Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Последние штрихи: нюансы экспресс-адаптации законодательства Украины под евротребования

Юлия Мостовая
журналист

№10(21)(2013)

Киевская осень запомнится не только капризами погоды, но и самым настоящим евроинтеграционным марафоном. До саммита Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе остается меньше месяца, а в Верховной Раде еще не приняты ключевые законопроекты. Смогут ли политические силы сплотиться для последнего рывка и внести заключительные штрихи в картину образцово-показательного государства?
Юлия Мостовая, журналист

В середине октября спикер Верховной Рады Владимир Рыбак подчеркнул, что парламент принял уже пятнадцать евроинтеграционных законов, которые крайне необходимы для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. В общей сложности четыре закона внес в парламент Президент Виктор Янукович, ровно столько же – Кабинет Министров, а остальные – народные избранники как от власти, так и от оппозиции. Однако нардепам еще предстоит успеть рассмотреть три важных закона из евроинтеграционного пакета – закон о прокуратуре (запланирован на начало ноября), закон о независимом бюро расследований (для пресечения коррупции), а также закон о милиции. Непростая ситуация складывается и с экс-премьером Юлией Тимошенко, поскольку сейчас в стране нет законодательного механизма, по которому ее можно было бы легально отправить на лечение за рубеж.

Реформа прокуратуры

Пожалуй, ключевой евроинтеграционной реформой и посылом к подписанию Соглашения об ассоциации может стать Закон Украины «О прокуратуре». Однако только в том случае, если нардепы успеют рассмотреть и принять соответствующий законопроект до саммита Украина-ЕС в Вильнюсе. Но надежда есть, ведь он уже одобрен Венецианской комиссией и его рассмотрение в парламенте запланировано на начало ноября.

Эксперты Венецианской комиссии позитивно оценили проект Закона «О прокуратуре» и назвали его лучшим из всех украинских, которые когда-либо рассматривались в Совете Европы. Также отметили, что законопроект станет хорошей основой для завершения реформирования прокуратуры в Украине.
Среди позитивных положений документа европейцы выделили:

  • лишение прокуроров функции общего надзора и права участвовать в работе министерств, органов исполнительной власти, сессий местных советов и других административных органов;
  • лишение прокуроров права вмешиваться в дела предпринимателей без постановления суда;
  • улучшение механизмов, обеспечивающих независимость прокуроров;
  • новые детализированные процедуры назначения и увольнения прокуроров;
  • введение механизмов и органов самоуправления, а также новые процедуры дисциплинарного производства в отношении прокуроров.

Тем не менее, эксперты отметили и ряд нюансов, которые еще стоит доработать. Во-первых, ограничить прокурора в праве представлять в суде интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан, а также органов власти. Во-вторых, усилить гарантии независимости прокуроров от начальства. В-третьих, устранить возможность смещения генпрокурора по политическим мотивам, что допускает влияние Рады и Президента на его решения. В-четвертых, ликвидировать скрытую угрозу для представителей СМИ, освещающих работу прокурора (наличие правовой ответственности за любое влияние на прокурора и неуважение к нему). В-пятых, доработать процеду­ры привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, представители Венецианской комиссии порекомендовали Раде в ближайшем будущем внести изменения в раздел Конституции о прокуратуре, чтобы аннулировать право прокурора представлять интересы физических лиц, ограничить право Президента увольнять генпрокурора и отобрать у парламента право высказывать ему недоверие.

Усиление гарантий независимости судей

Также в середине октября парламент предварительно одобрил президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию относительно усиления гарантий независимости судей. Таким образом, чтобы изменить Конституцию, потребуется еще одно голосование – проект должен набрать конституционное большинство – не менее 300 голосов. Напомним, что проект об усилении гарантий независимости судей Президент внес на рассмотрение в парламент в июле. Согласно документу, судьи будут назначаться бессрочно (без пятилетнего испытательного срока); назначать и увольнять судей сможет исключительно Президент по представлению Высшего Совета юстиции. В сентябре Конституционный Суд сделал положительные выводы относительно законопроекта, однако оппозиция напрочь отказалась его поддержать и предложила вновь сесть за стол переговоров.
Представители регионов упорно не соглашаются что-либо менять в этом проекте, поскольку тогда придется вновь отправлять его в Конституционный Суд. Более того, аргументируют это тем, что проект уже одобрила Венецианская комиссия и он перешел в статус евроинтеграционного. А тем временем эксперты начинают серьезно волноваться, поскольку, по их мнению, документ совершенно неприемлем и опасен, так как позволит радикально изменить ситуацию в треугольнике «Президент – парламент – судебная власть» в пользу Президента.

Пять полиций и одно бюро расследований

Украинская милиция уже давно загубила свою добрую репутацию, а потому в ведомстве предложили ее модернизировать: скоро у нас появится пять разных полиций и отдельный орган для борьбы с коррупцией. Итак, МВД предлагает создать уголовную, финансовую, транспортную, специальную полиции, а также полицию общественной безопасности. Соответствующие изменения будут внесены в действующий Закон «О милиции» либо будет специально создан Закон «О полиции». После реформы милиция станет гражданской структурой, в МВД будут работать госслужащие, а возглавлять ведомство станет министр, которого будет назначать и увольнять Президент. Более того, все правоохранительные функции автоматически перейдут к Национальной полиции: бороться с преступностью; охранять общественную безопасность, права и свободы граждан; расследовать преступления; заниматься экономической преступностью. Руководить Национальной полицией будет главный полицейский страны. В его компетенции окажутся: Служба правопорядка (патрульно-постовая служба и ГАИ); Бюро по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (преобразованное УБОП); Бюро расследований (уголовных преступлений), а также Служба пожарной безопасности и спасения.
Государственное бюро расследований станет новым независимым антикоррупционным органом, который наделят полномочиями расследовать все типы преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, должностными лицами и судьями. Структура бюро будет разработана согласно нормам Уголовного процессуального кодекса и международным стандартам. Инициаторы полагают, что такие преобразования позволят существенно сократить руководящий состав и оградить полицию от выполнения несвойственных ей функций, чтобы сконцентрироваться на ключевых задачах.

Модернизируют СБУ

Вполне вероятно, что под импульсом евроинтеграции осовременят и Службу безопасности Украины, сделав ее аналогом зарубежных спецслужб, причем ради этого даже внесут изменения в Конституцию. Так, уже известно, что Совет национальной безопасности и обороны разработал и передал в Администрацию Президента и Минюст соответствующий пакет изменений. Пока ведомства не спешат разглашать подробности проекта, но, если верить неофициальным данным, службу могут несколько демилитаризовать: военным останется только центр спецопераций по борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков. Вот здесь-то и понадобится внесение изменений в Конституцию, ведь СБУ – орган особого значения для государства. Тем не менее, СБУ продолжит заниматься делами, связанными с терроризмом, шпиона­жем, преступлениями против государства, а также с контрабандой оружия, наркотиков, радиоактивных веществ и военными обязанностями.
Предполагается, что служба перестанет бороться с уголовными преступниками. Эти обязанности перейдут к МВД. Главное следственное управление будет и дальше заниматься экономическими преступлениями; продолжит контролировать соблюдение законов организациями, предприятиями, учреждениями. Более того, теперь управление будет сопровождать все международные договоры, дабы больше не повторилась история с газовыми контрактами Тимошенко. Тем не менее, сами сотрудники СБУ полагают, что более компетентной в экономических расследованиях будет Служба внешней разведки, так как у СБУ нет ресурса, чтобы ведать экономическими планами конкурентов.
Самое главное то, что в СБУ теперь будут «работать», а не «служить», – все сотрудники (за исключением борцов с терроризмом) лишатся своих погон. Все эти нововведения превратят СБУ в некий аналог западных спецслужб.

«Тюремные каникулы» для Тимошенко

Едва ли не самым большим препятствием на пути к подписанию Соглашения об ассоциации по-прежнему остается вопрос политзаключенной Юлии Тимошенко. Долгое время Президенту удавалось смягчать жесткие месседжи евролидеров, да еще и манипулировать политической игрой, имея «в дамках» Тимошенко. Но даже европейскому терпению пришел конец: Европарламент продлил наблюдательную миссию Кокса-Квасьневского до 15 нояб­ря и только по результатам их «положительного» доклада примет решение – подписать Соглашение об ассоциации с Украиной или нет.
Интересно то, что проблема Тимошенко настолько захватила европейских демократов, что, помилуй Президент «газовую принцессу» сейчас, Евросоюз закроет глаза на все погрешности и промедления в реформировании нашей избирательной системы и прокуратуры.
Как бы то ни было, октябрьские события показали, что даже в этом направлении есть определенные сдвиги, и вновь не без участия «европейских друзей» госпожи Тимошенко. Четвертого октября доверенное лицо заключенной – Сергей Власенко – официально заявил, что экс-премьер согласилась принять предложение европейской стороны и продолжить свое лечение в Германии. В этот же день представители еврокомиссии – экс-президент Польши Александр Квасьневский и экс-президент Европейского парламента Пэт Кокс обратились к Президенту Виктору Януковичу с официальным ходатайством о помиловании лидера украинской оппозиции. Несмотря на то что с начала этого года в Администрацию Президента поступили уже 53 ходатайства о помиловании Юлии Тимошенко и ни одно из них не было удовлетворено – у этого есть все шансы на успех.
Уже 11 октября в ходе встречи с еврокомиссаром Штефаном Фюле Виктор Янукович пообещал решить вопрос с заключенной в кратчайшие сроки и сразу же дал разнарядку парламенту разработать и принять соответствующий законопроект. Дело в том, что сейчас в Украине нет правового способа отправить за границу на лечение человека, отбывающего срок наказания в месте лишения свободы. Таким образом, к концу октября в парламенте зарегистрировали целых три разных законопроекта (разработали четыре), по которым Юлия Тимошенко может уехать на лечение за границу.
Первый законопроект № 2453а был зарегистрирован в Раде еще летом. Предложил его внефрак­ционный депутат Андрей Мищенко. Согласно проекту, заключенный сможет выехать на лечение за границу только после результатов специальной медкомиссии, заключения министерства здравоохранения и решения суда об отсрочке отбывания наказания. Зарубежное медучреждение должно подтвердить готовность принять такого пациента, а правительство этого государства – возможность предоставления ему постоянной охраны. Лечение за границей заключенный оплачивает из собственного кармана либо за счет своих родственников и близких. После выздоровления (но не позднее установленного срока) он должен в обязательном порядке вернуться на родину и «досидеть» оставшийся срок.
После длительных споров с руководством пар­ламен­та депутату удалось зарегистрировать изменения в данный проект, в частности, адаптировать его под Юлию Тимошенко так, чтобы она могла выехать за границу на лечение как свободный человек.
Второй законопроект зарегистрировал 18 октября Николай Рудьковский. Проект № 3444 о внесении изменений в Уголовно-исполнительный и Уголовный процессуальный кодексы Украины в части правового регулирования лечения осужденных за границей предусматривает, что решение о лечении, его продлении или прекращении принимает суд на основе результатов врачебной комиссии. Таким образом, суд регламентирует срок лечения, само медучреждение за границей, условия и способ перевозки туда осужденного, ответственных за перемещение и поручителей, которые проконтролируют, чтобы пациент вовремя вернулся в Украину и продолжил отбывание наказания. Как и в законопроекте Мищенко, оплата лечения будет осуществляться за счет осужденного или его близких. Буквально через три дня проект был отозван автором на доработку – с сайта Верховной Рады он исчез и по сей день там не появился.
Третий законопроект 22 октября внесла в парламен­т нардеп Анжелика Лабунская (внефракционная). Согласно проекту № 346, суд сможет вынести решение о лечении заключенного за границей только в том случае, если он год пролечился в Украине за пределами пенитенциарных учреждений и его состояние не улучшилось. Кроме того, решение суда будет одновременно освобождать осужденного от отбывания наказания.
Долгожданный третий законопроект зарегистрировали в Раде 24 октября лидеры оппози­ционных фракций: Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и Виталий Кличко. Проект № 3479 «О запрете выборочного правосудия и снятии препятствий для подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами» должен законодательно закрепить запрет политических репрессий в Украине и ликвидировать препятствия для заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Со слов лидера ВО «Батькивщина» Арсения Яценюка, законопроект предусматривает амнистию для лиц, в отношении которых Европейский суд по правам человека установил факты применения выборочного правосудия или нарушения Украиной ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
Более того, в проекте содержится положение непосредственно об освобождении Юлии Владимировны: авторы предлагают применить к осужденной полную индивидуальную амнистию, освободить от отбывания основного наказания – семи лет лишения свободы и дополнительного наказания – лишения права занимать должности в органах власти сроком на три года, а также направить ее на лечение в медучреждения стран ЕС. Причем освобождение наступит зразу после вступления в силу этого документа.
Маловероятно, что оппозиционный проект получит хоть малейший шанс на голосовании парламента, однако какой-то из вариантов Раде все-таки придется принять. Во время делового визита в Чехию (21 октяб­ря) Виктор Янукович пообещал своему чешскому коллеге Милошу Земану, что очень скоро в парламенте будет рассмотрен законопроект, который позволит Юлии Тимошенко выехать на лечение за границу. Кроме того, Президент уже подтвердил свою готовность подписать закон о лечении осужденных за границей и попросил фракцию Партии регионов активно влиться в процесс рассмотрения законопроектов, достигнуть консенсуса с другими фракциями и принять закон, сообщил на встрече с послами (25 октября) Председатель парламента Владимир Рыбак.
Европейские наблюдатели Квась­нев­ский и Кокс видят два пути решения «вопроса Тимошенко»: первый – через специальный закон (который подготовят в Верховной Раде), второй – через частичное помилование. Во втором случае ей могут сократить срок заключения, заставят оплатить штраф, разрешат выехать за границу, но в прежнем статусе – виновной. Как вариант, Юлию Владимировну могут лишить права баллотироваться на пост Президента в течение нескольких лет, однако это только варианты – окончательного предложения по делу Тимошенко у европейцев пока нет.
Что же касается Виктора Януковича, то освобождение Юлии Тимошенко постепенно обретает для него все больший смысл. Во-первых, чем дальше, тем сложнее сохранять имидж успешного евроинтегратора, имея политическую заключенную за спиной. Сейчас Виктор Янукович – желанный гость на всех международных форумах и саммитах, и самое время не испортить образ и оправдать ожидания евролидеров, помиловав Тимошенко. Во-вторых, если Тимошенко не отпустят и Брюссель откажется подписать Соглашение об ассоциации, Янукович из интегратора превратится во второго диктатора Европы (после А. Лукашенко). В-третьих, победи Виктор Янукович в выборах 2015 года повторно – общественное мнение Украины и Европы тут же объявит победу нелегитимной (ввиду наличия экс-лидера оппозиции за решеткой). В-четвертых, будучи в тюрьме, Тимошенко продуцирует образ национальной героини и опосредованно взращивает целую плеяду молодых последователей – противников нынешней власти. Все это крайне неприятно и стратегически бесполезно для гаранта. Однако если Юлия Владимировна отправится за границу, да еще и в статусе виновной, то баллотироваться на эти выборы она не сможет попросту потому, что ее вина еще не будет исчерпана, но и пятном на репутации Виктора Федоровича в роли кандидата на выборы она также уже не будет. Более того, политический образ идеального революционера Тимошенко более чист и опасен, когда она за решеткой, ведь в реальной жизни «Леди Ю» вновь превратится в яркого представителя политической элиты, испытывающего слабость к роскошным апартаментам, дорогим нарядам, и, как и все, очутится по другую сторону баррикад от народа.

Как бы то ни было, хватит ли гаранту политичес­кой воли, а нардепам взаимопонимания, чтобы решить вопрос с Тимошенко и не сорвать подписание Соглашения об ассоциации, станет известно уже в первой декаде ноября, ведь именно на этой пленарной неделе в Верховной Раде запланировано рассмотрение всех трех законопроектов. Ну а пока вопрос освобождения и отправки Тимошенко в Германию остается в формате публичного обсуждения, но отнюдь не реализации.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%