжение - велосипед, удочка рыболовная, комплект альпинистского снаряжения, комплект снаряжения для подводного плавания, комплект лыж, комплект теннисных ракеток, доска для серфинга, виндсерфинга, комплект снаряжения для гольфа, другое аналогичное снаряжение, предназначенное для использования одним лицом.

Также обращено внимание на то, что личные вещи, которые перемещаются (пересылаются) гражданами через границу Украины, декларируются устно или, по желанию собственника либо по требованию таможенного органа - в письменном виде. Такие вещи не облагаются таможенными платежами и освобождаются от представления документов, выдаваемых госорганами для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, а также от применения к ним госконтроля.

Миндоходов также разъяснило, в каких случаях граждане не платят таможенные сборы за товары при пересечении границы (ст. 374 ТК). Граждане, пересекающие таможенную границу Украины не чаще одного раза в сутки (24 часа), декларируют свой товар устно и не платят таможенные платежи. Вместе с тем фактурная стоимость такого товара не должна превышать 1000 евро в случае, если пересечение границы осуществляется авиатранспортом. Если же вы путешествуете любым другим видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, морским), стоимость товара не должна превышать 500 евро, а вес - 50 кг. Если лицо пересекает таможенную границу Украины чаще одного раза в сутки (24 часа), то товар подлежит письменному декларированию с обязательной уплатой пошлины (10%) и НДС (20%).

При перемещении по почте либо экспресс-почтой в адрес одного получателя или в несопровождаемом багаже освобождаются от налогообложения товары фактурной стоимостью до 300 евро. Фактурная стоимость - это стоимость товара, указанная в счете-фактуре/инвойсе. Фактурная стоимость необходима для формирования таможенной стоимости товара при начислении таможенных платежей при импорте.

Также Миндоходов указало, что, согласно ст. 376 ТК, в ручной клади или багаже без уплаты таможенных платежей и без письменного декларирования в расчете на одного человека разрешается ввозить:

- 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака, либо эти изделия в наборе общим весом, не превышающим 250 г;

- 5 л пива, 2 л вина, 1 л крепких (с содержанием спирта более 22%) алкогольных напитков.

При возвращении из-за границы гражданам следует знать, что лекарственные средства можно ввозить с собой в ручной клади, а также в сопровождаемом или несопровождаемом багаже. Лекарственные средства, которые продаются без рецепта врача, перевозятся только в количестве, не превышающем пяти упаковок каждого наименования на одно лицо (кроме лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества). В противном случае лицо должно иметь при себе рецепт на соответствующие лекарственные средства. Они перевозятся только в количестве, не превышающем указанное в имеющемся у лица рецепте, выданном на его имя и заверенном печатью врача и/или учреждения здравоохранения.

4.3. Министерство доходов и сборов Украины ликвидирует схему уклонения от уплаты акцизного сбора

Министерство доходов и сборов Украины намерено окончательно ликвидировать схему уклонения от уплаты акцизного сбора с автотранспорта, когда машины ввозят в страну как грузовые, а потом переоформляют как пассажирские.

Суть схемы заключается в том, что автомобили ввозят по товарной позиции 8704 (грузовой транспорт), которая не облагается акцизным сбором, с последующим оформлением в качестве пассажирского транспорта (8703). Если бы транспорт изначально ввозился по таможенному коду 8703, то требовалось бы уплатить акциз в соответствии с действующей ставкой — от 0,03 евро до 3,81 евро за 1 куб. см объема двигателей (или 109 евро за 1 шт. электротранспорта).

Поэтому в Миндоходов предлагают ликвидировать данную схему, обязав собственников транспортных средств уплачивать полную ставку акцизного сбора при переоформлении автомобилей. Об этом сказано в проекте закона, обнародованном на сайте Министерства. Согласно пояснительной записке, по итогам 2011 года в страну было ввезено почти 99 тыс. транспортных средств, оформленных по коду 8704, из которых 32%, или 31,61 тыс. шт., впоследствии были переоформлены как транспорт для перевозки пассажиров.

«Датой возникновения налоговых обязательств в случае переоборудования неподакцизного транспорта в подакцизный легковой автомобиль является дата окончания переоборудования», — отмечается в документе. Справку об уплате соответствующего сбора собственники переоборудованного транспорта должны предоставить в МВД. Внедрение этой нормы позволит получать в госбюджет от акциза до 300 млн грн в год.

В ассоциациях автоперевозчиков признают наличие проблемы переоформления грузового транспорта в пассажирский. «К такой практике прибегают нелегальные автоперевозчики, закупая грузовые Mercedes или Volkswagen», — говорит президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков народный депутат Игорь Шкиря (Партия регионов). В то же время он отмечает, что еще не ознакомлен с законопроектом, поэтому не берется комментировать последствия его принятия. От комментариев отказались и в Ассоциации международных автоперевозчиков.

Между тем, по словам гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, такая схема уже не используется: «МВД ужесточило контроль над переоборудованием грузового автотранспорта в пассажирский, взимая при таком переоформлении недополученный акцизный сбор. Другое дело, что этот сбор сейчас регламентируется только подзаконными актами, и теоретически такая практика может быть оспорена в суде. С одной стороны, данная инициатива правильна: сбор должен быть одинаковым для всех, иначе это приводит к коррупции, в том числе при переоформлении транспорта. С другой стороны, акцизный сбор с автотранспорта используется только в Украине. Этот сбор достаточно высокий, что и стимулирует представителей бизнеса к нарушениям».


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%