Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Обжалование решений органов Государственной налоговой службы

Элина Апилат
юрист, кризис-менеджер

№7(2012)

Государственная налоговая служба в Украине, как и в других странах, призывает граждан «делиться с ближними» и помогает соблюдать это правило с помощью законов и действий. Налогоплательщики добровольно-принудительно отдают кровно заработанные, те же, кто не совсем согласен с требованиями налоговиков, имеют целый арсенал средств для своей защиты – административное регулирование и судебное разбирательство.
Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности и от последствий. Во избежание недоразумений в отношениях с ГНС рассмотрим в этой статье основные права налогоплательщика на обжалование решений, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов в административном или судебном порядке, закрепленные в п. 17.1.7 ст. 17 и ст.ст. 55 и 56 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).
Итак, жаловаться можно не на все и не на всех, а выбирая способ обжалования (административное или судебное), нужно учитывать ряд нюансов.

Обжалованию подлежат:
• решения об аннулировании регистрации плательщика НДС (п. 5.6 Положения о регистрации плательщиков НДС от 07.11.2011 г.) – обжалуются в административном и судебном порядке;
• отказ органа ГНС в принятии налоговой декларации (пп. 49.12.2. ст. 49 НКУ) – обжалуется в административном и судебном порядке;
• налоговые уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства налогоплательщика – обжалуются в административном и судебном порядке;
• налоговые консультации, изложенные в письменной форме (п. 53.3. НКУ), – обжалуются в судебном порядке. Признание судом налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой консультации с учетом выводов суда;
• приказы о проведении проверок (см. письмо Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 27.07.2010 г. №1145/11/13-10) – обжалуются в судебном порядке;
• решения об аресте имущества налогоплательщика (п. 94.11. ст. 94 НКУ) – обжалуются в административном и судебном порядке.

Не подлежат обжалованию:
• налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете);
• решение налогового органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию;
• самостоятельному обжалованию не подлежат акты, составленные по результатам проведения налоговых проверок, так как они не являются решениями, порождающими правовые последствия (см. определение ВАСУ от 05.10.2010 г. №К-12392/07).
Нам повезло: в «рідній неньці Україні» в спорных вопросах закон находится на стороне налогоплательщика. В случае неоднозначной трактовки прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как контролирующего органа, так и налогоплательщика, решение принимается в пользу последнего.
Рассмотрим права и обязанности налогоплательщиков и нюансы процедуры обжалования.

ПРОЦЕДУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ


Если предприятие приняло решение идти путем административного обжалования, нужно составить жалобу (обратиться в письменном виде) в налоговый орган высшего уровня с обоснованием несогласия налогоплательщика с решением налогового органа. Также приложить к ней перечень документов и расчетов или опись в случае отправки жалобы почтой. Пунктом 86.7 ст. 86 НКУ определен срок для подачи возражений на акт (справку), составленный (составленную) по результатам проведенной налоговой проверки. Этот срок составляет пять рабочих дней со дня получения акта (справки).
С подачей первичных жалоб будет проще всего: жалобы на решения местных налоговых служб просто подаются в государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (согласно подведомственности). Налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган, решение которого обжалуется, о подаче жалобы в вышестоящий орган. Как говорится, пишите письма – и вам ответят. Пусть теперь налоговый орган доказывает правомерность принятого им решения, так как на него возложена такая обязанность по закону.

Теперь ждем… Жалоба рассматривается в течение 20 календарных дней. По результатам ее рассмотрения руководитель налогового органа (его заместитель) обязан принять мотивированное решение. Оригинал решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется налогоплательщику по почте с уведомлением о вручении или вручается под расписку. Если в течение 20 дней налоговый орган не направит налогоплательщику ни решения по рассмотрению жалобы, ни решения о продлении срока рассмотрения, то можно считать, что жалоба полностью удовлетворена. Отозвать поданную жалобу можно в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения. Отзыв, согласно законодательству, производится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу. Благоприятный или не очень конец всему делу наступает в день окончания процедуры административного обжалования, который считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.


ПРОЦЕДУРА СУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ


Если же налогоплательщик не согласен с решениями налоговых органов, тогда можно воспользоваться правом на их обжалование в порядке административного судопроизводства в соответствии с правилами Кодекса административного судопроизводства Украины (далее – КАСУ).
В соответствии с п. 56.18 ст. 56 НКУ, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение налогового органа о начислении денежного обязательства (далее – налоговое уведомление-решение) в любой момент после получения такого решения с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ. Налогоплательщик может обращаться в суд с требованием о противоправности налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.
В отличие от административного обжалования, общий срок судебного обжалования составляет шесть месяцев со дня, когда предприятие уведомлено или должно было уведомлено о нарушении своих прав, свобод или интересов. Это требование установлено в ст. 99 КАСУ.

Процессуальный закон гласит об обязанности доказывания налоговым органом в судебном обжаловании правомерности начисления или принятия любого другого решения.
Налоговое уведомление-решение или налоговое требование считаются отозванными в день вступления в законную силу решения суда, которым отменяется налоговое уведомление-решение или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании, и уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении, или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании.
Защита прав плательщика налога – дело не только благородное, но и результативное. Даже получив отказ в удовлетворении иска в суде первой инстанции, не стоит отчаиваться. Необходимо отстаивать свои права и законные интересы в суде апелляционной, а если понадобится, то и кассационной инстанций.

Бытует мнение, что налоговые споры выиграть маловероятно. Зачастую налогоплательщики, получая акт проверки с выявленными нарушениями, быстро соглашаются со всеми налоговыми обязательствами, начисленными органами Государственной налоговой службы Украины. Это вызвано недоверием и определенным опасениям к процедуре решения спора в судебных инстанциях. Поэтому многие покорно платят доначисленные ГНС налоги и штрафные санкции, не обратившись к юристу и не разобравшись в вопросе. В суд обращаются уже в крайних случаях.
К примеру, большинство налоговых споров касаются начисления налогового кредита по НДС. Мониторя нестыковки в базе данных по НДС, налоговая служба на скорую руку проводит проверку добросовестного контрагента. При автоматическом сопоставлении налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов у клиента в налоговом кредите стоит определенная сумма, которая не совпадает с суммой налоговых обязательств его контрагента. В таком случае налоговые органы проводят внеплановую проверку и признают налоговый кредит начисленным неправомерно, далее начисляются штрафы. По итогам данной ситуации получается, что работающее предприятие, получив налоговую накладную от контрагента, спокойно сдает отчеты, а через некоторое время выясняется, что у контрагента сумма НДС не отображена в налоговой отчетности. Этому может быть ряд причин: налоговый орган не принимает отчеты, контрагент эти самые отчеты не сдает, данные субъекты хозяйственной деятельности считаются недобросовестными и заносятся в список рисковых. Знать, что контрагент сдаст отчет или не сдаст, предприятие не может, и логично бы Налоговой обращаться к недобросовестному контрагенту и с него требовать оплаты, но в первую очередь обращаются как раз к работающим предприятиям. Но такие компании, как правило, заключают сделку, перечисляют оплату, в которую включен НДС, проверяют контрагента и получают копии его документов, получают налоговую накладную и начисляют себе налоговый кредит. То есть с позиции законодательства все эти действия правомерны.

Еще одним из распространенных налоговых споров является обжалование результатов налоговой проверки и привлечение к налоговой ответственности. В случае несогласия с выводами, изложенными в акте проверки, предприятие имеет право после получения акта подать в орган налоговой службы свои возражения. Подобные возражения должны быть рассмотрены, и по результатам рассмотрения оформляется вывод произвольной формы, который подписывается руководителем налогового органа, и обязательно учитывается при принятии решения – налогового уведомления. Административное и судебное обжалование предусматривает оспаривание решения налоговой службы. Оформленный же сразу после проверки акт таковым решением не является. Он лишь описывает то, что выявлено в ходе проверки. При этом от акта многое зависит при дальнейшем обжаловании, так как в нем указывается, на основании каких документов налоговый орган пришел к тому или иному выводу. Некоторые выводы могут быть сделаны, только опираясь на анализ определенных документов, и без их наличия выводы будут преждевременными и не могут послужить основанием для доначисления налогов и наложения штрафа. Часто руководители предприятия совершенно не различают акта проверки и уведомления решения, подают административную жалобу на акт и игнорируют решение, тем самым пропускают срок обжалования. При этом налоговая служба вместо того чтобы сразу указать на ошибку, продлевает срок на рассмотрение жалобы и тем самым специально провоцирует пропуск срока предприятием.

При наличии грамотных юристов и правильно оформленных документов украинские суды, согласно статистике и практике, выносят решения в пользу налогоплательщиков более чем в половине случаев. Так что за свои права стоит бороться до последнего, пока для этого есть основания и возможные способы защиты.

Очень важно обратить внимание на информацию в письме от 18.01.2012 г. №165/11/13-12, в котором ВАСУ разъяснил, что иски о противоправности решений об определении денежных обязательств плательщиков налогов, об уменьшении суммы бюджетного возмещения по НДС, о взыскании административно-хозяйственных и иных штрафных санкций являются имущественными. Это имеет значение для определения размера судебного сбора, который уплачивается истцом при подаче иска в суд. Для имущественных споров в административном судопроизводстве размер судебного сбора составляет 1% от размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года, и не более двух размеров минимальных заработных плат.
Еще пару слов стоит сказать о выгодах процедуры административного обжалования:

Дорога ложка к обеду
Своевременно и правильно составленная жалоба, которую подало предприятие, останавливает выполнение налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении, до дня окончания процедуры административного обжалования, а этот срок может составлять три-четыре месяца (в отдельных случаях – до полугода).

Качаем права
На любой стадии административного обжалования у предприятия остается (с учетом срока исковой давности) право прервать данную процедуру и обратиться с иском в суд.

Спасай что можно
Пока решение обжалуется, налоговый орган не может в качестве обеспечения наложить арест на имущество предприятия, и можно использовать время процедуры обжалования для того, чтобы обезопасить имущество предприятия от возможных неблагоприятных последствий.

В заключение хочется отметить, что истинно спокойно спит тот, кто уплатил все налоги. Важно отметить, что во избежание всяческих негативных последствий каждый документ, полученный от налоговых органов, подлежит тщательному изучению и анализу на его соответствие действующему законодательству, и однозначно не стоит забывать о своих правах и способах их защиты.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%