Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Особистість / Личность / Personality / Persönlichkeit

№8(2012)

Николай Азаров:

«Главный результат – происходит исключение фискального давления как метода»

8-10-1

 

Николай Янович, вы долгое время возглавляли Налоговую службу. Есть мнение, что сегодня она потеряла позитивный имидж в обществе. Что, на ваш взгляд, произошло?
Я бы не согласился с таким мнением. Чтобы лучше разобраться, давайте обратимся к цифрам. За восемь месяцев текущего года погашено 949 млн грн долгов по заработной плате. Благодаря работе с субъектами хозяйствования, выплачивавшими зарплату меньше уровня или на уровне законодательно установленного минимума, свыше 50 тыс. таких субъектов повысили своим работникам заработную плату. Это результат деятельности Налоговой службы.
К сожалению, накануне выборов ГНСУ, как и власть в целом, является объектом огульной критики для политических оппонентов. Скажем, сегодня оппозиция возмущена, что ее бывший лидер Юлия Тимошенко осуждена судом. Но налоговые органы еще во времена премьерства Павла Лазаренко предъявляла претензии к ее корпорации: ЕЭСУ поставляла газ на все предприятия Украины, платя при этом в бюджет смехотворно мизерные налоги.
И когда я пришел в Налоговую службу в 1996 году, на ЕЭСУ после проверки был наложен штраф – порядка 1,4 млрд грн, а в следующем году – возбуждено уголовное дело. Понятно, что история не имеет сослагательного наклонения. И все же если бы в 1997-м была доведена до конца наша принципиальная позиция, не было бы кабального «газового» договора с Россией, подписанного премьером Тимошенко в 2009 году, и суда над нею.
Сегодня ГНСУ, как и вся страна, реформируется. Совершенствуется система администрирования налогов и сборов, внедряются электронные сервисы обслуживания и новые модели налогового сопровождения. Эта работа направлена на стимулирование инвестиционного климата, роста экономики, на создание равных конкурентных условий, на борьбу с коррупционными проявлениями.
Достижение конечной цели – обеспечение стабильного и ритмичного наполнения бюджетов всех уровней – должно наглядно продемонстрировать обществу преимущества проводимого комплекса государственных реформ, когда госбюджет будет в состоянии полностью удовлетворять профессиональные, социальные, культурные и иные запросы граждан Украины.
Да, сегодня в Налоговой службе происходит ряд серьезных реформ. Это отчасти заслуга нового руководства ГНС Украины и международных консультантов. Вы поддерживаете эти реформы?
Реформы внедряются – компьютеризирован поиск субъектов «теневой» экономики, был создан и активно развивается центральный офис для крупных плательщиков налогов, введены новые стандарты и методы обслуживания. Есть программа модернизации Налоговой службы, которая реализуется совместно со Всемирным банком.
Стратегические же основы реформ ведомства обозначены новым Налоговым кодексом, который, как мы видим, был принят не в качестве догмы, а постоянно совершенствующегося документа, и программой реформ Президента Украины. Взять хотя бы подписание Виктором Януковичем закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, которыми до 2023 года освобождаются от уплаты НДС операции по поставкам программной продукции.
Кстати, тот же Налоговый кодекс – яркий пример приверженности власти декларированному курсу реформ. Мы помним вал критики во время обсуждения и принятия документа, но не слышим реакции на постоянную работу по совершенствованию «налоговой конституции». Например, созданы две дополнительные группы предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, упрощен документооборот. По закону об админреформе налоговики теперь не могут разрабатывать планы проверок, делить проверяемые предприятия по степени риска и утверждать форму налоговых документов – это стало прерогативой Минфина.
Главный результат – происходит исключение фискального давления как метода. Государство прекратило накапливать долги перед бизнесом, а наоборот, активно их возвращает и не допускает возникновения новых.
Налоговая служба наряду с таможенной является основным наполнителем бюджета. Но ее сверхзадача заключается в том, чтобы сбалансировать обеспечение потребностей государства с возможностями налогоплательщиков, которые заинтересованы в умеренных ставках налогов и затрате минимального времени на их уплату. Для этого и нужны реформы.

Грузия смогла в короткий промежуток времени побороть коррупцию в стране, привлечь лучших специалистов на работу в государственные органы, улучшить инвестиционный климат, отменить большое количество налогов, модернизировать разрешительную систему. Почему в Украине этот процесс тормозится?
Когда Грузия начала свои реформы? Например, сокращение числа налогов в этой стране заняло период с 2003 по 2008 год.
Мы начали воплощать в жизнь свою программу реформ весной 2010-го. И уже 7 октября Верховной Радой, наконец, был принят в первом чтении Налоговый кодекс, полностью меняющий систему налогообложения. Во втором чтении – 18 ноября, в новой редакции – 2 декабря 2010 года. Первые правки в него поступили уже буквально через квартал. На сегодняшний день, как я говорил выше, документ претерпел ряд радиальных изменений и дополнений.
Поэтому делать выводы, тормозиться ли у нас процесс по сравнению с Грузией, еще рано. Сегодня он развивается ускоренными темпами и, на мой взгляд, с достаточной эффективностью. Возьмем, к примеру, нынешний год. После перехода на модель упрощенного налогообложения с января 2012-го в три раза увеличился объем поступлений единого налога.
За январь-август 2012 года поступления объемов оплаты налога на доходы физических лиц составили почти 43,5 млрд грн, что на 5,5 млрд больше прошлогодних результатов. То есть темпы роста – 14,3%.
При этом общее количество представителей малого бизнеса выросло на 181,7 тыс. Состоянием на 1 сентября текущего года в Украине зарегистрировано 1 млн 197 тыс. плательщиков единого налога.
На протяжении января-августа возмещено НДС 31,1 млрд грн, что на 2,4 млрд грн больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Такие темпы роста вселяют уверенность в том, что начатые реформы будут успешно реализованы, а результатом их станем выход Украины на новый, более высокий уровень социально-экономического развития.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%